Лабораторная работа.
Тема: Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Цель:сформировать знания о цепях и сетях питания, о правиле экологической пирамиды, научиться составлять схемы передачи веществ и энергии.
Оборудование:статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах.
Пищевая (трофическая) цепь —ряд взаимоотношений междугруппами организмов (растений,животных, грибов и микроорганизмов) при котором происходит перенос энергии путём поедания одних особей другими.
Организмы последующего звена поедают организмы предыдущего звена, и таким образом осуществляется цепной перенос энергии и вещества, лежащий в основе круговорота веществ вприроде. При каждом переносе от звена к звену теряется большая часть (до 80–90 %) потенциальной энергии, рассеивающейся в виде тепла. По этой причине число звеньев (видов) в цепи питания ограничено и не превышает обычно 4–5.
Правило 10%(закон Линдемана) - это правило экологической пирамиды.
Оно гласит: На каждое последующее звено пищевой цепи поступает только 10% энергии (массы), накопленной предыдущим звеном.
Применяется так: у нас есть какая-то пищевая цепочка:
трава – кузнечики – лягушка – цапля.
И вопрос " Сколько травы было съедено на лугу, если прибавка в весе цапли, которая питалась лягушками на этом лугу, составила 1 кг? "(при этом имеется в виду, что ничем другим она не питалась, а лягушки ели только кузнечиков, а кузнечики только эту травку). Получается, что этот 1 кг и есть 10% от общей массы лягушек, значит, их масса равна была 10кг, тогда масса кузнечиков-100 кг, а масса съеденной травы составила целую тонну.
Ход работы:
Задание 1.
Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей.Запишите эти цепи.
Задание 2.
Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.
Задание 3.
1.Рассмотреть рисунок, представленный ниже. Номерами обозначены организмы, образующие пищевую цепь.
2. Распределите номера, которыми обозначены организмы:
1) в соответствии с принадлежностью организма к соответствующему трофическому уровню:
продуценты -
консументы –
редуценты –
2) в соответствии с биологической ролью организмов в сообществе:
жертва –
хищник –
3) составьте пищевые цепи, записав последовательно номера, которыми обозначены организмы:
1 -я пищевая цепь –
2-я пищевая цепь –
3-я пищевая цепь.
Задание № 4. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.
Клевер - кролик - волк
Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб - перепелятник
Вывод:
СЛОВАРЬ
ПРОДУЦЕНТЫ
[от лат. producens (producentis) — производящий, создающий], автотрофные (фотосинтезирующие или хемосинтезирующие) организмы, способные производить сложные органические вещества из простых неорганических соединений. Основные продуценты в водных и наземных экосистемах — зеленые растения. Составляют основание (первую ступень) экологической пирамиды.
Продуценты
(лат. producens - производящий) - автотрофные организмы, продуцирующие органическое вещество из простых неорганических веществ (фототрофы и хемотрофы).
Консуме́нты (от лат. consume — употреблять) — гетеротрофы, организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые автотрофами (продуцентами). В отличие от редуцентов, консументы не способны разлагать органические вещества до неорганических[1].
Редуце́нты, или деструкторы[1] (от лат. reduco — «возвращаю, восстанавливаю»), — организмы (в основном бактерии и грибы), разрушающие отмершие останки живых существ, превращая их в неорганические и простейшие органические соединения.[2] Являются гетеротрофами