СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа №4 "Изучение результатов искусственного отбора на примере сортов культурных растений и пород животных".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа №4 "Изучение результатов искусственного отбора на примере сортов культурных растений и пород животных".

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа №4 "Изучение результатов искусственного отбора на примере сортов культурных растений и пород животных".»

Лабораторная работа №4

Изучение результатов искусственного отбора на примере сортов культурных растений и пород животных

Учебная цель: выявить черты сходства и различия сортов растений и пород животных как результат реализации задач, поставленных человеком в ходе искусственного отбора.

Учебные задачи: убедиться в том, что в основе создания новых сортов и пород лежат различные виды изменчивости, движу­щими силами эволюции культурных форм растений и животных является наследственная изменчивость и искусственный отбор, культурные формы расте­ний и животных имеют признаки, полезные человеку.

Обеспеченность занятия (средства обучения):


  1. Сборник методических указаний для студентов по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине «Биология».

  2. Рабочая тетрадь.

  3. Оборудование и материалы.

Оборудование и материалы: коллекции различных сортов культурных растений или их рисун­ки; рисунки с изображением диких форм и различных пород жи­вотных.


Краткие теоретические и учебно-методические материалы

по теме практического занятия.

Селекция - это наука о создании и улучшении уже существующих пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.

Одним из основных методов селекции является искусственный отбор, то есть отбор человеком растений, животных и микроорганизмов с необходимыми для него свойствами. Таким образом, можно дать следующее определение ис­кусственного отбора.

Искусственный отбор - процесс создания новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов путем систематического сохранения и размножения особей с определенными, ценными для человека признаками и свойствами.

Впервые учение об искусственном отборе было создано Ч. Дарвиным для подтверждения своей теории эволюции. Искусственный отбор, согласно уче­нию Дарвина, возможен благодаря такому свойству живых организмов как из­менчивость, то есть способность приобретать новые признаки. Он различал три типа изменчивости:

  • определенная или групповая изменчивость - возникает у группы осо­бей под влиянием факторов внешней среды, не передается потомкам. Приме­ром может служить увеличение массы тела при хорошем кормлении животных.

  • неопределенная или индивидуальная изменчивость - проявляется у конкретной особи, имеет наследственный характер. Например, изменение окра­ски цветков у растений.

  • коррелятивная или соотносительная изменчивость - когда измене­ние одного признака приводит к изменениям других признаков. Например, ко­ты с белой шерстью и голубыми глазами - обычно глухие.

Определив формы изменчивости, Дарвин приходит к выводу, что для эволюционного процесса важны только наследуемые изменения, так как лишь они могут накапливаться из поколения в поколение. Этому способствует еще одно свойство организмов - наследственность. Кроме этого основным усло­вием искусственного отбора является способность организмов к неограничен­ному размножению.

Движущей силой искусственного отбора Ч. Дарвин считал человека. Именно он отбирает особи с необходимыми хозяйственными и эстетическими признаками, в результате чего мы и имеем, в настоящее время, такое разнообразие сортов и пород.

Дарвин выделял 2 формы искусственного отбора: бессознательный и сознательный, или методический.

Темпы эволюции культурных форм довольно быстрые. На создание сорта или породы требуется от 8-10 до 20 лет.

Говоря о результатах искусственного отбора, нужно помнить, что особи различных культурных растений и животных приспособлены не столько к ус­ловиям окружающей среды, сколько к потребностям человека. И, если по каким-либо причинам сорта или породы оказываются без защиты человека, то они либо быстро гибнут, не выдерживая конкуренции со своими дикими сородича­ми, либо утрачивают свои сортовые и породные качества (вырождаются).


Выполнение работы.


1.Внимательно познакомьтесь с представителями растений одного вида;

-определите черты сходства и различия между ними;

-укажите, по каким признакам сорта культурных растений отличаются от диких предков;

-определите, какие органы, признаки претерпели наибольшие изменения.

Результаты наблюдений запишите в таблицу 2.

2.Внимательно рассмотрите рисунки с изображением представителей различных пород животных и их диких предков;

-определите черты сходства и различия между породами одного вида жи­вотных;

-укажите, какие органы, признаки претерпели изменения.

Результаты наблюдений запишите в таблицу 3.


Порядок выполнения отчёта по практическому занятию

1.В тетради напишите номер, название и учебную цель занятия, оборудование и материалы.

2. Письменно ответьте на вопрос: Что такое изменчивость? Какие виды изменчивости выделял Ч. Дарвин?

3.Заполните таблицу 1.

Таблица 1 Виды изменчивости

Вопросы для сравнения

Виды изменчивости




Причина

возникновения




Наследование




Пример







Заполните таблицу 2.

  1. Таблица 2 Результаты эволюции культурных форм растений

Вид

Исходная форма (ди­кий предок)

Сорта

данного

вида

Черты сход­ства культур­ных и дикой форм

Черты отличия культурных и дикой форм

Причины многооб­разия сор­тов

















5.Заполните таблицу 3.


Таблица 3 Результаты эволюции культурных форм животных


Вид

Исходная форма (ди­кий предок)

Породы

данного

вида

Черты сход­ства культур­ных и дикой форм

Черты отличия культурных и дикой форм

Причины многообразия пород



















5.Сформулируйте выводы и запишите их в тетрадь. В выводе должны быть отражены следующие моменты:

  • какие признаки преобладают у культурных форм животных и растений;

  • что лежит в основе работы по созданию новых сортов пород;

  • что является движущими силами эволюции культурных форм животных и растений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!