СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа «Проводящие ткани растений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа «Проводящие ткани растений»

Лабораторная работа «Проводящие ткани растений»

Цель: познакомиться с тканями, выполняющими функцию проведения по растению минеральных и органических веществ; изучить особенности строения клеток проводящих тканей и механизм осуществления восходящего и нисходящего токов веществ.

Объекты: срез стебля подсолнечника и тыквы.

Материалы и оборудование:: микроскопы, постоянные препараты поперечного среза стебля подсолнечника, продольного и поперечного срезов стебля тыквы, микроскоп.

Термины для самоподготовки:

Каллеза - полисахарид из группы гемицеллюлозы, закупоривает отверстия ситовидных пластинок в закончивших функционирование ситовидных трубках.

Ксилема - ткань высших растений, служащая для проведения воды и минеральных солей от корня к листьям.

Тила - выросты клеток основной паренхимы в древесине высших растений, закупоривают сосуды и препятствуют прохождению почвенных растворов.

Флоэма - ткань высших растений, служащая для проведения органических веществ от листьев ко всем органам и тканям растения.


Краткие сведения

Проводящие ткани обеспечивают передвижение по растению воды с растворенными минеральными солями и органических веществ - продуктов фотосинтеза. Они образуются из прокамбия или камбия и могут быть первичными и вторичными по происхождению. Их клетки вытянуты в длину и имеют форму трубочек с более или менее широким диаметром. Проводящие ткани делятся на три вида: сосуды, трахеиды и ситовидные трубки.

Сосуды осуществляют восходящий ток веществ: почвенные растворы из центрального цилиндра корня через стебель подают в листья, где в процессе фотосинтеза неорганические вещества преобразуются в органические. Они представляют собой соединение трубчатых клеток. Поперечная клеточная стенка здесь отсутствует, во взрослом состоянии с отмершим внутренним содержимым. Клеточная стенка утолщается и одревесневает постепенно,

сначала в виде колец, повторяющихся в членике сосуда через определенное расстояние. Такие сосуды называются кольчатыми, они свойственны молодым растущим органам. У спиральных сосудов клеточная стенка утолщается в виде одной или нескольких спиралей. Лестничные сосуды образуются тогда, когда утолщения образуются в виде поперечных выступов. Если утолщения напоминают форму перфорированных рельефных решеток, то сосуды будут называться сетчатыми. У пористых сосудов неутолщенные места остаются лишь в виде мелких пор на боковых стенках.

Восходящий ток веществ могут осуществлять только молодые сосуды, у которых клеточная стенка одревесневает частично - кольчатые, спиральные и лестничные. У сетчатых и пористых сосудов клеточная стенка одревесневает полностью, они закупориваются тилами, осуществлять восходящий ток веществ уже не могут и начинают выполнять механическую функцию.

Трахеиды представляют из себя не трубки, а отдельные прозенхимные клетки, восходящий ток веществ у них осуществляется по окаймленным порам. Характерны для высших споровых и голосеменных растений.

Ситовидные трубки осуществляют нисходящий ток веществ - продукты фотосинтеза в виде крахмала или глюкозы, которые оттекают от листьев ко всем другим органам и тканям растений. Это вертикальный ряд живых вытянутых клеток со слегка утолщенной, но никогда не одревесневающей целлюлозной клеточной стенкой. Поперечные перегородки продырявливаются наподобие сита, поэтому называются ситовидными пластинками. К длинной стороне ситовидных клеток прилегает одна или несколько клеток - спутниц, имеющих цитоплазму и ядро.


Ход работы

Часть 1. Сосуды в стеблях подсолнечника
  1. Поместить постоянный препарат продольного среза стебля подсолнечника на предметный столик микроскопа и рассмотреть его сначала на малом, затем на большом увеличении.

  2. Найти длинные полости сосудов, ограниченные с двух сторон узкими полосками клеточной стенки.

  3. Определить типы утолщения клеточной стенки, выделив сосуды разного возраста - молодые кольчатые, спиральные и лестничные, и более старые сетчатые, пористые, точечные.

  4. Зарисовать по одному сосуду разного возраста при большом увеличении, сделать необходимые обозначения и надписи.
















Рис. Сосуды в стеблях подсолнечника




Рис.Различные виды сосудов

а,б – кольчатые; в, г, д – спиральные; е, ж – лестничные, з – пористый.


Часть 2. Ситовидные трубки в стеблях тыквы
  1. Рассмотреть фиксированный препарат продольного среза стебля тыквы на малом и большом увеличении микроскопа.

  2. Отметить особенности расположения ситовидных трубок в виде вертикального ряда, состоящего из отдельных клеток - члеников.

  3. Найти и рассмотреть ситовидные пластинки и клетки - спутницы.

Зарисовать один - два членика ситовидной трубки с клетками - спутницами и обозначить: членик ситовидной трубки, ситовидную пластинку, клетки – спутницах.









Рис. Сосуды в стеблях подсолнечника



Рис. Ситовидные трубки и клетки – спутницы

а – продольный разрез; б – поперечный разрез;1 – ситовидная трубка; 2 – ситовидная пластинка; 3 – клетка – спутница.


Сформулировать вывод, ответив на следующие вопросы.

  1. Что эволюционно более древнее – сосуды или трахеиды

  2. Какой вид проводящей ткани осуществляет передвижение почвенных растворов?

  3. Какой вид проводящей ткани передвигает продукты фотосинтеза?

  4. Какие меристемы дают начало проводящим тканям?

  5. Как образуются клетки - спутницы, к каким клеткам они прилегают?

  6. В чем принципиальная разница в строении клеток сосудов и ситовидных трубок?

  7. Как долго функционируют сосуды и ситовидные трубки

  8. С чем связано прекращение их деятельности?

  9. По каким признакам молодые сосуды отличаются от старых?

  10. В чем разница между сосудами и трахеидами?

  11. У каких растений восходящий ток веществ осуществляют сосуды, у каких трахеиды?


Вывод:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!