СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 16 по дисциплине "Инновационный менеджмент"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс лекций по дисциплине "Инновационный менеджмент" предназначен для контингента СПО, изучающего данную дисциплину.

Просмотр содержимого документа
«Лекция 16 по дисциплине "Инновационный менеджмент"»

Лекция 16. Цикличность инновационного процесса и планирование в малых организациях.

Несмотря на обилие работ по проблеме цикличности, до сих пор нет единой концепции по поводу причины существования этого явления.

Вопрос о причинах цикличности современных национальных экономик в зависимости от типов цикличности трактуется разными экономическими школами с неодинаковой степенью равнозначности. Так, в оценках причин «длинных волн» и структур­ных кризисов подходы различных экономистов в настоящее вре­мя во многом схожи (по крайней мере, идеи Кондратьева и Шумпетера признаются фактически всеми). Причины же «классических», т. е. промышленных (экономических), циклов определяют­ся по-разному.

Н.Д. Кондратьев – автор теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры. Он обосновал идею множественности циклов и разделил их на короткие (продолжительность 3 – 3,5 года), торгово-промышленные (средние) циклы (7 – 11 лет), большие циклы (48 – 55 лет).

Для обоснования больших циклов Н.Д. Кондратьев проанализировал обширный фактический материал. Были проанализированы статистические данные по четырем ведущим капиталистическим странам – Англии, Франции, Германии, США. Была исследована динамика цен, процента на капитал, заработной платы, объема внешней торговли, а также производства основных видов продукции промышленности.

После обработки полученных кривых зависимостей указанных показателей от времени по методам математической статистики обнаружены хорошо выраженные циклы экономической динамики длиной 48 - 55 лет. На подавляющем большинстве кривых эти циклы четко видны безо всякой математической обработки. Периоды колебаний и основные (верхние и нижние) точки кривых зависимостей разных показателей совпадают (±3 года).

Таблица 1.

Хронология больших циклов экономической динамики по Кондратьеву (составлена в 1925 г.)

I повышательная волна

1785-1790 по 1810-1817

I понижательная волна

1810-1817 по 1844-1851

II повышательная волна

1844-1851 по 1870-1875

II понижательная волна

1870-1875 по 1890-1896

III повышательная волна

1890-1896 по 1914-1920

III понижательная волна

1914-1920 по ?


Кондратьевым было сделано важное наблюдение относительно характера этих циклов: перед началом и в начале повышательной волны каждого длинного экономического цикла наблюдаются глубокие изменения в условиях экономической жизни общества.

Главную роль Кондратьев отводил научно-техническим новациям. Он заметил, что перед началом и в начале каждой повышательной волны происходили какие-либо технические и экономические изменения в жизни общества (т.е. новые открытия, новые изобретения и т.д.). Отсюда напрашивается вывод, что инновации переводят хозяйственную конъюнктуру с понижательной на повышательную тенденцию, вызывая волнообразование.

Н.Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются по времени неравномерно, появляясь группами.

Во многих теориях объяснение экономических колебаний сводится к техническим новшествам и совершенствованием, к вовлечению в эксплуатацию новых ресурсов и освоению новых территорий. Эта точка зрения присуща таким экономистам как Виксель, Шпитгоф, Шумпетер.

Эпохи повышенной экономической активности представляют собой периоды, на протяжении которых развитие техники и открытие новых ресурсов создают благоприятную основу для роста, и, в первую очередь, для роста инвестиций. В такие периоды темп технического прогресса намного ускоряется по сравнению с тем, что можно было бы ожидать при обычном действии многочисленных изобретений, каждое из которых имеет относительно небольшое значение.

Как правило, банкиры, и инвесторы скептически относятся к новым рискованным начинаниям. Но если новый процесс успешно приведён в действие, то другие могут попросту копировать его. Каждый раз, когда появляется несколько удачных новаторов, их примеру тот час следуют другие. Таким образом, движущий толчок, даваемый новатором, порождает движение последователей, привлечённых соблазном возможностей извлечения прибыли.

Нарушения, возникающие из нововведений, не могут рассосаться постепенно, на ходу, потому что почти все из них носят капитальный характер. Если нововведения появляются одновременно и в большом количестве, то условия меняются резко, и процесс приспособления становится чрезвычайно трудным. Но постепенно система приобретает новое равновесие. Таким образом, множество нововведений, появляющихся в период процветания, является как раз тем самым фактором, который нарушает равновесие и настолько изменяет условия промышленной жизни, что после этого неизбежно наступает период перестройки цен, стоимостей и производства.

По мнению Шумпетера “нововведениям свойственно нахлынуть приливной волной и затем отступить. Экономический цикл сводится к отливу и приливу нововведений и к тем последствиям, которые отсюда вытекают”.

Отсюда важность планирования при введении инноваций и использования технологических циклов.

Планирование инноваций как основной фактор успеха в бизнесе малых научно-исследовательских, инженерных и исследовательских учреждений.

Планирование присуще всем сферам деятельности малого научно-исследовательского, инженерного и исследовательского учреждения — инновационной, производственной, маркетингу; осуществляется как на уровне малого научно-исследовательского, инженерного и исследовательского учреждения в целом, так и на уровне отдельных его подразделений; охватывает различные временные периоды — стратегическое (перспективное) — три—пять лет, оперативное (текущее) — до года.

Сейчас у нас появляется довольно много скептически настроенных по отношению к любой форме планирования людей. Это вполне понятно: из одной крайности иногда хочется броситься в другую — уйти от полной, всеобщей залланированности в сферу стихии. Однако истина лежит где-то посередине. Без плана трудно добиться согласованных действий внутри организации малых научно-исследовательских, инженерных и исследовательских учреждений, сложно поддерживать приоритетность одних направлений деятельности не в ущерб другим, извращается само понятие контроля, который без учета ориентиров, вырабатываемых в процессе планирования, превращается в пустую формальность.

Содержание планирования как функции управления коммерческим учреждением состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития бизнеса малого научно-исследовательского, инженерного и исследовательского учреждения с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всего малого научно-исследовательского, инженерного и исследовательского учреждения и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Назначение планирования как функции управления имеет целью заблаговременный учет всех внутренних и внешних факторов, обеспечивающих благоприятные условия для нормального функционирования и развития организации. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым функциональным подразделением и малым предприятием в целом. Планирование призвано обеспечить увязку между отдельными структурными подразделениями, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство, сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта продуктов малых научно -исследовательских, инженерных и исследовательских учреждений вслед за изменениями спроса на рынке.

Стратегическое планирование — это сущностная составная часть процесса стратегического управления малой предпринимательской деятельностью. Перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития малого научно-исследовательского, инженерного и исследовательского учреждения, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач. Разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченной цели исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.

В условиях обострившейся конкурентной борьбы за клиентов, рынки сбыта продукции, малые предприятия последнее время стали уделять главное внимание инновационной деятельности. В частности разработка и внедрение новых видов продукции становится наиболее приоритетным направлением их стратегии, так как определяет все остальные направления развития коммерческого учреждения.

Осуществление инновационной политики в малом предприятии предполагает:

• разработку планов и программ инновационной деятельности;

• наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;

• рассмотрение проектов создания новых продуктов;

• проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в подразделениях малого научно-исследовательского, инженерного и исследовательского учреждения;

• выделение финансовых и материальных ресурсов для программ инновационной деятельности;

• создание целевых групп для комплексного решения инновационных задач — от идеи до массового внедрения продукции на рынок.

Правильно сформулированная стратегия нововведений имеет для научно-исследовательского, инженерного и исследовательского учреждения важное значение поскольку позволяет оценить возможности развития рынка и конкретного коммерческого института, сконцентрировать ресурсы на наиболее перспективных направлениях его деятельности. Такая стратегия должна обеспечивать непрерывное совершенствование и обновление внедряемой малым предприятием продукции, а это выдвигает на первый план вопросы организации и проведения исследовательских работ, освоения продукции и внедрения ее в массовое производство. При этом речь идет как о затратах на такого рода деятельность, так и о сроках реализации намечаемых видов работ. Реализация инновационной стратегии осуществляется путем разработки в подразделениях малого научно-исследовательского, инженерного и исследовательского учреждения программ нововведений, в которых формулируются конкретные их цели и пути достижения. Данные программы способствуют наращиванию научно-технического потенциала организации для последующего внедрения новшеств.

Результаты разработки программ лежат в основе планирования инновационной деятельности, показатели по которой входят как в тактические, так и в стратегические планы малого научно-исследовательского, инженерного и исследовательского учреждения.

Следовательно, планирование выступает важной составляющей всей инновационной политики. Оно помогает определить текущее положение малого научно-исследовательского, инженерного и исследовательского учреждения, наметить его будущую ориентацию и цели, наиболее рационально распределить ресурсы, конкретизировать принятые решения, установить сроки и место их проведения, наметить ответственных за их реализацию, а главное — объединить усилия отдельных центров инновационной деятельности малого научно-исследовательского, инженерного и исследовательского учреждения и сформулировать для каждого из них конкретную задачу, вытекающую из единой цели. В результате можно оценить сильные и слабые стороны инновационной деятельности коммерческого института на фоне конкурентов.

В действующей практике обычно план разрабатывается на трех - пятилетний период в зависимости от положения коммерческого учреждения на рынке, радикальности изменения стратегии и глубины нововведений и является неотъемлемой составной частью его стратегического плана. Чем более новаторскими являются действия малого научно-исследовательского, инженерного и исследовательского учреждения, тем дальше находится идея инновации от рынка и тем более продолжительный период охватывает план.

Как свидетельствует зарубежный опыт, организация не может существовать более 30 лет, если ее управление не претерпевает коренных изменений. В настоящее время данный период сократился до 20 лет и менее. Это во многом и определяет временные рамки планирования. В наших условиях ввиду быстрых и значительных изменений, происходящих в стране и, в частности, на рынке малых предпринимательских услуг, если коммерческое учреждение хочет создать конкурентоспособную продукцию, сроки планирования должны зависеть от цикличности обновления услуг на рынке конкурентов и перестройки ими методов управления.

Некоторые руководители российских малых научно-исследовательских, инженерных и исследовательских учреждений ошибочно полагают, что сейчас нет необходимости в разработке долгосрочных программ, поскольку малое предприятие не в состоянии вовремя адекватно отреагировать на изменения ситуации на рынке и обществе в целом. С их точки зрения стратегия российского малого научно-исследовательского, инженерного и исследовательского учреждения — это обобщенная концепция его целей и средств, постоянно уточняемая под воздействием внешней среды, а не детально разработанная программа предпринимательской деятельности.

Западный опыт подсказывает, что реальную оценку деятельности малого научно-исследовательского, инженерного и исследовательского учреждения можно сделать не по результатам выполнения текущей, месячной, квартальной и годовой программы, а по реальному вкладу в практическую реализацию заданий стратегического плана малого научно-исследовательского, инженерного и исследовательского учреждения. В противном случае можно затеряться в пучине быстрых изменений на рынке, потерять не только "свое лицо", но и свой маяк. Если команда малого научно-исследовательского, инженерного и исследовательского учреждения должна делать сегодняшние деньги, то главная задача менеджеров — разработка новых форм и сфер бизнеса малых научно-исследовательских, инженерных и исследовательских учреждений, его диверсификация, внедрение инноваций, обеспечивающих большие деньги в будущем, становление и укрепление малого научно-исследовательского, инженерного и исследовательского учреждения на российском и международном рынках. К сожалению, немного малых научно-исследовательских, инженерных и исследовательских учреждений в России, имеют или разрабатывают свои стратегические программы. Образно говоря, отсутствие стратегии развития малого научно-исследовательского, инженерного и исследовательского учреждения приводит к путешествию в мир неизвестного без компаса, со всеми опасностями и неожиданностями. Хорошо разработанная стратегическая программа открывает путь в будущее, дает малому предприятию уверенность, что в любой рыночной ситуации он не только выстоит, но и не свернет с намеченного пути. Внедрение стратегического планирования, стратегического маркетинга, контроллинга и других инструментов стратегического менеджмента — не дань моде, а объективная необходимость для российских малых научно-исследовательских, инженерных и исследовательских учреждений.





Список литературы (рекомендуемая)

основная

1. Баранчеев, В. П. Управление инновациями. Учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - М.: Юрайт, 2018. - 720 c.
2. Блохина, Т. К. Экономика и управление инновационной организацией. Учебник / Т.К. Блохина, О.Н. Быкова, Т.К. Ермолова. - М.: Проспект, 2017. - 428 c.
3. Гаврилов, Л. П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе / Л.П. Гаврилов. - М.: Юрайт, 2018. - 388 c.
4. Глухов, В.В. Инновационное развитие экономики мегаполиса / В.В. Глухов. - М.: Лань, 2017. - 217 c.

дополнительная
5. Гришин, В.В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики / В.В. Гришин. - М.: Дашков и К°, 2017. - 514 c.
6. Ермасов, С. В. Инновационный менеджмент / С.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2018. - 510 c.
7. КозловВ.В., КозловаЕ.Ю. Инновационный менеджмент в АПК: Уч. / В.В.Козлов - М.:КУРС,НИЦ ИНФРА-М,2016-364с.(п) / КозловаЕ.Ю. КозловВ.В.. - Москва: Мир, 2018. - 622 c.
8. Кулаков, Ю.Н. Инновационный менеджемент.Курс лекций / Ю.Н. Кулаков. - Москва: СИНТЕГ, 2017. - 156 c.
9. Маховикова, Г. А. Инновационный менеджмент. Конспект лекций / Г.А. Маховикова, Н.Ф. Ефимова. - М.: Юрайт, 2018. - 144 c.
10. Новиков, Д.А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы / Д.А. Новиков. - Москва: Высшая школа, 2017. - 294 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!