Средняя общеобразовательная школа – гимназия №4 им.А.М.Мурсабаевой
Класс Птицы. Лабораторная работа:
«Внешнее строение птиц»
Учитель биологии
Умиркулова Чолпон Дамировна
Кант 2024
Проверка д/з:
Фронтальный опрос:
1. Какие отделы тела выделяют у рептилий?
2.Чем образованны покровы пресмыкающихся животных?
3. На какие отряды делится класс рептилий?
4. Какие виды рептилий встречаются в Кыргызстане?
5. Какие ядовитые змеи встречаются в Кыргызстане?
Средняя общеобразовательная школа – гимназия №4 им.А.М.Мурсабаевой
Класс Птицы. Лабораторная работа:
«Внешнее строение птиц»
Учитель биологии
Умиркулова Чолпон Дамировна
Кант 2024
Проблемные вопросы:
1. Почему птицы летают? 2. Зачем птице летать? 3. Зачем птицы прерывают полёт?
Цели и задачи урока:
- 1. Сформировать знания о позвоночных животных класса Птицы
- 2. Рассмотреть особенности внешнего строения птиц
- 3. Узнать какие у птиц приспособления к полету
- 4. В ходе л/р изучить виды, строение и функции пера
Общая характеристика класса Птицы
1. Тело покрыто перьями, которые принимают участие в полете и способствуют поддержанию постоянной температуры. Линька
2. Перья, чешуи, чехлы клюва и когти – роговые образования кожи.
3. Кожа сухая, лишенная желез, кроме копчиковой железы у водоплавающих птиц.
4. Скелет облегчен, малоподвижен, кости тонкие, заполненные воздухом. Челюсти лишены зубов.
5. Теплокровные животные. (постоянная температура тела-40 , высокий обмен веществ)
6. Передние конечности превращены в крылья
Внешнее строение птиц
Внешнее строение птиц
Задание 1. Определите части тела птицы
8
1 – глаза
2 – шея
3 – крылья
4 – хвост
5 – ноги
6 – туловище
7 – клюв
8 – ушное отверстие
Задание 2. Вставьте пропущенные слова
У птиц __________ форма тела, что уменьшает сопротивление воздуха и облегчает полет. Обтекаемость телу птицы придает___________ покров. На туловище у птицы расположены __________________. У птиц в основном ____пальца: ___ направлены вперед, а __назад. Цевка у птиц покрыта роговыми __________.
обтекаемая
перьевой
4
крылья и ноги
3
1
чешуйками
Задание 3. Соотнесите части тела птиц с функциями, которые они выполняют
Части тела
Функции
Глаза
Полет
Клюв
Осязание
Восковница
Перемещение по земле
Ушные отверстия
Захват и дробление пищи
Шея
Зрение
Хвост
Подвижность головы
Ноги
Рулевая
Крылья
Слух
2. Исследование видов перьев
2. Исследование видов перьев
- Рассмотрите коллекцию перьев птицы.
2. Изучите строение пера с помощью микроскопа, через приложение мозаик 3Д, рассмотрите рисунок в учебнике.
3. Подпишите части пера
- Рассмотрите предложенные виды перьев. Определите их название.
2. Используя дополнительную информацию, заполните таблицу
Вид пера
1.
Функция
2.
3.
4.
5.
6.
Контурно - маховые
Предназначены для полета, образуют плоскость пера
Контурно - покровные
Покрывают тело птиц, формируют контур тела
Пуховое
Образует опахало, регулирует теплообмен
Пух
Сохраняет тепло
Осязательная, сигнализирует о токах воздуха
Нитевидное
Чувствительная и защитная
Щетинка
(доп.материал)
- У современных птиц есть два основных типа перьев - контурное (1,2) и пуховое (3). На крыльях вырастают крепкие контурные маховые перья (1). Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которое образовано густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.
- Контурные покровные (2), налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.
- Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух(4) - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы. А еще встречаются щетинки (5,6), они играют роль в осязании.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ аспект: МИНИ- ИССЛЕДОВАНИЕ: Нефть
- Первичное закрепление:
- Выводы: Птицы очень хорошо приспособлены к полёту во внешнем строении: обтекаемая форма тела уменьшает сопротивление воздуха, перьевой покров, который и защищает от холода, и уменьшает сопротивление в полёте. Наличие хвоста, регулируют направление полёта. Образование цевки- как посадочного устройства. Облегчение массы тела
Закрепление. Тест-5мин
1 .Перья способствуют сохранению тепла в теле птицы, так как: А) состоят из ствола и опахала; б) воздух, который находится между ними, обладает большой теплопроводностью. В) воздух, который находится между ними, обладает малой теплопроводностью. Г) они смазаны маслянистой жидкостью, которая образуется в копчиковой железе. 2. У птиц, в отличие от пресмыкающихся есть: А) хвост; б) шея; в) крылья; г) когти. 3. Обтекаемая форма тела птиц- это приспособление к: А) полёту; Б) защите от хищников; В) размножению; Г) поиску корма 4.На ногах птиц есть роговые чешуйки, что свидетельствует об их родстве с: А) пресмыкающимися; Б) земноводными; В) млекопитающими; Г) кольчатыми червями. 5.У птиц не является приспособлением к полёту: А) обтекаемая форма тела; Б) крылья; В) когти; Г) образование цевки
Д.З.п.53прочитать; нарисовать рис. 102,103,104, составить синквейн