СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Легенда о Буха нойоне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Легенда о Буха нойоне" - доклад на НПК "Легнды родного края"

подготовила ученица 9 класса Зарбуева Надежда, руководитель Янданова Т.П.

Просмотр содержимого документа
«"Легенда о Буха нойоне"»



Выполнила: Зарбуева Аюна, 9 класс

МБОУ «Торская средняя

общеобразовательная школа»

Руководитель: Янданова Туяна Пурбоевна

Введение

Актуальность:

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучение прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей страны.

Цель исследования:

Узнать, что такое легенда, как зарождаются легенды и как долго они живут. Выяснить, знают ли учащиеся нашей школы и жители села Торы легенды о своем родном крае.

Задачи:

  1. Собрать информацию о легенде, используя рассказы старейших жителей деревни;

  2. Провести анкетирование среди населения, учащихся Торской школы.

  3. Подобрать иллюстративный материал.


Гипотеза:

Изучение легенды родного края помогут лучше узнать духовное наследие бурятского народа, расширят знания о родном крае.


Методы исследования:

- анкетирование;

- наблюдение;
- обобщение;

На протяжении веков многие поколения людей пытались понять и дать объяснение тому, как устроен мир. Как и откуда появились люди? Есть ли жизнь после смерти? Почему вода родниковая одних лечит, другим помогает, а на третьих никак не действует. Вопросы, на которые человек не мог дать ответа, обрастали тайной, загадкой, люди фантазировали, так появились легенды: легенды о жизни и смерти, легенды о чудодейственных деревьях, реках, о людях, творящих чудеса. Они передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней, обрастая всё новыми подробностями.


1.Теоретическая основа вопроса. Легенды и действительность?

Что же называется легендой?

Сам термин "легенда" пришел из средневековой письменности и в переводе с латинского языка означает "то, что должно быть прочитано" (legenda).  Изучая терминологию по теме, я выделила следующие определения понятия «легенда»:

ЛЕГЕ́НДА - поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии.

ЛЕГЕ́НДА - всякий фантастический рассказ, предание о каком-нибудь событии. Понятие «Легенда» я взяла из толковых словарей русского языка В.И. Даля, Д.Н. Ушакова, Л.П. Крысина.

В своей работе я решила опираться на определение, данное словарем Д. С. Ушакова, так как оно мне показалось более точным.

Как возникает легенда? В ответе на этот вопрос ученые не сходятся в едином мнении. Некоторые утверждают, что «легенды возникают из мифов … одни мифы постепенно эволюционируют, главные персонажи в них очеловечиваются, а поступки их записываются в виде человеческих деяний – так создается легенда». Другие поясняют: «Сначала какая – то  правда, которая после многочисленных и многолетних пересказов из уст в уста с добавлениями и украшениями становится стройной и красивой сказкой».

 Легенды никогда не бывают готовыми, они «бродят» по земле, изменяясь и перерабатываясь. Только потом, в последней стадии, мы получаем устойчивый вариант. Путь жизни легенд очень сложен. А так как события   положенные в основу легенды, нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла, то учёные не считают их полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на какой – либо реалии.


2.Классификация легенд.

В ходе работы над темой я встретила несколько классификаций легенд. Так литературоведческий словарь предлагает разделить все легенды на светские (социальные) - короткие и, на первый взгляд, правдоподобные (хотя обычно не соответствующие действительности) истории, опирающиеся на современную техническую и общественную реальность, обычно затрагивающие глубинные проблемы и страхи современного общества, и религиозные.  К религиозным легендам относятся устные рассказы, иногда положенные на музыку и которые передавались из уст в уста, сказителями, поэтами, или бродячими музыкантами.

Религиозных легенд, бытующих на территории Тункинского района много, но самой интересной мне показалась легенда о Буха Нойоне. Эту легенду я услышала от старейшины нашего села Шойбонова Гатып Сыбыковича.

На северной стороне моря, т. е. Байкала, жили 10 домов атагатов и 20 домов хотоготов; в том числе были две большие шаманки Асухан и Хусыхэн; родственники и соседи хотели умертвить их и разделить их имущество между собою по обычаю того времени, но шаманки отговорили родных и соседей, сказав им, что у них еще будут сыновья, которые скоро должны родиться. Однажды старшая шаманка шаманила и во время действия сказала, что на северной стороне моря, на горе лежит темно-синий пороз с ребенком в железной люльке, этим Асухан закончила шаманское действие; после этого младшая шаманка начала шаманить и во время действия сказала, что темно-синий пороз есть Буха-нойон-баабай, которому нужно принести в жертву большого белого барана с большими рогами; тогда, если Буха-нойон-баабай примет жертву, то уступит им ребенка в железной люльке. С этими словами младшая шаманка закончила свое действие.

Эти две шаманки не имели детей, а потому сильно обрадовались, что у них будет сын, которого так давно они ждали, они немедленно принесли в жертву Буха-нойон-бабаю большого белого барана с рогами, курунгу и тарасун. Тогда Буха-нойон-бабай, т. е. Эльбитэ-Хара-нойон, принял жертву от этих шаманок и уступил им своего сына в железной люльке, а сам удалился на тункинские горы, которые он выбрал для своего местопребывания, на пути он выделял жидкость, как обыкновенно делают порозы на ходу, на этих местах впоследствии выросли пихта и вереск, которые буряты считают священными и чистыми растениями.

О Буха-ноёне сложено много легенд, нередко противоречивых. По одной из них Буха-ноён в образе быка пришёл из Монголии в долину Тунки. В горах, на тропе, по которой он шёл, выросли реликтовые кедрачи. Спустившись в долину, он отдыхал, греясь на застывающем вулкане, который сегодня именуется Бухын Хэбтэшэ (в переводе с бурятского — «Лежбище Быка»), и затем ушёл на западную оконечность долины Тунки, улёгся там и окаменел. Об этом свидетельствует Белая гора с двумя вершинами, напоминающими рога Буха-ноёна.

В 1840-х гг. на одном из выступов скалы по указанию монгольского ламы в честь Ринчин хаана был построен Бумхан (молельный домик), в результате которого гору Буха Нойон еще называют Ринчин хааном. В настоящее время шаманы нашего района весной преподносят подношения Буха Нойону. Женщинам детородного возраста нельзя подниматься на эту гору, иначе женщина может стать бесплодной. Буха Нойону молятся не только наши земляки, но и наши соседи с Иркутской области. Все эти подробности я узнала, беседуя с нашими старожилами. На последнем этапе исследования, основная цель которого – это подведение итогов работы, я провела анкетирование жителей своего села и учащихся 1-х – 11 классов (в опросе участвовало 127 учащихся, 59 жителей села разного возраста) по следующим вопросам:

1.Знаете ли вы что такое легенда?

2. Вы знаете легенды нашего края?

3. Должны ли мы знать легенды нашего края?

4. Сегодня сочиняют легенды?

5. Хотите сами сочинять легенды?

Из результатов анкетирования учащихся следует, что

- 65 % знают что означает слово легенда;

- 87 % не знают легенд о своем крае;

- 88% хотят изучать легенды родного края;

- 38% хотят сочинять легенды.

Из результатов анкетирования жителей села следует, что

30-40 лет – 80 % знают, что означает слово легенда;

50-60 лет – 85 % знают, что означает слово легенда;

30-40 лет –30 % не знают легенд о своем крае;

50-60 лет – 100 % знают, легенды о своем крае.

30-60 лет – 10 % хотят сочинять легенды.

Подводя итоги анкетирования, следует отметить, что большинство учащихся знают о происхождении легенд, многие не слышали легенд, связанных с историей родного края, но хотят знать, часть учащихся хотят сочинять свои легенды. Среди населения большинство взрослых знают, что такое легенда, знают легенды о своем родном крае, но сочинять их хотят немногие. И в результате видно, что чем меньше возраст анкетируемого, тем меньше он знает легенд о родном крае, а также дети считают легенду вымыслом, лишенным исторической ценности.

Заключение

Изучив значение слова «легенда», я пришла к выводу, что наиболее правильное толкование мы находим в словаре Д.С. Ушакова, где говорится об историческом значении легенды.

Исследовательская работа, целью которой было познакомиться с одним из видов местного фольклора – легендами, изучить их, классифицировать и систематизировать материалы завершилась, но требует дальнейшего продолжения в виде проекта. Результаты работы обобщены и позволяют сделать выводы о том, что большинство учащихся и взрослых среди населения нашего села заинтересовались изучением особенностей родного края через изучение легенд, что подтверждает предполагаемую мною гипотезу.

К сожалению, мои ровесники знают мало легенд о родном крае. Для того, чтобы знать историю, надо много читать, общаться с людьми старшего поколения. А когда мы вырастим, передавать легенды своим детям, как частицу истории родного края.















Список использованной литературы:

  1. Д.Н. Ушаков, Словарь, М.1980 г.

  2. Мурзаевы Л.Э. и И.В. Словарь местных географических терминов. Москва, 1959.

  3. Большая Советская Энциклопедия (том 14). изд. 3-е М., «Советская Энциклопедия». 1973.

  4. Боднарский М.С. Словарь географических названий. Учпедгиз, 1954.

Интернет ресурсы:

  1. www.centrasia.ru

  2. www.lexika.kz

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki






























6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!