СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Л.Н. Толстой Великий русский писатель. Детство." Литературное чтение 3 класс УМК "Школа России".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Л.Н. Толстой Великий русский писатель. Детство." Литературное чтение 3 класс УМК "Школа России".»

НАЧИНАЕТСЯ УРОК!

НАЧИНАЕТСЯ

УРОК!

Начнем урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка.

Начнем урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка.

 Руки? -На месте! Ноги? -На месте! Локти? - У края! Спинка? - Прямая!

Руки?

-На месте!

Ноги?

-На месте!

Локти?

- У края!

Спинка?

- Прямая!

Д/з 1. Подготовить выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень»(с.146 -147); 2. Выучить наизусть одно из стихотворений  М.Ю. Лермонтова.

Д/з

1. Подготовить выразительное чтение стихотворений

М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень»(с.146 -147);

2. Выучить наизусть одно из стихотворений

М.Ю. Лермонтова.

Выразительное чтение -Поработайте в парах. Прочитайте басню выразительно.

Выразительное чтение

-Поработайте в парах. Прочитайте басню выразительно.

Найди ошибку в стихах. Листья в поле пожелтели,  И кружатся и летят;  Лишь в бору поникши сосны  Зелень мрачную хранят.

Найди ошибку в стихах.

Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши сосны Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою,  Уж не любит, меж цветов,  Пекарь отдыхать порою  От полуденных трудов.

Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пекарь отдыхать порою От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле  Скрыться где-нибудь спешит.  Ночью месяц тускл, и поле  Сквозь луну лишь серебрит.

Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь луну лишь серебрит.

Сегодня на уроке мы начнём знакомиться с жизнью и творчеством великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.

Сегодня на уроке мы начнём знакомиться с жизнью и творчеством великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.

 Толстой Лев Николаевич родился 28 августа 1828 года. Будущему писателю повезло родиться в дворянской семье, от рождения у Льва был титул графа. Свое детство в воспоминаниях Толстой называет не иначе, как «радостный период детства». Ге Н.Н. Портрет Л.Н.Толстого .

Толстой Лев Николаевич родился 28 августа 1828 года. Будущему писателю повезло родиться в дворянской семье, от рождения у Льва был титул графа. Свое детство в воспоминаниях Толстой называет не иначе, как «радостный период детства».

Ге Н.Н. Портрет Л.Н.Толстого .

Мать умерла, когда Толстому не было ещё двух лет. Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнился будущему писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте. К сожалению, отец Толстого тоже рано ушёл из жизни, он умер рано в 1837 году.

Мать умерла, когда Толстому не было ещё двух лет. Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнился будущему писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте. К сожалению, отец Толстого тоже рано ушёл из жизни, он умер рано в 1837 году.

Воспитанием детей занималась дальняя родственница тётка Т.А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого. Детские воспоминания навсегда остались для Толстого самыми радостными. Его чуткое сердце впитывало всё - и семейные предания, и первые впечатления от жизни дворянской усадьбы. Все это отражено в автобиографической повести «Детство».

Воспитанием детей занималась дальняя родственница тётка Т.А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого. Детские воспоминания навсегда остались для Толстого самыми радостными. Его чуткое сердце впитывало всё - и семейные предания, и первые впечатления от жизни дворянской усадьбы. Все это отражено в автобиографической повести «Детство».

С 1844 года учился в Казанском университете, но не окончил его. Служил в армии, участвовал в крымской войне.

С 1844 года учился в Казанском университете, но не окончил его. Служил в армии, участвовал в крымской войне.

Лев Толстой в 1856 г.

Лев Толстой в 1856 г.

Выйдя в отставку, поселился в Ясной поляне. Л.Толстой 1856 год Ге Н.Н. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. 1884.

Выйдя в отставку, поселился

в Ясной поляне.

Л.Толстой 1856 год

Ге Н.Н. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. 1884.

В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвращается в Ясную Поляну, принимает должность мирового посредника и активно защищает интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, требует отстранения его от должности. В 1862 Сенат издает указ об увольнении Толстого. Начинается тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Толстой в Ясной Поляне.

В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвращается в Ясную Поляну, принимает должность мирового посредника и активно защищает интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, требует отстранения его от должности. В 1862 Сенат издает указ об увольнении Толстого. Начинается тайное наблюдение за ним со стороны III отделения.

Толстой в Ясной Поляне.

В 1859 году открыл школу для крестьянских детей. Помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы.

В 1859 году открыл школу для крестьянских детей. Помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы.

Ясная поляна, южный фасад дома Льва Толстого.

Ясная поляна, южный фасад дома Льва Толстого.

Илья РЕПИН. Толстой за работой. 1891 г.

Илья РЕПИН. Толстой за работой. 1891 г.

Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии. В 1862 издавал педагогический журнал

Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии. В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. "Азбука" и "Новая Азбука".

Пастернак Л.О.  Портрет

Л. Н. Толстого 1908 г.

«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу... худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей... Я хочу образования для народа для того, чтобы спасти там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых... И они кишат в каждой школе!» Репин И. Е. (?) Лев Толстой за работой 1909 год.

«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу... худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей... Я хочу образования для народа для того, чтобы спасти там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых... И они кишат в каждой школе!»

Репин И. Е. (?) Лев Толстой за

работой 1909 год.

Его книга для детей «Азбука» состояла из разделов по обучению грамоте, текстов на русском и славянском языках для чтения, заданий по арифметике, научно-познавательных статей. В 1875 году выпустил учебник для обучения чтению «Новая азбука и четыре «Русские книги для чтения».

Его книга для детей «Азбука» состояла из разделов по обучению грамоте, текстов на русском и славянском языках для чтения, заданий по арифметике, научно-познавательных статей. В 1875 году выпустил учебник для обучения чтению «Новая азбука и четыре «Русские книги для чтения».

В Яснополянской школе обучалось 37 детей в возрасте 7-15 лет (32 мальчика и 5 девочек). Ученики были распределены на два класса и далее в каждом классе — на два отделения по возрасту и уровню подготовки. В старшем классе обучалось 12, в младшем — 25 учеников. В школе училось и несколько взрослых. Обучение было бесплатным и совмещенным для мальчиков и девочек. Занятия проводились с 8 до 12 ч. и с 15 до 18 ч. Флигель, в котором была школа .

В Яснополянской школе обучалось 37 детей в возрасте 7-15 лет (32 мальчика и 5 девочек). Ученики были распределены на два класса и далее в каждом классе — на два отделения по возрасту и уровню подготовки. В старшем классе обучалось 12, в младшем — 25 учеников. В школе училось и несколько взрослых. Обучение было бесплатным и совмещенным для мальчиков и девочек. Занятия проводились с 8 до 12 ч. и с 15 до 18 ч.

Флигель, в котором была школа .

В учебный план Яснополянской школы входили следующие предметы: чтение, письмо, каллиграфия, грамматика, священная история, русская история, математика, беседы по естественным наукам, рисование, черчение, пение и закон Божий.

В учебный план Яснополянской школы входили следующие предметы: чтение, письмо, каллиграфия, грамматика, священная история, русская история, математика, беседы по естественным наукам, рисование, черчение, пение и закон Божий.

Художник : Н. Богданов Бельский. Чтение.

Художник : Н. Богданов Бельский. Чтение.

 Но главное – школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно и весело.

Но главное – школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно и весело.

Художник : Н. Богданов Бельский. Устный счёт. 1895 год.

Художник : Н. Богданов Бельский.

Устный счёт. 1895 год.

В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру. Художник: А.Ворона

В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру.

Художник: А.Ворона

Художник : Н. Богданов Бельский. Школьники.

Художник : Н. Богданов Бельский. Школьники.

На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству.

На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству.

На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл в городки, бегал на перегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес, водил хороводы.

На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл в городки, бегал на перегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес, водил хороводы.

Он учил детей без принуждения, видя в них таких же свободных людей, как он сам; создал оригинальную методику, не потерявшую своего значения.

Он учил детей без принуждения, видя в них таких же свободных людей, как он сам; создал оригинальную методику, не потерявшую своего значения.

По вечерам Толстой читал с детьми книги («Робинзон Крузо» и др.), рассказывал им о казаках, о Хаджи Мурате, об Отечественной войне 1812 г., о случаях из собственной жизни. Толстой старался пробудить у детей чувство патриотизма, вызвать у них интерес к отечественной истории. Во время прогулок обычно велись беседы и на этические темы. Под его руководством ученики собирали фольклор в деревнях своего уезда, писали рассказы, которые публиковались в приложении к журналу «Ясная Поляна». Занятия нередко проводились в поле, в саду, в парке. Нестеров М.В. Портрет Л.Н. Толстого 1907 г.

По вечерам Толстой читал с детьми книги («Робинзон Крузо» и др.), рассказывал им о казаках, о Хаджи Мурате, об Отечественной войне 1812 г., о случаях из собственной жизни. Толстой старался пробудить у детей чувство патриотизма, вызвать у них интерес к отечественной истории. Во время прогулок обычно велись беседы и на этические темы. Под его руководством ученики собирали фольклор в деревнях своего уезда, писали рассказы, которые публиковались в приложении к журналу «Ясная Поляна». Занятия нередко проводились в поле, в саду, в парке.

Нестеров М.В. Портрет Л.Н. Толстого 1907 г.

Толстой ввел в Яснополянской школе занятия по труду (столярное дело и с.-х. работы), которыми он сам руководил. Вводя в труд элементы игры, он стремился сделать его увлекательным и радостным. Большое значение Толстой придавал и физическому развитию. Л. Н. Толстой с детьми крестьян Ясной Поляны. Фотография 1908 года.

Толстой ввел в Яснополянской школе занятия по труду (столярное дело и с.-х. работы), которыми он сам руководил. Вводя в труд элементы игры, он стремился сделать его увлекательным и радостным. Большое значение Толстой придавал и физическому развитию.

Л. Н. Толстой с детьми крестьян Ясной Поляны. Фотография 1908 года.

Многие произведения , написанные Л.Толстовым входят в современные учебники по чтению. Например «Филипок»,«Косточка», «Акула»; о быте крестьян: «Старый дед и внучек»; о животных: «Лев и собачка», «Пожарные собаки», сказки «Три медведя», «Как мужик гусей делил», «Мальчик с пальчик, басни «Лев и мышь», «Муравей и голубка», «Два товарища» , научно-познавательные статьи «Какая бывает роса на траве», «Откуда взялся ветер», «Куда девается вода из моря».

Многие произведения , написанные Л.Толстовым входят в современные учебники по чтению. Например «Филипок»,«Косточка», «Акула»; о быте крестьян: «Старый дед и внучек»; о животных: «Лев и собачка», «Пожарные собаки», сказки «Три медведя», «Как мужик гусей делил», «Мальчик с пальчик, басни «Лев и мышь», «Муравей и голубка», «Два товарища» ,

научно-познавательные статьи «Какая бывает роса на траве», «Откуда взялся ветер», «Куда девается вода из моря».

Работа по теме урока  с. 148 - 151

Работа по теме урока с. 148 - 151

Илья Репин. Л. Н. Толстой и С. А. Толстая. 1907–1911 г.

Илья Репин. Л. Н. Толстой и С. А. Толстая. 1907–1911 г.

Илья РЕПИН. Л. Н. Толстой пашущий. 1887 г.

Илья РЕПИН. Л. Н. Толстой пашущий. 1887 г.

Репин И. Е. Л.Н. Толстой босой 1901 год.

Репин И. Е. Л.Н. Толстой босой 1901 год.

Лев Толстой в Ясной Поляне в кругу семьи  .

Лев Толстой в Ясной Поляне в кругу семьи  .

Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу .1891год.

Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу .1891год.

Л.Н. Толстой написал много произведений для взрослых: «Детство», «Отрочество», «Война и мир», «Анна Каренина», «Севастопольские рассказы», «Воскресение», «Хаджи-Мурат», «Набег» и другие. Л. Н. Толстой. В Ясной Поляне. Май 1908.

Л.Н. Толстой написал много произведений для взрослых: «Детство», «Отрочество», «Война и мир», «Анна Каренина», «Севастопольские рассказы», «Воскресение», «Хаджи-Мурат», «Набег» и другие.

Л. Н. Толстой.

В Ясной Поляне. Май 1908.

Мешков В. Н. Лев Толстой в яснополянской библиотеке 1910 год.

Мешков В. Н. Лев Толстой в яснополянской библиотеке 1910 год.

Репин И.Е. Лев Толстой в розовом кресле. 1909год.  

Репин И.Е. Лев Толстой в розовом кресле. 1909год.  

Репин И. Е. Лев Толстой за роялем с дочерью А. Л. Толстой 1908 год.

Репин И. Е. Лев Толстой за роялем с дочерью А. Л. Толстой 1908 год.

Русские писатели Лев Толстой (справа) и Максим Горький в Ясной Поляне.

Русские писатели Лев Толстой (справа) и Максим Горький в Ясной Поляне.

Репин И. Е. Лев Николаевич Толстой в яснополянском кабинете.  

Репин И. Е. Лев Николаевич Толстой в яснополянском кабинете.  

Толстой 10 ноября 1910 тайно покидает Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанско -Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне на месте, которое сам себе выбрал.

Толстой 10 ноября 1910 тайно покидает Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанско -Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне на месте, которое сам себе выбрал.

– Какие открытия сделали сегодня на уроке?  – С биографией какого писателя знакомились на уроке? Что нового о нём узнали?

Какие открытия сделали сегодня на уроке? – С биографией какого писателя знакомились на уроке?

Что нового о нём узнали?

у з н а л   у д и в и л с я   з а д у м а л с я   п о в т о р и л   н а у ч и л с я   з а п о м н и л

у з н а л у д и в и л с я з а д у м а л с я п о в т о р и л н а у ч и л с я з а п о м н и л

 1. Перечитать текст «Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя)» – с.150-151; 2. Устно ответить на вопрос под номером 2 (с.151).

1. Перечитать текст «Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя)» – с.150-151;

2. Устно ответить на вопрос под номером 2 (с.151).

Прозвенел звонок весёлый, Подошёл урок к концу. Повторили всё, что знали Мы сегодня МОЛОДЦЫ!

Прозвенел звонок весёлый,

Подошёл урок к концу.

Повторили всё, что знали

Мы сегодня МОЛОДЦЫ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!