СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторные работы на уроках биологии в коррекционной школе 8 вида

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторные работы на уроках биологии повышают познавательный интерес к урокам биологии, развивают творческую активность учащихся. Лабораторные работы требуют от учителя подготовки к проведению таких уроков. В статье рассматриваются вопросы, связанные с проведением и значением лабораторных рабо на уроках биологии.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторные работы на уроках биологии в коррекционной школе 8 вида»

Лабораторный практикум как средство развития самостоятельности учащихся

Одной из важнейших задач, намеченных реформой общеобразовательной школы, является повышение качества образования. В решении этой задачи особое место принадлежит обучению школьников приемам рациональной учебной деятельности. В связи с этим возникает необходимость систематической работы по формированию у учащихся умений и навыков учебного труда. При обучении детей биологии учителю важно развивать у учащихся специальные умения (наблюдать биологические явления, формулировать экспериментальную задачу, составлять план биологического эксперимента).

Лабораторный практикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

Соотношение обучения и умственного развития детей – одна из важнейших, современных проблем. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является организация обучения, при которой совершенствуется умственное развитие учащихся и возможно самостоятельное добывание знаний .

Одним из основных методов школьной биологии считают наблюдение. Наблюдение натуральных объектов и простейшие эксперименты с ними позволяют усилить мотивацию, активизировать эмоциональную сферу личности, вызывать у них желание принять участие в решении разнообразных, в том числе и экологических проблем.

Самостоятельные работы с натуральными объектами способствуют формированию у школьников первичных исследовательских навыков. Лабораторные работы способствуют развитию творческой инициативы.

Биология - наука экспериментальная, поэтому я по возможности чаще привлекаю учащихся к постановке опытов, проведению наблюдений над биологическими объектами. На лабораторных занятиях у учащихся не только повышаются знания, но и развиваются практические умения и навыки, способности каждого к самостоятельному действию.

Необходимо повысить эффективность лабораторных занятий и нельзя ограничиваться простым рассматриванием раздаточного материала. Зрительное восприятие необходимо сочетать с различными приемами воздействия учащегося на изучаемый объект, т.е. включать мышечные действия и осязание.

Значение лабораторных работ

В ходе самостоятельного изучения натуральных объектов по заданиям учителя учащиеся приучаются целенаправленно рассматривать их, в результате чего возникает целостное восприятие этих объектов, представление о них, на основе чего формируются различные биологические понятия. Самостоятельно действуя в процессе лабораторных работ, учащиеся постепенно овладевают предметно-действенным анализом.

Методика проведения лабораторных занятий по ботанике

Под лабораторными занятиями подразумевают любой вид самостоятельной деятельности учащихся. Признавая лабораторные занятия самостоятельной организационной формой учебного процесса, они указывают на следующие характерные особенности:

Занятия проводятся в классных комнатах.

Учащиеся работают самостоятельно, используя методы наблюдения и эксперимента.

Учитель направляет и контролирует работу учащихся.

Педагогический опыт показывает, что при обучении биологии целесообразно выделять два типа наблюдений:

созерцательное наблюдение, т.е. без воздействия на изучаемый объект,

действенное наблюдение, т.е. сопровождающееся воздействием на объект изучения.

Например, созерцательное наблюдение осуществляется при рассматривании биологических объектов, их внешнего вида (например, рассматривание тел при изучении неживой природы, у растений его органов (цветков, корней, стеблей, листьев, почек, клубней, луковиц).

Действенное наблюдение при изучении биологических тел осуществляется при определении свойств тел неживой природы (твердость, прочность, запах и т. д.)

Несомненно, созерцательное наблюдение как метод самостоятельной работы, имеет важное значение в обучении биологии, учащиеся воспринимают отличительные особенности изучаемого натурального предмета, хотя и не воздействуют на него. В результате таких наблюдений у учащихся возникают восприятия, формируются представления и понятия о наблюдаемых явлениях и предметах природы, например, при работе с натуральным раздаточным материалом, а также при демонстрации учителем опытов и изучаемых объектов.

Наиболее ценным является наблюдение, сочетаемое с воздействием учащегося на изучаемый натуральный объект. Существенным отличием действенного наблюдения от созерцательного является восприятие отличительных особенностей изучаемого объекта посредством органов чувств и мышления и путем моторного воздействия на изучаемый объект, в силу чего значительно полнее формируютеся у учащихся представления и понятия.

Участникам учебного процесса предлагаются различные по содержанию лабораторные работы. В некоторых уже даются готовые результаты исследований, а задача учащихся состоит в том, чтобы объяснить их.

Другая часть работ предполагает участие в исследовательской деятельности, где учащиеся смогли бы собрать или получить результаты для последующего их объяснения.

Действенное наблюдение и эксперимент, применяемые учащимися на лабораторном занятии , следует направлять на выявление самых существенных признаков и свойств, которые наиболее ярко выражают функцию изучаемого объекта.

Структурно почти каждое лабораторное занятие состоит из:

Вводной части

Собственно работы

Итоговой беседы.

Для успешного выполнения самостоятельных лабораторных работ необходимы:

Предварительная подготовка раздаточного материала (натуральные объекты в живом либо фиксированном виде);

Инструктивные карточки, включающие в себя название работы, ее цель и план (последовательность) выполнения;

Заключительные задания или вопросы, способствующие осознанному пониманию объектов изучения.

Эффективность лабораторных занятий зависит от их методической организации, что достигается выполнением следующих требований:

Восстановление в памяти учащихся запаса знаний, умений, навыков, имеющих непосредственную связь с содержанием предстоящего лабораторного занятия.

Постановка задач предстоящего лабораторного занятия.

Проведение учителем инструктажа, разъяснение задания, которое им следует выполнить.

Приучение каждого учащегося к активной работе, полной дисциплине и аккуратности, соблюдение правил безопасности.

Доведение самостоятельной работы учащимися до полного завершения.

Оказание учителем своевременной помощи учащимся, допускающим ошибки или затруднения при выполнении задания.

Фиксирование учащимися в особую тетрадь для лабораторных занятий результатов опытов и наблюдений.

Осуществление указанных требований происходит постепенно, по мере того как учащиеся овладевают умениями и навыками самостоятельного выполнения лабораторных работ.

Другим важным условием повышения эффективности лабораторных работ является продуманная итоговая беседа о результатах проделанной работы.

На эффективность лабораторных работ влияет еще один важный фактор – обеспеченность школы приборами и раздаточным материалом. Важно, чтобы каждый ученик имел необходимый комплект оборудования. Это позволяет вовлечь весь класс в выполнение посильного самостоятельного задания. Часто работа на лабораторных занятиях проводится звеньями из 3-4 учащихся. В этом случае только один из них непосредственно, своими руками выполняет задание, а остальные по существу ограничиваются ролью созерцателей. От этого зависит качество приобретенных знаний и практических умений.

Из опыта работы, знаю, что чаще раздаточный материал используется учащимися один на двоих. Для выхода из этой ситуации я рассаживаю детей так, чтобы в паре был ребенок хорошо усваивающий материал и быстро работающий и слабого ученика. Работая вместе, они помогают друг другу. Кроме этого мне приходиться составлять задания нескольких уровней сложности и дополнительные вопросы сильным учащимся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!