СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Легко ли живется биоиндикаторам

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

интегрированный урок. В комплекте с презентацией

Просмотр содержимого документа
«Легко ли живется биоиндикаторам»

Петренко Татьяна Юрьевна, МАОУ СОШ № 5, г. Тобольск



МАОУ СОШ № 5 г. Тобольска











Методическая разработка

интегрированного урока (география, биология, экология)

Тема «Легко ли живется биоиндикаторам?»











Автор: Петренко Татьяна Юрьевна

Учитель биологии и географии













г. Тобольск, 2020

Введение. На основании исследовательской работы экологического кружка «Эковолонтёры. Школа за экологию» по теме «Экологическое состояние окружающей среды. Мониторинг, биоиндикация» был разработан урок.



9 класс Интегрированный урок (география, биология, экология)

Тема «Легко ли живется биоиндикаторам?»



Цель: обеспечение формирования экологического сознания и воспитания любви к природе через ознакомление с организмами-биоиндикаторами.

Задачи:

Личностные: сформировать принципы рационального природопользования через связь между состоянием окружающей среды и биологическим составом природных сообществ

Метапредметные:

  • овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, давать определение понятиям, проводить эксперимент, делать выводы и заключения, аргументировать свою точку зрения.

  • способность выбирать смысловые установки своих действиях по отношению к живой природе.

Предметные: приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, выявление приспособлений организмов к среде обитания, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, формирование яркого образа разнообразия живой природы своего района.

Оборудование: мультимедиа, карточки для учащихся с инструктажем выполнения биологического эксперимента и домашним заданием (раздаются заранее), лупы, хвоя сосны обыкновенной и гербарии хвойных.







Ход урока:

І. Раздел география

Организационный момент. Здравствуйте, ребята. В курсе 9 класса вы изучаете тему «Промышленность. Производство». Скажите какое производство мы будем называть «грязным»?

- Ответы учащихся

  • Грязные производства – это такие производства, которые создают экологические проблемы, оказывает большой вред окружающей среде: загрязняют воздух, почву, воду (слайд 2).

Какие виды таких производств вам известны?

- Ответы учащихся

  • химическая промышленность

  • чёрная металлургия

  • цветная металлургия

  • тяжёлое машиностроение

  • лесоперерабатывающая промышленность

  • тепловая электроэнергетика (слайд 3)

По нормам существует специальная Санитарно-защитные зоны для размещения «грязных производств»:

  • Химия, черная и цветная металлургия – 10 – 15 км.

  • Тяжелое, транспортное, энергетическое машиностроение – 1 – 2 км. (слайд 4)

  • Лесоперерабатывающая и химическая промышленность среднего масштаба – 3 – 6 км.

  • Станкостроение, легкая промышленность – 0,5 – 1 км. (слайд 5)

  • Цементная промышленность, крупные мясокомбинаты – 2 – 5 км.

  • Приборостроение – 0,5 км. (слайд 6)

Самыми экологически грязными являются химическая промышленность и металлургическое производство, а самым безопасным считается приборостроение (слайд 7).

Поэтому все предприятия могут делиться на 3 группы:

  • предприятия, которые могут создаваться на территории страны.

  • предприятия, которые могут быть размещены в пределах морского бассейна.

  • предприятия, которые должны быть вынесены как можно дальше от границ США, в развивающиеся страны Азии и Африки при сколь угодно дорогой транспортировке (слайд 8).

А какие грязные производства есть на территории нашего города? (слайд 9)

- Ответы учащихся

  • Тобольский гормолзавод

  • Тобольский мясокомбинат ОАО

  • Нефтехимкомбинат (СИБУР) (слайд 10)

Есть ли подобные производства вблизи нашей школы?

- Ответы учащихся

ІI. Раздел биология и экология

Как можно определить последствия загрязнения окружающей среды? (слайд 11)

- Ответы учащихся

  • Взять пробы и выполнить различные анализы (воды, воздуха, почвы)

Правильно. Только ли химическим способом можно это сделать? (слайд 12)

- Ответы учащихся

  • Существует еще и биологический способ – биоиндикаторы (слайд 13)

Вот мы и определили тему сегодняшнего урока – БИОИНДИКАТОРЫ. А цель урока - ответить на вопрос – Легко ли живется биоиндикаторам на территории нашей школы?

Запишем определение:

Биоиндикаторы — это живые организмы, чувствительные к загрязнению окружающей среды (слайд 14).

Биоиндикация - это оценка состояния среда с помощью живых объектов - с их помощью может проводится оценка как абиотических факторов (температура, влажность, соленость, кислотность и т.д.), так и биотических (благополучие организмов , их популяции и сообществ) (слайд 15).

Какие же области применения биоиндикаторов – (слайд 16)

Вы за ранее разделились на группы. И каждая группа проводила исследования по своему заданию. Я прошу выйти представителей групп и озвучить результаты своей работы.

1 группа – слайд 17. Выступление 1 группы «Животные-биоиндикаторы»

2 группа – слайд 18, 19 Выступление 2 группы «Деревья-биоиндикаторы»

3 группа – слайд 20, 21, 22. Выступление 3 группы «Растения-биоиндикаторы»

III. Рефлексия

Спасибо всем за выступление. Я высоко оценила проделанную вами работу. В каждой группе прозвучал вывод. А теперь давайте вернемся к вопросу, заданному в начале урока

  • Легко ли живется биоиндикаторам на территории школы? (слайд 23)

- Ответы учащихся

  • Вывод: да, легко, т.к. территория школы № 5 не подвержена загрязнению (слайд 24)

IV. Домашнее задание: оформить буклет по теме «Биоиндикаторы» (слайд 25)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!