МКДОУ детский сад № 7 комбинированного вида
г. Россоши
«LEGO-конструирование в ДОО, как первый шаг в приобщении дошкольника к техническому творчеству»
Воспитатель- Анисимова Ю.И .
Лего –конструирование - вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона универсальных Лего - элементов
Использование Лего - конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО
С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер.
Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству.
Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в этот вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников
Задачи по обучению детей дошкольного возраста Лего-конструированию.
Младший дошкольный возраст
- учить различать и правильно называть детали Лего- конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
- знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам как: форма, величина, цвет деталей, сравнение предметов;
- создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например: забор для фермы, гараж для машинки;
- пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая)
развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора
Особенности практического использования конструктора с учётом возраста детей:
С детьми младшего дошкольного возраста используются
Лего - наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
Базовые идеи Лего-технологии:
- от простого к сложному; - учёт возрастных и индивидуальных особенностей; - созидательность и результативность; - развитие творческих способностей; - комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности
Формы реализации Лего-методики в детском саду
Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе). Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю): Долгосрочные и краткосрочные проекты, участниками которых могут являться воспитатель, дети и родители. Повседневное самостоятельное конструирование, строительная игра в свободное от плановых занятий время. Фестивали, конкурсы, викторины. Кружковая работа, которая проводится педагогами детского дошкольной организации
Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию
Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия.
Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность
Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность
Дидактическая игра. Пример упражнений, направленных на усвоение сенсорных и пространственных понятий с помощью Лего-технологии: «Найди деталь, как у меня»; «Построй с закрытыми глазами»; «Найди такую же постройку, как на карточке»; «Разложи по цвету»; «Собери фигурку по памяти» (из 4–6 деталей)
Задание по образцу, сопровождаемое показом и пояснениями педагога
Конструирование с использованием технологических карт и инструкций
Творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели
Способы обучения дошкольников конструированию:
- по образцу; - по модели; - по условиям; - по карточкам-схемам; - по свободному замыслу; - тематическое конструирование
Какие бывают занятия по Лего-конструированию
Ознакомительное - педагог проводит теоретическое знакомство дошкольников с новыми Лего-деталями и приёмами конструирования в зависимости от комплектации набора (в младшей и средней группах - набор «Дупло»)
Занятие по схеме - изучение основ моделирования по схематическому пошаговому алгоритму. Сначала ребята создают простейшие конструкции лодок, мостов, самолётов, машинок, человечков по образцу, а затем начинают изобретать собственные модели
Занятие по памяти - помогает закрепить и усовершенствовать полученные базовые умения и навыки, предоставляет возможность тренировать зрительную память.
Тематическое - конструирование по определённой тематике, стимулирующее развитие творческого воображения. Примеры тем: «Многоэтажный дом», «Пожарная машина», «Мостик через речку» и т. д.
Занятие в рамках темы проекта - коллективная свободная творческая деятельность поискового характера. Каждый ребёнок участвует в планировании будущей постройки, отвечает за свой участок выполняемой работы (мостик, светофор, машинка и т. д.), имеет возможность высказывать своё мнение о содержании и целях данного проект
Контрольное - позволяет педагогу после изучения сложной темы провести мониторинг знаний и умений воспитанников и выявить детей, которые нуждаются в индивидуальной помощи. Конкурсное - соревнование, которое проводится в игровой форме. Дети по жребию или по желанию разбиваются на 3 команды, выбирают главного конструктора или архитектора и приступают к творчеству. Комбинированное - решает несколько разноплановых учебных задач, например, «Мир сказок», «Раз, два, три или строим цифры», «Геометрическое домино», «Домашние животные», «Подводный мир». Итоговое - обобщает результаты определённого учебного периода (полугодие, год), чаще всего проходит в виде презентации творческих работ
Структура занятия по лего- конструированию
Организационный этап
- мотивирующее начало в игровой форме (до 5 минут).
Основной этап
- ( 10 минут в младшей группе) — наиболее активная практическая часть занятия, которая включает следующие виды деятельности: показ образца, пояснение педагогом пошаговой инструкции, разбор схемы-карточки;
самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу, дошкольники могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой подгруппы;
физкультминутка, видеозарядка с Лего-человечками, подвижные игры, пальчиковая или дыхательная гимнастика, которые помогут расслабиться, а затем со свежими силами вернуться к увлекательному конструированию
Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) — рефлексия, уборка рабочих мест, организация выставки детских работ.
Анализ проводится с учётом таких критериев: - аккуратность, симметричность, целостность и привлекательный внешний вид конструкции; - технические умения и навыки; - степень самостоятельности проделанной работы; - целеустремлённость, дисциплинированность, трудолюбие, чувство товарищества и эмоциональной отзывчивости
Использование конструктора
лего - конструктора в образовательных областях . Развитие математических способностей
Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом того или иного литературного произведения.
Игра «Лабиринт»развивает умение ориентироваться на заданной плоскости, координацию движений, глазомер, реакцию.
Составление целого изображения из частей.
Игра «Крестики- нолики» Развитие логического мышления, воображения
«Попади в цель» Меткость, координация
Лего — это не просто забавная игрушка, это прекрасный инструмент, способствующий обогащению внутреннего мира ребёнка, раскрытию его личностных особенностей, проявлению творческого потенциала и реализации возможностей.
Разнообразные занятия с применением Лего-технологии предоставляют реальный шанс каждому ребёнку развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия со сверстниками, а педагогам увлечь ребят техническим творчеством.
Спасибо за внимание!