Петренко Татьяна Юрьевна, МАОУ СОШ № 5, г. Тобольск
МАОУ СОШ № 5 г. Тобольска
Методическая разработка
интегрированного урока (география, биология, экология)
Тема «Легко ли живется биоиндикаторам?»
Автор: Петренко Татьяна Юрьевна
Учитель биологии и географии
г. Тобольск, 2020
Введение. На основании исследовательской работы экологического кружка «Эковолонтёры. Школа за экологию» по теме «Экологическое состояние окружающей среды. Мониторинг, биоиндикация» был разработан урок.
9 класс Интегрированный урок (география, биология, экология)
Тема «Легко ли живется биоиндикаторам?»
Цель: обеспечение формирования экологического сознания и воспитания любви к природе через ознакомление с организмами-биоиндикаторами.
Задачи:
Личностные: сформировать принципы рационального природопользования через связь между состоянием окружающей среды и биологическим составом природных сообществ
Метапредметные:
овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, давать определение понятиям, проводить эксперимент, делать выводы и заключения, аргументировать свою точку зрения.
способность выбирать смысловые установки своих действиях по отношению к живой природе.
Предметные: приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, выявление приспособлений организмов к среде обитания, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, формирование яркого образа разнообразия живой природы своего района.
Оборудование: мультимедиа, карточки для учащихся с инструктажем выполнения биологического эксперимента и домашним заданием (раздаются заранее), лупы, хвоя сосны обыкновенной и гербарии хвойных.
Ход урока:
І. Раздел география
Организационный момент. Здравствуйте, ребята. В курсе 9 класса вы изучаете тему «Промышленность. Производство». Скажите какое производство мы будем называть «грязным»?
- Ответы учащихся
Грязные производства – это такие производства, которые создают экологические проблемы, оказывает большой вред окружающей среде: загрязняют воздух, почву, воду (слайд 2).
Какие виды таких производств вам известны?
- Ответы учащихся
химическая промышленность
чёрная металлургия
цветная металлургия
тяжёлое машиностроение
лесоперерабатывающая промышленность
тепловая электроэнергетика (слайд 3)
По нормам существует специальная Санитарно-защитные зоны для размещения «грязных производств»:
Химия, черная и цветная металлургия – 10 – 15 км.
Тяжелое, транспортное, энергетическое машиностроение – 1 – 2 км. (слайд 4)
Лесоперерабатывающая и химическая промышленность среднего масштаба – 3 – 6 км.
Станкостроение, легкая промышленность – 0,5 – 1 км. (слайд 5)
Цементная промышленность, крупные мясокомбинаты – 2 – 5 км.
Приборостроение – 0,5 км. (слайд 6)
Самыми экологически грязными являются химическая промышленность и металлургическое производство, а самым безопасным считается приборостроение (слайд 7).
Поэтому все предприятия могут делиться на 3 группы:
предприятия, которые могут создаваться на территории страны.
предприятия, которые могут быть размещены в пределах морского бассейна.
предприятия, которые должны быть вынесены как можно дальше от границ США, в развивающиеся страны Азии и Африки при сколь угодно дорогой транспортировке (слайд 8).
А какие грязные производства есть на территории нашего города? (слайд 9)
- Ответы учащихся
Тобольский гормолзавод
Тобольский мясокомбинат ОАО
Нефтехимкомбинат (СИБУР) (слайд 10)
Есть ли подобные производства вблизи нашей школы?
- Ответы учащихся
ІI. Раздел биология и экология
Как можно определить последствия загрязнения окружающей среды? (слайд 11)
- Ответы учащихся
Взять пробы и выполнить различные анализы (воды, воздуха, почвы)
Правильно. Только ли химическим способом можно это сделать? (слайд 12)
- Ответы учащихся
Вот мы и определили тему сегодняшнего урока – БИОИНДИКАТОРЫ. А цель урока - ответить на вопрос – Легко ли живется биоиндикаторам на территории нашей школы?
Запишем определение:
Биоиндикаторы — это живые организмы, чувствительные к загрязнению окружающей среды (слайд 14).
Биоиндикация - это оценка состояния среда с помощью живых объектов - с их помощью может проводится оценка как абиотических факторов (температура, влажность, соленость, кислотность и т.д.), так и биотических (благополучие организмов , их популяции и сообществ) (слайд 15).
Какие же области применения биоиндикаторов – (слайд 16)
Вы за ранее разделились на группы. И каждая группа проводила исследования по своему заданию. Я прошу выйти представителей групп и озвучить результаты своей работы.
1 группа – слайд 17. Выступление 1 группы «Животные-биоиндикаторы»
2 группа – слайд 18, 19 Выступление 2 группы «Деревья-биоиндикаторы»
3 группа – слайд 20, 21, 22. Выступление 3 группы «Растения-биоиндикаторы»
III. Рефлексия
Спасибо всем за выступление. Я высоко оценила проделанную вами работу. В каждой группе прозвучал вывод. А теперь давайте вернемся к вопросу, заданному в начале урока
- Ответы учащихся
Вывод: да, легко, т.к. территория школы № 5 не подвержена загрязнению (слайд 24)
IV. Домашнее задание: оформить буклет по теме «Биоиндикаторы» (слайд 25)