СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа для 9 класса "Онтогенез на примере цветковых растений: зародыш семени, проросток, побег взрослого растения".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа подготовлена по программе И.Н.Пономаревой для обучающихся 9 класса. Вместе с иструктивной карточкой дается вспомогательный текст и видеоматериалы коллекции ЦОР "Индивидуальное развитие цветкового растения".

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа для 9 класса "Онтогенез на примере цветковых растений: зародыш семени, проросток, побег взрослого растения".»


Индивидуальное развитие растений (онтогенез)


Одновременно с ростом растений происходит и их развитие. Индивидуальное развитие растений (онтогенез) длится от образования зиготы до смерти растения. Период развития от зиготы до формирования зародыша (эмбриогенез) имеет большое значение для понимания путей эволюции растительного мира и родственных связей между видами и является объектом изучения эмбриологии. Поэтому часто, говоря о развитии растения, подразумевают его развитие начиная от прорастания семени. В процессе своего индивидуального развития (в последнем понимании) растения проходят ряд периодов (этапов):

Латентный период - состояние покоящегося семени.

Период всходов, или проростков, - когда растение питается как веществами, находящимися в семени, так и самостоятельно.

Период молодого растения - когда растения полностью обеспечивают себя питательными веществами. Этот период продолжается до цветения.

Период взрослого растения. На этом этапе развития растение способно цвести и плодоносить.

Период старости. Растение перестает цвести и плодоносить, чахнет и отмирает.

Переход от одного этапа развития к другому сопровождается физиологическими и биохимическими изменениями в организме. Только после того, как эти изменения совершатся, у растений развивается новый орган. Происходит органогенез.

Таким образом, процесс индивидуального развития следует определить как совокупность последовательных физиологических, биохимических и морфологических преобразований, происходящих в растительном организме в продолжении его жизни.


















Лабораторная работа №2

Онтогенез на примере цветковых растений: зародыш семени, проросток, побег взрослого растения.

Цель: выявить стадии эмбрионального и постэмбрионального развития у растений.

Оборудование: набухшие семена фасоли, гербарий проростков и взрослых растений.

Ход работы:

  1. Рассмотрите строение набухшего семени фасоли, найдите все его части, зарисуйте и обозначьте их на рисунке. Определите стадию онтогенеза на этом этапе.

  2. Проросток — растение, находящее в одной из начальных стадий онтогенеза, в период с момента прорастания семени (то есть с момента, когда развивающийся зародыш пробивает семенную кожуру) до момента развёртывания листа главного побега (побега, развивающегося из зародышевой почечки). Проросток продолжает использовать для питания питательные вещества семени, которые содержатся в семядолях.

Рассмотрите проросток фасоли. Определите, какие органы имеются у проростка. Зарисуйте. Определите стадию развития.

  1. Рассмотрите взрослое растение.

Определите, какие органы у него имеются. Зарисуйте. Какие процессы происходят у взрослого растения по сравнению с проростком? Определите стадию развития у взрослого растения фасоли.

  1. Запишите все стадии развития фасоли по схеме:

Период

Процессы в растении

Рисунок

  1. Латентный




  1. Эмбриональный




  1. Период всходов или проростков



  1. Период молодого растения



  1. Период взрослого растения



  1. Период старости





  1. Вывод о стадиях развития растения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!