Учебный модуль (11 класс)
в курсе «Всемирная история»
ТЕМАТИКА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
«Холокост во время Второй мировой войны»
учитель истории
МБОУ лицей №1 г.Морозовск
Плетнева Лариса Владимировна
СОДЕРЖАНИЕ
1. Лекция №1 «Накануне Второй мировой войны»__________________________________ 2
2. Лекция №2 «Трагедия Польши» _______________________________________________ 4
3. Лекция №3 «Холокост на территории СССР»____________________________________ 6
4. Лекция №4 «Жертвы Холокоста»______________________________________________ 11
5. Лекция №5 «Фабрика смерти»_________________________________________________ 14
Источники__________________________________________________________________ 15
Лекция №1
Накануне Второй мировой войны
В ноябре 1918 года закончилась Первая мировая война. В соответствии с Версальскими соглашениями, Германия утратила 12 процентов своей территории, большую часть угольной и сталелитейной промышленности и надеялась возвратить жизненно важные ресурсы, развязав новые военные действия. Расформирование воинских частей привело к массовой безработице.
В 1932 году к власти пришла Национал-социалистическая рабочая партия Германии (нацисты), а в 1933-м ее лидер Адольф Гитлер был назначен канцлером Германии. Воспользовавшись, как предлогом, общим недовольством и экономическими трудностями, Гитлер всячески пропагандировал расистскую теорию, открыто выступая против евреев, обвиняя их за поражение Германии в Первой мировой войне, в распространении коммунистических идей, стремлении разрушить демократические режимы в Европе. «Евреи – наше несчастье!» - такие надписи «украшали» многие здания немецких городов (см. слайд №2,3)
В книге «Mein Kampf» («Моя борьба»), опубликованной в 1923 году, Гитлер утверждал, что евреи не способны к продуктивной деятельности, не могут создать своего государства, а потому используют творческую энергию других наций. Они якобы поставили перед собой цель поработить наиболее активные народы. Гитлер провозгласил беспощадную борьбу против еврейства, выступив за чистоту немецкой (арийской) расы, считая себя призванным спасти мир от «еврейского засилья». В скором времени он переходит от ограничения прав евреев к их вытеснению из общественной, политической и экономической жизни Германии, а чуть позже - к физическому уничтожению.
В 30-е гг в Германии распространилась игра под названием «Выгони евреев» (см. слайд №4), как «замечательная забава» для детей и взрослых. На фигурках-фишках надеты шапки, какие евреев заставляли носить в средние века; на шапках можно различить антиеврейские карикатуры. Одна из надписей на игровом поле гласит: «Если вам удалось прогнать шестерых евреев, вы одержали чистую победу».
1 апрелем 1933 года датируется первый официальный бойкот евреев - собственников магазинов. Члены гитлерюгенда расклеивали на витринах еврейских магазинов предупреждения - не покупать у «чужих». Подобные меры предпринимались и против еврейских врачей и адвокатов. В апреле 1933 г. доктор Герта Натхорф записала в дневнике:
«Этот день, как ожог в моем сердце. Кто бы мог подумать, что такое еще возможно в XX веке?! Перед всеми еврейскими магазинами, адвокатскими конторами и кабинетами врачей стоят молодые люди с плакатами: «не покупайте у евреев», «не ходите к еврейским врачам», «всякий, покупающий у евреев, — предатель», «евреи — воплощение лжи и подлости». Таблички на дверях приемных вымазывают грязью или разбивают, а люди смотрят и молча проходят мимо. Наверное, о моей табличке просто забыли. Боюсь, я бы не сдержалась. Вчера ко мне зашел один из этих парней и спросил: «Это еврейское предприятие?» - «Это кабинет врача, — ответила я. — Вы больны?»
Вечером мы с друзьями, три супружеские пары, все врачи, ужинали на Гогенцоллерндамм. Все были очень подавлены. Эмиль, один из нашей компании, оптимист, пытался нас убедить, что через несколько дней эти безобразия закончатся. Никто не понимает моего возмущения, когда я говорю: «Лучше бы они просто нас убили. Это гуманнее, чем медленное психологическое уничтожение». Впрочем, моя интуиция редко меня подводит».
Выдвигалось требование исключить еврейских учеников и студентов из школ и университетов.
Начиная с 1933 г. еврейских детей планомерно изгоняют из немецких школ. На снимке в презентации (см. слайд №5) - урок нацистской идеологии, во время которого подвергались унижениям ученики-евреи. Можно разобрать слова на доске: «Еврей — наш самый главный враг. Будьте бдительны с евреями!». В картинках из немецкой книжки для детей «Ядовитый гриб», опубликованной в 1938 г. еврейских детей и учителей выгоняют из школы, которая становится, наконец чисто «арийской». Среди прочего в книге есть такое утверждение: «Как трудно бывает иногда отличить несъедобные грибы от съедобных, так же непросто разглядеть, что все евреи мошенники и преступники» (см. слайд №6)
Вот свидетельства еврейских школьниц о том, как изменилась их жизнь после принятия нацистского «Постановления о мерах по борьбе с переполнением немецких школ».
Хильма Геффен-Людомер из берлинского пригорода Рангсдорфа вспоминает: «От дружелюбной атмосферы не осталось и следа... Никто больше не хотел со мной дружить. А многие соседи даже боялись разговаривать. Некоторые, когда мы сами к ним заходили, говорили напрямик: «Больше к нам не ходите, мы боимся. Нам нельзя общаться с евреями». Жительнице Нюрнберга Лоре Ганг-Запьхеймер, которой в 1933 г. исполнилось 11 лет, разрешили учиться в немецкой школе, потому что ее отец был ветераном Первой мировой войны. Но и ей не удалось избежать изоляции. «Мы с тобой не можем идти домой, - говорили дети-немцы. - Нельзя, чтобы нас видели вместе на улице». «С каждым новым днем нацистского правления,- писала Марта Аппель, - пропасть между нами и нашими соседями становилась все шире. Мальчики и девочки, с которыми мы много лет были в самых теплых отношениях, отвернулись от нас. Вдруг выяснилось, что мы другие».
Арийское происхождение постепенно становилось условием для поступления на работу по ряду специальностей; усилилась антисемитская пропаганда. 15 сентября 1935 года были приняты Нюрнбергские законы «О защите немецкой крови и немецкой чести». 14 ноября нацисты приняли Положение о национальном гражданстве: в юридическом документе впервые было сформулировано, кто является евреем, и определен статус метисов. Условием для зачисления на любую государственную службу стало арийское происхождение. Первая инструкция по выполнению Нюрнбергских законов запретила смешанные браки между евреями и метисами во втором поколений.
Еще в 20-е годы группа немецких «ученых» стала пропагандировать идею уничтожения людей, чье существование они объявляли бесполезным. В «бесполезные» они зачисляли некоторые категории инвалидов и умственно отсталых. Была даже отчеканена формула: «Жизнь, не стоящая жизни». Эти идеи с готовностью подхватили нацисты, чья идеология требовала от общества помогать «здоровым» и избавляться от «больных» и «увечных». Евреи представляли как бы внешнюю угрозу для немецких «народных масс». А психически и физически неполноценные и все остальные, по тем или иным причинам не соответствующие официальному представлению о «германской нации», считались внутренней угрозой. Было объявлено: поскольку эти люди не вносят своего вклада в экономику, они становятся непосильным бременем для здоровых и производительных сил общества. С расово-биологической точки зрения они признавались «некачественным материалом», а их болезни — наследственными и угрожающими здоровью нации.
На этой фотографии (см. слайд №7), сделанной между 1938 и 1940 годами в Бухенвальде, запечатлена группа евреев-инвалидов. Единственное назначение таких людей, по мнению нацистов, - быть «сырьем» для медицинских исследований. Маловероятно, чтобы эти люди долго оставались в живых после съемки.
В борьбе за «чистоту» общества и «арийской расы» нацисты преследовали и заключали в тюрьмы тысячи граждан, произвольно отнесенных ими к разряду «асоциальных». Арестам, помимо прочих, подвергались даже лица, дважды отклонившие предложения о работе. Нацистская идеология преследовала и тех, кто был уличен в совершении непристойных действий. В соответствии с постулатами так называемой «криминальной биологии» даже мелкие преступники объявлялись биологически неполноценными. Эта категория граждан нередко подвергалась принудительной стерилизации или кастрации. В концлагерях отличительным знаком этой социальной группы был черный треугольник.
Утром 7 ноября 1938 г. семнадцатилетний польский еврей Гершель Гриншпан застрелил в Париже немецкого дипломата Эрнста фон Рата. За неделю до этого родителей юноши вместе с другими семнадцатью тысячами польских евреев выслали из Германии. Условия жизни на «ничьей земле» между Германией и Польшей были невыносимыми, и Гриншпан, узнав об ужасающем положении своих родных, в припадке ярости, в знак протеста разрядил пистолет в немецкого дипломата. После того как фон Рат умер от полученных ран, гитлеровский министр пропаганды Йозеф Геббельс дал инструкцию прессе развернуть кампанию против немецких евреев. Эта кампания привела к самому крупномасштабному погрому в современной европейской истории.
Вечером и ночью с 9 на 10 ноября по всей Германии прокатилась волна насилия: осквернены сотни синагог, разрушены и разграблены тысячи магазинов, хозяевами которых были евреи. Надругательствам подверглись еврейские кладбища. Сотни евреев погибли, около тридцати тысяч еврейских мужчин были арестованы и брошены в концлагеря. Битое стекло, которое усеяло тротуары по всей стране, дало название погрому - «ночь битого хрусталя», или «хрустальная ночь».
А верх цинизма заключался в том, что нацистское руководство обвинило во всем самих евреев и еврейским организациям Германии пришлось выплатить государству «компенсацию» в размере миллиарда марок. Все страховые выплаты пострадавшим были конфискованы, а еврейским торговцам было приказано произвести уборку и «восстановить внешний вид улиц».
Это произошло на глазах у всего мира, который ничего не сделал для того, чтобы защитить евреев. Через год, 1 сентября 1939 года немецкие войска вступили в Польшу. Началась Вторая мировая война.
Лекция №2
Трагедия Польши
После того как Польша была захвачена нацистами, в их кровавых руках оказалось свыше 2 миллионов евреев. Гитлер рассматривал варианты создания еврейских резерваций в районе Люблина или на принадлежавшем Франции острове Мадагаскар в Индийском океане. 21 сентября 1939 года был издан приказ шефа РСХА Гейдриха о создании в городах близ больших железнодорожных станций специальных еврейских кварталов (гетто). Туда же должны были переселяться евреи из ближайшей сельской местности. Первое гетто было создано в октябре 1939 года (см. слайд №2)
Систематическому уничтожению европейских евреев предшествовали санкционированные государством убийства немецких калек, психических больных и «асоциальных» элементов. Эти убийства, вошедшие в историю как операция «Акция Т4», начались в октябре 1939 г. Руководили акцией из личной канцелярии Адольфа Гитлера. Жертв, которыми стали пациенты приютов и клиник, собирали по всей Германии и на серых автобусах с занавешенными или закрашенными окнами увозили в «центры эвтаназии», оборудованные газовыми камерами и крематориями. Решение подвергнуть пациента «дезинфекции», то есть убить, принимали врачи. Родственникам посылали стандартные извещения о смерти: «С прискорбием извещаем вас о том, что ваш... скончался от... гриппа... Все попытки врачей сохранить больному жизнь, к сожалению, были тщетны». Органы жертв нередко сохраняли и использовали в качестве учебного материала на занятиях в медицинских училищах. С 1940 по 1945 г. эвтаназии были подвергнуты по меньшей мере сто двадцать тысяч человек. Однако под влиянием общественного мнения в августе 1941 г. программа была официально приостановлена.
В конце 1940 года нацисты организовали в Варшаве самое большое гетто Европы для 500 тысяч евреев, трети населения города (см. слайд №3,4). Но площадь этого гетто составляла всего 4,5 процента городской территории. Здесь царили голод, нищета, болезни, эпидемии. И главное стремление нацистов - быстрее, быстрее! Не дать миру опомниться! Однако даже такие темпы уничтожения евреев их не устраивали. Слишком медленно, необходимы новейшие технологии для уничтожения миллионов людей, чтобы скрывать следы преступлений. 20 января 1942 года в предместье Берлина, Ванзее, был вынесенный смертный приговор всему еврейскому населению Европы.
Алан Буллок в своей книге «Гитлер и Сталин: Жизнь и власть: Сравнительное жизнеописание» так представляет события тех далеких лет: «Депортация евреев с территории Старого Рейха и Богемии-Моравии на Восток для «переселенцев» началась осенью 1941 года. На конференции в Ванзее в январе 1942 года было решено отдать приоритет «очищению» польского генерал-губернаторства. Геббельс записал в своем дневнике 27 марта 1942 года: «Начиная с Люблина, депортация евреев из генерал-губернаторства на Восток запущена в ход. Занятие это довольно варварское - не хотелось бы вдаваться в детали - и не так уж много евреев осталось. Я думаю, можно считать, что примерно 60 процентов из них ликвидированы, и около 40 процентов заняты принудительным трудом. Бывший гаулейтер Вены (Глобоуник, сейчас он в СС) проводит это в жизнь очень продуманно... Просто нельзя быть в этих делах сентиментальным... Фюрер - движущая сила этого радикального решения на словах, и на деле».
Гиммлер настаивал на том, чтобы операция Рейнхард, очищение генерал-губернаторства, о котором упоминал Геббельс, завершилась к концу 1942 года. Рейнхард Гейдрих, именем которого эта операция была названа, не дожил до того дня, когда план, выдвинутый на конференции в Ванзее, претворился в жизнь. После назначения протектором Богемии-Моравии он был убит двумя парашютистами, чехом и словаком, сброшенными с английского самолета. В качестве репрессии были расстреляны на месте более 1500 чехов, 3000 евреев были высланы для уничтожения в Польшу, деревня Лидице, выбранная наугад, была сожжена дотла, после того, как все мужчины были расстреляны, а все женщины отправлены в концентрационные лагеря (см. слайд №5).
От членов каждой команды СС, отобранной для «специального задания» на территории Польского генерал-губернаторства Гиммлер требовал личной клятвы молчания и говорил им следующее: «Я жду от вас сверхчеловеческих актов бесчеловечности. Но такова воля Фюрера».
Эта часть операции заключалась в концентрации всех евреев в гетто. В Варшаве 150 000 доставленных туда евреев загнали в район, где уже жили 280 000 человек и, чтобы изолировать их от остального мира, построили стену. Другие гетто находились в Лодзи и вокруг Люблина. Второй этап заключался в отправлении жителей гетто в лагеря смерти в соответствии с планом «Окончательного решения» но мере того, как эти последние вводились в действие. Когда депортация (всегда под видом переселения) сократила число обитателей варшавского гетто до 70 000, оставшиеся сплотились, чтобы оказать сопротивление. Две тысячи солдат СС при поддержке танков, огнеметов и динамита были брошены, чтобы взорвать и испепелить гетто. К изумлению генерала Штрупа, руководившего этой операцией (для которого потом подготовили специальный альбом фотографий на память об одержанной «победе»), евреи, мужчины и женщины, сражались с такой решимостью, что несравненно лучше вооруженным немцам потребовалось четыре недели, чтобы, захватывая квартал за кварталом, уничтожить их. Из 56 000 захваченных - 7000 были расстреляны, 22 000 - отправлены в лагеря смерти, остальные - в трудовые лагеря.
В сотни гетто на территории Восточной Европы загоняли не только местное еврейское население, но и евреев из Германии и Австрии. Очень скоро условия жизни в этих местах стали невыносимыми, но немецкие власти решили, что принятые нормы существования в городах на гетто не распространяются. Гетто оказались смертельными ловушками.
Одним из решающих факторов стало умышленно жуткое перенаселение. Евреям строго запрещались какие-либо связи с внешним миром. Поэтому для сообщения между еврейскими кварталами, разделенными «арийскими магистралями», иногда возводились такие переходы (см. слайд №6). Толкучка на мосту была вызвана чудовищной перенаселенностью гетто.
Численность обитателей Варшавского гетто достигала четырехсот тысяч: один человек на 7,5 квадратных метров. Многие семьи ютились по пятнадцать и более человек в одной комнате. Раздобыть топливо зимой стало так трудно, что обычный уголь звали «черным жемчугом». Еды тоже постоянно не хватало. Немцы объявили «нормой» 200 грамм на человека в день. (Для сравнения: сегодня в Шведских больницах специальные дневные диеты для похудания составлены из расчета 1000 калорий.) Чтобы выжить, приходилось провозить продукты питания контрабандой с «арийской» стороны. Таких «контрабандистов», а также уличенных в тайном хранении пищевых продуктов нацисты расстреливали на месте.
На этом слайде (см. слайд №7) фотография пожилой женщины, которая, чтобы не умереть от голода, продает накрахмаленные повязки. После оккупации немцами Польши в сентябре 1939 г. евреям, чтобы их отличали от остального населения было приказано носить в общественных местах «Звезду Давида» (см. слайд №8). Такие отличительные знаки немного различались по внешнему виду. В Варшаве это была голубая звезда на белой повязке, которую полагалось носить на рукаве.
Подобные условия жизни неизбежно приводили к вспышкам эпидемических заболеваний, в первую очередь тифа.
Адина Цвайгер работала медсестрой в больнице Варшавского гетто. Летом 1941 г. она вела дневник. Вот одна из ее записей: «Через три недели я снова вышла на работу в больницу... Снова в тифозной палате, где никто не умирает. Коек не хватает, поэтому дети лежат по двое, а то и по трое на одной койке. У каждого крошечный жаропонижающий пластырь на лбу. Пластыри тоже в дефиците. У детей высокая температура, и они все время просят пить. Нет, они не умирают. Мы их выписываем - мы просто не можем держать их подолгу, потому что каждый день обязаны принять новую партию детей и соответственно столько же выписать или перевести из категории «тяжелых» в «выздоравливающие». Все записи тифозной палаты у немцев на учете. Мы выписываем детей, часто обрекая их на голодную смерть. Порой, распухшие от голода, они снова возвращаются к нам, чтобы спокойно умереть на больничной койке. И так каждый день».
Резко возросла «естественная» смертность. Медицинская помощь стала нереальной, поскольку у еврейских врачей и медсестер не было ни лекарств, ни необходимого оборудования. Вот что писал один из врачей: «Энергичные, полные жизни люди на глазах превращаются в апатичных сомнамбул. Они все время лежат, им едва хватает сил дойти до уборной... Их убивают усилия, предпринимаемые для добычи пищи. Иногда они умирают с куском хлеба в руке». Не было никакой возможности помочь изможденным сиротам, тысячами слоняющимся по улицам. Накрытые газетами трупы в ожидании перевозки лежали прямо на тротуарах (см. слайд №9). Их хоронили в общих могилах.
Но даже в таких невероятных условиях евреи пытались вести «нормальную» жизнь. Несмотря на запрет школьного обучения, оно продолжалось. В Лодзи работали шестьдесят три школы, в которых учились около 23 330 учеников. Несмотря ни на что, молодые люди пытались получить образование. Вот что писал в своем дневнике 25 марта 1942 г. школьник Давид Зраковьяк из Лодзи: «Я чувствую себя совсем больным. Читаю, но заниматься не могу. Поэтому учу английские слова. Сейчас читаю Шопенгауэра. Философия и голод. Неплохое сочетание!». Музыканты, художники, актеры продолжали работать. В Лодзи, например, работал детский кукольный театр, в Варшаве — детский хор. В гетто устраивали концерты и давали театральные представления до тех пор, пока музыкантов и актеров не депортировали в лагеря смерти. По мнению многих историков, культурная жизнь в те годы была формой сопротивления.
В гетто было немало людей, осознавших, как важно для будущего фиксировать все, что происходит. Одни вели дневники, другие собирали документы и свидетельства о жизни в гетто, о немецкой политике в целом и отдельных случаях зверств. Особый вклад внесли историк Эммануэль Рингельблюм, учитель Хаим Каплан из Варшавы и адвокат Авраам Тори из Ковно (Каунаса).
Хотя немцы после оккупации Польши сожгли сотни синагог, многие евреи продолжали соблюдать религиозные традиции. Это было запрещено. Евреев, которых гестаповцы или эсэсовцы заставали за молитвой, подвергали разного рода издевательствам. Им отрезали бороды или даже заставляли мочиться на молитвенники и свитки Торы.
Частные еврейские коллекции книг и публичные библиотеки были объектами самого пристального внимания нацистов. Хранимые веками еврейские исторические архивы в Восточной Европе были конфискованы или уничтожены. В 1942 г., с началом депортации из гетто, оставленные книги и рукописи нередко шли на растопку.
Вначале немцы использовали население гетто в качестве дармовой рабочей силы. Некоторые гетто сыграли важную роль в обеспечении немецкой армии товарами и услугами. Скажем, еврейские поселения Варшавы, Лодзи, Белостока и Сосновица были почти полностью ориентированы на военное производство. Нередко немцы использовали труд евреев в личных целях - ради получения собственной выгоды и удобств. Многие обитатели гетто воспринимали такую работу как единственный шанс на выживание. Но рано или поздно стремление нацистов уничтожить евреев оказывалось сильнее желания извлечь пользу из их труда.
Лекция №3
Холокост на территории СССР
Нацистская Германия вела против Советского Союза как политическую, так и идеологическую войну. Адольф Гитлер и нацистская верхушка хотели раздавить «еврейский большевизм» и завоевать «жизненное пространство» для «германской расы» на «немецком востоке». Поэтому их оккупационная политика в Советском Союзе, как правило, была более жестокой, чем в других частях Европы.
Первые меры, которые предпринимали оккупационные власти - сначала военные, а затем гражданские, - имели явно антисемитскую направленность. Евреям был присвоен особый статус полностью бесправной группы населения. Уже в первые дни оккупации они стали объектом всевозможных унижений. В отличие от других граждан, свобода их передвижения была ограничена только местом проживания. Служащих, врачей, учителей немедленно увольняли с работы.
Строкой документа: «Еврейскому населению запрещается…»
Распоряжение немецких властей 2 августа 1941 г.
Все евреи обоего пола города Вильно обязаны для своего опознания носить на левой стороне груди и на спине желтую звезду Сиона.
Еврейскому населению запрещается ходить по тротуарам. Они обязаны ходить по правой стороне проезжей части и идти друг за другом.
Еврейскому населению запрещено пребывание в скверах и всех общественных парках. Еврейскому населению запрещено также пользоваться скамейками для отдыха.
Еврейскому населению запрещено пользоваться всеми общественными транспортными средствами, такими как такси, пролетки, автобусы, теплоходы и т. д. Собственники или держатели средств транспорта обязаны прикреплять на видном месте средства передвижения плакат с надписью: «Евреям запрещено».
Несоблюдающие это распоряжение должны наказываться строжайшим образом.
Настоящее распоряжение вступает в силу сегодня.
Областной комиссар города Вильно Хингст
Позже для евреев были выделены особые районы или дома. Евреи, наряду с вероятными политическими врагами нацистов, были обязаны зарегистрироваться. Вся их собственность подлежала конфискации. Их зарплата, если они вообще ее получали, была значительно меньше, чем у других работников. При распределении хлеба им причитались самые маленькие пайки.
Евреям было запрещено ходить по тротуарам, не разрешалось принимать участие в общественных мероприятиях. Браки между евреями и представителями других национальностей объявлялись недействительными. Только евреев принуждали носить отличительные знаки, и это сразу ставило их вне общества.
«Операция Барбаросса» (см. слайд №2), вторжение нацистской Германии на территорию СССР 22 июня 1941 г., ознаменовала начало систематических убийств евреев. Вслед за немецкой армией двигались четыре мобильные группы, так называемые айнзацгруппы, или специальные подразделения. Они были укомплектованы профессиональными немецкими полицейскими, сотрудниками службы безопасности и СС. Вначале их численность составляла 3000 человек, они должны были расстреливать политработников и евреев - членов партии. Вскоре перед ними была поставлена новая задача: уничтожать всех евреев без исключения (см. слайд №3) Эта карта из отчета спецподразделения айнзацгруппы А, действовавшей главным образом в Прибалтике. Число рядом с гробом — количество ликвидированных евреев. При проведении карательных операций в Прибалтике, Белоруссии и на Украине айнзацгруппы получали значительную помощь от местной полиции и регулярных частей вермахт (см. слайд №4)
Командиры айнзацгрупп педантично вели записи, а отчеты о проделанной работе аккуратно отсылались в Берлин. По этим отчетам можно восстановить картину происходившего день за днем. Один из таких документов - семистраничный отчет о казнях, проведенных в Литве отрядом айнзацгруппы А с 4 июля по 1 декабря 1941 г. Всего было убито сто тридцать семь тысяч триста сорок шесть человек. Жертвами стали русские и литовские коммунисты, русские военнопленные, «душевнобольные», литовцы, поляки, цыгане и партизаны. Но больше всего погибло евреев. Мы цитировали дневник А. Тори - утро 28 октября в Каунасском гетто. А вот немецкий отчет о следующем дне: «29/10/41, Каунас (чистка гетто от лишних евреев). 2007 евреев, 2920 евреек, 4273 еврейских детей: 9200 человек». Айнзацгруппы, действовавшие в Восточной Европе и на территории бывшего СССР, при поддержке полицейских батальонов и других подразделений уничтожили около двух миллионов человек (см. слайд 5,6)
На советской территории существовали сотни гетто, которые во многом были схожи с польскими. Первые из них - в Кишиневе и Минске - были созданы уже в июле 1941 г. По неполным данным, на Украине было около 600 гетто (см. слайд №7), в Белоруссии — по меньшей мере 163, в Молдавии - 49, еще несколько десятков находились в балтийских республиках и России (крупнейшие из них - в Смоленской, Брянской и Ростовской областях).
Существовало гетто двух типов - открытые и закрытые. Последних было значительно больше. Еврейское население сгоняли в городской квартал, огороженный колючей проволокой и охраняемый изнутри еврейской «полицией порядка» и местными полицейскими - снаружи.
Методы массовой депортации и уничтожения евреев европейских стран вдали от места их проживания впервые в широком масштабе были опробованы нацистами осенью 1941-го и в начале 1942 г., когда евреев переправляли в гетто и места массового уничтожения в Каменец-Подольске, Риге и Минске.
Население гетто постоянно сокращалось в ходе так называемых «акций». Под предлогом нехватки продуктов и угрозы эпидемий нацисты уничтожали прежде всего нетрудоспособных. Но и квалифицированные специалисты, труд которых мог бы использоваться в интересах оккупационных властей, были безжалостно уничтожены осенью 1942 - летом 1943 гг. Лишь несколько десятков тысяч евреев, оказавшихся в румынской зоне оккупации между Бугом и Днестром (в так называемой Транснистрии) смогли пережить оккупацию.
В отличие от порядков, установленных в Польше, на советской территории немцы лишь в редких случаях допускали в гетто культурную жизнь и школьное преподавание. Известно, что в Вильнюсском гетто выступали музыканты и чтецы. Жители гетто особенно гордились своей школой. Дети учились, несмотря на холод, голод, нехватку учебников и письменных принадлежностей. В гетто существовал юденрат - еврейский совет, который под страхом смертной казни нес ответственность за исполнение немецких приказов. Еврейским женщинам в гетто было запрещено рожать детей, и ответственность за соблюдение этого запрета также была возложена на еврейский совет. Это один из многих примеров страшного выбора, перед которым оказывались люди и который становился частью повседневной жизни гетто.
Нацизм изображал советских евреев как биологических и культурных носителей враждебного «белой, арийской расе» «еврейского большевизма». Антисемитская тема постоянно нагнеталась в устной и печатной пропаганде, к которой прибегали нацисты, чтобы заручиться поддержкой нееврейского населения. Только евреи были объявлены «неарийцами», и для них были введены особые юридические, экономические и социальные нормы. Читателей сотен газет, выходивших на оккупированных территориях, подробно информировали об антиеврейских мерах и антисемитских высказываниях во всех странах земного шара, включая нейтральные. Газеты призывали доносить об укрывающихся евреях и предупреждали о карах, предусмотренных против тех, кто евреев спасает. Результатом такой систематической пропаганды стало широкое участие местной полиции в выявлении и уничтожении евреев. В таких условиях преследуемые не могли рассчитывать на существенную помощь населения. И даже после того как евреи во многих местах были полностью уничтожены, направленная против них нацистская пропаганда не затихала. С первых недель войны насилие и бесчеловечность по отношению к евреям не знали границ. В синагогах Белостока и Риги людей сжигали заживо. Их топили в реках, болотах и колодцах, бросали в шахты, замуровывали живьем. В Минске, Харькове и некоторых других городах людей уничтожали в душегубках.
Но чаще всего евреев сгоняли на площадь и конвоировали к месту расправы где-то неподалеку от населенного пункта, в котором они проживали. Одно из таких мест на территории России - Змиевская балка, где за один день 11 августа 1942 г. были расстреляны пятнадцать тысяч евреев Ростова-на-Дону (см. слайд №8).
Трагедия Бабьего Яра стала символом уничтожения советских евреев. Вскоре после оккупации Киева в сентябре 1941 г. подпольщики взорвали в центре города несколько зданий. Командование айнзацгруппы воспользовалось этими событиями в качестве повода, чтобы учинить расправу над киевскими евреями. Немцы расклеили по городу около 2000 объявлений «о переселении»: «Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 г. к 8 часам утра на угол Мельниковской и Дохтуровской (возле кладбищ) с документами, деньгами, ценными вещами, теплой одеждой, бельем и прочим. Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян». Утром 29 сентября 1941 года через весь город шли десятки тысяч людей с чемоданами и узлами. Везли больных и пожилых родственников. Несли на руках грудных детей.
Из воспоминаний артистки Киевского театра юного зрителя Дины Проничевой: «Русские мужья провожали своих еврейских жен. Русские женщины провожали своих еврейских мужей. Когда мы приблизились к Бабьему Яру, услышали стрельбу и нечеловеческие вопли. Я начала понимать, что здесь происходит, но маме ничего не говорила.
Когда мы вошли в ворота, нам приказали показать документы, ценные веши и раздеться. Один немец подошел к маме и сорвал с ее пальца золотое обручальное кольцо. Я видела, как каждый раз раздевалась очередная группа мужчин и женщин, стариков и детей. Всех подводили к открытой яме, и автоматчики расстреливали их. Потом подводили другую группу... Я собственными глазами видела этот ужас. Хотя я находилась не очень близко от ямы, до меня постоянно доносились страшные вопли обезумевших людей, приглушенные детские голоса: «Мама, мама...»
Евреям - мужчинам, женщинам, детям — было приказано раздеться, сложить одежду и ценные вещи в отдельные кучи. Затем их группами отводили вниз. На склонах оврага были проложены узкие тропинки. Раздетых людей подгоняли туда дубинками. На противоположной стороне Бабьего Яра были установлены пулеметы. Некоторых обреченных расстреливали из пистолета. Заглушая выстрелы, над оврагом летал самолет. Только 29 и 30 сентября нацисты с помощью местной полиции убили в Бабьем Яре 33 771 еврея.
Расстрелы продолжались еще несколько дней. Но и после того, как были уничтожены почти все скрывавшиеся в Киеве евреи, Бабий Яр оставался местом массовых расстрелов, там погибло много цыган и советских военнопленных. Среди жертв Бабьего Яра - подпольщики, коммунисты, украинские националисты, душевнобольные.
Летом 1943 г. немцы начали заметать следы. Пленных заставляли копать огромные могилы, сжигать тела расстрелянных. По подсчетам украинских историков, за время оккупации в Бабьем Яре было уничтожено около 150 тысяч человек (см. слайд №9). Советский поэт Илья Эренбург посвятил этой трагедии следующие строки …(см. слайд №10).
Немецкий инженер Герман Ф. Гребе в своих показаниях рассказал о такой же массовой казни 5 октября 1942 г. в Дубно на Украине.
«Мы пошли прямо к ямам. Нам никто не мешал. Из-за насыпи доносился треск ружейных выстрелов. Потом подъехали грузовики, в которых находились мужчины, женщины и дети всех возрастов. По команде эсэсовца, державшего в руке то ли хлыст, то ли плетку, им пришлось раздеться. Их заставили сложить отдельно обувь, одежду и нижнее белье. Я собственными глазами видел груду ботинок, в которой было, наверное, восемьсот, а может быть, и тысяча пар, и огромные кучи одежды и нижнего белья.
Люди раздевались без рыданий и криков, а потом собирались семьями, обнимались и прощались в ожидании команды другого эсэсовца - тоже с хлыстом, - стоявшего на краю ямы. Я пробыл там около пятнадцати минут и за все это время не слышал ни единой жалобы или мольбы о пощаде. Недалеко от меня стояла большая семья. Мужу и жене было около пятидесяти, а детям - год, восемь и десять лет; еще у них были две взрослые дочери - одной лет двадцать, а другой, наверное, двадцать четыре. Пожилая женщина с седыми волосами держала на руках годовалого ребенка, пела и смешила его. Ребенок повизгивал от удовольствия. Муж с женой смотрели на них со слезами на глазах. Отец держал за руку десятилетнего ребенка. Мальчик старался справиться со слезами. Отец показывал на небо, гладил сына по голове и как будто что-то ему объяснял.
В этот момент эсэсовец, стоявший возле ямы, что-то крикнул своему напарнику. Тот отсчитал около двадцати человек и приказал им зайти за насыпь. Семья, о которой я только что рассказал, тоже оказалась в этой группе. Я до сих пор помню, как, поравнявшись со мной, стройная темноволосая девушка указала на себя пальцем и сказала: двадцать три».
В архивах нашего города Морозовск сохранились списки расстрелянных и замученных немецкими оккупантами в период оккупации (июль 1942 – январь 1943 гг). Всего за период с 22 июля 1942 г. по 5 августа 1942 года было расстреляно 163 человека, из них 32 еврея. Хочу привести выдержку из этого документа (см. слайд №11)
№ п/п | Фамилия, имя, отчество, год рождения | Профессия | Партийность | Домашний адрес, примечания |
1. | Замберг | Директор школы мехкадров | Член ВКП (б) | Ул. Прфессиональная 14, жена уехала в Сибирь |
2. | Шмидт Александр | Кузнец ПУ | Член ВКП (б) | НКПС д. 19 кв. 7 |
3. | Шмидт Анастасия 1889 г.р. | Пригородное хозяйство | | НКПС д. 19 кв. 7 |
4. | Шмидт Серафима Александровна, 1922 г.р. | Телеграфистка | | НКПС д. 19 кв. 7 |
5. | Шмидт Ирина Александровна | табельщица | | НКПС д. 19 кв. 7 |
6. | Лонговой Дмитрий Степанович | Сторож НГЧ | | НКПС д. 19 кв. 3 |
7. | Лонговая Юзефа Иосифовна 1887 г.р. | | | НКПС д. 19 кв. 3 |
8. | Лонговой Лев Дмитриевич 1924 г.р. | | | НКПС д. 19 кв. 3 |
9. | Кременчугский Иосиф Иосифович | Врач | | НКПС д. 25 кв. 1 |
10. | Кременчугская Мария К. 1893 г.р. | Учитель | | НКПС д. 25 кв. 1 |
11. | Кременчугская Елизавета Иосифовна 1923 г.р. | | | НКПС д. 25 кв. 1 |
12. | Кременчугская Тамара Иосифовна, 1912 г.р. | | | НКПС д. 25 кв. 1 |
13. | Вейс Сивар Давидович | Врач | б/п | Подтелкова 11 |
14. | Вейс Ксения Олимпиевна 1905 г.р. | | | Подтелкова 11 |
15. | Эливович Яков Ильич | Главбух ж.д. | б/п | НКПС д. 24 кв. 4 |
16. | Эливович Э.М. | | | НКПС д. 24 кв. 4 |
17. | Эливович (?) | РККА | | НКПС д. 24 кв. 4 |
18. | Иофе Моисей 1900 г.р. | Бухгалтер ремонтного завода | | Эвакуированные из Киевской области расстрелян 23 августа 1942 г. |
19. | Иофе (?) 1908 г.р. | Секретарь | | Эвакуированные из Киевской области расстреляна 23 августа 1942 г. |
20. | Медик Белла Константиновна 1922 г.р. | ремзавод | Член ВЛКСМ | Ул. Халтурина Эвакуированные |
21. | Медик Е.К. 1918 г.р. | Токарь ремзавода | Член ВЛКСМ | Ул. Халтурина Эвакуированные |
22. | Медик Цилля Кнстантиновна | Ученик токаря | Член ВЛКСМ | Ул. Халтурина Эвакуированные |
23. | Медик (?) 1868 г.р. | | | Ул. Халтурина Эвакуированные |
24. | Медик (?) 1873 г.р. | | | Ул. Халтурина Эвакуированные |
25. | Либерман М. 1892 г.р. | | б/п | Ул. Степная 13, эвакуированные, расстрелян 23 августа 1942 г. |
26. | Либерман Т.Д. 1892 г.р. | | | Ул. Степная 13, эвакуированные, расстрелян 23 августа 1942 г. |
27. | Коган Иосиф Иосифович 1905 г.р. | Слесарь-инструментальщик | | |
28. | Коган Фира Иосифовна 1931 г.р. | | | |
29. | Коган Фаиса Израилевна 1908 г.р. | | б/п | |
30. | Авенбург Моисей 1877 г.р. | | | Ул. Огородная 22 Эвакуированный |
31. | Авенбург Анастасия Марковна 1866 г.р. | | | Ул. Огородная 22 Эвакуированная |
32. | Риттер В.Я. | Слесарь депо | б/п | |
Лекция №4
Жертвы Холокоста
Анна Горовиц
После оккупации Франции немцами в 1940 г. все евреи обязаны были пройти регистрацию. Это был первый шаг на пути к Холокосту. Французская еврейка Анни Горовиц родилась в 1933 г. в Страсбурге. Тем не менее она - согласно выданному ей удостоверению личности - зарегистрирована как «иностранка под наблюдением» (см. слайд №2). Сначала ее интернировали в лагерь в окрестностях Тура, затем перевели в другой лагерь - Дранси, в пригороде Парижа. 11 сентября 1942 г. ее депортировали в Освенцим с тридцать первым эшелоном из Франции. Вместе с ней отправили ее мать Фриду и семилетнюю сестру Полетт. Всего в поезде находились около тысячи мужчин, женщин и детей. По прибытии в Освенцим более шестисот из них, включая всех детей, сразу же отправили в газовые камеры.
Анни и Полет - двое из свыше полутора миллионов еврейских детей, ставших жертвами Холокоста. В среднем лишь одному из десяти удалось спастись. В Польше же и Прибалтике шансы еврейских детей на выживание были еще ниже.
Роман Левин
Защита Брестской крепости — символ героизма советских солдат в годы войны. Не менее символична и история Брестского гетто. Гитлеровцы ворвались в Брест утром 22 июня 1941 г. Почти никто из жителей города не успел эвакуироваться. Спустя две недели нацисты собрали несколько тысяч мужчин якобы «для отправки на работу» и расстреляли их. Евреев обязали носить на спине и груди желтые круги - так называемые «латы». Осенью людей переселили в два гетто - «большое» и «малое»; их разделяло шоссе Москва - Варшава.
Роману Левину было тогда одиннадцать лет (см. слайд №3). Он оказался в гетто с мамой, бабушкой и старшей сестрой. Роман вспоминал: «В домах было очень тесно, холодно. Здесь оказалось почти 20 000 человек. С самого начала вся жизнь, все проблемы в гетто сводились к необходимости прокормиться». В октябре-ноябре 1941 г. была проведена регистрация и паспортизация населения Бреста. Все жители старше 14 лет должны были заполнить подробные анкеты («протоколы»), в которых указывались сведения о профессии, национальности, наличии детей. К анкете приклеивалось фото, под которым ставился отпечаток пальца. Можно было дать фотографию со старого советского паспорта или из семейного альбома, но многие люди фотографировались специально. В мае 1942 г. власти приказали сфотографироваться и заполнить «протоколы» подросткам, которым исполнилось четырнадцать лет. Это было их первое и последнее официальное фото.
Вероятно, подобные анкеты заполнялись и в других городах оккупированной нацистами Европы, но в таком количестве - свыше 12 000 - они сохранились только в брестском архиве.
Несмотря на нечеловеческие условия жизни, узники гетто сумели предотвратить эпидемии, наладить выпечку хлеба, открыть мастерские ремесленников. В гетто появилось оружие, которое с риском для жизни приносили те, кого отправляли на ремонтные работы в крепость.
В середине октября 1942 г. гетто было ликвидировано. Тысячи людей были убиты прямо в своих домах и на улицах гетто. Остальных вывезли в теплушках на Бронную Гору - в двух часах от города - и там расстреляли. До войны в городе жили почти 30 000 евреев, оккупацию пережили 19 человек. Романа Левина спасла полька, партизанская связная Флория Будишевская. Нацисты расстреляли ее после зверских пыток за день до освобождения Бреста. После войны Роман Левин написал следующие строки:
Легко о прошлом мы рядим и судим,
Оплакав убиенных сыновей,
Нам докопаться бы до сути
Невиданной трагедии своей.
Маша Брускина
Сразу же после вторжения немцев в Минск в городе было организовано сопротивление. Юная Маша Брускина была узницей гетто. Она работала медсестрой в больнице, где нелегально лечили раненых советских солдат и офицеров, и, когда они поправлялись, помогала им бежать. Одного из беглецов схватили, и он предал девушку и ее товарищей. Их арестовали в середине октября 1941 г.
26 октября Машу и других приговоренных под конвоем немецких солдат и полицейских из литовского батальона провели по улицам Минска к месту казни неподалеку от дрожжевой фабрики. Один из добровольцев делал фотоснимки (см. слайд №4).
Фотографии казни попали в книги по истории Второй мировой войны и энциклопедии многих стран (см. слайд №5). Спокойствие и достоинство, с которыми девушка встретила смерть, сделали ее своего рода символом сопротивления. Имена ее товарищей-мужчин вскоре стали известны, но имя девушки долго оставалось невыясненным - ее называли «неизвестная».
Только в конце шестидесятых годов, после журналистского расследования, выяснилось, что это была семнадцатилетняя Маша Брускина. Имя юной героини подтвердили и другие исследования, но широкую известность оно получило позже. Возможно, признанию мешало то обстоятельство, что она была еврейкой.
Свидетель Борисенко рассказывает: «Когда они поставили ее на стул, девушка повернулась лицом к забору. Палачи хотели, чтобы она повернулась лицом к толпе, но она отворачивалась, и ничего нельзя было с этим поделать. Как они ни толкали ее и ни пытались развернуть, она оставалась стоять спиной к народу. И они выбили стул из-под ее ног».
Анна Франк
Анна Франк родилась в 1929 г. во Франкфурте-на-Майне. В тринадцать лет она начала вести дневник, ставший одним из наиболее известных документальных свидетельств о Холокосте. Сегодня это едва ли не самая читаемая книга в мире. Дневник Анны Франк переведен на пятьдесят языков. Недавно увидело свет его новое полное, без сокращений издание. Оно вышло и в России («Текст», 1999).
Вскоре после прихода Гитлера к власти в 1933 г. Анна вместе со своей семьей бежала в Нидерланды. Как и многие другие немецкие евреи, ее отец Отто, мать Эдит и сестра Марго верили, надеялись, что теперь нацистским преследователям до них не добраться.
Но в мае 1940 г., когда немецкая армия оккупировала Нидерланды, налаженной жизни семьи пришел конец. Как многие евреи в Нидерландах, Отто Франк приготовил для своей семьи тайное укрытие. В июле 1942 г. Франкам пришлось им воспользоваться. Вот что писала Анна в своем дневнике 2 мая 1943 г.: «...Мы живем в каждодневном напряжении. В напряжении от ожидания и надежды, но также и от страха, когда слышим звуки в доме или на улице, когда ужасно стреляют или когда в газете печатают новые «объявления», потому что каждый день может произойти и такое, что некоторые из наших помощников вынуждены будут сами здесь скрываться. «Скрываться» стало самым обычным словом». Несмотря на помощь соседей-неевреев, семье не удалось уйти от рук гестапо. Их арестовали по доносу 4 августа 1944 г.
Как и других голландских евреев (общим числом более ста тысяч человек), семью Франк отправили в сборный лагерь Вестерборк. Месяц спустя всю семью депортировали в Освенцим.
Эдит Франк скончалась незадолго до освобождения Освенцима в январе 1945 г. Анну вместе с сестрой Марго отправили в Германию в концлагерь Берген-Бельзен. В апреле 1945 г. лагерь освободили, но сестры умерли от тифа за несколько недель до прихода английских войск. Отто Франк пережил Освенцим и, в конце концов, вернулся в Амстердам, где друзья семьи и передали ему дневник Анны, который они хранили все это время.
Януш Корчак
Януш Корчак (см. слайд №6) - это имя стало символом высоты духа, мудрости Педагога, поистине героической любви к детям. Педагогическая идея Януша Корчака, по сути, вся укладывается в одну фразу: воспитатель должен любить детей.
Настоящее имя Януша Корчака - Хенрик Гольдшмидт. Он родился в 1878 году в ассимилированной еврейской семье, в доме, где царил дух космополитизма и утонченной польской культуры. Казалось, Хенрик был поляком, так он любил польский язык, людей и природу Польши. Но со временем к этой любви стало примешиваться чувство грусти и одиночества. Усилилась его связь с народом, к которому он принадлежал по крови. И в дни испытаний он приходит к сознательному и добровольному, основанному на велении совести выбору еврейской судьбы.
Отец его был известным в Варшаве адвокатом. Интеллигентная, обеспеченная семья, красивая квартира, прислуга... Ребенка тщательно оберегали от забот. Но когда Хенрику исполнилось одиннадцать лет, семью постигло несчастье: отец, добрый и талантливый человек, безнадежно заболел - у него развилась душевная болезнь, - был помещен в больницу и оттуда уже не вернулся. Семь лет болезни отца привели к тому, что семья быстро обеднела, исчезли и богатая квартира и прислуга, пришлось переселиться в бедный район. Молодой Хенрик занялся репетиторством: ему надо было содержать мать и сестру, он продолжал учиться и, окончив школу, поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Борьба с болезнями и страданиями стала его идеей и целью. В это же время, юношей, он начинает пробовать силы в поэзии, публицистике и художественной прозе и берёт себе псевдоним: «Януш Корчак».
И вот учение позади, он работает в детской больнице, он мобилизован на Русско-Японскую войну военным врачом, а после фронта практикуется в клиниках Берлина, Парижа и Лондона. Вернувшись в Варшаву, Корчак становится знаменитым врачом, славится как диагност, имеет большую практику. Впоследствии он говорил, что медицине он обязан методикой исследования. В эти же годы крепнет его решение осуществить на практике свои мысли о воспитании детей. В 1908 году Корчак вступает в благотворительную еврейскую организацию «Помощь сиротам», быстро становится там незаменимым членом правления и душой маленького приюта для сирот. Благодаря Корчаку, этот приют превратился в замечательное учреждение, и для него специально было построено новое здание: в 1911 году в Варшаве, на улице Крохмальной, 92, открылся «Дом сирот», который просуществовал тридцать лет (см. слайд №7). Так в 29 лет он сделал выбор - отказался от возможности построить собственную семью, чтобы всего себя посвятить чужим детям, своим воспитанникам. В большом доме, отданном детям, он разместился в маленькой комнатке под крышей. Здесь он писал ночами сказки для детей и книги о воспитании для взрослых, а все свои дни он тоже отдавал детям.
В «Доме сирот» было более ста детей (в 1940 году - более двухсот) и всего восемь человек обслуживающего персонала, включая самого директора, причём все - даже повар и прачка - были воспитателями, разделяли идеи Корчака и практически их осуществляли.
... «Дом Сирот» гитлеровская администрация целиком переселила в гетто - с Корчаком и его восемью сотрудниками, которые тоже оставались с детьми до конца. Польские воспитанники и бывшие коллеги неоднократно подготавливали Корчаку побег из гетто, но он отказывался: разве мог бы он жить с сознанием, что покинул детей в минуту их смерти... И он остался только для того, чтобы скрыть от них правду, чтобы до последней минуты, искренне и с любовью глядя им в глаза, говорить, что они едут за город, в деревню... Обман, на который способны только родители умирающего ребенка...
Из рассказов очевидцев об отправлении детского дома Корчака в Треблинку мы знаем, что дети шли организованно, спокойно, колонной по четыре человека, и несли зелёное знамя своего Дома - со щитом Давида. Они пели - это было шествие, доселе невиданное... Он шел во главе колонны поющих детей, держа на руках ослабевшего мальчика, а за руку - девочку, шел, вероятно, с улыбкой - ведь дети народ наблюдательный и сразу бы поняли все. О своей смерти он, конечно же, не думал... Но еще час, еще пятнадцать минут, еще минуту он мог поддерживать в них надежду, отгонять от них страх смерти... Что еще мог сделать старый доктор?
Еще одно свидетельство: «Я был на Умшлагплаце, когда появился Корчак с Домом сирот. Люди замерли, точно перед ними предстал ангел смерти... Так, строем... сюда еще никто не приходил. «Что это?!» - крикнул комендант. «Корчак с детьми», - сказали ему... Когда дети уже были в вагонах, комендант спросил доктора, не он ли написал «Банкротство маленького Джека». «Да, а разве это в какой-то мере связано с отправкой эшелона?» - «Нет, просто я читал вашу книжку в детстве, хорошая книжка, вы можете остаться, доктор...» - «А дети? – «Невозможно, дети поедут». – «Вы ошибаетесь, - крикнул доктор, - вы ошибаетесь, дети прежде всего!» - и захлопнул за собой дверь вагона».
6 августа 1942 года Януш Корчак погиб вместе со своими детьми и сотрудниками «Дома Сирот» в одной из газовых камер лагеря смерти в Треблинке. Незадолго до гибели Корчак писал: «Если бы можно было остановить солнце, то это надо было бы сделать именно сейчас» (см. слайды №8,9)
К апрелю 1945 г. наступавшие союзные войска уже довольно далеко продвинулись на территорию нацистской Германии, однако акт о капитуляции был, как известно, подписан лишь 8 мая. По мере того как война приближалась к концу, те, кто осознавал тяжесть совершенных преступлении, изо всех сил старались избавиться от улик.
В восемь часов вечера 20 апреля - в тот самый день, когда Адольф Гитлер праздновал свой последний день рождения на этой земле, - так называемые «белые автобусы» вывозили скандинавских узников из концлагеря Нойенгамме, расположенного в окрестностях Гамбурга. В лагере осталось двадцать еврейских детей в возрасте от пяти до двенадцати лет, десять девочек и десять мальчиков, среди них две пары братьев и сестер. На них акция не распространялась - их никто не спасал. Несколько месяцев они служили «подопытными кроликами» в «медицинских экспериментах», которые проводил в Нойенгамме эсэсовский доктор Курт Хайсмейер. Он удалял у детей лимфатические узлы и вводил им под кожу живые туберкулезные бактерии. Нескольким детям возбудители туберкулеза были введены зондом прямо в легкие. На допросе в 1964 г. Хайсмейер заявил, что для него «не было принципиальной разницы между евреями и животными». Через несколько часов после того как последний скандинавский узник покинул лагерь, детей вместе с четырьмя ухаживающими за ними взрослыми заключенными (это были французские врачи Габриэль Флоранс и Рене Кинуй и голландцы Дирк Дейтеком и Антон Хелцел) доставили в большое школьное здание в Гамбурге, куда они прибыли около полуночи. Школа Булленхузер Дамм уже несколько месяцев фактически была одним из объектов концлагеря — именно здесь располагался сборный пункт для скандинавских узников, которых готовили к репатриации.
Группу заключенных отвели в подвал, где была котельная. Там на трубе под потолком эсэсовцы сначала повесили взрослых. Затем настала очередь детей. Некоторым, по свидетельству присутствовавшего при казни эсэсовского врача Альфреда Тжебинского, ввели морфий. Один из них, Жорж-Андре Кон, был совсем плох. Находящегося в полубессознательном состоянии ребенка повесили не на трубе, а на торчащем из стены крюке. Чтобы затянуть петлю, эсэсовскому капралу Яну Фраму пришлось использовать весь свой вес. Затем на двух других крюках Фрам повесил еще двоих. «Прямо как картины», - вспоминал он на допросе в 1946 г. По его словам, ни один ребенок не плакал.
После того как был убит последний ребенок, эсэсовцам выдали шнапс и сигареты. Затем настало время казни для новой партии заключенных - на этот раз двадцати советских военнопленных. Их имен мы не знаем, зато сохранились имена и возраст убитых детей:
Маня Альтман, 5 лет; Лелка Бирнбаум, 12; Суркис Голдингер, 11; Ривка Герцберг, 7; Александр Горнеман, 8; Эдуард Горнеман, 12; Марек Джеймс, 6; В. Юнглиб, 12; Лея Клигерман, 8; Жорж-Андре Кон, 12; Блюмель Меклер, 11; Жаклин Моргенштерн, 12; Эдуард Райхенбаум, 10; Сержио де Симон, 7; Марек Штат-баум, 10; Г. Вассерман, 8; Элеонора Витонска, 5; Роман Витонски, 7; Роман Целлер, 12 и Рухла Зильберберг, 9.
На следующий день тела отвезли обратно в Нойенгамме, где они были сожжены. Сегодня школа носит имя Януша Корчака. В память о погибших детях во дворе ее разбит небольшой сад роз.
Лекция №5
Фабрики смерти
Массовые расстрелы привлекали слишком много внимания, отрицательно сказывались на моральном духе солдат и требовали времени, поэтому начиная с осени 1941 г. нацисты ищут более рациональные методы массовых убийств (см. слайд №2). После ряда экспериментов решение было найдено: газ. В рамках программы Т4 в «центрах эвтаназии» использовали угарный газ из специальных стальных цилиндров. Однако для предполагаемых масштабов убийств этот метод подходил. Тогда было предложено использовать автомобильные выхлопные газы. 8 декабря 1941 г. в лагере уничтожения Хелмно нацисты впервые применили особо оборудованные автофургоны, так называемые «газенвагены». А 17 марта 1942 г. газовые камеры Бельжеца были готовы принять первую партию евреев, доставленных из Люблинского гетто. В Бельжеце, Собиборе и Треблинке в качестве отравляющих веществ использовали выхлопные газы дизельных моторов больших советских танков. Исполняли казни во всех трех лагерях «ветераны» программы Т4, их было около сотни.
Осенью 1941 г. в Освенциме (см. слайд №3) впервые применили инсектицид «циклон Б», предназначавшийся для очистки от вшей помещений и одежды. Опыт оказался удачным - гранулы «циклона Б» выделяют пары синильной кислоты, которая вызывает мгновенную остановку дыхания. «Циклон Б» стал главным средством массовых убийств в Освенциме, Майданеке и некоторых концлагерях в Германии. Применение промышленных методов позволило сравнительно небольшому числу эсэсовцев и их пособников в период с декабря 1941 г. по ноябрь 1944 г. уничтожить в газовых камерах до трех миллионов человек (см. слайды №4,5)
Концлагерь Освенцим был построен в 1940 г. для содержания политзаключенных. Вскоре в связи с близостью к железнодорожному узлу лагерь превратился в гигантский комплекс, вмещающий в себя около сорока различных объектов, среди которых самыми известными были Освенцим I (Штаммлагер), Освенцим II (Биркенау, см. слайд №6) и Освенцим III (Моновиц). Многочисленные врачи, работавшие в лагере, ставили на заключенных «медицинские» эксперименты.
Массовые уничтожения газом начались в Освенциме I в конце 1941 г. С весны 1942 г. их стали практиковать в Биркенау, где под газовые камеры были переоборудованы два деревенских дома. Крематории Биркенау были готовы к весне 1943 г. Массовые убийства достигли своего апогея весной и летом 1944 г., когда в Биркенау стали свозить венгерских евреев. В это время в Освенцим ежедневно прибывали три-четыре поезда, привозившие по 3-3,5 тысячи человек. Примерно десятую часть отбирали на «работы», остальных немедленно загоняли в газовые камеры. Однако даже усовершенствованные крематории не могли справиться с таким числом людей (см. слайд №7). Поэтому немцы сжигали тела и в открытых ямах неподалеку от крематория. Последний раз узников загоняли в газовые камеры осенью 1944 г. В январе 1945 г. Освенцим освободила Красная Армия, незадолго до этого эсэсовцы демонтировали и взорвали крематории. В Освенциме погибли по меньшей мере миллион евреев, около семидесяти пяти тысяч поляков, двадцать одна тысяча цыган, пятнадцать тысяч советских военнопленных и пятнадцать тысяч представителей других национальностей.
Все главные лагеря уничтожения, все они находились в Польше, Число евреев, преданных смерти в пяти самых крупных лагерях наряду с Аушвицем таково: Хелмно- 152 000, Бельзек - 600 000, Треблинка - 700 000- 800 000, Собибор - 250 000, Майданек - 200 000. К этому надо добавить более миллиона убитых в Аушвице и Биркенау. Общее количество жертв, таким образом, составит около трех миллионов. Еще два или три миллиона евреев были убиты в России, в других местах на территории Польши, а также в других европейских странах (см. слайд №8) В самый разгар его функционирования каждый день в Аушвиц прибывало несколько составов и в среднем ежедневная «производительность» четырех газовых камер и печей выросла до 20 000 трупов. Этот уровень «производительности» мог поддерживаться только при точном графике, свойственном промышленному производству.
То, что СС подходили к этому именно таким образом, свидетельствуют подсчеты расходов на эти операции. Ведомство Похля ВФХА, отвечавшее за организацию труда тех, кто должен был умереть от работы (см. слайд №9,10), а не в газовой камере, составило смету расходов:
«Сдача внаем труда заключенных концентрационных, лагерей на промышленные предприятия дает в среднем от 6 до 8 марок, из которых 70 пфеннигов должны удерживаться за питание и одежду. Допуская, что заключенный проживет 9 месяцев, мы должны умножить эту сумму на 270. Итого - 1,431 марки. Эта прибыль может быть увеличена рациональным использованием трупов, например, золотых зубов, волос, одежды, ценностей и т. п., но с другой стороны каждый труп обходится в 2 марки - на кремацию».
Тем, кого осуждали на немедленную смерть, давали 8-10 минут, чтобы раздеться и пройти в газовую камеру! Женщинам - 15 минут, потому что у них сначала снимали волосы. Затем волосы продавали для изготовления матрацев. Обыденность этой «процедуры» уничтожения (точный график прибытия эшелонов еще один пример) добавляет неповторимую деталь и без того леденящим кровь описаниям жестокости и бесчеловечности, которые стали «нормой» во всех лагерях.
Из общего числа 18 миллионов человек, ставших жертвами нацистской жестокости во всей Европе (включая Россию), 11 миллионов погибли на оккупированных территориях, принадлежащих бывшей Польской Республике. (см. слайд №10-15)
Помимо евреев в эту общую цифру 11 миллионов вошли поляки - не евреи, русские военнопленные и цыгане, при чем, последних СС уничтожали почти с такой же решимостью, как и евреев.
Источники
Стефан Брухфельд, Пол А.Левин. Передайте об этом детям вашим… История Холокоста в Европе 1933-1945. Москва «Текст» 2001
Материалы Морозовского районного архива.
Буллок А. Гитлер и Сталин: Жизнь и власть: Сравнительное жизнеописание. – Смоленск: Русич, 1994, Т. 2, стр. 450-455
История России. XX век: Материалы и документы / В.А. Мазур, Н.Н. Баранов и др.; Под ред. М.Е. Главацкого – М.: Дрофа, 1999, стр. 303, 319, 394-398
«Еврейский Интернет Клуб»
19