Лабораторный опыт № 4. «Определение водопроводной и дистиллированной воды»
Теоретическая часть
Водопроводная вода содержит растворённые соли, которые влияют на её свойства. В частности, примеси солей обусловливают электропроводность водопроводной воды. Дистиллированная вода не содержит солей, а значит, будет обладать меньшей электропроводностью. Таким образом, с помощью датчика электропроводности можно отличить дистиллированную воду от водопроводной.
Кроме физических методов анализа, можно использовать химические методы для определения воды. При действии различных реагентов соли в водопроводной воде дают специфические реакции, например помутнение. Появление мути в воде обусловлено образованием нерастворимого в воде осадка. В дистиллированной воде нет солей. Поэтому помутнение не наблюдается .
При выпаривании водопроводной воды также можно наблюдать выделение солей .
Практическая часть
Цель работы: сформировать у школьников представление, что свойства чистого и загрязнённого вещества различаются, и осознание того, что для опытов нужно использовать дистиллированную воду. Сформировать навык определения объекта по его свойствам на основе обучающей выборки. При этом принцип работы датчика электропроводности понимать необязательно – достаточно увидеть различие показаний.
Перечень датчиков цифровой лаборатории: датчик электропроводности, цифровой микроскоп.
Дополнительное оборудование: химический стакан; спиртовка пробирки; штатив для пробирок; предметное стекло; пипетка; тигельные щипцы.
Материалы и реактивы: спирт этиловый или сухое горючее; 1%-ный раствор нитрата серебра; 1%-ный раствор хлорида бария .
Техника безопасности:
. Растворы нитрата серебра и хлорида бария требуют осторожного обращения .
. При попадании на кожу рук смыть капли под струёй воды.
Инструкция к выполнению:
. Определение вод с помощью датчика электропроводности.
В химический стакан налейте дистиллированную воду, погрузите в неё датчик электропроводности. Запишите значение в таблицу. Вылейте дистиллированную воду, налейте водопроводную и запишите значение электропроводности.
Результаты измерений / наблюдений
Вода | Значение электропроводности |
Дистиллированная | |
Водопроводная | |
Определение вод с помощью химических реактивов .
В одну пробирку налейте дистиллированную воду, в другую – водопроводную. В обе добавьте по 2―3 капли раствора нитрата серебра. Запишите наблюдения в таблицу.
Обратите внимание на структуру осадка. То же самое проделайте с раствором хлорида бария.
Результаты измерений / наблюдений
Реактив | Дистиллированная вода | Водопроводная вода |
Нитрат серебра | | |
Хлорид бария | | |
2. Определение вод с помощью выпаривания.
На предметное стекло нанесите на некотором расстоянии по одной капле дистиллированной и водопроводной воды. Зажмите стекло в тигельных щипцах. Осторожно нагрейте стекло, держа его высоко от пламени спиртовки .
Обратите внимание! Нельзя нагревать стекло в пламени. Под воздействием высокой температуры стекло лопнет.
Закончите нагревание стекла, когда вода полностью испариться. Что остаётся на стекле? Рассмотрите остаток на стекле с помощью микроскопа.
. Экспериментальная задача:
В двух пронумерованных пробирках находится минеральная вода и водопроводная вода . Как различить содержимое пробирок?
Составьте план определения вод и реализуйте его .
Выводы:
Указать, как можно различить дистиллированную воду и водопроводную .
Контрольные вопросы:
В химической лаборатории требуется приготовить раствор хлорида бария . Какую воду необходимо взять и почему?
Задание для подготовки к ГИА, ВПР
В какой из перечисленных ниже групп находятся только смеси?
Азот, кислород, дистиллированная вода
Воздух, водопроводная вода, молоко
Нефть, золото, углекислый газ
Почва, медь, сера
3 . Задание для развития функциональной грамотности
Расположите пробы воды в порядке возрастания их солёности .
А) Водопроводная вода
Б) Дождевая вода
В) Морская вода
Г) Вода озера Баскунчак (или Мёртвого моря)
Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв .
Дополнительная информация
. Эртимо Л . Вода: книга о самом важном веществе в мире: пер . с фин . — М . : КомпасГид, 2019 . —153 c .
. Петрянов И . В . Самое необыкновенное вещество в мире . М .: Педагогика,1976 . — 96с.