СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л. Н. Толстой. «Война и мир». Народ и личность — одна из главных проблем в романе. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Искусство портретной характеристики.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрыть суть теории Толстого о роли личности в истории; рассмотреть образы Кутузова и Наполео­на в свете этой теории; показать сочетание субъек­тивных воззрений автора с объективным отраже­нием действительности; развивать умение давать характеристику героям произведения, видеть ав­торское отношение к персонажам.

Просмотр содержимого документа
«Л. Н. Толстой. «Война и мир». Народ и личность — одна из главных проблем в романе. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Искусство портретной характеристики.»

Тема. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Народ и личность — одна из главных проблем в романе. Смысл проти­вопоставления Кутузова и Наполеона. Искусство портретной характеристики.


Цель: раскрыть суть теории Толстого о роли личности в истории; рассмотреть образы Кутузова и Наполео­на в свете этой теории; показать сочетание субъек­тивных воззрений автора с объективным отраже­нием действительности; развивать умение давать характеристику героям произведения, видеть ав­торское отношение к персонажам.

Оборудование: текст романа; портреты Наполеона и Кутузова.


Нет величия там, где нет простоты,

добра и правды.

Л. Н. Толстой

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Слово учителя

«12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разу­му и всей человеческой природе событие»,— так начинается третий, центральный, том романа-эпопеи.

Что явилось причиной войны?

Что двигает ходом истории человечества?

Какова роль личности в истории?

Эти вопросы звучат с первых же страниц романа. И у Толстого есть свои ответы на них. Мы можем не соглашаться с ним, но фило­софия Толстого не может не вызывать интереса.

Историко-философская теория выработалась у Толстого к началу 60-х годов, когда писатель приступил к созданию «Войны и мира». Он считал, что только деятельность одного человека может быть осмыс­ленной и разумной, может иметь свою цель. Развитие человечества в целом происходит бессознательно, стихийно. Конечные цели истории людям неизвестны. Ход истории направляется некой внешней силой — фатумом. Никто не способен предопределить ход истории, но можно догадаться о смысле совершающихся событий и не мешать их разви­тию. Те, кто это понимает, заслуживают названия великих.

В третьем томе Толстой показал немало исторических личнос­тей, чьи имена связывают с эпитетом «великий». Великий государь, император Александр I. Великий император Наполеон, о котором мы слышим с первых страниц романа. О нем говорили, спорили, его ненавидели, им восхищались. И великий полководец Кутузов.

Кто из них действительно велик и в чем, по Толстому, состоит истинное величие — в этом мы должны сегодня разобраться.


2. Беседа о содержании третьего тома

1) Как в главах I и II автор излагает свою теорию? Найдите эти места.

2) Как Толстой объясняет причину войны?

3) Какова, по мнению автора романа, роль великих людей (ко­нец главы I)?

4) Толстой впервые показывает нам Наполеона в главе II, при описании переправы через Неман. Каково первое впечатле­ние читателя о Наполеоне?

5) Как через описание внешности, речи, манер Наполеона раскры­вается отношение Толстого к герою (глава VI)?

6) Почему Толстому не нравится Наполеон?

7) Какую роль отводит Толстой Наполеону в истории Отечест­венной войны 1812 года?

8) Каким показан Наполеон во время Бородинского сражения?

9) Какое значение для раскрытия образа Наполеона имеет эпи­зод встречи французского императора с Лаврушкой, денщи­ком Ростова?


2. Слово учителя

Наполеон и Кутузов в романе — антиподы, как и многие другие образы у Толстого. Они как два полюса, притягивающие к себе про­тивоположных героев. Одни тяготеют к Наполеону, другие — к Кутузову. Один из самых близких к Кутузову людей в романе — Андрей Болконский. Перед Бородинским сражением князь Андрей уходит после разговора с Кутузовым «успокоенный насчет общего хода дела и того, кому оно доверено».


3. Продолжение беседы

1) Какие качества Кутузова внушили Болконскому это чувство? (Анализ глав XV,XVI; часть вторая.)

2) Как показан Кутузов на Бородинском поле? Почему он бездействует (глава XXXV)?

3) Можно ли считать бездействие Кутузова безответственностью?


4. Чтение главы IV третьей части («Совет в Филях»).

  • Вопрос к учащимся.

Кто показан истинным патриотом: Бенигсен или Кутузов?


5. Обобщающее слово учителя: почему Кутузов для Толстого значи­тельнее, чем императоры Александр и Наполеон.

1) Наполеон и Александр считают, что вправе решать судьбы народов, они несут людям зло.

2) Они ничего не определяют в движении истории, потому что она движется не волей императоров, а обычной жизнью народа. Власть обоих императоров только мешает естественной жизни народа.

3) Александр I и Наполеон не понимают людей, не ценят чело­веческой жизни, в них нет чувства причастности к народу и ответственности за него. Все это есть в Кутузове, поэтому он у Толстого — великий полководец и великий человек, ко­торый остается при этом одним из многих, своим человеком среди своего народа. В нем есть то, без чего, по мнению Тол­стого, нет величия: простота, доброта и правдивость.

4) Можно по-разному относиться к теории Толстого. Но в ней есть нечто очень привлекательное. Если история складывается из отдельных поступков отдельных людей, то каждый человек несет громадную ответственность за все, что происходит на земле, каждый, а не только Наполеон, Александр или Кутузов. Зна­чит и Пьер, и князь Андрей, и Наташа решали судьбу своей страны, значит и каждый из нас решает ее своей жизнью.


III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовиться к беседе на тему «Бородинское сражение — кульми­нация романа»; перечитать главы XIX—XXXIX третьего тома.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!