СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа "Изучение внешнего строения мхов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа "Изучение внешнего строения мхов"»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8 Изучение внешнего строения мхов (на местных видах)

Цель: изучить внешнее строение мхов на примере кукушкина льна и сфагнума.

Оборудование и материалы: мох сфагнум и кукушкин лен, микроскоп, чашка Петри, препарат со спорой мха, предметные и покровные стекла, препаровальная игла, стакан с водой, фильтровальная бумага.

Теоретические сведения

В отличие от водорослей, мхи имеют стебель и листья, за исключением ряда видов примитивных печёночных мхов, у которых тело представлено слоевищем. Настоя­щих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которы­ми они укрепляются в почве и всасывают воду.

Так как тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами, то их относят к высшим споровым растениям.


Рис.1 кукушкин лён

Мхи — это многочисленная обособленная и очень древняя группа высших растений. На нашей планете насчитывается около 28 тыс. видов мхов.

Мхи -  небольшие растения. Их высота колеблется от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Они распространены преимущественно в хорошо ув­лажнённых местах. Мхи можно встретить на почве в лесах, пустынях и на болотах, на камнях и стволах деревьев, на стенах и крышах старых домов, в воде пресных водоёмов. Не встречаются мхи только в морях и на засоленных почвах.

Мхи устроены проще, чем остальные высшие растения. У них имеются фотосинтезирующие, а также покровные и механические ткани. У наиболее сложно устроенных мхов появляются и специальные клетки, выполняющие проводящую функцию. Но типичные проводящие ткани  у мхов отсутствуют. Появление у мхов тканей — это результат их приспособления к наземному образу жизни.

Различают печёночные и листостебельные мхи.

Значение мхов в природе велико. Зачастую мхи, так же как и лишайники, первыми покрывают голые скалы и другие участки, лишённые растительного покрова. Своими ризоидами они постепенно разрушают горные породы, в результате чего образуется почва, на которой могут поселиться другие растения.

Мхи играют также очень важную роль в регулировании водного режима планеты. Мхи впитывают и удерживают большое количество воды. Болота, на которых часто преобладают сфагновые мхи, нередко дают начало ручьям и рекам. Поэтому осушение больших площадей болот может приводить к обмелению рек, изменению климата, почв, обеднению растительного и животного мира. С другой стороны, развиваясь плотным ковром на используемых человеком землях, мхи затрудняют дыхание почвы и вызывают её заболачивание. Сфагновые мхи содержат бактерицидные вещества и поэтому могут быть использованы в медицине.


Ход работы.

I. Выполните задания.

1. Рассмотрите внешнее строение мха кукушкин лен. Найдите стебель и листья. Укажите форму, расположение, размер и окраску листьев, характер стебля (ветвистый, не ветвистый). Найдите в нижней части растения ризоиды.

2. Зарисуйте внешнее строение одного растения и обозначьте органы, из которых оно состоит.

3. Рассмотрите верхушку стебля и найдите коробочку со спорами. Изучите строение коробочки. Каково значение ножки и колпачка? Как расселяются споровые растения?

4. Как называется наука, изучающая мхи?










II. Запишите общий вывод, ответив на вопросы:

Вставьте пропущенные слова:

Признаки, по которым мхи относятся к высшим растениям: __________________________________________________________________

Органы мха: _______________________________________________________

Органы размножения мха: ___________________________________________

Внутри коробочки мха находятся______________________________________

Сфагнум впитывает много воды за счет наличия у него ___________________

Мхи отличаются по строению от водорослей ___________________________

и это свидетельствует об их более ____________________________________.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!