Тема. Л. Н. Толстой. «Война и мир» (том I, части первая и вторая). Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Общечеловеческие жизненные ценности, понятие о чести и бесчестии, мужестве и долге, о величии и низости человека.
Цель: показать, как раскрывается характер героев в экстремальной ситуации;
развивать навыки анализа текста;
содействовать формированию представлений о чести, долге, мужестве, героизме. Оборудование: текст романа.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Вопросы к учащимся.
1) Когда и где происходит действие второй части романа?
2) Чем был недоволен Кутузов на смотре в Браунау и почему?
3) Какое впечатление сложилось у солдат о Кутузове?
4) Чем отличился Долохов на смотре? Что говорят о нем сослуживцы?
5) Кто тот «старый измаильский товарищ», которого Кутузов
узнал на смотре?
6) Кто из известных нам героев будет принимать участие в боевых действиях русской армии в Австрии?
7) Что привело на эту войну Болконского? Ростова? Друбецкого?
8) Какие исторические личности появляются на страницах
романа?
9) Какой урок вынес Николай Ростов из истории с украденным кошельком?
10) Как изменилось отношение к сражению Ростова после первого столкновения с французами на мосту?
III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. Слово учителя
Осенью 1805 года русская армия вступила в войну с Наполеоном как союзница Австрии против Франции. После того как австрийская армия была разбита, огромные силы французов двинулись навстречу Кутузову, который шел на соединение с войсками союзников. Кутузов вынужден был принять сражение с неприятелем, втрое превосходящим его по силам. Отряд Багратиона, в котором находились Ростов, Болконский, Денисов и другие наши герои, должен был задержать французов, чтобы выиграть время для соединения частей русской армии.
Как происходит взросление человека на войне?
Эти и другие вопросы мы рассматриваем сегодня на уроке.
2. Беседа с учащимися (абзацы 1 и 2 второй части романа).
1) Как ведет себя Николай Ростов в первом бою? Его поведение — это трусость или естественный страх человека перед смертью?
2) В чем проявилось мужество Болконского в Шенграбенском сражении?
3) Кто оказался настоящим героем в этом бою? (Рассказать о Тушине и Тимохине.)
4) Какова роль Багратиона?
5) Что предрешило исход сражения?
3. Обобщение ответов
Выводы
1) Л. Н. Толстой в описании первого сражения проявил себя как тонкий психолог, показав состояние человека перед лицом смерти. Чувство страха — естественное состояние человека. А мужество проявляется в том, чтобы преодолеть этот страх, как преодолевает его князь Андрей. Героями же становятся те, кто научится и перед лицом смерти честно выполнять долг солдата и офицера, как делают это Тимохин и Тушин. Но героизм не всегда заметен на войне, особенно если человек не ставит перед собой цели выделиться, а просто делает свое дело. Первое столкновение отряда Багратиона с французами произошло неподалеку от деревни Шенграбен. Это было первое после суворовских войн сражение русских и французов. Кто окажется сильнее: гений Наполеона или храбрость русских?
Болконский боялся, что «гений мог оказаться сильнее храбрости, но в то же время не мог допустить позора для своего героя». Он понимал, что положение армии тяжелое, и это еще больше укрепляло его веру в свой «Тулон» — в то, что именно ему предстоит спасти армию и начать путь к славе. «Или мы офицеры, которые служим своему отечеству и радуемся общему делу... или мы лакеи»,— так понимает князь Болконский свой долг офицера.
Описывая Шенграбенское сражение, Толстой не только показал реалистические батальные картины, но и раскрыл суровую и жестокую правду о войне. Его персонажи, начиная от юнкера Ростова до императора Александра, повторяют одно и то же суждение о войне. «Война — это ужасно». Для героев Толстого Шенграбенское и Аустерлицкое сражения — это первые испытания на стойкость и мужество, на зрелость их убеждений. Перед героями и читателем автор ставит много вопросов: Как проявляется мужество? Кто и почему становится героем?
2) Уже в описании первого сражения сказались философские взгляды писателя на роль личности в истории. Толстой считал, что исход сражения зависит не от военного гения, стратегии и тактики, а от того, кто первый побежит или закричит: «Ура!» Багратион первым крикнул: «Ура!» Но причиной отступления французов стали геройство тысяч людей, стойкость батареи Тушина и стрелков Тимохина, мужество Болконского и усилия всех тех, кто пересилил в этом бою свой страх перед смертью. Их усилия, слившись в едином порыве, остановили французов.
И проигрыш Аустерлицкого сражения, с точки зрения Толстого, также явился «результатом всех сложных человеческих движений этих ста шестидесяти тысяч русских и французов — всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, страха, восторга этих людей».
4. Продолжение беседы
Вернемся к тексту романа
6) О чем думал князь Андрей накануне Аустерлицкого сражения? (Чтение главыXII).
7) Изменилось ли его отношение к войне? («Неужели из-за придворных и личных соображений нужно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?»)
8) Можно ли догадаться об исходе сражения до его начала?
9) Как изменились представления князя Андрея о жизни, о его кумире Наполеоне? (Чтение главы XIX). Расскажите о подвиге Болконского.
10) Как проявили себя в сражениях Друбецкой, Долохов, Берг? Что значит для них война?
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.Прочитать второй том романа «Война и мир».