СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа "Поисковые системы сети Интернет, электронная почта"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выполните задания лабораторныйх работ по теме "Поисковые системы сети Интернет, электронная почта" загрузив любой имеющейся у вас браузер.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа "Поисковые системы сети Интернет, электронная почта"»

Лабораторно-практическая работа
«Поиск в Интернет»

Поисковые службы Интернет. Поисковые серверы WWW.
Типы поисковых серверов, примеры. Язык запросов поискового сервера.
Технология поиска



Основные понятия:
Поиск информации в Интернете осуществляется с помощью специальных программ, обрабатывающих запросы — информационно-поисковых систем (ИПС). Существует несколько моделей, на которых основана работа поисковых систем, но исторически две модели приобрели наибольшую популярность — это поисковые каталоги и поисковые указатели.
Поисковые каталоги устроены по тому же принципу, что и тематические каталоги крупных библиотек. Они обычно представляют собой иерархические гипертекстовые меню с пунктами и подпунктами, определяющими тематику сайтов, адреса которых содержатся в данном каталоге, с постепенным, от уровня к уровню, уточнением темы. Поисковые каталоги создаются вручную. Высококвалифицированные редакторы лично просматривают информационное пространство WWW, отбирают то, что по их мнению представляет общественный интерес, и заносят в каталог
Основной проблемой поисковых каталогов является чрезвычайно низкий коэффициент охвата ресурсов WWW. Чтобы многократно увеличить коэффициент охвата ресурсов Web, из процесса наполнения базы данных поисковой системы необходимо исключить человеческий фактор — работа должна быть автоматизирована.

  • Автоматическую каталогизацию Web-ресурсов и удовлетворение запросов клиентов выполняют поисковые указатели. Работу поискового указателя можно условно разделить на три этапа:

  • сбор первичной базы данных. Для сканирования информационного пространства WWW используются специальные агентские программы — черви, задача которых состоит в поиске неизвестных ресурсов и регистрация их в базе данных;

  • индексация базы данных — первичная обработка с целью оптимизации поиска. На этапе индексации создаются специализированные документы — собственно поисковые указатели;

  • рафинирование результирующего списка. На этом этапе создается список ссылок, который будет передан пользователю в качестве результирующего. Рафинирование результирующего списка заключается в фильтрации и ранжировании результатов поиска. Под фильтрацией понимается отсев ссылок, которые нецелесообразно выдавать пользователю (например, проверяется наличие дубликатов). Ранжирование заключается в создании специального порядка представления результирующего списка (по количеству ключевых слов, сопутствующих слов и др.).

В России наиболее крупными и популярными поисковыми указателями являются:

  • «Яndex» (www.yandex.ru)

  • «Pамблер» (www.rambler.ru)

  • «Google» (www.google.ru)

  • «Апорт2000» (www.aport.ru)



Упражнение 1. Освоение элементарных приемов поиска информации в сети Интернет.
Цель упражнения: Изучение интерфейса, назначения и особенностей поисковых WWW-серверов. Разъяснение понятия «запрос», отличие запроса от вопроса.
Задание:
Найти, как называется самое большое пресноводное озеро в мире.

Порядок выполнения.

  • Запустить обозреватель MS Internet Explorer.

  • В адресной строке набрать адрес поискового WWW-сервера.

  • Открыть новое окно браузера, выполнив последовательность команд в главном меню Файл - Создать - Окно или использовав сочетание клавиш Ctrl+N.

  • Повторить п.п. 2, 3 не менее четырех раз. В разные окна браузера загрузите главные страницы поисковых машин.

  • Сравнить интерфейсы поисковых WWW-серверов.

Примечание. Для оптимальной и быстрой работы с поисковыми системами существуют определенные правила написания запросов. Подробный перечень для конкретного поискового сервера можно, как правило, найти на самом сервере по ссылкам Помощь, Подсказка, Правила составления запроса и т.п.

  • С помощью справочных систем познакомьтесь с основными средствами простого и расширенного поиска.

  • Организуйте поиск, заполните таблицу и прокомментируйте результаты поиска:

Ключевая фраза

Результаты поиска

Yandex

Google

Rambler

Апорт

информационные технологии в образовании

 

 

 

 

"информационные технологии в образовании"

 

 

 

 

педагогические технологии личностно-ориентированного обучения

 

 

 

 



  • Дополните таблицу самостоятельно построенными запросами.

  • Познакомьтесь с избранными документами и оцените их релевантность (смысловое соответствие результатов поиска указанному запросу). Организуйте поиск интересующей Вас информации и внесите результаты в таблицу.

  • Сравнить результаты поиска (только первые блоки) всех серверов и прокомментировать их.
    Примечание. Для многократного дублирования одного и того же запроса (и «чистоты» эксперимента), необходимо воспользоваться буфером обмена Windows.
    При анализе интерфейса поисковых WWW-серверов обратить внимание не только на окна запросов и кнопку Пуск (Старт, Начать, Искать, Go и т.д.), но и на ссылки о помощи (Помощь, Help, Как искать, Как сформировать запрос и т.д.).

Упражнение 2. Поиск образовательных сайтов.
Цель упражнения: Освоение приёмов поиска информации через каталоги и применения средств простого поиска.
Задание:
Найти сайты физико-математических школ с помощью тематического поискового каталога.
Примечание:
Поскольку каждый поисковый ресурс, имея общие принципы построения, обладает своими особенностями, рассмотрим два возможных варианта поиска через каталоги.

Порядок выполнения.

  • В интерфейсе поисковой системы найти список тематических категорий и, продолжая погружаться в тему поиска, дойти до списка конкретных Web-страниц.

  • Если список страниц небольшой, выбрать среди них те ресурсы, которые лучше подходят для решения поставленной задачи. Если список ресурсов достаточно велик, необходимо в форме для поиска в строку ввода внести список ключевых, для уточнения поиска.

1 вариант. Поиск в каталоге LIST.RU.

  • Запустить обозреватель MS Internet Explorer.

  • Ввести адрес http://www.list.ru в адресную строку обозревателя.

  • В списке категорий перейти последовательно по следующим ссылкам Образование - Наука - Школы - Физико-математические школы:

В результате мы получили список 20 физико-математических школ (Данные на 11 марта 2003 года. Ваши результаты могут быть несколько другими, поскольку информация в Интернет меняется очень быстро). Каждая строка списка – гипертекстовая ссылка, перейдя по которой, можно просмотреть заинтересовавший вас школьный сайт.

2 вариант. Поиск в каталоге WWW.RU.

  1. Запустить обозреватель MS Internet Explorer.

  2. Ввести адрес http://www.www.ru в адресную строку обозревателя.

  3. В форме для поиска перейти на русскоязычную версию сайта: щёлкнуть по ссылке Русская версия.

  4. В форме для поиска убрать флажок Искать в английской версии (поскольку мы хотим найти русскоязычную информацию), щёлкнув мышкой по галочке в соответствующем окошке (галочка должна исчезнуть).

  5. В списке категорий перейти последовательно по следующим ссылкам (разделам) Наука и образование - Образовательные учреждения. В разделе Образовательные учреждения список категорий отсутствует. В данном разделе представлены 582 ссылки на сайты образовательных учреждений (Данные на 11 марта 2003 года. Ваши результаты могут отличаться, поскольку информация в Интернет меняется очень быстро). Для выбора среди них сайтов физико-математических школ (поскольку просмотреть все 582 ссылки просто невозможно) необходимо произвести уточнение поиска.

  6. Для уточнения параметров поиска проделаем следующие действия:

  • ввести в строку на форме для поиска ключевые слова, разделяя их написание пробелом: школа физика математика;

  • в форме для поиска под строкой ввода ключевых слов поставить флажок Искать в текущем разделе и убрать флажок Искать в английской версии;

  • нажать кнопку Поиск для инициализации процесса поиска.

По нашему запросу поисковый каталог представил список из девяти ссылок на сайты физико-математических школ (Данные на 11 марта 2003 года. Ваши результаты могут быть несколько другими, поскольку информация в Интернет меняется очень быстро).
По образцу, предложенному в задании 1, найти сайты школ по интересующему Вас профилю!

Упражнение 3. Освоение приемов поиска в различных поисковых системах.
Цель упражнения: Освоение приёмов поиска информации с помощью поисковой машины, формирование группы слов для организации простого поиска.
Задание:
Найти биографию министра образования Российской Федерации Филиппова В.М. с помощью поисковой системы Google.Ru.

Порядок выполнения.

  • Запустить обозреватель MS Internet Explorer.

  • В адресной строке набрать адрес поисковой системы http://www.google.ru и инициализировать процесс загрузки ресурса.

  • В интерфейсе начальной страницы поисковой системы Google.Ru найти форму для поиска и строку ввода запроса. Щелчком левой клавишей мыши по строке установить в ней курсор и напечатать: биография Филиппов министр.

  • Инициализировать процесс поиска в поисковой системе, нажав на кнопку Поиск в Goоgle.

По результатам нашего запроса поисковой системой Google.Ru было выдано 223 документа, расположенных по релевантности, где первая по списку ссылка представляла собой точный ответ по нашему запросу (Данные на 11 марта 2003 года. Ваши результаты могут быть несколько другими, поскольку информация в Интернет меняется очень быстро).

  • Просмотреть результаты поиска и найти среди них наиболее подходящие (релевантные) вашему запросу.

Упражнение 4. Поиск нормативных документов.
Цель упражнения: Освоение приёмов поиска информации с помощью поисковой машины, изучение особенностей поиска нормативного документа.
Задание:
Найти Положение Министерства образования Российской Федерации о порядке аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных и образовательных учреждений.

Порядок выполнения
Примечание. Для проведения поиска документа воспользуемся, например, поисковой машиной Яndex.ru. В группу ключевых слов запроса необходимо включить значимые по смыслу слова и исключить стоп-слова (под значимыми понимают те слова, которые несут основную смысловую нагрузку документа; стоп-слова – слова не несущие смысловой нагрузки, например, предлоги, или слова, встречающиеся в каждом подобном документе). Словосочетания «Министерство образования РФ», «муниципальные и образовательные учреждения» можно отбросить, т. к. они встречаются в большинстве нормативных образовательных документов. Наш запрос будет выглядеть так: положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников.

  1. Запустить обозреватель MS Internet Explorer.

  2. В адресной строке набрать адрес поисковой системы http://www.yandex.ru и инициализировать процесс загрузки ресурса.

  3. В строку поиска введите запрос: положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников.

  4. Нажмите клавишу Enter или щёлкните мышью на кнопку Найти. По данному запросу Яndex выдал 1286 страниц (данные на 22 апреля 2003 года. Ваши результаты могут быть несколько другими, поскольку информация в Интернет меняется очень быстро). Необходимый документ располагался первым по списку.

  5. Открыть найденный документ.

Упражнение 5. Поиск графической информации.
Цель упражнения: Освоение приёмов поиска графической информации с помощью поисковой машины, формирование группы ключевых слов и интерфейса поисковой системы для поиска изображений.
Задание:
Подготовить иллюстрации к докладу о методике проведения уроков в школе.

Порядок выполнения.

  • Запустить обозреватель MS Internet Explorer.

  • В адресной строке набрать адрес поисковой системы http://www.yandex.ru и инициализировать процесс загрузки ресурса.

  • В интерфейсе начальной страницы поисковой системы Яndex.ru найти форму для поиска и строку ввода запроса. Щелчком левой клавишей мыши по строке установить в ней курсор и напечатать: урок школа. Щелчком левой клавиши мыши в соответствующем окошке поставить флажок Картинки.

  • Инициализировать процесс поиска в поисковой сиситеме, нажав на кнопку Найти.

  • Просмотреть результаты поиска и найти среди них наиболее подходящие (релевантные) вашему запросу. По нашему запросу поисковой системой Яndex.ru было представлено 167 картинок (Данные на 11 марта 2003 года. Ваши результаты могут отличаться, поскольку информация в Интернет меняется очень быстро).

  • Для просмотра увеличенного изображения необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши по картинке. Для запуска интернет-ресурса, на котором располагается данное изображение, щёлкнуть левой кнопкой мыши по ссылке с его адресом под картинкой. Точно так же можно загрузить другие картинки с сервера (их количество представлено в скобках).

Упражнение 6. Поиск адресов электронной почты.
Цель упражнения: Освоение приёмов поиска адресов электронной почты, используя специальные службы поиска людей в Интернет.
Задание:
Найти электронный адрес Иванова Владимира, если мы знаем, что его логин (псевдоним, имя пользователя) совпадает с его фамилией (ivanov).

Порядок выполнения:

  1. Запустить обозреватель MS Internet Explorer.

  2. В адресной строке набрать адрес поисковой службы Электронная Россия http://www.eros.dubna.ru и инициализировать процесс загрузки ресурса.

  3. В интерфейсе поисковой системы найти форму для поиска и ввести в строку Имя - Фамилия: Иванов, а в поле Пользователь предполагаемый логин: ivanov.

  4. Инициализировать процесс поиска в поисковой системе, нажав на кнопку Поиск.

  5. Просмотреть результаты поиска и выбрать среди них искомый адрес.

По нашему запросу было найдено 7 записей (22 апреля 2003 года), среди которых искомый адрес оказался первым по списку.

Упражнение 7*. Поиск в сети Интернет сведений о людях (на примере адреса).

Цель упражнения:
Знакомство со справочниками в Интернет. Изучение возможностей поиска людей в Интернет.
Задание:
Найти адрес Никифоровой Натальи Александровны, проживающей в городе Самаре.

Порядок выполнения.

  1. Запустить обозреватель MS Internet Explorer.

  2. В адресной строке набрать адрес Самарской информационной сети http://www.bonus.ru и инициализировать процесс загрузки ресурса.

  3. В интерфейсе поисковой системы найти рубрикатор и перейти в раздел Телефонные справочники (по умолчанию открывается справочник по жителям Самары и области).

  4. Изучите инструкцию и введите в соответствующие окошки имя, фамилию и отчество человека, адрес которого необходимо найти (Никифорова Наталья Александровна). Выбрать из выпадающего списка Регион нужное название города или региона Самара. Инициализировать процесс поиска в поисковой системе, нажав на кнопку Искать.

  5. Просмотреть результаты поиска и выбрать среди них искомый адрес. По нашему запросу было найдено 5 записей (24 апреля 2003 года).

Упражнение 8**. Поиск литературных произведений в сети Интернет.
Цель упражнения: Освоение приёмов поиска и скачивания файлов через WWW.
Задание:
Найти и сохранить на локальном диске один из рассказов Ивана Безродного.

Порядок выполнения:

  1. Запустить обозреватель MS Internet Explorer.

  2. В адресной строке набрать адрес архива файлов Курчатовского института http://www.kiarchive.ru и инициализировать процесс загрузки ресурса.

  3. По рубрикатору перейти в раздел Электронная библиотека. В разделе Электронная библиотека открыть папку Arkanar (ассоциация молодых писателей). В папке выбрать раздел Творчество Ивана Безродного. Просмотреть названия представленных работ и выбрать подходящую.

  4. Щёлкнуть мышью по ссылке с названием архивного файла (heaven.zip, Рай на земле). В появившемся окне Загрузка файла нажать кнопку Открыть.

  5. В окне архиватора, открывшемся после загрузки файла, вы можете увидеть название файла. Разверните файл для прочтения двойным щелчком мыши по его названию. Просмотреть файл и при необходимости сохранить на локальном диске, выполнив команду Файл - Сохранить как. В окне сохранения не забудьте выбрать имя папки, в которую следует поместить файл.






Лабораторно-практическая работа
«Электронная почта»



Основные понятия:
Электронная почта – одна из наиболее распространенных и популярных функций компьютерных сетей, обеспечивающая обмен сообщениями между пользователями сети.
Порядок использования электронной почты во многом сходен с обычной почтой. Роль почтовых отделений играют узлы сети Интернет, на которых абонентам организуются специальные почтовые ящики. По электронной почте можно пересылать не только текстовые сообщения, но и готовые файлы, созданные в любых других программах.
При пересылке сообщений по электронной почте необходимо указывать адрес получателя в сети Интернет, который имеет следующую структуру:

@


Имя пользователя может представлять собой любую последовательность латинских букв и включать несколько сегментов, разделенных точкой. Смысловое значение имени пользователя сожжет быть самым разнообразным: фамилия, имя, фамилия и инициалы, название подразделения и т.п.
Адрес компьютера представляет собой последовательность доменов, описывающих части адреса в текстовой форме и разделенных точкой. Например,

[email protected]

Для работы электронной почты созданы специальные протоколы:
POP 3 (Post Office Protocol) – протокол почтовой службы входящих сообщений;
SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) – простой протокол передачи почтовых исходящих сообщений;
IMAP (Internet Message Access Protocol) – протокол Интернет - доступа к сообщениям.
Для того , чтобы воспользоваться электронной почтой необходимо программное обеспечение, где должны быть указаны следующие данные:

  • логическое имя;

  • пароль;

  • адрес электронной почты;

  • тип используемого протокола.

Существует следующие способы работы с электронной почтой:

  • с помощью клиентских программ, предназначенных для работы с электронной почтой (например, Microsoft Outlook Express, которая поставляется в составе операционных систем линейки MS Windows на правах стандартного приложения);

  • через браузер (например, Microsoft Internet Explorer) , зарегистрировавшись на сервере, который предоставляет бесплатные почтовые услуги (Web-mail).

Базовые функции почтовых клиентов предназначены для исполнения простейших операций по отправке и приему сообщений электронной почты. К ним относят:

  • прием почтовых сообщений и автономный просмотр;

  • создание новых сообщений;

  • автоматизация подготовки ответных сообщений;

  • операции с вложенными файлами;

  • поддержка адресной книги и др.

Обработка почтовой корреспонденции с помощью программы Microsoft Outlook Express

Рекомендации для преподавателя:
Перед началом практической работы необходимо отправить

  • на все рабочие столы электронное письмо с темой «Ваше мнение?», содержащие вопросы

  • на первый рабочий стол письмо с темой «Ознакомиться всем!» об изменении даты проведения педагогического совета;

  • на все рабочие столы письмо с темой «Сохраните вложение!», к которому прикреплен файл с текстовым документом (например, план работы образовательного учреждения на текущий месяц).

Примечание. Упражнение 7 практической работы выполняется по мере поступления сообщения с темой «Ознакомиться всем!».

Упражнение 1. Знакомство с основными возможностями и элементами интерфейса клиентской почтовой программы Microsoft Outlook Express
Цель упражнения:
Формирование первоначальных навыков оптимальной работы с клиентской программой Microsoft Outlook Express.
Задание:
Загрузите почтового клиента Microsoft Outlook Express, изучите основные элементы интерфейса.

Порядок выполнения:

1. Запустите клиентскую программу Microsoft Outlook Express с помощью значка  на Рабочем столе или соответствующей кнопки на Панели задач. После запуска программы появится окно:
Основными элементами интерфейса программы Microsoft Outlook Express окна являются:
Строка заголовка. Содержит стандартные элементы окна Windows -приложения (кнопки Свернуть, Восстановить и Закрыть) и название приложения Outlook Express.
Строка меню. Содержит пункты меню, предоставляющие доступ ко всем функциям, необходимым при работе с почтовым клиентом (создание, отправка и получение сообщений, настройка интерфейса и проч.).
Панель инструментов. Предназначена для быстрого доступа к некоторым наиболее часто используемым командам:


Создать сообщение — открывает окно для формирования нового письма

Доставить почту — получение и (или) отправка почтовой корреспонденции.

Адреса — открывает доступ к адресной книге.

Поиск — поиск почтового сообщения или адресата по атрибутам.

Панель Локальные папки. Позволяет вывести на экран списки почтовых сообщений (и их содержимое), хранящихся в одной из стандартных папок почтового клиента:
Входящие. В эту папку поступает вся новая почта. Впоследствии можно создать дополнительные папки (в соответствии с выбранной пользователем логической структурой) и настроить программу так, чтобы при поступлении новых писем вся почта автоматически сортировалась по папкам.
Исходящие. Эта папка предназначена для временного хранения отправляемых писем.
Отправленные. Здесь по умолчанию хранятся копии отправленных сообщений.
Удаленные. Для временного хранения удаленных сообщений (на случай, если сообщение потребуется восстановить). Очистка папки приведет к удалению сообщения без возможности восстановления.
Черновики. Для хранения «недописанных» писем.
Панель Контакты. В этом окне фиксируются имена клиентов, адреса которых внесены в адресную книгу.
Область просмотра. Позволяет обозревать список сообщений в текущей папке и содержимое отмеченного письма.
2. Выделите папку Входящие на панели Локальные папки. Область просмотра при этом делится на две части. Вверху отображается список сообщений электронной почты из текущей папки, а в нижней части окна показывается содержимое выделенного письма. Последовательно выделяя заголовки писем, просмотрите их содержимое.
3.  Аналогично просмотрите содержимое остальных локальных папок.

Упражнение 2. Знакомство с основными приемами доставки и сохранения почтовых сообщений с помощью программы Microsoft Outlook Express.

Цель упражнения:
Формирование навыков получения почтовой корреспонденции и ее размещения в локальных папках при работе с клиентской программой Microsoft Outlook Express.
Задание:
Доставьте почтовую корреспонденцию и сохраните некоторые сообщения в специально созданных папках.

Порядок выполнения:
1. В папке Входящие создайте папку Моя корреспонденция:

  • выберите пункт меню Файл - Создать - Папка;

  • в поле ввода введите имяновой папки Моя корреспонденция, проверьте правильность ее местонахождения (должна быть выделена папка Входящие) и подтвердите действия кнопкой ОК (или нажав Enter ).

2. Проверьте наличие новых сообщений, воспользовавшись пунктом меню Сервис  - Доставить почту или соответствующей кнопкой   на панели инструментов.
3. Сохраните одно из поступивших (например, с темой «Ваше мнение?») сообщений в папке Моя корреспонденция:

  • выделите соответствующее сообщение;

  • указав на него, вызовите контекстное меню, нажав правую кнопку мыши;

Примечание: В контекстном меню представлены возможные действия с почтовым сообщением. Проанализируйте назначение основных (Открыть, Ответить отправителю, Переслать, Переместить (скопировать) в папку, Удалить) и спрогнозируйте результат их выполнения.
в контекстном меню выберите пункт Переместить в папку;

укажите на папку Моя корреспонденция для сохранения в ней почтового сообщения;

подтвердите действия клавишей ОК.

4.  Удалите одно из ненужных сообщений (по согласованию с преподавателем).

Упражнение 3. Формирование подписи к электронному сообщению.
Цель упражнения:
Формирование навыков оптимизации подготовки сообщений за счет автоматического добавления подписи к отправляемым и пересылаемым сообщениям.
Задание:
Создайте собственную подпись, которая будет автоматически добавляться ко всем отправляемым сообщениям.
Порядок выполнения:
1.  Выберите пункт меню Сервис - Параметры - Подпись;

2. Введите текст подписи (желательно с указанием электронного почтового адреса).
3. Поставьте флажок Добавлять подпись ко всем исходящим сообщениям и снимите флажок Не добавлять подпись к ответам и пересылаемым сообщениям.
4.  Подтвердите действия клавишей ОК. Теперь подпись будет добавляться автоматически ко всем отправляемым вами сообщениям. Убедиться в эффективности такого приема можно при выполнении последующих упражнений.

Упражнение 4. Создание и отправка почтовых сообщений.
Цель упражнения:
Формирование навыков подготовки и отправки электронных писем.
Задание:
Создайте почтовое сообщение, содержащее анонс мероприятий, проводимых в образовательном учреждении на следующей неделе, и перешлите на соседние компьютеры и компьютер преподавателя.

Порядок выполнения:
1. Выберите пункт меню Сообщение  - Создать или воспользуйтесь соответствующей кнопкой   на панели инструментов;
Примечание: Более подробно изучить основы работы с почтовым клиентом можно, воспользовавшись встроенной системой помощи, вызвав ее по нажатию клавиши F1 на функциональной клавиатуре или выполнив команду меню Справка  - Содержание и указатель . Для выполнения данного упражнения целесообразно раздел Создание и отправка почтовых сообщений.
 

2. Заполните все заголовки сообщения: Кому, Копия, Скрытая, Тема следующим образом: в заголовке Кому укажите электронный адрес преподавателя, Копия – адрес соседа слева, Скрытая – соседа справа. В качестве Темы укажите «Анонс мероприятий МОУ СОШ №».
Примечание. Если отсутствует заголовок Скрытая, то выберите пункт меню Вид  - Все заголовки.
3. Впишите текст сообщения.
4. Отправьте сообщение, выполнив команду меню Файл - Отправить или нажмите кнопку .
Примечание. Проверьте, как выглядит сообщение, если его отправить в формате HTML. Для этого дайте команду Формат - Формат HTML . Убедитесь, что в этом случае (в отличие от режима Обычный текст) в окне подготовки сообщения появляется дополнительная панель форматирования, элементы управления которой позволяют управлять выбором шрифта, его начертанием и цветом, оформлением маркированных и нумерованных списков и т.п.

Упражнение 5. Подготовка и отправление почтового сообщения на бланке с вложением.
Цель упражнения:
Формирование навыков отправления электронных документов в качестве вложения в почтовое сообщение.
Задание:
Созданный вами текстовый документ (например, приказ) отправьте в качестве вложения на соседние компьютеры и компьютер преподавателя.

Порядок выполнения:
1. Подготовьте текстовый документ, содержащий приказ о награждении победителей районной научно-практической конференции, и сохраните его на локальном диске D :/ Приказы - prikaz_N.doc .
2. Используя команду меню Сообщение - Создать с использованием - Выбор бланка, выберите фоновый рисунок для вашего сообщения.
3. В заголовке Кому укажите электронный адрес преподавателя, Копия – свой собственный адрес. Впишите текст сообщения. В качестве Темы укажите «Итоги конференции».
4. В это письмо вложите для пересылки файл D:/Приказы - prikaz_N.doc. Для этого выполните команду меню Вставка - Вложение файла или воспользуйтесь соответствующей кнопкой . Укажите местонахождение файла D:/Приказы - prikaz_N.doc и дайте команду Вложить.
5. Организуйте отправку сообщения.
6. Убедитесь, что сообщение с вложением находится у вас и в папке Отправленные, и в папке Входящие (так как копию вы адресовали на свой компьютер).

Упражнение 6. Сохранение документов, полученных в качестве почтовых вложений с электронной почтой.
Цель упражнения:
Формирование навыков сохранения электронных документов, вложенных в почтовое сообщение.
Задание:
Полученный вами в качестве вложения электронный документ сохраните на локальном диске компьютера.

Порядок выполнения:
1. Перейдите в папку Входящие. Выделите сообщение с темой «Сохраните вложение!» (обратите внимание на маркировку сообщений с вложением символом «скрепка»).
2. Выполните команду меню Файл  - Сохранить.
3. В открывшемся диалоговом окне выделите сохраняемое вложение. С помощью кнопки Обзор выберите диск и папку (например, D :/ Рабочая), где будет сохранено вложение.
4. Отправьте преподавателю ответ с подтверждением получения вложения. Выполните команду меню Сообщение  - Ответить отправителю или воспользуйтесь соответствующей кнопкой на панели инструментов. Обратите внимание, что поля Кому и Тема заполняется автоматически.
5. Впишите текст и отправьте сообщение.
6. Проверьте результат сохранения вложения, воспользовавшись программой Проводник.

Упражнение 7. Пересылка почтовых сообщений.
Цель упражнения:
Формирование навыков оптимальных приемов транспортировки почтовых сообщений.
Задание:
Полученное вами почтовое сообщение перешлите новому адресату.

Порядок выполнения:
1. Перейдите в папку Входящие.
2. Выделите почтовое  сообщение с темой «Ознакомиться всем!»:
3.  Выберите пункт меню Сообщение - Переслать (можно воспользоваться соответствующей кнопкой  на панели инструментов).
4.  Заполните поле Кому, вписав адрес соседа справа, и отправьте сообщение.

Упражнение 8*. Заполнение адресной книги.
Цель упражнения:
Формирование навыков заполнения электронных баз данных.
Задание:
Занесите в Адресную книгу новых абонентов.

Порядок выполнения:
1. Пополните Адресную книгу, воспользовавшись пунктом меню Сервис - Адресная книга или соответствующей кнопкой  на панели инструментов.
2. Внесите в Адресную книгу преподавателя и одного из «соседей». Для этого выполните команду Файл  - Создать контакт (или щелкните левой кнопкой мыши на кнопке Создать и выберите пункт меню Создать контакт). Внимательно изучите вкладки, представленные в данном диалоговом окне. Обратите внимание на то, что в нем имеются средства для ввода как личной, так и служебной информации (для практической деятельности, как правило, достаточно заполнить лишь несколько полей на вкладке Имя).
3. Начните заполнение полей вкладки Имя с поля Имя в книге. Введите сюда такую запись, которую хотели бы видеть в списке контактов, например Сорокин И.И.;
4.  Заполните поля Фамилия (Сорокин), Имя (Иван) и Отчество (Иванович);
5. В поле Адреса электронной почты введите его электронный адрес, например: [email protected]
6. Занесите введенные данные в Адресную книгу, нажав на кнопку Добавить.
Примечание . Если необходимо изменить внесенные данные, следует щелкнуть на записи правой кнопкой мыши, в контекстном меню выбрать пункт Свойства и перейти на вкладку Имя.

Упражнение 9**. Создание группового адреса в адресной книге для проведения массовой рассылки.
Цель упражнения:
Формирование навыков оптимальных приемов рассылки почтовой корреспонденции.
Задание:
Создайте в Адресной книге групповое имя для оптимизации рассылки корреспонденции.

Порядок выполнения:
1. Откройте Адресную книгу.
2. Выполните команду меню Файл  - Создать группу (или щелкните левой кнопкой мыши на кнопке Создать и выберите пункт меню Создать группу).
3. В соответствующей форме введите Название группы (например, Коллеги).
4. С помощью кнопки Выбрать занесите в нее из адресной книги преподавателя и «соседа слева».
5. Воспользовавшись кнопкой Создать контакт, «соседа справа» одновременно занесите и в Адресную книгу, и в группу.
6. С помощью кнопки Добавить пополните группу еще двумя записями.
7. Подготовьте (Файл -  Cоздать сообщение) и отправьте сообщение в группу (в поле Кому укажите название группы Коллеги).
Примечание. Просмотрите, как заполнено поле Кому данного сообщения в папке Отправленные.

Упражнение 10**. Настройка панели инструментов программы Microsoft Outlook Express.
Цель упражнения:
Формирование навыков оптимальной работы с почтовым клиентом.
Задание:
Расположите кнопки на панели инструментов в определенном порядке.

Порядок выполнения:
Примечание. Настройка панели инструментов осуществляется аналогично настройке панели инструментов в браузере Internet Explorer. Для этого
1. Вызовите контекстное меню, щелкнув правой кнопкой мыши на свободном месте панели инструментов.
2. В контекстном меню выберите пункт Настройка.
3. Выберите Текст кнопки (например, Выводить подписи) и Размер значка (например, Мелкие значки).
4. Из Имеющихся кнопок сформируйте Панель инструментов, используя кнопки Добавить и Удалить, в следующей последовательности: Создать сообщение, Ответить, Ответить всем, ПереслатьРазделитель Печать, Удалить Разделитель Доставить почтуРазделитель Адреса. Для изменения порядка расположения кнопок используйте кнопки Вверх и Вниз.

Упражнение 11**. Изучение дополнительных возможностей программы Microsoft Outlook Express.
Цель упражнения:
Формирование навыков оптимальной работы с почтовым клиентом и самостоятельного изучения возможностей программы.
Задание:
Изучите сервисные возможности программы Microsoft Outlook Express.

Порядок выполнения:
Выполните команду меню Сервис - Параметры. Не изменяя параметров, самостоятельно просмотрите основные возможности настройки программы, имеющиеся на вкладках:

  • Правописание;

  • Создание сообщения;

  • Отправка сообщений.




Работа с электронной почтой на почтовых WWW-серверах

(рекомендуется для самостоятельной работы)

Существует большое количество WWW -серверов, которые предлагают завести бесплатный почтовый ящик и позволяют работать с почтой, используя только браузер. Чтобы получить бесплатный почтовый ящик на таком сервере, необходимо зарегистрироваться. Для этого нужно заполнить несколько обязательных полей – ввести свой логин, пароль, возраст, пол и т.д. В случае успешной регистрации, за Вами будет закреплен бесплатный почтовый электронный адрес.

Упражнение 1 . Регистрация на бесплатном почтовом сервере.
Цель:
Освоение приемов работы с электронной почтой через браузер.
З адание:
Зарегистрироваться на одном из бесплатных серверов www.yandex.ru, www.mail.ru, www.nm.ru, www.rambler.ru, www.ok.ru, www.pochta.ru, http://www.nextmail.ru и т.п.

Порядок выполнения:

  1.   Запустите программу Internet Explorer через кнопку Пуск - Программы - Internet Explorer или с помощью значка на Рабочем столе (Панели задач).

  2.  В адресной строке браузера введите адрес сайта www.yandex.ru.

  3.  Выберите ссылку Почта  - Зарегистрироваться или Завести почтовый ящик.

  1.    Заполните форму регистрации
    Примечание. Помните, что

    • При введении Вашего имени и Фамилии будут предложены автоматически свободные логины, понравившийся вы можете выбрать или придумать собственный, который будет проверен почтовым сервером, занят ли он другим пользователем.

    • поля Логин, Пароль и Подтверждение пароля должны заполняться латинскими буквами, причем пароль должен содержать не менее 4-х символов;

    • обязательные поля для заполнения отмечены звездочками.

  2.  Подтвердите данные, нажав кнопку Зарегистрировать.

  3.   После успешной регистрации появляется ваш личный адрес.

  4.   Подтвердите согласие, нажав кнопку Сохранить.

Примечание:
Аналогично, можно зарегистрировать бесплатную почту на сайте www.mail.ru:

Упражнение 2. Знакомство с основными возможностями и элементами интерфейса Web–mail.
Цель упражнения:
Формирование первоначальных навыков оптимальной работы с электронными сообщениями на бесплатных почтовых серверах.
Задание:
Откройте свой почтовый ящик на бесплатном почтовом сервере и изучите основные элементы интерфейса.

Порядок выполнения:
Откройте свой почтовый ящик. Примерно так выглядит интерфейс вашего почтового ящика:

Примечание:
Папка Входящие содержит всю поступившую к вам корреспонденцию (на ваш почтовый ящик).
Папка Отправленные cодержит всю отправленную вами другим адресатам в Internet корреспонденцию.
В папку Рассылки складываются письма, которые были одновременно разосланы большому числу пользователей.
Папка Удаленные хранит удаленные письма из любой другой папки.

Упражнение 3. Работа с почтовыми сообщениями.
Цель упражнения:
Освоение основных приемов оптимальной работы с электронной почтой на бесплатном почтовом сервере.
Задание:

  • создайте и отправьте по электронной почте одно почтовое сообщение;

  • напишите ответ на полученное письмо;

  • создайте сообщение и вложите в него файл любого формата;

  • сохраните вложенный в почтовое сообщение файл на локальном диске;

  • полученное сообщение с вложением перешлите преподавателю.

Порядок выполнения:

  1. Откройте свой почтовый ящик на бесплатном почтовом сервере, (например www.yandex.ru), введя логин и пароль в соответствующую форму:

  1. Создайте сообщение с темой «Распоряжение»:

    • Щелкните по кнопке панели инструментов написать автору ;

    • заполните заголовки сообщения: Кому, Копия, Тема следующим образом: в заголовке Кому укажите адрес преподавателя, Копия – адрес «соседа слева». В качестве Темы укажите «Распоряжение»;

    • впишите текст сообщения.

  2. Отправьте сообщение с помощью кнопки Отправить или воспользовавшись соответствующей гиперссылкой.

  3. Перейдите в папку Входящие. Для того, чтобы прочитать полученное сообщение, необходимо нажать на ссылку в поле От кого

  4. В появившемся окне нажать на кнопку Ответить . Напишите ответ на это письмо и нажмите на кнопку Отправить.

  5. Создайте новое сообщение и вложите в него файл:

    • в редакторе Microsoft Word создайте файл-проект приказа по персоналу с именем prikaz_N.doc и сохраните его в своем каталоге (D:\Pабочая);

    • вернитесь в свой электронный ящик;

    • щелкните по кнопке панелиинструментов Написать

    • заполните заголовки сообщения: Кому, Копия, Тема следующим образом: в заголовке Кому укажите адрес преподавателя, Копия – адрес «соседа справа». В качестве Темы укажите «Приказ по персоналу»;

    • нажмите на кнопку Обзор, укажите местонахождение файла (D:\Рабочая\);

    • напишите текст сообщения.

  • Отправьте сообщение, нажав на соответствующую кнопку.

  • Перейдите в папку Входящие. В списке сообщений найдите электронное письмо с темой «Приказ по персоналу», отправленное «соседом слева». Значок в виде скрепки свидетельствует о наличии в полученном письме вложения. Сохраните вложенный файл в папке D :\Рабочая\Ваша фамилия:

    •   откройте полученное сообщение;

    •   щелкните по значку вложенного файла левой кнопкой мыши;

    •   в появившимся окне нажмите на кнопку Сохранить;

    •   укажите путь сохранения D:\Рабочая\Ваша фамилия.

  • Сообщение с темой «Приказ по персоналу» перешлите преподавателю.

    • откройте нужное письмо и нажмите на кнопку Переслать ;

    • заполните поле Кому, впишите электронный адрес преподавателя и отправьте сообщение.

Примечание. Такое использование почты имеет определенные достоинства. Можно легко менять провайдеров, не меняя свой адрес электронной почты. Можно просматривать почту с любого компьютера, подключенного к Интернету.
Разумеется, у такого способа есть и свои недостатки. вы не можете при работе с почтой через браузер минимизировать время подключения к Интернету в той мере, в какой это позволяют почтовые программы. Кроме того, общедоступные почтовые сервера часто перегружены.
 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!