Просмотр содержимого документа
«Лабораторно-графические работы в курсе алгебры средней школы»
ЛАБОРАТОРНО-ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
В КУРСЕ АЛГЕБРЫ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Значительная доля усилий учителей математики направлена на подготовку учащихся к итоговой аттестации: к ЕГЭ - в 11 классе и к ОГЭ - в 9 классе. При этом на уроках все меньше внимания уделяется вопросам, относящимся к политехнической культуре, в том числе - к графической культуре школьников.
Одним из методов обучения математике, способствующих развитию и воспитанию графических и вычислительных умений и навыков, является лабораторно-графическая работа (ЛГР). Ее характерными особенностями при изучении алгебры являются:
- построение графиков функций и их применение;
- использование чертежных и вычислительных инструментов;
- вычислительная обработка результатов измерений с помощью формул и сопоставления результатов измерений и вычислений;
- применение справочной литературы.
ЛГР – средство, направляющее ученика на осмысление учебного материала, использование его при решении задач; средство связи математики-науки с математикой-практикой. К функциям ЛГР также относятся: развитие наблюдательности, формирование умений выдвигать гипотезы и отстаивать предположения и многое другое.
ЛГР можно проводить, начиная уже с 6 класса. Урок-игра «Кто живет в зоопарке?» предполагает построение фигур разных животных по координатам точек. Учащиеся должны точно нанести точки на координатную плоскость и соединить их линией. Школьники заинтересованы в том, чтобы фигура получилась узнаваемой.
В 7 – 9 классах большое место отводится изучению функций. Здесь будут уместны уроки, включающие работы по темам: «Что общего между параллельными прямыми?», «Как построить параболу?», «Многообразие графиков». На них закрепляются алгоритмы построения графиков, учащиеся приучаются к аккуратности.
В 10 классе ЛГР наиболее уместно при изучении взаимно-обратных и тригонометрических функций. Работа с графиками обратных тригонометрических функций облегчает восприятие метода решения тригонометрических уравнений и неравенств.
Заключающей в цикле подобных работ может стать проводимая в 11 классе работа «Вычисление площадей геометрических фигур, ограниченных криволинейным контуром».
ЛГР имеют большое воспитательное и образовательное значение. Они позволяют полнее и сознательнее уяснить математические зависимости между величинами, научиться измерять и вычислять с определенной степенью точности. ЛГР являются и средством реализации межпредметных связей.