СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л. Н. Толстой «Война и мир» (т. II, III). Поиски смысла жизни. Андрей Болконской и Пьер Безухов. Глубина анализа внутреннего мира героев («диалектика души»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока поможет обобщить изученный материал; развивать умение характеризовать героев произведения, сопоставлять их; способствовать воспитанию интереса к духовному миру лично­сти, способствовать его обогащению. 

Просмотр содержимого документа
«Л. Н. Толстой «Война и мир» (т. II, III). Поиски смысла жизни. Андрей Болконской и Пьер Безухов. Глубина анализа внутреннего мира героев («диалектика души»)»

Тема. Л. Н. Толстой. «Война и мир» (т. II, III). Поиски смысла жизни. Андрей Болконской и Пьер Безухов. Глубина анализа внутреннего мира героев («ди­алектика души»)

Цель: обобщить изученный материал; развивать умение характеризовать героев произведения, сопоставлять их; способствовать воспитанию интереса к духовному миру лично­сти, способствовать его обогащению.

Оборудование: карточки, подготовленные учителем; план сочине­ний, подготовленный учащимися.


Чтобы жить честно, надо рваться,

путаться, биться, ошибаться,

начинать и бросать, и вечно бороться

и лишаться. А спокойствие —

душевная подлость.

Л. Толстой

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

(Обобщить текст первых трех томов романа «Война и мир» и составить устное коллективное сочинение о смысле духовных ис­каний Андрея Болконского и Пьера Безухова.)

II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Слово учителя

Л. Н. Толстой писал: «Люди как реки, вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то широкая, то быстрая, то тихая, то чистая, то мутная, то холодная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою».

«Диалектика души», «текучесть человека», его способность R постоянным переменам, к самосовершенствованию всегда были для Писателя признаком духовности личности, его нравственного здоро-8ья. Любимые герои Толстого живут в соответствии с его философией, его представлениями о честной жизни: они ищут свой путь в жизни, ее глубинный смысл, путаются, ошибаются и начинают сначала. И этому пути нет конца.

Сегодня мы постараемся проследить путь жизненных исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова и выяснить, насколько в судь­бе и характере героев отразилась жизненная позиция автора.


2. Работа с карточками

Ученики получают карточки с цитатами из романа, отражающи­ми смысл духовных исканий героев.

1) Определить место данных цитат в общем рассказе о герое (по своему плану), озаглавить их.

2) Опираясь на указанный текст романа, дополнить его связным повествованием, логично переходя от одной цитаты к другой.


Андрей Болконский

Карточка 1

1) «Я иду на войну, потому что эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь — не по мне».

2) «Началось! Вот оно! Но где же? Как выразится мой Тулон?»

3) «Я не могу бояться».


Карточка 2

4) «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть люби­мым ими... для одного этого я живу».

5) «Где оно это высокое небо, которого я не знал до сих пор и увидел нынче? И страдания этого я не знал также. Да я ничего, ничего не знал до сих пор».


Карточка 3

6) «Я знаю в жизни только два действительных несчастья: уг­рызения совести и болезнь. И счастье есть отсутствие этих зол. Жить для себя, избегая только этих двух зол, вот моя мудрость теперь».

7) «Надо как-нибудь получше, никому не мешая дожить до смерти».


Карточка 4

8) «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год!»

9) «Надо, чтобы не для одного меня шла эта жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтоб все они жили со мною вместе!»


Карточка 5

10) «Ему хотелось в другом найти живой идеал совершенства».

11) «Все, что прежде казалось таинственно и привлекательно в Сперанском, вдруг стало ясно и непривлекательно».


Карточка 6

12) «Ежели она подойдет прежде к своей кузине, а потом к дру­гой даме, то она будет моей женой».

13) «Я влюблен, мой друг!»


Карточка 7

14) «Я говорил, что нужно простить падшую женщину, но я не говорил, что я могу простить».

15) «Мужчина не должен и не может забывать и прощать».


Карточка 8

16) Из представлявшихся ему видов деятельности военная служ­ба была самая простая и знакомая ему».

17) «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву... Они враги мои».


Карточка 9

18) «Неужели это смерть, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух...»

19) «Состраданье, любовь к братьям, к любящим, любовь к не­навидящим нас, любовь к врагам... вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив».


Пьер Безухов

Карточка 1

1) «Человек, не умеющий жить»; «он все ждал чего-нибудь особенно умного».

2) «Ты один живой человек среди всего нашего света».

3) «Я только никак не знаю, что мне начать».

4) «Все честные слова — такие условные вещи».


Карточка 2

5) «Сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым, он делал то, что от него требовали, но что-то хорошее все оста­валось впереди».

6) «...между ним и Элен образовалась какая-то связь, призна­ваемая другими людьми...»; «В одно и то же время он ду­мал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой».


Карточка 3

7) «Что-то страшное и безобразное поднималось в его душе»; «Глупо ... глупо! Смерть... тоже ложь».

8) «Я ненавижу свою жизнь».


Карточка 4

9) «Я вел презренную развратную жизнь, но я не любил ее и не хотел этого. А этот человек знает истину, он мог бы открыть мне ее».

10) «Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, и как мало мы об этом заботимся».

11) «Он был теперь совсем другой, лучший Пьер, чем тот, кото­рый был в Петербурге».


Карточка 5

12) «Несправедливо то, что есть зло для другого».

13) «Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаивать­ся, этого мало».

14) «Только теперь, когда я стараюсь жить для других, только теперь я понял все счастье жизни».

15) «Масонство есть лучшее, единственное выражение лучших, вечных сторон человечества».

16) «...надо жить, надо любить, надо верить!»


Карточка 6

17) «Если бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был свободен, я бы сию минуту на коле­нях просил руки и любви вашей».

18) «Почти в середине неба стояла огромная яркая комета 1812 года. С того дня Пьер почувствовал, что для него от­крылось что-то новое».

19) «Его любовь к Ростовой, нашествие Наполеона, комета, 666, император Наполеон и русский Безухов — все это вместе должно было созреть, разразиться и вывести его из этого заколдованного ничтожного мира московских привычек... и привести его к великому подвигу и великому счастью».


III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

1. Слово учителя

О том, сбудутся ли эти ожидания Пьера и в чем они проявятся, мы будем говорить в ходе работы над третьим и четвертым томами романа. А пока подведем итоги нашим наблюдениям.


2. Вопросы к учащимся

1) Кто из этих двух героев, по вашему мнению, ближе автору и почему?

2) Кто из этих героев вызывает у вас большую симпатию?

3) Какие мысли героев вам кажутся интересными?

4) В чем вы видите «диалектику души» князя Андрея и Пьера?

5) Насколько жизнь князя Андрея и Пьера Безухова соответ­ствует словам Толстого о «честной жизни»?


IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовиться к беседе на тему: «Толстой о роли личности в ис­тории»; составить план характеристики Кутузова и Наполеона.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!