Тема. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Народ и личность — одна из главных проблем в романе. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Искусство портретной характеристики.
Цель: раскрыть суть теории Толстого о роли личности в истории; рассмотреть образы Кутузова и Наполеона в свете этой теории; показать сочетание субъективных воззрений автора с объективным отражением действительности; развивать умение давать характеристику героям произведения, видеть авторское отношение к персонажам.
Оборудование: текст романа; портреты Наполеона и Кутузова.
Нет величия там, где нет простоты,
добра и правды.
Л. Н. Толстой
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. Слово учителя
«12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»,— так начинается третий, центральный, том романа-эпопеи.
Что явилось причиной войны?
Что двигает ходом истории человечества?
Какова роль личности в истории?
Эти вопросы звучат с первых же страниц романа. И у Толстого есть свои ответы на них. Мы можем не соглашаться с ним, но философия Толстого не может не вызывать интереса.
Историко-философская теория выработалась у Толстого к началу 60-х годов, когда писатель приступил к созданию «Войны и мира». Он считал, что только деятельность одного человека может быть осмысленной и разумной, может иметь свою цель. Развитие человечества в целом происходит бессознательно, стихийно. Конечные цели истории людям неизвестны. Ход истории направляется некой внешней силой — фатумом. Никто не способен предопределить ход истории, но можно догадаться о смысле совершающихся событий и не мешать их развитию. Те, кто это понимает, заслуживают названия великих.
В третьем томе Толстой показал немало исторических личностей, чьи имена связывают с эпитетом «великий». Великий государь, император Александр I. Великий император Наполеон, о котором мы слышим с первых страниц романа. О нем говорили, спорили, его ненавидели, им восхищались. И великий полководец Кутузов.
Кто из них действительно велик и в чем, по Толстому, состоит истинное величие — в этом мы должны сегодня разобраться.
2. Беседа о содержании третьего тома
1) Как в главах I и II автор излагает свою теорию? Найдите эти места.
2) Как Толстой объясняет причину войны?
3) Какова, по мнению автора романа, роль великих людей (конец главы I)?
4) Толстой впервые показывает нам Наполеона в главе II, при описании переправы через Неман. Каково первое впечатление читателя о Наполеоне?
5) Как через описание внешности, речи, манер Наполеона раскрывается отношение Толстого к герою (глава VI)?
6) Почему Толстому не нравится Наполеон?
7) Какую роль отводит Толстой Наполеону в истории Отечественной войны 1812 года?
8) Каким показан Наполеон во время Бородинского сражения?
9) Какое значение для раскрытия образа Наполеона имеет эпизод встречи французского императора с Лаврушкой, денщиком Ростова?
2. Слово учителя
Наполеон и Кутузов в романе — антиподы, как и многие другие образы у Толстого. Они как два полюса, притягивающие к себе противоположных героев. Одни тяготеют к Наполеону, другие — к Кутузову. Один из самых близких к Кутузову людей в романе — Андрей Болконский. Перед Бородинским сражением князь Андрей уходит после разговора с Кутузовым «успокоенный насчет общего хода дела и того, кому оно доверено».
3. Продолжение беседы
1) Какие качества Кутузова внушили Болконскому это чувство? (Анализ глав XV,XVI; часть вторая.)
2) Как показан Кутузов на Бородинском поле? Почему он бездействует (глава XXXV)?
3) Можно ли считать бездействие Кутузова безответственностью?
4. Чтение главы IV третьей части («Совет в Филях»).
Кто показан истинным патриотом: Бенигсен или Кутузов?
5. Обобщающее слово учителя: почему Кутузов для Толстого значительнее, чем императоры Александр и Наполеон.
1) Наполеон и Александр считают, что вправе решать судьбы народов, они несут людям зло.
2) Они ничего не определяют в движении истории, потому что она движется не волей императоров, а обычной жизнью народа. Власть обоих императоров только мешает естественной жизни народа.
3) Александр I и Наполеон не понимают людей, не ценят человеческой жизни, в них нет чувства причастности к народу и ответственности за него. Все это есть в Кутузове, поэтому он у Толстого — великий полководец и великий человек, который остается при этом одним из многих, своим человеком среди своего народа. В нем есть то, без чего, по мнению Толстого, нет величия: простота, доброта и правдивость.
4) Можно по-разному относиться к теории Толстого. Но в ней есть нечто очень привлекательное. Если история складывается из отдельных поступков отдельных людей, то каждый человек несет громадную ответственность за все, что происходит на земле, каждый, а не только Наполеон, Александр или Кутузов. Значит и Пьер, и князь Андрей, и Наташа решали судьбу своей страны, значит и каждый из нас решает ее своей жизнью.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовиться к беседе на тему «Бородинское сражение — кульминация романа»; перечитать главы XIX—XXXIX третьего тома.