СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа»

Лабораторная работа № 1

Изучение строения животной клеток

Цель: познакомиться с особенностями строе­ния клеток растительных и животных организмов.

Оборудование и материалы.

  • микроскоп, предметные и покровные стекла, фильтровальная бумага, препаровальная игла, пинцет, пипетка.

  • клубни картофеля, головка лука, раствор йода, вода,

  • фиксированные препараты тканей растений и жи­вотных.

  • Задания для лабораторной работы.

  • Задание 1. Ознакомьтесь с устройством микроскопа и правилами работы с ним.

Поставьте перед собой микроскоп так, чтобы штатив был обращен к вам, а столик от вас. Поставьте в рабочее положение объектив с малым увеличением (+8). Глядя в окуляр, осветите с помощью зеркала или электронной подсветки поле зрения. Положите на предметный столик готовый препарат, прижмите его клеммами. Осторожно вращая макрометрические винты, опустите объектив так, чтобы он находился на расстоянии 2-3 мм от препарата. Теперь глядя в окуляр, медленно поднимайте объектив до тех пор, пока в поле зрения не появится четкое изображение объекта. Рассмотрите объект при большем увеличении. Для этого поставьте в рабочее положение объектив (+40). Затем настройте на резкость изображение объекта с помощью микрометрических винтов. Увеличение микроскопа равно произведению увеличения объектива на увеличение окуляра. Для типичного исследовательского микроскопа увеличение окуляра равно 10, а увеличение объективов – 10, 45 и 100.

Запишите, во сколько раз можно увеличить изображение на вашем микроскопе?


Задание 2.
Животная клетка.


Рассмотрите эпителиальные клетки из полости рта под микроскопом.

Какие органоиды клетки вы видите?

Зарисуйте эпителиальную клетку из полости рта и обозначьте видимые органоиды.


Порядок выполнения отчёта по практическому занятию

В тетради напишите номер, название и учебную цель занятия, оборудование и материалы.

  1. Выполните задание 1.

  2. Выполните задание 2.

  3. Зарисуйте рассмотренные в микроскоп клеток, обозначьте органойды


Сформулируйте вывод по работе. Отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия



Лабораторная работа № 2

Выявление особенностей строения клеток разных тканей

Цель: знакомство с особенностями строения, свойствами и функциями тканей.

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Ход работы.

  • Рассмотреть под микроскопом строение животной клетки.

  • Зарисовать клетку и подписать основные части клетки.

  • Рассмотреть готовые микропрепараты тканей.

Оформление результатов: зарисуйте рассмотренные препараты тканей;
заполните таблицу

Оформление результатов:
зарисуйте рассмотренные препараты тканей;
заполните таблицу

Название тканей

Строение ткани

Местонахождение

Функции

Эпителиальная


Кожа

Защитная

Соединительная

Хрящ, кость, жир, кровь

Опорная, терморегуляторная. Защитная, транспортная

Мышечная

Туловище

Двигательная

Нервная

Голова, позвоночник.

Регуляция, проведение импульсов


Вывод:


Зависят ли особенности строения клеток от выполняемой функции?

В клетках есть специальные органоиды выполняющие характерные функции для данной клетки.
Каково значение многообразия клеток для многоклеточного организма?

каждая клетка выполняет определенную функцию.


Лабораторная работа № 3

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления. Коленный рефлекс.

Охрана труда. Тем, кто носит очки, предлагаем на время опыта их снять. Опыт проводить чистыми руками, использование карандашей и других предметов для раздражения кожи и век недопустимо.

Ход работы

1.Осторожно прикоснитесь рукой

а) к наружному углу глаза, б) к внутреннему углу глаза, в) к ресницам, г) к бровям, д) к коже век,


Отметьте те области, раздражение которых вызывает непроизвольное

мигание, знаком «+»

2.Результаты оформите в виде таблицы.

Область

Непроизвольное мигание

Наружный угол глаз

Нет

Внутренний угол глаз

Да

К ресницам

Да

3.Почему не наблюдается мигательный рефлекс при раздражении

некоторых областей?

Там очень мало рецепторов.

5.Составьте схему рефлекторной дуги мигательного рефлекса.

Укажите функцию каждого звена.

1 веко

2 чувствительный нейрон

3 головной мозг

4 двигательный нейрон

Вывод:

Какое значение имеет мигательный рефлекс?

Ответ мигательный рефлекс играет защитную роль

Это рефлекс условный или безусловный

Это безусловный рефлекс, так как человек не учился мигать.


Коленный рефлекс человека.

Ц ель: изучить коленный рефлекс.
1. Посадите испытуемого на стул. Предложите ему перекинуть ногу на ногу, затем ударьте ребром руки по сухожилию четырехглавой мышцы над коленной чашечкой.
2. Запишите свои наблюдения.
3. Составьте схему рефлекторной дуги коленного рефлекса. Укажите функцию каждого звена.

Пример выполненной работы

1.  Сядьте на стул, положите ногу на ногу, найдите коленную чашечку. Резко ударьте ребром ладони в углубление ниже коленной чашечки. Опишите результат.

Результат: После удара, нога непроизвольно выпрямляется

2.  Составьте рефлекторную дугу коленного рефлекса

3. Сделать вывод

ВЫВОД: Коленный рефлекс представляет собой реакцию четырехглавой мышцы на растяжение ее волокон. Он возникает при ударе по сухожилию надколенника, идущему к большеберцовой кости. Практически сразу в этот момент происходит разгибание голени. Рефлекторная дуга коленного рефлекса состоит из 2 нейронов: чувствительного (афферентного) и исполнительного  (эфферентного). Осуществляется он непроизвольно. Такая дуга является простой, поскольку состоит всего из двух нейронов и одного синапса. Но нужно понимать, что коленный рефлекс тесно увязан с одновременным расслаблением мышц задней группы бедра, осуществляющих сгибание голени. Это происходит за счет передачи сигнала с чувствительных волокон на вставочные (промежуточные) нейроны в боковом канатике спинного мозга. Они обладают тормозящим влиянием на мышцы-сгибатели.




Лабораторная работа № 4

Микроскопическое строение кости.


Цель: Изучение микроскопического строения кости.

Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань».

Ход работы.

  1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. С помощью рисунка 19, А и Б определите: поперечный или про­дольный срез вы рассматриваете?


  1. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

  2. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

  3. Подумайте, почему компактное вещество состоит из многочис­ленных трубочек с прочными стенками. Как это способствует про­чности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества?

Оформление результатов:

зарисуйте продольный и поперечный срез микроскопического строение кости.


Сделайте вывод



Лабораторная работа № 5

Мышцы человеческого тела.

Цель: знакомство со строением мышц человеческого тела.

Оборудование: таблицы, рисунки, учебник.

Ход работы.

Используя рисунки и анатомическое описание, определите место­положение мышечных групп и выполняемые ими движения.

I. Мышцы головы.

Мимические мышцы прикрепляются к костям, коже или только к коже, жевательные – к костям неподвижной части черепа и к нижней челюсти.

Задание 1. Определите функцию височных мышц. Приложите ру­ки к своим вискам и сделайте жевательные движения. Мышца на­прягается, так как она поднимает нижнюю челюсть вверх. Найдите жевательную мышцу. Она находится около челюстных суставов, примерно на 1 см впереди них. Определите: височные и жеватель­ные мышцы – синергисты или антагонисты?

Задание 2. Познакомьтесь с функцией мимических мышц. Возь­мите зеркало и наморщите лоб, что мы делаем, когда недовольны или, когда задумались. Сокращается надчерепная мышца. Най­дите ее на рисунке. Пронаблюдайте функцию круговой мышцы глаза и круговой мышцы рта. Первая закрывает глаз, вторая — рот.

II. Грудино-ключично-сосцевидная мышца на передней поверхности шеи

Задание 3. Поверните голову вправо и прощупайте левую грудино-ключично-сосцевидную мышцу. Поверните голову влево и обнаружьте правую. Эти мышцы поворачивают голову влево, вправо, действуя как антагонисты, но, когда сокращаются вместе, стано­вятся синергистами и опускают голову вниз.

III. Мышцы туловища спереди

Задание 4. Найдите большую грудную мышцу. Эта парная мышца напрягается, если согнуть руки в локте и с усилием сложить их на груди.

Задание 5. Рассмотрите на рисунке мышцы живота, образующие брюшной пресс. Они участвуют в дыхании, наклонах туловища в стороны и вперед, в переводе туловища из лежачего в сидячее по­ложение при фиксированных ногах.

Задание 6. Найдите межреберные мышцы: наружные осуществ­ляют вдох, внутренние – выдох.

IV. Мышцы туловища сзади

Задание 7. Найдите на рисунке трапециевидную мышцу. Если свести лопатки и запрокинуть голову назад, она будет напряжена.

Задание 8. Найдите широчайшую мышцу спины. Она опускает пле­чо вниз и отводит руки за спину.

Задание 9. Вдоль позвоночника находятся глубокие мышцы спи­ны. Они разгибают тело, откидывая корпус назад. Определите их положение.

Задание 10. Найдите ягодичные мышцы. Они отводят бедро на­ми д. Глубокие мышцы спины и ягодичные мышцы у человека наи­более сильно развиты в связи с прямохождением. Они противосто­ит силе тяжести.

V Мышцы руки

Задание 11. Найдите на рисунке дельтовидную мышцу. Она находится над плечевым суставом и отводит руку в сторону до горизонтального положения.

Задание 12. Найдите двуглавую и трехглавую мышцы плеча. Является ли они антагонистами или синергистами?

Задание 13. Мышцы предплечья. Чтобы понять их функцию, положите руку на стол ладонной стороной вниз. Прижмите ее к столу не чего сжимайте кисть в кулак и разжимайте ее. Вы почувствуете, как сокращаются мышцы предплечья. Это происходит потому, что со стороны ладони на предплечье располагаются мышцы, сгибающие кисть и пальцы, а разгибающие их находятся на тыльной стороне предплечья.

Задание 14. Нащупайте около лучезапястного сустава со стороны ладонной поверхности сухожилия, которые идут к мышцам паль­цев рук. Подумайте, почему эти мышцы находятся на предплечье, а не на кисти.

VI. Мышцы ноги .

З
адание 15.
На передней поверхности бедра расположена очень мощная четырехглавая мышца бедра. Найдите ее на рисунке. Она сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном. Что­бы представить ее функцию, надо вообразить удар футболиста по мячу. Ее антагонистом являются ягодичные мышцы. Они отводят ногу назад. Действуя как синергисты, обе эти мышцы удержива­ют корпус в вертикальном положении, фиксируя тазобедренные суставы.

На задней поверхности бедра расположены три мышцы, сгибаю­щие ногу в колене.

Задание 16. Поднимитесь на носки, вы чувствуете, как напряг­лись икроножные мышцы. Они находятся на задней поверхности голени. Эти мышцы хорошо развиты, потому, что они поддержива­ют тело в вертикальном положении, участвуют в ходьбе, беге, прыжках.

Оформление результатов:

подпишите мышцы на рисунке.

Сделайте вывод.







Лабораторная работа № 6

Утомление при статической и динамической работе.

Цель: наблюдение и выявление признаков утомления при статической работе.

Оборудование: секундомер, груз 4-5 кг (если взят портфель с книгами, то надо предварительно определить его массу).

Ход работы.

Испытуемый становится лицом к классу, вытягивает руку в сторо­ну строго горизонтально. Мелом на доске отмечается тот уровень, на котором находится рука. После приготовлений по команде включается секундомер, и испытуемый начинает удерживать груз на уровне отметки. Начальное время указывается в первой строч­ке таблицы. Затем определяются фазы утомления и также простав­ляется их время. Выясняется, за какое время наступает предель­ное утомление. Этот показатель записывается.

Выяс­ните, за какое время наступает предельное утомление.



Оформление результатов:

Результаты запишите в таблицу



Статическая работа

Признаки утомления

Время

Отсутствие утомления

Рука с грузом неподвижна


Первая фаза утомления

Рука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место


Вторая фаза утомления

Дрожание рук, потеря коор­динации, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение


Предельное утомление

Рука с грузом опускается; опыт прекращается


Сделайте вывод:

поясните различие между динамической и статической работой.

Статическая работа идет на выносливость, а динамическая на скорость



Лабораторная работа № 7

Выявление нарушений осанки.

Цель: выявить нарушения осанки.

Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы.

  1. Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лен­той измерьте расстояние между самыми отдаленными точками ле­вого и правого плеча, отступя на 3-5 см вниз от плечевого суста­ва, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат раз­делите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше еди­ницы говорит о нарушении осанки.

1-расстояние между самыми отдаленными точками ле­вого и правого плеча со стороны груди- см.

2. расстояние между самыми отдаленными точками ле­вого и правого плеча со стороны спины.- см.

3. разница -- см.

  1. Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопат­ки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей про­сунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Ладонь прошел__________ или_______________

Сделайте вывод. У меня __________________ осанка.

Выявление плоскостопия

(работа выполняется дома).

Цель: выявить плоскостопие.

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой

карандаш.

Ход работы.

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом.

Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет (рис. 39).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!