СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа по русскому языку для 8 класса по теме "Главные члены предложения" (бланк для обучающихся)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа по теме "Главные члены предложения" предназначена для обучающихся 8 классов и направлена на развитие умения самостоятельно находить предикативную основу предложения, опираясь на сведения о типах сказуемого и способах выражения подлежащего в русском языке.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа по русскому языку для 8 класса по теме "Главные члены предложения" (бланк для обучающихся)»

Яна Георгиевна Судакова

Лабораторная работа

по теме «Главные члены предложения»


ЦЕЛЬ: опознавать грамматическую основу в простом предложении, согласовывать главные члены предложения, моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания.


В ходе выполнения лабораторной работы вы получите возможность научиться:

  1. опознавать грамматическую основу двусоставного предложения, в том числе – осложнённой структуры;

  2. определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения;

  3. согласовывать главные члены предложения, осуществлять правку предложений с нарушением такого согласования;

  4. осуществлять выбор формы сказуемого в двусоставном предложении в соответствии с коммуникативной задачей высказывания.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: предложение, двусоставное предложение, грамматическая основа, подлежащее в двусоставном предложении, типы сказуемого в двусоставном предложении.


ХОД РАБОТЫ

  1. Начертите в тетради схему «Грамматическая основа двусоставного предложения» (не забудьте указать виды сказуемого).

  2. Проанализируйте Таблицу 1 «Способы выражения подлежащего», выявив, чем может выражаться подлежащее в предложении.

Таблица 1

Способы выражения

Примеры

1

Существительное в Им.п

Сонный туман на лугах сребрится.

2

Местоимение в Им.п.

Все утомились за день до изнеможения.

3

Прилагательное, причастие в функции существительного

1) Учительская была закрыта.

2) Неуспевающие сдали зачёт.

4

Числительное

Пять – моя любимая цифра. Трое пришли вовремя.

5

Наречие

Светлое завтра в ваших руках, друзья.

6

Служебная часть речи

Снова грянуло «ура»!

7

Инфинитив (нач.ф.гл)

Врага уничтожить – большая заслуга.

8

Количественный оборот

Две капли брызнули из глаз.

9

Словосочетание

Мать с сыном шли по бульвару.

10

Фразеологизм

Остался только кукиш с маслом.


  1. В тетради начертите Таблицу 2. Заполните примерами правую колонку, используя Текст 1, и подчеркните подлежащее в каждом из выписанных вами предложений.

Таблица 2

Способы выражения

Примеры

1

Существительное в Им.п


2

Местоимение в Им.п.


3

Прилагательное, причастие в функции существительного

1)

2)

4

Числительное


5

Наречие


6

Служебная часть речи


7

Инфинитив (нач.ф.гл)


8

Количественный оборот


9

Словосочетание


10

Фразеологизм



Текст 1

1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой). 2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков). 3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов). 4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов). 5. На площади куча народа стояла (Лесков). 6. На ступеньках сидели двое (Паустовский). 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев). 8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский). 9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев). 10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев). 11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров). 12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров). 13. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов). 14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов). 15. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете. 16. Днём Михайлов с несколькими товарищами был отправлен на практику в хирургическую клинику (Паустовский). 17. У нас в Липягах раздобыть наживку не такое уж лёгкое дело (Крутилин). 18. Это «если бы», отнесённое к прошлому, сбылось (Тургенев). 19. Уйти сейчас было бы глупо (А.Н. Толстой). 20. В решительности её взора было что-то страшное (Лермонтов). 21. Несколько пуль провизжало над моей головой (Лермонтов). 22. Княгиня с княжной сидели на скамейке (Лермонтов). 23. Княгиня с московским франтом сидела на лавке (Лермонтов). 24. Оживить рассказ не хватало фантазии (Вересаев). 25. «Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией (Чехов). 26. «Ура» прокатилось над судами флотилии (Паустовский). 27. Из двадцати четырёх человек собралось двадцать три (А.Н. Толстой). 28. Была середина марта (Куприн). 29. Смертью праведной и честной пали многие из них (Твардовский). 30. Слабые духом, побросав винтовки, пытались перебраться вплавь (Шолохов). 31. Кто-то погиб на войне. Кто-то умер. Иные пропали безвестно. А некоторые превратились в других людей (Трифонов). 32. Опоздавшие сели на заднем ряду (Пастернак). 33. Завтра не будет похоже на сегодня (Горький).


  1. Проанализируйте Таблицу 3, выявив, какие типы сказуемого бывают в предложении.

Таблица 3

Тип сказуемого

Примеры

1

Простое глагольное сказуемое (неосложнённое)

Льдину лучше не трогай!

2

Простое глагольное сказуемое (осложнённое)

Льдины кружились, кружились и кружились вдоль берега.

3

Составное глагольное сказуемое

Ночью льдины перестали грохотать.

4

Составное именное сказуемое

Вода пока ещё холодная.


5. В тетради начертите Таблицу 4. Заполните правую колонку, приводя 2-3 примера для каждого типа сказуемого, используя Текст 2, и подчеркните сказуемое в каждом предложении.

Таблица 4

Тип сказуемого

Примеры

1

Простое глагольное сказуемое (неосложнённое)


2

Простое глагольное сказуемое (осложнённое)


3

Составное глагольное сказуемое


4

Составное именное сказуемое



Текст 2

Жизнь каждой звезды, то есть каждого солнца, периодична. Она составляет первый, сравнительно маленький период, продолжающийся несколько биллионов лет, смотря по размерам звезды. Чем она больше, массивнее, тем период её жизни продолжительнее. Это я разобрал в своей кинетической теории света. Хочу привести из неё только наиболее вероятные выводы.

Частицы эфира, комбинируясь, дают начало электронам или другой простейшей материи. Раз существует материя из водорода и гелия, то должна же она иметь какой-нибудь источник. Мы знаем только про существование эфира. Можем предположить, что она и образовалась из эфира. Это подобно тому, как мы допускаем на нашей планете самозарождение. В противном случае, откуда же появилась первая живая материя? Разве с неба, но ведь и небо таково же, как Земля, и там такие же планеты и так же освещаются подобными же солнцами. (К.Циолковский)


6. В бланке тетради составьте алгоритм действий (шаги), которому необходимо следовать, определяя грамматическую основу в двусоставном предложении:

1)
2)
3)

4)


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


В тетради начертите и заполните Таблицу 5.

Таблица 5

Что делали?

Что наблюдали?

Оценка

1






2







В тетради сделайте вывод.

ВЫВОД: Выполняя эту лабораторную работу, я научилась(ся) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

У меня вызвало затруднение _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

У меня не получилось _______________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На следующем уроке мне нужно ______________________________________________

__________________________________________________________________________


Для записи вывода можно воспользоваться следующими фразами: сегодня я узнал….; я понял, что…; теперь я могу….; я приобрёл…..; у меня получилось….; я смог….; я попробую……


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!