Тема. Л. Н. Толстой. «Война и мир» (т. II, III). Духовный мир героев. Сложность жизненного выбора (Н. Ростова, П. Безухов, А. Болконский). Добро и зло в понимании героев. Пейзажные зарисовки и их роль.
Цель: проверить знание учащимися содержания романа; развивать способности обосновывать свою оценку прочитанного, а также умение выразительного чтения художественного произведения; способствовать воспитанию нравственных чувств.
Оборудование: текст романа, иллюстрации художника Николаева к роману «Война и мир».
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Вопросы к учащимся
1) Как бы вы озаглавили второй том романа?
2) Какие события (назовите основные) описаны во втором томе?
III. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИЛЛЮСТРАЦИЯМ К РОМАНУ
Коротко описать (письменно) изображенный художником эпизод. Что можно добавить к нему, что можно изменить?
IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. Вопросы к учащимся
1) Как вы оцениваете поведение Николая Ростова в отпуске?
2) В честь кого был дан обед в Английском клубе? Почему героем дня был выбран Багратион?
3) Как вы оцениваете поведение Пьера и Долохова во время обе да и дуэли?
4) Наташа Ростова настаивала на том, что Долохов «злой чело. век», что «он неприятен и неестественен». Согласны ли вы с ней?
5) Могли ли быть счастливы Долохов и Соня?
6) Что успел сделать в жизни Борис Друбецкой за время службы? Можно ли считать его порядочным человеком?
7) Какие события происходили в Лысых Горах зимой 1806 года?
8) Почему у Болконского получилось то, что не получалось у Пьера?
2. Чтение главы XI романа (часть вторая): спор князя Андрея и Пьера.
Вопросы к учащимся
1) На чьей вы стороне в споре?
2) Каково значение этой встречи для князя Андрея?
3) Что способствовало возвращению Болконского к полноценной жизни?
3. Чтение главы I «Весенний дуб», главы II «Ночь в Отрадном» и глав XVI и XVII «Первый бал Наташи» (часть третья). Вопросы к учащимся.
1) Что привлекло князя Андрея в Наташе?
2) Почему была отложена помолвка Наташи и Андрея Болконского?
3) Кто, по вашему, виноват в разрыве отношений между ними?
4) Почему Толстой не любит Анатоля?
5) Какую роль сыграл Пьер в развитии отношений Болконского и Наташи?
6) Что предвещала комета 1812 года и какие чувства вызывала у Пьера?
4.Чтение последнего абзаца главы XX (часть пятая).
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Подготовиться к устному сочинению на тему: «Смысл духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова»; составить к характеристике одного из героев.