Тема. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Эпилог. Нравственная красота женщин. Духовный мир Наташи Ростовой, княжны Марьи, Сони, Элен Безуховой
Цель: раскрыть сущность нравственной красоты человека в понимании Толстого; развивать умение обобщать прочитанное и делать выводы; воспитывать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности; формировать умение ценить прекрасное.
Оборудование: текст романа, иллюстрации к роману (Наташа, княгиня Марья, Соня, Элен Безухова); грамзапись фрагмента из оперы С. Прокофьева «Война и мир».
...что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. Слово учителя
В одной из глав «Войны и мира» Лев Толстой высказал мысль о том, что все предметы и явления окружающей жизни можно разделить на две категории, в зависимости от того, что в них преобладает: форма или содержание. Толстой не любит ни людей, ни явлений, в которых главное — форма. Он не любит высший свет с его раз и навсегда установленными правилами и нормами жизни, не любит «общепризнанную красавицу» Элен Безухову. Они не интересны ему, потому что в их роскошной оболочке нет жизни, нет движения.
В его любимых героях содержание преобладает над формой. Автор часто подчеркивает внешнюю некрасивость княжны Марьи и Наташи Ростовой и при этом любуется ими, заставляет читателя полюбить его героинь и поверить в их счастье.
На вопрос «Что такое красота?» Толстой уже дал свой ответ. Сегодня мы поговорим о том, в чем заключается нравственная красота женских образов романа, из чего она рождается, как проявляется.
2. Беседа с учащимися
1) В чем заключается нравственная красота Наташи Ростовой?
2) В каких эпизодах ярче всего проявляется богатство души Наташи?
3. Чтение главы VII второй части тома II (описание танца Наташи и дядюшки).
4. Прослушивание грамзаписи фрагмента оперы С. Прокофьева «Война и мир» («Вальс»).
5. Продолжение беседы
3) С каким эпизодом из жизни Наташи ассоциируется эта музыка? Какие чувства она вызывает?
4) Как могло произойти, что Наташа с ее чуткостью, верным пониманием людей, добра и зла не разглядела Анатоля? Почему мы прощаем ее?
5) Можно ли считать княжну Марью красивым человеком и почему?
6) Согласны ли вы с оценкой, которую дала Соне Наташа, сказав, что она «пустоцвет»?
7) За что Толстой не любит Элен Безухову?
6. Беседа об эпилоге романа
1) Логично ли, на ваш взгляд, соединение в конце романа семей Ростовых, Безуховых, Болконских?
2) В последнем разговоре с Наташей Пьер рассказывает о своих успехах в Петербурге и говорит: «Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь так просто». Не кажется ли вам, что Толстой вложил в уста Пьера главную мысль своего романа?
3) Кого напоминает Николенька Болконский? Каким вам представляется его будущее?
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
Заключительное слово учителя
Литературовед и педагог Н. Г. Долинина, написавшая книгу о романе Л. Н. Толстого «По страницам «Войны и мира», заканчивает ее так: «И снова я открываю «Войну и мир» — и перечитываю много раз читанные страницы... но каждый раз в них открывается новое, неизведанное, их нельзя исчерпать, их можно только читать снова и снова...»
Я думаю, что вы тоже еще вернетесь к этой книге, потому что в ней вся жизнь человеческая: война и мир. Эта книга охватывает все, чем живет человек, она сама похожа на человеческую жизнь: в ней меняются поколения, уходят старики, дети становятся взрослыми, а взрослые — стариками. И каждый из старых и молодых объясняет нам не только то, что было вчера, но и то, что есть сегодня, будет завтра. Второй такой книги нет.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовиться к сочинению по роману «Война и мир».