Лабораторная работа
«Знакомство с микроскопом».
Цель работы: изучить строение микроскопа.
Ход работы
Ознакомиться с частями микроскопа по рисунку100
Найди на школьном микроскопе указанные на рисунке части.
Изучи таблицу «Устройство микроскопа», в которой указано, для чего необходима каждая часть микроскопа.
Прежде чем приступить к работе с микроскопом, прочитай правила.
Правила работы с микроскопом
Поставь микроскоп ручкой штатива к себе.
Вращая зеркальце под предметным столиком и глядя в окуляр, добейся полного освещения поля зрения.
Положи готовый микропрепарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.
Глядя на предмет сбоку, добейся с помощью большого винта такого положения объектива, чтобы он оказался на расстоянии
1 - 2 мм от объекта исследования.
Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт до тех пор, пока не появится чёткое изображение изучаемого объекта. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.
Лабораторная работа «Изучение строения семени».
Цель работы: рассмотреть строение зародыша семени.
Ход работы
Рассмотри с помощью лупы набухшее семя фасоли или гороха. Ознакомившись по рисунку 111со строением семени фасоли, найди на семени кожуру и сними её.
Раздели семя на две части, и ты увидишь чудо! Внутри семени, надёжно защищенный кожурой, находится зародыш. Рассмотри его в лупу и найди две семядоли, корешок, стебелёк и почечку. Из зародыша разовьётся новое растение. Зародышу для жизни нужны воздух и питательные вещества. Воздух приходит через кожуру, а питание находится в семядолях.
Лабораторная работа
«Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа».
Цель работы: увидеть тельца клетки, содержащие хлорофилл.
Ход работы
Повтори правила работы с микроскопом и правила приготовления микропрепарата (стр. 84-85).
Приготовь самостоятельно и приготовь препарат листа растения.
Зарисуй зелёную клетку листа (рис. 138) и обозначь в ней тельца, содержащие хлорофилл.
Выводы
В клетках листьев есть особое вещество зелёного цвета – хлорофилл.
Зелёный цвет растений – цвет жизни на Земле, так с помощью хлорофилла растение улавливает свет Солнца.
Улавливая свет, растения образуют из воды и углекислого газа органические вещества, которыми питаются все живые организмы на нашей планете.
Лабораторная работа №8 «Рассматривание под микроскопом разных клеток многоклеточных организмов».
Цель работы: доказать, что строение клеток связано с их функцией в многоклеточном организме.
Ход работы
Рассмотри рисунок в учебнике. На котором изображены различные клетки растения, животного, человека.
Повтори правила работы с микроскопом и рассмотри разные клетки многоклеточных организмов, используя готовые микропрепараты.
Результаты своих исследований внеси в таблицу. Сделай вывод.
Название клеток | Строение клеток под микроскопом (рисунок) | Функция, выполняемая клетками. |
| | |
Лабораторная работа
Тема. Изучение строения семени фасоли
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.
Оборудование
Лупа ручная, препаровальная игла. 2. Боб фасоли с семенами.3. Набухшие семена фасоли.
Ход работы
1.Рассмотрите плоды фасоли-бобы. Раскройте их. Рассмотрите, как прикреплены в бобе семена-фасолины.
2.Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
3.Найдите рубчик и семявход.
4.Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (предварительно намочите его, что бы семя набухло).
5.Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель и почку.
6.Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
7.Зарисуйте семя и надпишите его части.
Лабораторная работа
Тема. Типы соцветий.
Цель: знакомство с типами соцветий.
Оборудование
Гербарий растений с соцветиями: подорожник, василек, клевер, черемуха (или другие).
Ход работы
Ознакомьтесь с предложенным вам гербарием растений с соцветиями.
Изучите соцветие черемухи (или ландыша). Сделайте схематический рисунок этого типа соцветия.
Пользуясь рисунком 68 учебника, определите, какие типы соцветий у подорожника, клевера и василька (или ромашки). Сделайте схематический рисунок этих соцветий.
Лабораторная работа
Тема. Черенкование комнатных растений.
Цель: сформировать элементарные умения черенковать комнатные растения.
Оборудование
Три склянки с водой.2.Скальпель.3.Комнатные растения: традесканция, бегония металлическая, сансевьера, алоэ .
Ход работы
Черенкование стеблей
Внимательно осмотрите побеги растений: традесканции, колеуса, бегонии металлической. Обратите внимание, что придаточные корни появляются раньше всего около узлов. Поэтому нижний срез надо делать под узлом.
Разрежьте побег на черенки с 2-3 листьями (узлами) на каждом. Удалите нижний лист.
Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой.
Черенкование листьев.
Срежьте у алоэ листовую пластинку вместе с черешком и поставьте в воду (неглубоко).
Разрежьте длинный лист сансевьеры (или стрептокарпуса) на листовые черенки длиной 5-7 см каждый.
Поставьте их в воду (неглубоко). Не спутайте верх и низ черенков!
Наблюдение за развитием корней у черенка
Все сосуды с черенками поставьте в светлое не жаркое место.
После развития корней посадите черенки в цветочные горшки с почвой и полейте их.
№ п/п | Растение | Дата черенкования | Дата появления первого корня | Дата развития корней длиной 1,5-2 см | Дата посадки в почву |
| | | | | |
Наблюдения за развитием корней записываем в таблицу: