Дата______________. Ф.И.______________________________________________6 «__» класс.
Лабораторная работа № 2. «Строение семени».
«Изучение строения семян двудольных и однодольных растений».
Цель: изучить строение семян двудольных и однодольных растений в сухом виде и набухшее семя. Сделать выводы.
Инструменты и оборудование: семена сухие и замоченные, лупа, линейка, карандаш.
Оборудование: коллекция семян, учебник. Микропрепараты: "Зерновка пшеницы", "Зерновка кукурузы".
Ход работы.
1. Рассмотрите семена сухие и набухшие.
1а. Рассмотрите сухое семя фасоли. Измерьте ширину и длину семени.
1б. Рассмотрите набухшее семя фасоли. Измерьте ширину и длину набухшего семени.
Сделайте вывод. Запишите своими словами, что вы делали, начиная с пункта 1. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Письменно ответьте на вопросы: какая ширина и длина семени сухого и семени набухшего? Какие семена больше: сухие или набухшие? Почему, как вы думаете _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Рассмотрите набухшее семя.
2а. Найдите рубчик и семявход.
Нажмите пальцами на боковые поверхности семени фасоли. Что происходит?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2б. С намоченного семени фасоли осторожно снимите кожуру и рассмотрите её.
Запишите каково значение кожуры в жизни семени ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2в. Раздвиньте семядоли. Найдите и рассмотрите с помощью лупы зародышевый стебелёк, корешок и почечку.
Рассмотрите строение семени фасоли и подпишите названия её частей.
3. Рассмотрите строение зерновки. микропрепарата: "Зерновка кукурузы" и подпишите названия её частей.
Попробуйте снять кожуру с околоплодника.
Ответьте письменно на вопросы:
1. Почему кожура с околоплодника у зерновки не снимается? ______________________________________________________________________________
2. Где находится запас питательных веществ у однодольных и двудольных растений? ________________________________________________________________________________
3. В чем сходство, а в чем различие в строении семени однодольных и двудольных растений?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Рассмотрите и определите семена однодольного и двудольного растения, подпишите части семени.
А. _________________________ Б._______________________
1 - _________________________ 1- ______________________
2 - _________________________ 2 - ______________________
3 - _________________________ 3- _______________________
4 - _________________________ 4 - ______________________
5 - ______________________
2. Заполните таблицу
Сравнение семян двудольного и однодольного растения
Признаки для сравнения | Растения |
Фасоль | Пшеница |
Части семени | | |
Части зародыша | | |
Где находятся питательные вещества | | |
Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка:________ Подпись:____________