Лабораторная работа №4
Изучение результатов искусственного отбора на примере сортов культурных растений и пород животных
Учебная цель: выявить черты сходства и различия сортов растений и пород животных как результат реализации задач, поставленных человеком в ходе искусственного отбора.
Учебные задачи: убедиться в том, что в основе создания новых сортов и пород лежат различные виды изменчивости, движущими силами эволюции культурных форм растений и животных является наследственная изменчивость и искусственный отбор, культурные формы растений и животных имеют признаки, полезные человеку.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
Сборник методических указаний для студентов по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине «Биология».
Рабочая тетрадь.
Оборудование и материалы.
Оборудование и материалы: коллекции различных сортов культурных растений или их рисунки; рисунки с изображением диких форм и различных пород животных.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы
по теме практического занятия.
Селекция - это наука о создании и улучшении уже существующих пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
Одним из основных методов селекции является искусственный отбор, то есть отбор человеком растений, животных и микроорганизмов с необходимыми для него свойствами. Таким образом, можно дать следующее определение искусственного отбора.
Искусственный отбор - процесс создания новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов путем систематического сохранения и размножения особей с определенными, ценными для человека признаками и свойствами.
Впервые учение об искусственном отборе было создано Ч. Дарвиным для подтверждения своей теории эволюции. Искусственный отбор, согласно учению Дарвина, возможен благодаря такому свойству живых организмов как изменчивость, то есть способность приобретать новые признаки. Он различал три типа изменчивости:
определенная или групповая изменчивость - возникает у группы особей под влиянием факторов внешней среды, не передается потомкам. Примером может служить увеличение массы тела при хорошем кормлении животных.
неопределенная или индивидуальная изменчивость - проявляется у конкретной особи, имеет наследственный характер. Например, изменение окраски цветков у растений.
коррелятивная или соотносительная изменчивость - когда изменение одного признака приводит к изменениям других признаков. Например, коты с белой шерстью и голубыми глазами - обычно глухие.
Определив формы изменчивости, Дарвин приходит к выводу, что для эволюционного процесса важны только наследуемые изменения, так как лишь они могут накапливаться из поколения в поколение. Этому способствует еще одно свойство организмов - наследственность. Кроме этого основным условием искусственного отбора является способность организмов к неограниченному размножению.
Движущей силой искусственного отбора Ч. Дарвин считал человека. Именно он отбирает особи с необходимыми хозяйственными и эстетическими признаками, в результате чего мы и имеем, в настоящее время, такое разнообразие сортов и пород.
Дарвин выделял 2 формы искусственного отбора: бессознательный и сознательный, или методический.
Темпы эволюции культурных форм довольно быстрые. На создание сорта или породы требуется от 8-10 до 20 лет.
Говоря о результатах искусственного отбора, нужно помнить, что особи различных культурных растений и животных приспособлены не столько к условиям окружающей среды, сколько к потребностям человека. И, если по каким-либо причинам сорта или породы оказываются без защиты человека, то они либо быстро гибнут, не выдерживая конкуренции со своими дикими сородичами, либо утрачивают свои сортовые и породные качества (вырождаются).
Выполнение работы.
1.Внимательно познакомьтесь с представителями растений одного вида;
-определите черты сходства и различия между ними;
-укажите, по каким признакам сорта культурных растений отличаются от диких предков;
-определите, какие органы, признаки претерпели наибольшие изменения.
Результаты наблюдений запишите в таблицу 2.
2.Внимательно рассмотрите рисунки с изображением представителей различных пород животных и их диких предков;
-определите черты сходства и различия между породами одного вида животных;
-укажите, какие органы, признаки претерпели изменения.
Результаты наблюдений запишите в таблицу 3.
Порядок выполнения отчёта по практическому занятию
1.В тетради напишите номер, название и учебную цель занятия, оборудование и материалы.
2. Письменно ответьте на вопрос: Что такое изменчивость? Какие виды изменчивости выделял Ч. Дарвин?
3.Заполните таблицу 1.
Таблица 1 Виды изменчивости
Вопросы для сравнения | Виды изменчивости |
| | |
Причина возникновения | | | |
Наследование | | | |
Пример | | | |
Заполните таблицу 2.
Таблица 2 Результаты эволюции культурных форм растений
Вид | Исходная форма (дикий предок) | Сорта данного вида | Черты сходства культурных и дикой форм | Черты отличия культурных и дикой форм | Причины многообразия сортов |
| | | | | |
| | |
| | |
| | |
5.Заполните таблицу 3.
Таблица 3 Результаты эволюции культурных форм животных
Вид | Исходная форма (дикий предок) | Породы данного вида | Черты сходства культурных и дикой форм | Черты отличия культурных и дикой форм | Причины многообразия пород |
| | | | | |
| | |
| | |
| | |
5.Сформулируйте выводы и запишите их в тетрадь. В выводе должны быть отражены следующие моменты:
какие признаки преобладают у культурных форм животных и растений;
что лежит в основе работы по созданию новых сортов пород;
что является движущими силами эволюции культурных форм животных и растений.