План-конспект лабораторной работы |
Школа № 4 Абакумова Екатерина Сергеевна, учитель биологии |
|
Предмет | Биология |
Класс | 6 «А», «Б», «В» |
Тема урока | Рост корня, его внешнее и внутреннее строение |
Тип урока | Лабораторная работа |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: Учащиеся закрепят знания о внешнем строении корня растения; систематизируют знания о строении корневой системы растений и методах её роста; научатся различать виды корневых систем растений. Метапредметные: Учащиеся совершенствуют умение сравнивать и делать выводы. Личностные: Расширят знания о видах корневых систем растений. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Корневая система; геотропизм; хемотропизм; главный, придаточный и боковые корни; стержневая и мочковатая корневая система; корневой чехлик; корневые волоски; зоны деления, растяжения (роста), всасывания, поглощения, проведения; восходящий ток; нисходящий ток. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ, оборудование | Интерактивная доска, ручная лупа, проросшее семя (тыквы, редиса или гороха), линейка, карандаш |
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1ЭТАП: Организационный момент | Приветствие; Заполнение журнала; Учитель подводит учащихся к мысли о том, что надо определиться с темой урока, для чего предлагает ребятам разгадать загадку. (слайд № 1). О чем идёт речь? Предлагает записать тему урока в тетрадь. Тема: «Рост корня, его внешнее и внутреннее строение» Организует постановку цели и задач урока, для чего предлагает учащимся просмотреть слайд № 2 презентации и ответить на вопрос: Зачем растению столько корней? Учитель фиксирует на доске высказывания учащихся, и вместе они формулируют цель урока: изучить строение и функции корня, виды корней и корневых систем (слайд № 2). На какие вопросы мы должны найти ответы, чтобы достичь цели? (слайд № 3) Заслушивает ответы учеников, корректирует их и записывает на доске задачи урока: -что такое корень? -какие функции выполняет корень? -какими бывают корни? -что такое корневая система? | Приветствие; Повторение домашнего задания. Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Определяют тему урока, формулируют цели и задачи урока Обучающиеся высказывают мысль о том, что речь на уроке пойдёт о корне растения. |
2 ЭТАП: Актуализация знаний | Проверка домашнего задания (устный опрос). Повторение материала по презентации (слайды №4-8) Слайд 4. Корень, развивающийся из зародышевого корешка семени, называется главным. От него отходят боковые корни, способные к ветвлению. Корни могут формироваться также на надземных частях растений — стеблях или листьях; такие корни называются придаточными. Совокупность всех корней растения составляет корневую систему. Каждый корень (главный, боковые, придаточные) обладает способностью к ветвлению, что значительно увеличивает поверхность корневой системы, а это способствует лучшему укреплению растения в почве и улучшению его питания. Слайд 5. Корневая система формируется на протяжении всей жизни растительного организма. Отличается она от стебля тем, что на корне никогда не образуются листья и способность к ветвлению выражена у него гораздо сильнее. Различают два основных типа корневых систем: стержневую, имеющую хорошо развитый главный корень, который длиннее и толще других, и мочковатую, в которой главный корень отсутствует или не выделяется среди многочисленных придаточных корней. Стержневая корневая система характерна главным образом для двудольных растений, мочковатая — для большинства однодольных. Слайд 7. Корневая система формируется на протяжении всей жизни растительного организма. Отличается она от стебля тем, что на корне никогда не образуются листья и способность к ветвлению выражена у него гораздо сильнее. Различают два основных типа корневых систем: стержневую, имеющую хорошо развитый главный корень, который длиннее и толще других, и мочковатую, в которой главный корень отсутствует или не выделяется среди многочисленных придаточных корней. Стержневая корневая система характерна главным образом для двудольных растений, мочковатая — для большинства однодольных. | Отвечают на поставленные вопросы |
3 ЭТАП: Целеполагание | А вы знали, что корни растений обладают свойством неограниченного роста? (Слайд №9) | Ответы учащихся |
4 ЭТАП: Планирование | Для начала мы вспомним, из каких частей состоит корень растения… Какие факторы влияют на рост растений? Какие зоны корня обеспечивают рост растению? Изучение новых понятий. Обсуждения слайдов № 10- 13. | Ответы учащихся |
5 ЭТАП: Физкультминутка (2 мин) | Слайд 14 Организует физкультминутку для снятия физического напряжения и разрядки обстановки: Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх и вниз потянись, Окончательно проснись. Из-за парты дружно встали, И на месте зашагали, На носочках потянулись, А теперь вперёд прогнулись, Как пружинки, мы присели, А потом тихонько сели. | |
6 ЭТАП: "Открытие" новых знаний | Откройте стр. 55 учебника. Л/р №5. (слайд 15) В тетрадях запишите тему, цель, оборудование и ход работы. 1.Перед вами корень проросшего семени тыквы. Вам необходимо измерить его длину и толщину. Опишите окраску. Результаты зафиксируйте в тетради. 2. Как прорастают семена? (слайд № 16) Определите тип корневой системы. Зафиксируйте схему прорастания семян (слайд №17). 3.Далее необходимо рассмотреть главный корень под лупой. Изучите кончик корня. Найдите корневой чехлик и корневые волоски. Отобразите, что вы наблюдали в своих тетрадях. 4.Измерение длин тех частей корня, где находятся корневой чехлик и корневые волоски. Зафиксируйте результаты в тетрадь. | Изучают инструкцию по выполнению лабораторной работы Знакомятся с заданиями Л/р № 5. Делают необходимые записи в тетрадях Размышляют и обсуждают свои предположения в паре, фиксируют результат. Делают рисунок с подписями. Подписывают измеренные длины на рисунке. |
7 ЭТАП: Применение новых знаний | 1.Какие корневые системы развиваются у большинства однодольных растений? Какие у большинства двудольных? (слайд подсказка №5) 2.При пересадке растения его следует аккуратно выкапывать, а не выдёргивать из почвы. С чем это связано? | Отвечают на вопросы. |
8 ЭТАП: Рефлексия | (слайд № 18) Понравилась ли вам лабораторная работа? Что было не понятно? Сформулируйте предложение об уроке, которое будет начинаться со слова «Оказывается …» | Отвечают на поставленные вопросы. Если было что-то непонятно, то задают вопросы по теме, обсуждаем. Отвечают змейкой по рядам. |
9 ЭТАП: Домашнее задание | (слайд № 19) Подготовить пересказ по параграфу 14, стр. 53. Устно ответить на вопросы после параграфа. По желанию: 1.Подготовить рассказ с ошибками про корень. 2. Подготовить сообщение об интересных разновидностях корней. |