СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л. Н. Толстой «Война и мир» (том I, части первая и вторая). Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Общечеловеческие жизненные ценности, понятие о чести и бесчестии, мужестве и долге, о величии и низости человека.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока поможет показать, как раскрывается характер героев в экстремальной ситуации;развивать навыки ана­лиза текста;содействовать формированию представ­лений о чести, долге, мужестве, героизме.

Просмотр содержимого документа
«Л. Н. Толстой «Война и мир» (том I, части первая и вторая). Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Общечеловеческие жизненные ценности, понятие о чести и бесчестии, мужестве и долге, о величии и низости человека.»

Тема. Л. Н. Толстой. «Война и мир» (том I, части первая и вторая). Шенграбенское и Аустерлицкое сраже­ния. Общечеловеческие жизненные ценности, по­нятие о чести и бесчестии, мужестве и долге, о ве­личии и низости человека.

Цель: показать, как раскрывается характер героев в экстремальной ситуации;

развивать навыки ана­лиза текста;

содействовать формированию представ­лений о чести, долге, мужестве, героизме. Оборудование: текст романа.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

  • Фронтальный опрос, позволяющий проверить знание учащими­ся текста.

Вопросы к учащимся.

1) Когда и где происходит действие второй части романа?

2) Чем был недоволен Кутузов на смотре в Браунау и почему?

3) Какое впечатление сложилось у солдат о Кутузове?

4) Чем отличился Долохов на смотре? Что говорят о нем сослу­живцы?

5) Кто тот «старый измаильский товарищ», которого Кутузов

узнал на смотре?

6) Кто из известных нам героев будет принимать участие в бое­вых действиях русской армии в Австрии?

7) Что привело на эту войну Болконского? Ростова? Друбецкого?

8) Какие исторические личности появляются на страницах

романа?

9) Какой урок вынес Николай Ростов из истории с украденным кошельком?

10) Как изменилось отношение к сражению Ростова после перво­го столкновения с французами на мосту?


III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Слово учителя

Осенью 1805 года русская армия вступила в войну с Наполеоном как союзница Австрии против Франции. После того как австрийская армия была разбита, огромные силы французов двинулись навстречу Кутузо­ву, который шел на соединение с войсками союзников. Кутузов вынуж­ден был принять сражение с неприятелем, втрое превосходящим его по силам. Отряд Багратиона, в котором находились Ростов, Болконский, Денисов и другие наши герои, должен был задержать французов, чтобы выиграть время для соединения частей русской армии.

Как происходит взросление человека на войне?

Эти и другие во­просы мы рассматриваем сегодня на уроке.


2. Беседа с учащимися (абзацы 1 и 2 второй части романа).

1) Как ведет себя Николай Ростов в первом бою? Его поведе­ние — это трусость или естественный страх человека перед смертью?

2) В чем проявилось мужество Болконского в Шенграбенском сражении?

3) Кто оказался настоящим героем в этом бою? (Рассказать о Тушине и Тимохине.)

4) Какова роль Багратиона?

5) Что предрешило исход сражения?


3. Обобщение ответов

Выводы

1) Л. Н. Толстой в описании первого сражения проявил себя как тонкий психолог, показав состояние человека перед лицом смерти. Чувство страха — естественное состояние человека. А мужество про­является в том, чтобы преодолеть этот страх, как преодолевает его князь Андрей. Героями же становятся те, кто научится и перед ли­цом смерти честно выполнять долг солдата и офицера, как делают это Тимохин и Тушин. Но героизм не всегда заметен на войне, осо­бенно если человек не ставит перед собой цели выделиться, а просто делает свое дело. Первое столкновение отряда Багратиона с францу­зами произошло неподалеку от деревни Шенграбен. Это было пер­вое после суворовских войн сражение русских и французов. Кто окажется сильнее: гений Наполеона или храбрость русских?

Болконский боялся, что «гений мог оказаться сильнее храброс­ти, но в то же время не мог допустить позора для своего героя». Он понимал, что положение армии тяжелое, и это еще больше укрепляло его веру в свой «Тулон» — в то, что именно ему предстоит спасти армию и начать путь к славе. «Или мы офицеры, которые служим своему отечеству и радуемся общему делу... или мы лакеи»,— так понимает князь Болконский свой долг офицера.

Описывая Шенграбенское сражение, Толстой не только показал реа­листические батальные картины, но и раскрыл суровую и жестокую правду о войне. Его персонажи, начиная от юнкера Ростова до импера­тора Александра, повторяют одно и то же суждение о войне. «Война — это ужасно». Для героев Толстого Шенграбенское и Аустерлицкое сра­жения — это первые испытания на стойкость и мужество, на зрелость их убеждений. Перед героями и читателем автор ставит много вопросов: Как проявляется мужество? Кто и почему становится героем?


2) Уже в описании первого сражения сказались философские взгляды писателя на роль личности в истории. Толстой считал, что исход сражения зависит не от военного гения, стратегии и тактики, а от того, кто первый побежит или закричит: «Ура!» Багратион пер­вым крикнул: «Ура!» Но причиной отступления французов стали геройство тысяч людей, стойкость батареи Тушина и стрелков Тимохина, мужество Болконского и усилия всех тех, кто пересилил в этом бою свой страх перед смертью. Их усилия, слившись в еди­ном порыве, остановили французов.

И проигрыш Аустерлицкого сражения, с точки зрения Толстого, также явился «результатом всех сложных человеческих движений этих ста шестидесяти тысяч русских и французов — всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, стра­ха, восторга этих людей».


4. Продолжение беседы

Вернемся к тексту романа

6) О чем думал князь Андрей накануне Аустерлицкого сраже­ния? (Чтение главыXII).

7) Изменилось ли его отношение к войне? («Неужели из-за при­дворных и личных соображений нужно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?»)

8) Можно ли догадаться об исходе сражения до его начала?

9) Как изменились представления князя Андрея о жизни, о его кумире Наполеоне? (Чтение главы XIX). Расскажите о под­виге Болконского.

10) Как проявили себя в сражениях Друбецкой, Долохов, Берг? Что значит для них война?


IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.Прочитать второй том романа «Война и мир».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!