СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа "Определение водопроводной и дистиллированной воды"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная лабораторная работа  проводилась в рамках Естественнонаучной лаборатории «Юные исследователи». На занятии использовалось оборудование центра «Точка роста», а именно датчик электропроводности.  

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа "Определение водопроводной и дистиллированной воды"»

Лабораторный опыт № 4. «Определение водопроводной и дистиллированной воды»

Теоретическая часть

Водопроводная вода содержит растворённые соли, которые влияют на её свойства. В частности, примеси солей обусловливают электропроводность водопроводной воды. Дистиллированная вода не содержит солей, а значит, будет обладать меньшей электропроводностью. Таким образом, с помощью датчика электропроводности можно отличить дистиллированную воду от водопроводной.

Кроме физических методов анализа, можно использовать химические методы для определения воды. При действии различных реагентов соли в водопроводной воде дают специфические реакции, например помутнение. Появление мути в воде обусловлено образованием нерастворимого в воде осадка. В дистиллированной воде нет солей. Поэтому помутнение не наблюдается .

При выпаривании водопроводной воды также можно наблюдать выделение солей .

Практическая часть

Цель работы: сформировать у школьников представление, что свойства чистого и загрязнённого вещества различаются, и осознание того, что для опытов нужно использовать дистиллированную воду. Сформировать навык определения объекта по его свойствам на основе обучающей выборки. При этом принцип работы датчика электропроводности понимать необязательно – достаточно увидеть различие показаний.

Перечень датчиков цифровой лаборатории: датчик электропроводности, цифровой микроскоп.

Дополнительное оборудование: химический стакан; спиртовка пробирки; штатив для пробирок; предметное стекло; пипетка; тигельные щипцы.

Материалы и реактивы: спирт этиловый или сухое горючее; 1%-ный раствор нитрата серебра; 1%-ный раствор хлорида бария .

Техника безопасности:

  1. . Растворы нитрата серебра и хлорида бария требуют осторожного обращения .

  2. . При попадании на кожу рук смыть капли под струёй воды.

Инструкция к выполнению:

  1. . Определение вод с помощью датчика электропроводности.

В химический стакан налейте дистиллированную воду, погрузите в неё датчик электропроводности. Запишите значение в таблицу. Вылейте дистиллированную воду, налейте водопроводную и запишите значение электропроводности.

Результаты измерений / наблюдений

Вода

Значение электропроводности

Дистиллированная


Водопроводная


  1. Определение вод с помощью химических реактивов .

В одну пробирку налейте дистиллированную воду, в другую – водопроводную. В обе добавьте по 2―3 капли раствора нитрата серебра. Запишите наблюдения в таблицу.

Обратите внимание на структуру осадка. То же самое проделайте с раствором хлорида бария.

Результаты измерений / наблюдений

Реактив

Дистиллированная вода

Водопроводная вода

Нитрат серебра



Хлорид бария



2. Определение вод с помощью выпаривания.

На предметное стекло нанесите на некотором расстоянии по одной капле дистиллированной и водопроводной воды. Зажмите стекло в тигельных щипцах. Осторожно нагрейте стекло, держа его высоко от пламени спиртовки .

Обратите внимание! Нельзя нагревать стекло в пламени. Под воздействием высокой температуры стекло лопнет.

Закончите нагревание стекла, когда вода полностью испариться. Что остаётся на стекле? Рассмотрите остаток на стекле с помощью микроскопа.

  1. . Экспериментальная задача:

  1. В двух пронумерованных пробирках находится минеральная вода и водопроводная вода . Как различить содержимое пробирок?

  2. Составьте план определения вод и реализуйте его .

Выводы:

Указать, как можно различить дистиллированную воду и водопроводную .

Контрольные вопросы:

В химической лаборатории требуется приготовить раствор хлорида бария . Какую воду необходимо взять и почему?

Задание для подготовки к ГИА, ВПР

В какой из перечисленных ниже групп находятся только смеси?

  1. Азот, кислород, дистиллированная вода

  2. Воздух, водопроводная вода, молоко

  3. Нефть, золото, углекислый газ

  4. Почва, медь, сера

3 . Задание для развития функциональной грамотности

Расположите пробы воды в порядке возрастания их солёности .

А) Водопроводная вода

Б) Дождевая вода

В) Морская вода

Г) Вода озера Баскунчак (или Мёртвого моря)

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв .

А

Б

В

Г





Дополнительная информация

  1. . Эртимо Л . Вода: книга о самом важном веществе в мире: пер . с фин . — М . : КомпасГид, 2019 . —153 c .

  2. . Петрянов И . В . Самое необыкновенное вещество в мире . М .: Педагогика,1976 . — 96с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!