СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Народ как движущая сила истории. Толстовское понимание патриотизма. Картина войны 1812 г. Бородинское сражение. Мастерство в описании батальных сцен.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь учащимся осознать, что описание Бородинской битвы — центр всего романа, его кульминация, решающий момент в жизни стра­ны и героев; наполнить тезис Толстого о народе как движущей силе истории конкретным содер­жанием; развивать умение определять идейно-ху­дожественную роль элементов сюжета; содейство­вать воспитанию гуманистических и патриоти­ческих чувств.

Просмотр содержимого документа
«Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Народ как движущая сила истории. Толстовское понимание патриотизма. Картина войны 1812 г. Бородинское сражение. Мастерство в описании батальных сцен.»

УРОК №

Тема. Л. Н. Толстой. «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Народ как движущая сила истории. Тол­стовское понимание патриотизма. Картина вой­ны 1812 г. Бородинское сражение. Мастерство в описании батальных сцен.


Цель: помочь учащимся осознать, что описание Бородинской битвы — центр всего романа, его кульминация, решающий момент в жизни стра­ны и героев; наполнить тезис Толстого о народе как движущей силе истории конкретным содер­жанием; развивать умение определять идейно-ху­дожественную роль элементов сюжета; содейство­вать воспитанию гуманистических и патриоти­ческих чувств.

Оборудование: текст романа; иллюстрации к роману; схема рас­положения войск, составленная Л. Толстым.


...ход мировых событий предопределен

свыше, зависит от совпадения

всех произволов людей, участвующих

в этих событиях...

Л. Н. Толстой

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Слово учителя

Описание Бородинской битвы занимает двадцать глав третьего тома «Войны и мира». Это центр романа, его кульминация; реша­ющий момент в жизни всей страны и многих героев книги. Здесь скрестятся все пути. Пьер встретит Долохова, князь Андрей — Анатоля; здесь каждый характер раскроется по-новому; и здесь впервые появится громадная сила: народ, мужики в белых руба­хах — сила, выигравшая войну.


2. Актуализация знаний учащихся

Вопросы на знание текста.

1) Кто из героев романа принимал участие в Бородинском сражении?

2) Каким было соотношение сил русских и французов до сражения?

3) Каким оно стало после сражения?

4) Кто победил в этом сражении?

5) Как Толстой оценивает результат и значение этого сражения?


3. Чтение заключительной части главы XXXIX.


4. Слово учителя

Л. Н. Толстой утверждает, что в Бородинском сражении рус­скими была одержана нравственная победа, что прямым следствием Бородинского сражения было бегство Наполеона из Москвы и по­гибель Наполеоновской Франции. Но не только это. Писатель всем своим повествованием доказывает, что ход мировых событий «за­висит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях».


5. Анализ текста романа

1) Почему еще накануне сражения князь Андрей был уверен: «завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение»?

2) Как показана решимость народа стоять насмерть?

3) В чем видит Толстой силу народа?

4) Почему Толстой показал Бородинскую битву глазами Пье­ра — человека, ничего не смыслящего в военном деле?

5) Что привело Пьера на Бородинское поле? Что он понял во время сражения?

6) В какой сцене Толстой показал единение всего народа, от му­жика-ополченца до Кутузова? (Прочитать описание молебна, глава XXI.)

7) Почему в этом сражении князь Андрей показан бездейству­ющим?

8) Считаете ли вы гибель Андрея Болконского бессмысленной?

9) Поведение людей во время Бородинского сражения оконча­тельно разделило героев на честных и нечестных. К каким из них вы отнесете Бориса Друбецкого и Федора Долохова?

10) В какой момент Наполеон и его армия стали испытывать чув­ство ужаса перед врагом? (Конец главы XXXIX.)

11) Каким образом Толстой убеждает читателя в том, что война, даже эта,— «противное человеческому разуму и всей челове­ческой природе событие»?

12) Почему после сражения Кутузов вместо приказа о наступле­нии отдает приказ об оставлении Москвы?

13) Почему жители Москвы покидали столицу?

14) Почему Пьер остался в Москве? Чем это для него закон­чилось?


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

Выводы. Бородинское сражение в романе Толстого — это не только испытание его героев и подтверждение философской теории писателя о народе как о движущей силе истории. Это испытание всего народа, историю которого писал Толстой. И это испытание показало огромную нравственную силу людей, их скрытый патриотизм. Даже готовясь к смерти, они продолжают жить полной жизнью: работать, шутить, улы­баться. Когда приходит беда, у честного человека рождается сознание того, что «все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богат­ство, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то».


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать том IV романа; подготовиться к беседе по темам чет­вертого тома (жизнь Пьера в плену; образ Платона Каратаева; смерть князя Андрея; партизанская война; последние главы о войне).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!