СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция 15 по дисциплине "Инновационный менеджмент"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс лекций по дисциплине "Инновационный менеджмент" предназначен для контингента СПО, изучающего данную дисциплину.

Просмотр содержимого документа
«Лекция 15 по дисциплине "Инновационный менеджмент"»

Лекция 15. ПРОГРЕССИВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Понятие "ТЕХНОЛОГИЯ" – трактуется в практике общения людей неоднозначно и имеет различное толкование. В переводе с греческого ("ТЕХНОС") технология определяется как искусство, мастерство, умение, плюс логика, иначе совокупность приемов и способов обработки и переработки различных сред.

Дисциплина, изучающая эти явления, также получила название "Технология" и представляет собой совокупность приемов получения новых знаний о процессах обработки (переработки) различных сред. Общность подхода к предмету исследования в технологии, предопределило и расширение видов обрабатываемых (перерабатываемых) сред, к которым стали относить не только МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (металл, химические вещества, растительную продукцию, в том числе дерево, пластмассы, стекло, минеральное сырье, продукты переработки сельскохозяйственного производства), но и НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (информацию, проектные и научные разработки, зрелища, искусство, законотворчество, управление, финансовые и страховые услуги и т. п.).

Задачей технологии, является выявление физических, химических, механических, коммерческих, социальных, экологических и прочих закономерностей о природе превращения обрабатываемых сред из одного вида в другой с целью определения и использования в широкой практике наиболее эффективных производственных процессов. Отражение их временных тенденций позволяет осуществлять прогнозирование направлений и темпов развития технологий и производства. Это направление в науке получило название – ТЕХНОДИНАМИКА.

Технологией также называют сами ОПЕРАЦИИ добычи, переработки, транспортирования, складирования, сбережения, передачи прав владения, продажи и т. п., которые являются частью производственного процесса.

Понятие ТЕХНОЛОГИЯ обычно рассматривается в связи с конкретной отраслью производства. Различают:

  • технологию строительства;

  • технологию химическую;

  • технологию получения конкретного продукта (например связанного азота, аммиачной селитры, серной кислоты);

  • технологию проектирования и конструирования;

  • технологию социальную;

  • технологию обработки информации;

  • технологию штамповки металла;

  • технологию печатания денег;

  • технологию банковского и страхового дела;

  • технологию продвижения и власти...

В результате осуществления ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, состоящего из совокупности, технологических операций, происходит качественное изменение обрабатываемых сред, их формы, строения, материальных (технических) и потребительских свойств. Поэтому наиболее общим содержанием ПОНЯТИЯ ТЕХНОЛОГИЯ, которое мы оставим для дальнейшего его применения в рассмотрении функций инновационного менеджмента – ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ПРИЕМОВ И СПОСОБОВ ПЕРЕРАБОТКИ РАЗЛИЧНЫХ СРЕД.

Исходя из такого представления технологии, каждую из их множества можно считать производственной, т. к. любая из них предназначена для производства нового качества исходного материала. Но в зависимости от специализации предприятия как организационной формы производственного процесса, складывается определенный приоритет в технологии, (главная – основная, обеспечивающая – вспомогательная), ее развитии и лицензировании применения перед обществом (государством).

Технологии непрерывно обновляются по мере развития науки и техники.

Результатом применения технологий в производственном процессе является продукт (работа, услуга), как конечный результат производственной деятельности человека (общества), обусловленный спросом на него.

В зависимости от этого, то есть от возможности использования продукта потребителем, различают три их вида:

  • ПРОДУКТ МАТЕРИАЛЬНЫЙ (ПМ);

  • ПРОДУКТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ (ПЭ);

  • ПРОДУКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ (ПИ).

Эти три вида продукта являются самостоятельными, непересекающимися множествами, которые взаимодействуют между собой по кольцевой схеме в различных соотношениях и комбинациях (рис1).








Рис 1. Схема взаимодействия "технологических" продуктов (работ, услуг)

Основным признаком для отнесения конкурентного продукта (работы, услуги) к указанным видам, является физическая природа и материальная сущность продукта. Указанное различие продуктов потребительского спроса неабсолютно, как и все понятия а экономике.

Пример 1.


Материальный продукт:


  • металл;


  • пластмасса;


  • краситель;


  • красящая жидкость.


Интеллектуальный продукт:


  • дизайн;


  • конструкция;


  • торговая марка;


  • НОУ-ХАУ способа изготовления пера;


  • способ производства


Энергетический продукт:


  • потребленная электроэнергия;


  • овеществленный труд;

Авторучка

  • потребленная тепловая энергия;


  • потребленная звуковая энергия.


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД – основной научный метод изучения сложных систем, к которым относятся производственные технологии.

Характерными признаками сложных систем являются:

  • сложность моделей процессов;

  • большая размерность задач управления;

  • иерархичность структуры;

  • агрегирование частей;

  • множественность связей элементов;

  • неопределенность состояний;

  • чувствительность к помехам (отклонениям).

Сущность системного подхода раскрывается в методике его организации, т. е. выделении объекта системного анализа (вещества, явления, процесса, структуры), границы раздела внешней и внутренней среды объекта, целевой функции и структуры объекта, описания и критериев оценки состояния объекта, классификации элементов и способов их агрегирования.

Под системным подходом в анализе производственных технологий, равно как и других объектов, понимают всестороннее, систематизированное, то есть построенное на основе определенного набора правил, изучение сложного объекта в целом, вместе со всей совокупностью его внешних и внутренних связей, проводимое для выяснения возможностей улучшения функционирования объекта.

Основан системный анализ на правилах ЛОГИКИ И ЗДРАВОГО СМЫСЛА с привлечением методов количественных оценок связей (явлений), попыток моделирования реакций объекта анализа различными средствами (имитация, математическое описание, статистика, программирование).

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (СИСТЕМНЫЙ) АНАЛИЗ – ЭТО СРЕДСТВО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭНТРОПИИ ВСЕХ ВИДОВ ЭНЕРГИИ ПО КРИТЕРИЮ ПОЛЕЗНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.

Мерой энтропии (рассеяния) энергии в производственных отношениях общества, изучаемых в теории экономики, приняты затраты труда, выраженные в стоимостном виде.

ПРОГРЕССИВНЫЕ технологии в результате сравнения с аналогами по совокупности их характеристик имеют передовые (наилучшие) экономические показатели и отвечают (соответствуют) критерию полезности наилучшим образом.

Для классификации технологий необходимо выявить:

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ – совокупность множества элементов, которые составляют предмет труда специалиста в какой-либо области деятельности, представленной в обобщенном виде. От правильного определения предметной области зависит состав и содержание обучения специалистов по инженерным, экономическим, юридическим, медицинским и прочим специальностям.

Производственные технологии, как объект исследования, могут быть научно обоснованы при наличии средств их описания.

СРЕДСТВА ОПИСАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ – это множества языков описания природных и общественных явлений, применяемых в обществе. К ним относятся:

  • языки буквенно-смыслового содержания;

  • языки математических формул;

  • языки логики;

  • язык графических символов;

  • языки алгоритмические;

  • метаязыки (между..., после..., через...);

  • язык макетирования;

  • язык аналога.

Выбор средств описания технологий осуществляется в зависимости от содержания прикладных задач производственной технологии.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение технологии.

2. Назовите виды продукта в зависимости от возможностей использования потребителем.

3. Назовите характерные признаки сложных систем.

4. Какую роль играет инновационный менеджмент в производственных технологиях?





Список литературы (рекомендуемая)

основная

1. Баранчеев, В. П. Управление инновациями. Учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - М.: Юрайт, 2018. - 720 c.
2. Блохина, Т. К. Экономика и управление инновационной организацией. Учебник / Т.К. Блохина, О.Н. Быкова, Т.К. Ермолова. - М.: Проспект, 2017. - 428 c.
3. Гаврилов, Л. П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе / Л.П. Гаврилов. - М.: Юрайт, 2018. - 388 c.
4. Глухов, В.В. Инновационное развитие экономики мегаполиса / В.В. Глухов. - М.: Лань, 2017. - 217 c.

дополнительная
5. Гришин, В.В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики / В.В. Гришин. - М.: Дашков и К°, 2017. - 514 c.
6. Ермасов, С. В. Инновационный менеджмент / С.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2018. - 510 c.
7. КозловВ.В., КозловаЕ.Ю. Инновационный менеджмент в АПК: Уч. / В.В.Козлов - М.:КУРС,НИЦ ИНФРА-М,2016-364с.(п) / КозловаЕ.Ю. КозловВ.В.. - Москва: Мир, 2018. - 622 c.
8. Кулаков, Ю.Н. Инновационный менеджемент.Курс лекций / Ю.Н. Кулаков. - Москва: СИНТЕГ, 2017. - 156 c.
9. Маховикова, Г. А. Инновационный менеджмент. Конспект лекций / Г.А. Маховикова, Н.Ф. Ефимова. - М.: Юрайт, 2018. - 144 c.
10. Новиков, Д.А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы / Д.А. Новиков. - Москва: Высшая школа, 2017. - 294 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!