СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа № 10 Сравнительная характеристика низших и высших грибов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа составлены таким образом, что имеет теоретическую часть, изучение которой позволит обучающимся вспомнить учебный материал по теме лабораторной работы, а также непосредственно практическую часть.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа № 10 Сравнительная характеристика низших и высших грибов»

Сравнительная характеристика низших и высших грибов

Методические рекомендации:

  1. Наука, изучающая грибы, называется микологией (от греч.  микес - "гриб", логос - "учение").

  2. Среда обитания грибов

Сырые затенённые леса

Продукты питания

Живые организмы: растения, животные, человек

Богатая органикой почва

Открытые пространства


  1. Грибы — царство живых организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных.

    Признаки грибов, сближающие их

    с растениями

    Признаки грибов, сближающие их

    с животными

    • наличие хорошо

    выраженной клеточной стенки;

    • неподвижность в

    вегетативном состоянии;

    • размножение спорами;

    • способность к синтезу витаминов;

    • неограниченный рост;

    • поглощение пищи

    путем всасывания (адсорбции);

    • наличие в клетке вакуоли.


    • способ питания гетеротрофный;

    • наличие в составе

    клеточной стенки хитина, характерного для наружного скелета членистоногих;

    • отсутствие в клетках

    хлоропластов и фотосинтезирующих пигментов;

    • накопление гликогена как запасного вещества;

    • образование и выделение продукта метаболизма — мочевины.


  2. Многообразие грибов

  1. Строение грибов.

Вегетативное тело подавляющего большинства видов грибов — это мицелий, или грибница, состоящая из тонких бесцветных (иногда слегка окрашенных) нитей, или гиф, с неограниченным ростом и боковым ветвлением.



Рис. 1 Строение шляпочного гриба



Мицелий

  • субстратный, служащий для прикрепления к субстрату, поглощения и транспортировки воды и растворенных в ней веществ,

  • воздушный, поднимающийся над субстратом и образующий органы размножения.

  • У низших грибов мицелий представлен одной разветвленной гигантской клеткой с многочисленными ядрами без перегородок (например, фитофтора, мукор).

  • У высших грибов в гифах мицелия имеются перегородки, разделяющие их на отдельные одноядерные или многоядерные клетки (например, пеницилл, шляпочные грибы).



Виды шляпочных грибов



Нижний слой трубчатых грибов пронизан многочисленными трубочками.



Рис. 2 Шляпка трубчатого гриба с нижней стороны

А у пластинчатых грибов он покрыт пластинками. На них созревают споры.



Рис. 3 Шляпка пластинчатого гриба с нижней стороны

  1. Питание грибов. Грибы гетеротрофы.

    Способ питания грибов

    Пример

    Сапротрофы используют для питания органические соединения мёртвых тел или выделения (экскременты) животных.

    Шляпочные грибы

    Паразиты - селятся на живых растениях и потребляют органические вещества живой материи хозяев, приютивших их.

    Трутовик, спорынья

    Микориза - симбиотическое обитание грибов на корнях и в тканях корней высших растений. В микоризе гриб получает от корней углеводы и снабжает растение водой и минеральными элементами питания. Грибы, участвующие в микоризе, защищают растения от патогенных организмов, в частности от поражения другими вредными грибами.

    Маслята, подосиновик, подберезовик

    Грибы-хищники — грибы, которые ловят и умерщвляют животных с помощью специальных ловчих аппаратов.

    Грибы, которые охотятся на нематод (круглые черви)

  2. Размножение грибов

Вегетативное Бесполое (спорами) Половое



Частями Почкованием

мицелия

  1. Значение грибов в природе и в жизни человека.

Значение грибов в природе

Значение грибов в жизни человека


положительное

отрицательное

1.Являются пищей и лекарством для животных.

2.Образуя грибокорень, помогают растениям всасывать воду.

3. Являясь компонентом лишайников, грибы создают среду обитания для водорослей.

4. Участвуют в круговороте веществ. В цепи питания являются редуцентами – организмами, питающимися мёртвыми органическими остатками, подвергающими эти остатки минерализации до простых неорганических соединений.

5. Разрушают древесину.

6. Вызывают заболевания растений и животных.

1. Служат пищей человеку и животным.

2. Из плесневых грибов (пеницилл, аспергилл) получают антибиотики - лекарства, которые используют при многих заболеваниях.

3. Широко используют дрожжи в хлебопечении, виноделии, пивоварении и производстве спирта.

4. Изготовление сыра, витаминов и органических кислот.

5. Виды грибов, паразитирующих на насекомых, используют для борьбы с вредителями.

1. Значительный ущерб наносят грибы-разрушители древесины.

2. Грибы, поражающие культурные растения, снижают их урожаи (парша яблонь и груш и другие).

3. Вызывают порчу продуктов питания и предметов, используемых человеком.

4. Грибы вызывают заболевания у животных и людей (молочница, парша, стригущий лишай и др.).

5. Грибы могут вызвать смертельное отравление.



Лабораторная работа № 10

Сравнительная характеристика низших и высших грибов

Цели: познакомиться с морфологическими особенностями низших и высших грибов; продолжить формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: культура мукора, пеницилла, дрожжей; постоянный микропрепарат «Мукор»; стеклянная палочка; предметные и покровные стекла; лупа; микроскоп; рисунки грибов.

Техника безопасности: быть осторожным при работе с лупой, стеклянной палочкой, микроскопом.

Ход работы:

  1. Рассмотрите внешнее строение гриба мукор на хлебе невооруженным глазом, с помощью лупы. Сравните то, что увидели, с рисунком.

  1. Рассмотрите мицелий и спорангии мукора при малом и при большом увеличении микроскопа. Определите, есть ли в нитях грибницы поперечные перегородки?

________________________________________________________________


  1. Зарисуйте внешний вид мукора, отметьте неклеточную грибницу, укажите спорангиеносцы и спорангии со спорами.

1________________________

2________________________

3________________________

  1. Рассмотрите сизовато-зеленую плесень на корочке апельсина. Это гриб пеницилл. Рассмотрите внешнее строение гриба пеницилла с помощью лупы. Сравните то, что увидели, с рисунком.


  1. Найдите и рассмотрите многоклеточные мицелий и кистевидные спороносцы, спорангии со спорами. Зарисуйте внешний вид пеницилла.

1_____________________________

2_____________________________

3_____________________________

4_____________________________

  1. Возьмите каплю жидкости с культурой дрожжей. Поместите ее на предметное стекло и накройте покровным. Рассмотрите клетки дрожжей при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте внешний вид одиночных и почкующихся клеток.

  1. Рассмотрим плодовое тело шампиньона. Опишите его и заполните таблицу.

Признаки шляпки

Ответы

Признаки ножки

Ответы

диаметр


цвет


форма (вогнутая или выпуклая)


высота


окраска (сверху, снизу)


наличие кольца


трубчатая, пластинчатая




наличие млечного сока




наличие запаха




цвет мякоти






  1. Озвучьте немой рисунок.

1______________________

2______________________

3______________________

4______________________

5______________________

  1. Определите и подпишите по отпечатку спор, какой гриб трубчатый, а какой пластинчатый.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Вывод:

Вставьте пропущенные слова

Все грибы делятся на … и … . Низшие грибы – это … грибы. К таким грибам относится гриб . Такой гриб часто развивается на хлебе или овощах и выглядит как … плесень. В клетке гриба … … ядер. Расширение на концах мицелиев имеют черные головки ..., в которых образуются …, с помощью которых и размножается гриб.

Высшие грибы – это … организмы. Гифы таких грибов разделены на …. К высшим грибам относят … плесень - … .У него споры находятся в … спорангиях.

… не образуют мицелия и живут в жидкостях, богатых сахаром. В питательной, влажной и теплой среде … размножаются … .

Шляпочные грибы являются высшими. К ним относятся все … и … грибы. … называются грибы, у которых нижняя сторона шляпки, напоминает губку. К … относится группа грибов с наличием пластинок на нижней стороне шляпки. Эти грибы имеют мясистые … тела. Среди них есть съедобные, … .

Проблемные вопросы


1. Хозяйка решила испечь хлеб. Взяла она пшеничной муки, добавила воду, соль и замесила тесто. Испекла она хлеб. Хлеб был румяный и вкусно пах, но был он не пышный.

Скажите, почему хлеб не поднялся?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

2. У пчеловодов существует такая примета: много грибов - мало мёда. Почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Французский ученый Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией назвал эти живые организмы «дьявольскими» произведениями, которые нарушают общую гармонию жизни.

Кто они? Почему они нарушают гармонию?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Во время Великой Отечественной войны с помощью пенициллина врачи спасли жизнь многим раненым, остановив воспалительные гнойные процессы.

Объясните, какое отношение к грибам имеет это лекарство?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Приходилось ли вам когда-нибудь видеть “ведьмины круги”? С давних времен люди наблюдают из года в год появление грибных кругов правильной формы, кто-то словно циркулем отвел круглую борозду и посеял в нем грибы. Люди не могли объяснить принцип их появления и связывали их с ведьмами, колдуньями.

Что же это на самом деле?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!