Сравнительная характеристика низших и высших грибов
Методические рекомендации:
Наука, изучающая грибы, называется микологией (от греч. микес - "гриб", логос - "учение").
Среда обитания грибов
Сырые затенённые леса | Продукты питания | Живые организмы: растения, животные, человек | Богатая органикой почва | Открытые пространства |
Грибы — царство живых организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных.
Признаки грибов, сближающие их с растениями | Признаки грибов, сближающие их с животными |
выраженной клеточной стенки; вегетативном состоянии; путем всасывания (адсорбции); | клеточной стенки хитина, характерного для наружного скелета членистоногих; хлоропластов и фотосинтезирующих пигментов; |
Многообразие грибов
Строение грибов.
Вегетативное тело подавляющего большинства видов грибов — это мицелий, или грибница, состоящая из тонких бесцветных (иногда слегка окрашенных) нитей, или гиф, с неограниченным ростом и боковым ветвлением.
Рис. 1 Строение шляпочного гриба
Мицелий
субстратный, служащий для прикрепления к субстрату, поглощения и транспортировки воды и растворенных в ней веществ,
воздушный, поднимающийся над субстратом и образующий органы размножения.
У низших грибов мицелий представлен одной разветвленной гигантской клеткой с многочисленными ядрами без перегородок (например, фитофтора, мукор).
У высших грибов в гифах мицелия имеются перегородки, разделяющие их на отдельные одноядерные или многоядерные клетки (например, пеницилл, шляпочные грибы).
Виды шляпочных грибов
Нижний слой трубчатых грибов пронизан многочисленными трубочками.
Рис. 2 Шляпка трубчатого гриба с нижней стороны
А у пластинчатых грибов он покрыт пластинками. На них созревают споры.
Рис. 3 Шляпка пластинчатого гриба с нижней стороны
Питание грибов. Грибы гетеротрофы.
Способ питания грибов | Пример |
Сапротрофы используют для питания органические соединения мёртвых тел или выделения (экскременты) животных. | Шляпочные грибы |
Паразиты - селятся на живых растениях и потребляют органические вещества живой материи хозяев, приютивших их. | Трутовик, спорынья |
Микориза - симбиотическое обитание грибов на корнях и в тканях корней высших растений. В микоризе гриб получает от корней углеводы и снабжает растение водой и минеральными элементами питания. Грибы, участвующие в микоризе, защищают растения от патогенных организмов, в частности от поражения другими вредными грибами. | Маслята, подосиновик, подберезовик |
Грибы-хищники — грибы, которые ловят и умерщвляют животных с помощью специальных ловчих аппаратов. | Грибы, которые охотятся на нематод (круглые черви) |
Размножение грибов
Вегетативное Бесполое (спорами) Половое
Частями Почкованием
мицелия
Значение грибов в природе и в жизни человека.
Значение грибов в природе | Значение грибов в жизни человека |
| положительное | отрицательное |
1.Являются пищей и лекарством для животных. 2.Образуя грибокорень, помогают растениям всасывать воду. 3. Являясь компонентом лишайников, грибы создают среду обитания для водорослей. 4. Участвуют в круговороте веществ. В цепи питания являются редуцентами – организмами, питающимися мёртвыми органическими остатками, подвергающими эти остатки минерализации до простых неорганических соединений. 5. Разрушают древесину. 6. Вызывают заболевания растений и животных. | 1. Служат пищей человеку и животным. 2. Из плесневых грибов (пеницилл, аспергилл) получают антибиотики - лекарства, которые используют при многих заболеваниях. 3. Широко используют дрожжи в хлебопечении, виноделии, пивоварении и производстве спирта. 4. Изготовление сыра, витаминов и органических кислот. 5. Виды грибов, паразитирующих на насекомых, используют для борьбы с вредителями. | 1. Значительный ущерб наносят грибы-разрушители древесины. 2. Грибы, поражающие культурные растения, снижают их урожаи (парша яблонь и груш и другие). 3. Вызывают порчу продуктов питания и предметов, используемых человеком. 4. Грибы вызывают заболевания у животных и людей (молочница, парша, стригущий лишай и др.). 5. Грибы могут вызвать смертельное отравление. |
Лабораторная работа № 10
Сравнительная характеристика низших и высших грибов
Цели: познакомиться с морфологическими особенностями низших и высших грибов; продолжить формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: культура мукора, пеницилла, дрожжей; постоянный микропрепарат «Мукор»; стеклянная палочка; предметные и покровные стекла; лупа; микроскоп; рисунки грибов.
Техника безопасности: быть осторожным при работе с лупой, стеклянной палочкой, микроскопом.
Ход работы:
Рассмотрите внешнее строение гриба мукор на хлебе невооруженным глазом, с помощью лупы. Сравните то, что увидели, с рисунком.
Рассмотрите мицелий и спорангии мукора при малом и при большом увеличении микроскопа. Определите, есть ли в нитях грибницы поперечные перегородки?
________________________________________________________________
Зарисуйте внешний вид мукора, отметьте неклеточную грибницу, укажите спорангиеносцы и спорангии со спорами.
1________________________
2________________________
3________________________
Рассмотрите сизовато-зеленую плесень на корочке апельсина. Это гриб пеницилл. Рассмотрите внешнее строение гриба пеницилла с помощью лупы. Сравните то, что увидели, с рисунком.
Найдите и рассмотрите многоклеточные мицелий и кистевидные спороносцы, спорангии со спорами. Зарисуйте внешний вид пеницилла.
1_____________________________
2_____________________________
3_____________________________
4_____________________________
Возьмите каплю жидкости с культурой дрожжей. Поместите ее на предметное стекло и накройте покровным. Рассмотрите клетки дрожжей при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте внешний вид одиночных и почкующихся клеток.
Рассмотрим плодовое тело шампиньона. Опишите его и заполните таблицу.
Признаки шляпки | Ответы | Признаки ножки | Ответы |
диаметр | | цвет | |
форма (вогнутая или выпуклая) | | высота | |
окраска (сверху, снизу) | | наличие кольца | |
трубчатая, пластинчатая | | | |
наличие млечного сока | | | |
наличие запаха | | | |
цвет мякоти | | | |
Озвучьте немой рисунок.
1______________________
2______________________
3______________________
4______________________
5______________________
Определите и подпишите по отпечатку спор, какой гриб трубчатый, а какой пластинчатый.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
Вставьте пропущенные слова
Все грибы делятся на … и … . Низшие грибы – это … грибы. К таким грибам относится гриб … . Такой гриб часто развивается на хлебе или овощах и выглядит как … плесень. В клетке гриба … … ядер. Расширение на концах мицелиев имеют черные головки ..., в которых образуются …, с помощью которых и размножается гриб.
Высшие грибы – это … организмы. Гифы таких грибов разделены на …. К высшим грибам относят … плесень - … .У него споры находятся в … спорангиях.
… не образуют мицелия и живут в жидкостях, богатых сахаром. В питательной, влажной и теплой среде … размножаются … .
Шляпочные грибы являются высшими. К ним относятся все … и … грибы. … называются грибы, у которых нижняя сторона шляпки, напоминает губку. К … относится группа грибов с наличием пластинок на нижней стороне шляпки. Эти грибы имеют мясистые … тела. Среди них есть съедобные, … .
Проблемные вопросы
1. Хозяйка решила испечь хлеб. Взяла она пшеничной муки, добавила воду, соль и замесила тесто. Испекла она хлеб. Хлеб был румяный и вкусно пах, но был он не пышный.
Скажите, почему хлеб не поднялся?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
2. У пчеловодов существует такая примета: много грибов - мало мёда. Почему?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Французский ученый Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед многочисленной аудиторией назвал эти живые организмы «дьявольскими» произведениями, которые нарушают общую гармонию жизни.
Кто они? Почему они нарушают гармонию?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Во время Великой Отечественной войны с помощью пенициллина врачи спасли жизнь многим раненым, остановив воспалительные гнойные процессы.
Объясните, какое отношение к грибам имеет это лекарство?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Приходилось ли вам когда-нибудь видеть “ведьмины круги”? С давних времен люди наблюдают из года в год появление грибных кругов правильной формы, кто-то словно циркулем отвел круглую борозду и посеял в нем грибы. Люди не могли объяснить принцип их появления и связывали их с ведьмами, колдуньями.
Что же это на самом деле?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________