Конспект открытого урока в 11 классе на тему: «Общая характеристика Латинской Америки»
Цель: сформировать у учащихся представление о странах Латинской Америки, истории заселения, особенностях ЭГП.
Образовательные задачи:
дополнить и сформировать представление о странах Латинской Америки;
познакомиться с историей заселения о освоения региона;
сформировать современную политическую карту Латинской Америки;
изучить особенности ЭГП Латинской Америки.
Планируемый результат обучения:
учащиеся дополнят уже имеющиеся у них знания о странах Латинской Америки;
ознакомятся с историей заселения Латинской Америки и условиями формирования её современной политической карты; выделят особенности ЭГП;
продолжат формировать и совершенствовать навыки работы с текстом, различными источниками информации, атласом.
учащиеся смогут обобщить полученную информацию и составить “паспорт” Латинской Америки;
учащиеся смогут самостоятельно оценить свои достижения на уроке.
Метапредметные результаты:
регулятивные умения
учащиеся самостоятельно определяют тему урока, формулируют задачи урока;
самостоятельно планируют способы решения заданий, осознанно выбирают наиболее эффективные;
осуществляют самоконтроль и корректируют свои действия;
учебные умения познавательной направленности
учащиеся определяют понятия, классифицируют, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы;
преобразовывают знаки и символы для решения учебных задач;
речевое развитие
коммуникативные умения
умеют организовывать учебное сотрудничество и работать индивидуально; находить общее решение проблемы; формулировать и отстаивать своё мнение;
ИКТ-компетенции
экологическое мышление и поведение учащихся
Место проведения урока: кабинет, оснащенный необходимыми учебными и раздаточными материалами, мультимедийным комплексом.
Урок сопровождается презентацией «Латинская Америка».
Тип урока: комбинированный
Форма урока: индивидуальная, групповая
Метод обучения: научно–поисковый.
Интеграция: история, обществознание.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть. Желаю Вам хорошего настроения и продуктивного урока!
1. Ассоциативный ряд. (Слайд 1)
Учитель: Ребята, пред вами на слайде представлены ряд слов. Давайте подумаем, что связывает эти слова? К какому региону отнесем их?
Хорошо. Вы справились! Итак, тема нашего урока – Латинская Америка. (Слайд 2)
Трудно представить, что в 21 веке новым тигром сможет стать не страна, а целый континент, который считается по сей день типичным, со всеми «минусами» отсталости, звеном «третьего мира».
А теперь, давайте с вами попробуем дать понятие термину - Латинская Америка .
(Слайд 3) Верно. Латинская Америка – это регион Западного полушария между США и Антарктидой, в который входят Мексика, страны Центральной Америки, Вест-Индия и Южной Америки, объединенных по историческому, культурному и лингвистическому признакам.
Всего в состав региона входят 33 суверенных государств, а также 14 стран, являющихся владениями Великобритании, Франции, Нидерландов и США.
Цель нашего урока звучит так (Слайд 4)
А вы, исходя из определения региона и цели, сформулируйте задачи урока, используя слова-помощники.
Вы большие молодцы! Давайте посмотрим, совпадают ли поставленные мной задачи с Вашими. (Слайд 5)
О том, как же происходил процесс формирования политической карты Латинской Америки, заранее подготовила и теперь расскажет нам Калугина Елизавета.
Учитель: А теперь, используя карты Атласа, давайте дадим оценку ЭГП стран Латинской Америки. (Слайд 6)
Какие страны Л.А. имеют более выгодное ЭГП? Как вы это определили?
Какие страны не имеют выхода к океану?
Хорошо. Давайте познакомимся с государственным строем Л. А. Для этого используйте форзац учебника.
Какие страны являются федеративными государствами?
Как отличаются страны по государственному строю?
Для следующего задания вам надо разделиться на 3 группы. (по рядам). Каждая группа, по клеше, которое находится у вас на партах должна ответить на вопросы.
Первой группе нужно ответить на вопрос «Рельеф и полезные ископаемые Л.А. в виде схемы»
Для второй группы ответ на вопрос о климатических поясах должен быть в форме письма другу.
Третья группа попытается дать ответ на вопрос о внутренних водах в форме репортажа. Слайд 7.
У вас есть 2 минуты на обсуждение. Вы можете использовать атлас за 7 класс и учебник. Удачи!
Клеше 1 группы.
Рельеф
Горы?
Плоскогорья
Равнины
Полезные ископаемые на каждой форме рельефа
Клеше 2 группы:
Кому: Дорогой друг…
Местонахождение: Я нахожусь…
Объект описания: Здесь разнообразный климат…
Особенности климатических зон: для каждой климатической зоны.
Учитель: Хорошо, 3 группа.
Клеше 3 группы:
1. Местонахождение: Сейчас я нахожусь…
2. Какие главные реки, озера: Я успел посетить несколько….
3. Чем они знамениты:
Учитель: Молодцы. Вы справились! А теперь поговорим о населении Л. А. (Работа с учебником.)В: Какова численность населения региона? О: 570 млн. чел.( 2012 год) В: Какие страны имеют население свыше 100млн. чел.
О: Мексика, Бразилия 5 место в мире. В: Какие страны свыше 50 млн. чел? О: нет таких стран.
В: Свыше 10 млн. чел. О: Гватемала, Куба, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Перу, Чили, Аргентина. Учитель: (Слайд8)
Современный этнический состав населения Л. А. сложился под воздействием 2 основных компонентов- это коренное, представленное индейцами и пришлое население, представленное европейцами и африканцами. Сегодня, более половины населения потомки смешанных браков: метисы, мулаты, самбо. Учитель: Давайте посмотрим, как размещено население по территории. (Слайд9)
Ученики: Население размещено не равномерно, самая большая плотность населения по побережью.
Где самая большая плотность населения?
Учитель: Итак, для населения Л. А. характерны 3 черты:
1. Наименее заселенный регион мира 27 чел/км2
2. Неравномерное размещение.
3.Освоены плоскогорья и горы, нигде население не поднимается так высоко, как здесь. Давайте прочитаем на стр.344 п.10.
Учитель: А теперь скажите, каков уровень урбанизации в этих странах? Слайд10
Ученики: Высокий 80%, 40 городов-миллионеров. Учитель: Где находятся крупнейшие агломерации?
Ученики: 1 место Большой Мехико 20 млн. чел., СанПаулу около 20 млн., Буйнес Айрес 10 млн. чел. Учитель: Городское население растет за счет мигрантов из села и большому естественному приросту. Для Л.А. характерна ложная урбанизация Слайд 11 городское население растет, а экономически активное население нет, постоянный приток сельского населения, власти не могут обеспечить жилье, работой, растут трущебы, рост преступности. (рис. 95). В Л. А. много древних городов, мест куда приезжают миллионы туристов. О таких местах Алуева Маргарита приготовили нам презентации. (просмотр презентаций). Учитель: Спасибо!
Наш урок подходит к концу. Надеюсь, Вам было интересно и вы самостоятельно продолжите изучение данной темы.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Проработать с. 331-340, ознакомиться с дополнительным текстом на с. 343-346. Выполнить задания 8, 9 с. 347. Слайд 12
Рефлексия Слайд 13
Теперь предлагаю Вам оставит свои комментарии в листах-отзывах.
Карточка с заданием “Продолжить фразу”:
Мне было интересно...
Мы сегодня разобрались....
Я сегодня понял, что...
Мне было трудно...
Завтра я хочу на уроке...