СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л. Н. Толстой «Война и мир». Эпилог. Нравственная красота женщин. Духовный мир Наташи Ростовой, княжны Марьи, Сони, Элен Безуховой.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрыть сущность нравственной красоты человека в понимании Толстого; развивать умение обобщать прочитанное и делать выводы; воспитывать стрем­ление к духовной красоте и внутреннему богатству личности; формировать умение ценить прекрасное.

Просмотр содержимого документа
«Л. Н. Толстой «Война и мир». Эпилог. Нравственная красота женщин. Духовный мир Наташи Ростовой, княжны Марьи, Сони, Элен Безуховой.»


Тема. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Эпилог. Нравствен­ная красота женщин. Духовный мир Наташи Рос­товой, княжны Марьи, Сони, Элен Безуховой

Цель: раскрыть сущность нравственной красоты человека в понимании Толстого; развивать умение обобщать прочитанное и делать выводы; воспитывать стрем­ление к духовной красоте и внутреннему богатству личности; формировать умение ценить прекрасное.

Оборудование: текст романа, иллюстрации к роману (Наташа, кня­гиня Марья, Соня, Элен Безухова); грамзапись фраг­мента из оперы С. Прокофьева «Война и мир».


...что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Слово учителя

В одной из глав «Войны и мира» Лев Толстой высказал мысль о том, что все предметы и явления окружающей жизни можно разде­лить на две категории, в зависимости от того, что в них преобладает: форма или содержание. Толстой не любит ни людей, ни явлений, в которых главное — форма. Он не любит высший свет с его раз и навсегда установленными правилами и нормами жизни, не любит «общепризнанную красавицу» Элен Безухову. Они не интересны ему, потому что в их роскошной оболочке нет жизни, нет движения.

В его любимых героях содержание преобладает над формой. Ав­тор часто подчеркивает внешнюю некрасивость княжны Марьи и Наташи Ростовой и при этом любуется ими, заставляет читателя полюбить его героинь и поверить в их счастье.

На вопрос «Что такое красота?» Толстой уже дал свой ответ. Се­годня мы поговорим о том, в чем заключается нравственная красота женских образов романа, из чего она рождается, как проявляется.


2. Беседа с учащимися

1) В чем заключается нравственная красота Наташи Ростовой?

2) В каких эпизодах ярче всего проявляется богатство души На­таши?


3. Чтение главы VII второй части тома II (описание танца Наташи и дядюшки).


4. Прослушивание грамзаписи фрагмента оперы С. Прокофьева «Война и мир» («Вальс»).


5. Продолжение беседы

3) С каким эпизодом из жизни Наташи ассоциируется эта музыка? Какие чувства она вызывает?

4) Как могло произойти, что Наташа с ее чуткостью, верным пониманием людей, добра и зла не разглядела Анатоля? По­чему мы прощаем ее?

5) Можно ли считать княжну Марью красивым человеком и почему?

6) Согласны ли вы с оценкой, которую дала Соне Наташа, ска­зав, что она «пустоцвет»?

7) За что Толстой не любит Элен Безухову?


6. Беседа об эпилоге романа

1) Логично ли, на ваш взгляд, соединение в конце романа семей Ростовых, Безуховых, Болконских?

2) В последнем разговоре с Наташей Пьер рассказывает о своих успехах в Петербурге и говорит: «Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь так просто». Не кажется ли вам, что Толстой вложил в уста Пье­ра главную мысль своего романа?

3) Кого напоминает Николенька Болконский? Каким вам пред­ставляется его будущее?


III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

Заключительное слово учителя

Литературовед и педагог Н. Г. Долинина, написавшая книгу о романе Л. Н. Толстого «По страницам «Войны и мира», заканчи­вает ее так: «И снова я открываю «Войну и мир» — и перечитываю много раз читанные страницы... но каждый раз в них открывается новое, неизведанное, их нельзя исчерпать, их можно только читать снова и снова...»

Я думаю, что вы тоже еще вернетесь к этой книге, потому что в ней вся жизнь человеческая: война и мир. Эта книга охватывает все, чем живет человек, она сама похожа на человеческую жизнь: в ней меняются поколения, уходят старики, дети становятся взрос­лыми, а взрослые — стариками. И каждый из старых и молодых объясняет нам не только то, что было вчера, но и то, что есть сегод­ня, будет завтра. Второй такой книги нет.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовиться к сочинению по роману «Война и мир».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!