Тема. Л. Н. Толстой. «Война и мир» (т. II, III). Поиски смысла жизни. Андрей Болконской и Пьер Безухов. Глубина анализа внутреннего мира героев («диалектика души»)
Цель: обобщить изученный материал; развивать умение характеризовать героев произведения, сопоставлять их; способствовать воспитанию интереса к духовному миру личности, способствовать его обогащению.
Оборудование: карточки, подготовленные учителем; план сочинений, подготовленный учащимися.
Чтобы жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать, и вечно бороться
и лишаться. А спокойствие —
душевная подлость.
Л. Толстой
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
(Обобщить текст первых трех томов романа «Война и мир» и составить устное коллективное сочинение о смысле духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова.)
II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. Слово учителя
Л. Н. Толстой писал: «Люди как реки, вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то широкая, то быстрая, то тихая, то чистая, то мутная, то холодная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою».
«Диалектика души», «текучесть человека», его способность R постоянным переменам, к самосовершенствованию всегда были для Писателя признаком духовности личности, его нравственного здоро-8ья. Любимые герои Толстого живут в соответствии с его философией, его представлениями о честной жизни: они ищут свой путь в жизни, ее глубинный смысл, путаются, ошибаются и начинают сначала. И этому пути нет конца.
Сегодня мы постараемся проследить путь жизненных исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова и выяснить, насколько в судьбе и характере героев отразилась жизненная позиция автора.
2. Работа с карточками
Ученики получают карточки с цитатами из романа, отражающими смысл духовных исканий героев.
1) Определить место данных цитат в общем рассказе о герое (по своему плану), озаглавить их.
2) Опираясь на указанный текст романа, дополнить его связным повествованием, логично переходя от одной цитаты к другой.
Андрей Болконский
Карточка 1
1) «Я иду на войну, потому что эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь — не по мне».
2) «Началось! Вот оно! Но где же? Как выразится мой Тулон?»
3) «Я не могу бояться».
Карточка 2
4) «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими... для одного этого я живу».
5) «Где оно это высокое небо, которого я не знал до сих пор и увидел нынче? И страдания этого я не знал также. Да я ничего, ничего не знал до сих пор».
Карточка 3
6) «Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть отсутствие этих зол. Жить для себя, избегая только этих двух зол, вот моя мудрость теперь».
7) «Надо как-нибудь получше, никому не мешая дожить до смерти».
Карточка 4
8) «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год!»
9) «Надо, чтобы не для одного меня шла эта жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтоб все они жили со мною вместе!»
Карточка 5
10) «Ему хотелось в другом найти живой идеал совершенства».
11) «Все, что прежде казалось таинственно и привлекательно в Сперанском, вдруг стало ясно и непривлекательно».
Карточка 6
12) «Ежели она подойдет прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой».
13) «Я влюблен, мой друг!»
Карточка 7
14) «Я говорил, что нужно простить падшую женщину, но я не говорил, что я могу простить».
15) «Мужчина не должен и не может забывать и прощать».
Карточка 8
16) Из представлявшихся ему видов деятельности военная служба была самая простая и знакомая ему».
17) «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву... Они враги мои».
Карточка 9
18) «Неужели это смерть, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух...»
19) «Состраданье, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам... вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив».
Пьер Безухов
Карточка 1
1) «Человек, не умеющий жить»; «он все ждал чего-нибудь особенно умного».
2) «Ты один живой человек среди всего нашего света».
3) «Я только никак не знаю, что мне начать».
4) «Все честные слова — такие условные вещи».
Карточка 2
5) «Сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым, он делал то, что от него требовали, но что-то хорошее все оставалось впереди».
6) «...между ним и Элен образовалась какая-то связь, признаваемая другими людьми...»; «В одно и то же время он думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой».
Карточка 3
7) «Что-то страшное и безобразное поднималось в его душе»; «Глупо ... глупо! Смерть... тоже ложь».
8) «Я ненавижу свою жизнь».
Карточка 4
9) «Я вел презренную развратную жизнь, но я не любил ее и не хотел этого. А этот человек знает истину, он мог бы открыть мне ее».
10) «Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, и как мало мы об этом заботимся».
11) «Он был теперь совсем другой, лучший Пьер, чем тот, который был в Петербурге».
Карточка 5
12) «Несправедливо то, что есть зло для другого».
13) «Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться, этого мало».
14) «Только теперь, когда я стараюсь жить для других, только теперь я понял все счастье жизни».
15) «Масонство есть лучшее, единственное выражение лучших, вечных сторон человечества».
16) «...надо жить, надо любить, надо верить!»
Карточка 6
17) «Если бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей».
18) «Почти в середине неба стояла огромная яркая комета 1812 года. С того дня Пьер почувствовал, что для него открылось что-то новое».
19) «Его любовь к Ростовой, нашествие Наполеона, комета, 666, император Наполеон и русский Безухов — все это вместе должно было созреть, разразиться и вывести его из этого заколдованного ничтожного мира московских привычек... и привести его к великому подвигу и великому счастью».
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
1. Слово учителя
О том, сбудутся ли эти ожидания Пьера и в чем они проявятся, мы будем говорить в ходе работы над третьим и четвертым томами романа. А пока подведем итоги нашим наблюдениям.
2. Вопросы к учащимся
1) Кто из этих двух героев, по вашему мнению, ближе автору и почему?
2) Кто из этих героев вызывает у вас большую симпатию?
3) Какие мысли героев вам кажутся интересными?
4) В чем вы видите «диалектику души» князя Андрея и Пьера?
5) Насколько жизнь князя Андрея и Пьера Безухова соответствует словам Толстого о «честной жизни»?
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовиться к беседе на тему: «Толстой о роли личности в истории»; составить план характеристики Кутузова и Наполеона.