СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л. Н. Толстой. «После бала»: проблемы и герои.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомства с новым учебным материалом. 

Просмотр содержимого документа
«Л. Н. Толстой. «После бала»: проблемы и герои.»

Конспект урока литературы.

Тема: Л. Н. Толстой. «После бала»: проблемы и герои.

УМК: предметная линия под ред. В.Я. Коровиной. Литература 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение,

2009.

Класс: 8.

Вид урока: урок знакомства с новым учебным материалом.

Форма проведения: урок-беседа.

Цели:

  • содержательная: расширить знания учеников о биографии писателя; показать своеобразие историзма Л.Н. Толстого; ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала»; определить социально-нравственные проблемы рассказа; выявить идею произведения.

  • деятельностная: подготовить учащихся к прочтению рассказа «После бала» и составлению характеристик героев.

Планируемые результаты: знать основные факты биографии Л.Н. Толстого; понимать особенности изображения истории в произведении; уметь характеризовать героев, уметь высказывать свою точку зрения и обосновывать своё мнение; владеть элементами анализа текста.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные УУД: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные УУД: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные УУД: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Межпредметные и внутрипредметные связи: с историей.

Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): учебник литературы для 8 класса под редакцией Коровиной В.Л., презентация к уроку, мультимедийный комплекс, раздаточный материал.

1 час

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент



Здравствуйте, ребята!

Присаживайтесь.

Давайте начнём урок с улыбок друг другу и пожеланий хорошей и продуктивной работы.

Приветствуют учителя.


Желают друг другу удачи.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Проверка домашнего задания

На дом у вас было задание прочитать текст произведения и подготовить устный рассказ о Л.Н. Толстом и истории создания рассказа «После бала». Вы справились?







Молодцы ребята! Вы подготовили интересные доклады и справились с заданием очень хорошо.


Теперь запишите число и «классная работа».





Да.

Один ученик у доски представляет устный рассказ, остальные слушают и дополняют, затем другой ученик рассказывает историю создания.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные


Актуализация знаний

Л.Н. Толстому удавалось удивительно верно и точно описывать людей во всех своих произведениях. Этому он учился всю жизнь путем самопознания и самоанализа. Он с юности вел подробные дневники. После его смерти они были опубликованы.

Толстой фиксировал в дневнике свои недостатки, «преступления правил». Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечетком писании, необдуманности, невоздержанности…

Можем ли мы, поглядев на себя со стороны, заглянув в себя, поручиться, что не имеем подобных недостатков?

Особое внимание писатель всегда уделял истории. В ранней юности она казалась ему лишь набором разрозненных дат и событий. Со временем Толстой пришёл к философскому осмыслению истории. Писатель в своём творчестве не только отражал исторические события, но и воспроизводил суть современной ему жизни.


Слушают учителя. Отвечают на вопрос.












Нет.












Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели

Давайте послушаем замечательную музыкальную композицию.


Скажите, где мы можем услышать такую музыку?

Верно. Это «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. (Слайд с портретом композитора).

Сегодня, в центре нашего внимания – рассказ Л.Н. Толстого «После бала», один из самых известных в наследии автора. В рассказе отражены основные мысли писателя о добре и зле, о правде и справедливости. В своих героях он показал качества людей разных характеров и типажей.


Как вы думаете, какова цель нашего урока?



Запишите её в тетрадь.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.



На балу.
















Проанализировать рассказ «После бала» и его героев.

Регулятивные

Коммуникативные


Первичная проверка понимания изученного


Что же, перейдём непосредственно к самому рассказу и ответим на некоторые вопросы:

Почему этот текст по своему жанру является рассказом?



Какое?





Почему автор акцентирует внимание в заглавии на событиях, происшедших после бала, хотя сцена бала описана более детально и занимает большее количество страниц?


Ненадолго обратимся к истории и вспомним, о каком времени пишет Толстой?

(слайд с портретом Николая I)



Какое значение имеет время написания рассказа? Почему Л.Н. Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»?












В центре повествования всего лишь 2 эпизода: бал и после бала. Одно важное событие из жизни героя.


В рассказе описывается бал у губернского предводителя, влюбленность героя и потрясение от жестокости случившегося после бала.


Именно после бала происходит событие, изменившее всю жизнь героя.



О сороковых годах 19 века, о времени правления Николая I, прозванного Николаем Палкиным.



Толстой обращается к событиям семидесятипятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят вопиющий произвол и жестокость, на каждом шагу попираются законы справедливости и человечности. Более всего его волновало, что «образованные» люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»


Личностные

Регулятивные

Познавательные

Закрепление новых знаний и способов действий

Хорошо.

Давайте теперь посмотрим на самих героев и проведём работу над текстом.

Но для этого давайте вспомним, что такое контраст.



Какие герои противопоставляются?



Я предлагаю вам разделиться на две группы, каждой из которых даётся задание ответить на вопросы, связанные с этими героями. Первая группа отвечает на вопросы с цитатами из текста об Иване Васильевиче, а вторая – о полковнике.

(Вопросы на раздаточных листах)

Общий вопрос:

Как начинается рассказ? В чём необычность такого начала?













Для первой группы:

Что мы знаем об Иване Васильевиче в начале рассказа?

Какое значение это имеет?










Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?










Для второй группы:

Многие исследователи видят основу конфликта произведения в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображён в маске, а после бала – в истинном свете, без маски. Так ли это?










На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивает его поведение по отношению к дочери на балу?







Вы справились с заданием! Теперь мы знаем, как и почему автор противопоставляет этих героев.
Основываясь на выполненном задании, скажите, какова основная проблема рассказа «После бала»?



Всё верно, молодцы!




Это художественный приём в литературе, основанный на противопоставлении.


В рассказе противопоставляются Иван Васильевич и полковник.









Рассказ начинается внезапно, с реплики главного героя. Толстой сразу вводит читателя в курс обсуждаемых проблем. Разговор ведётся о нравственных ценностях, о том, «…что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди…». Лаконичное внезапное начало вводит читателя в действие, создает впечатление, что мы слышим разговор.



Примерные ответы:

Мы узнаем, что это «всеми уважаемый» человек, что ему присуща «манера отвечать на свои собственные… мысли», это думающий человек, погруженный в свой внутренний мир. Узнаем также, что Иван Васильевич – очень искренний и правдивый рассказчик. Таким образом, у читателя возникает доверие к рассказчику Ивана Васильевича.


Герой растерялся, не мог поверить в происходящее, предполагал, что полковник «что-то знает такое», чего не знает. Он был настолько ошеломлён, что не мог отдать себе отчёт в том, что произошло: «… мне было до такой степени стыдно, что, не зная куда смотреть, как будто я был уличён в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой.


В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым – он на самом деле мил, красив и добр, конечно, по отношению к людям определённого круга. Полковник искренне любит дочь и заботится о ней. По замечанию и предположению Ивана Васильевича, полковник носит домодельные, а не модные сапоги, чтобы одевать и выводить Вареньку в высший свет. И Варенька платит отцу любовью и даже гордиться им.


Полковник искренен и на балу, когда радостный, счастливый танцует с дочерью или подводит её к влюблённому в неё молодому человеку, и после бала, как ревностный николаевский служака, по давно, тщательно продуманному порядку прогоняет сквозь строй провинившегося солдата.


Здесь поднята проблема двуличия человека на примере полковника, который при людях добрый, а на службе оказывается практически монстром. А также проблема того, как влияет на изменение личности человека случай, как случилось с главным героем.


Применение новых знаний и способов действий

Ребята, а кто слушал внимательно: в какое время происходит действие рассказа?


А как называется этот день?




Кто из героев всё время повторяет слова о прощении?



Так о чём ещё размышляет Толстой?






Посмотрите на слайд, прочитайте пословицы и выберите из них, какие будут характеризовать содержание произведения. (Пословицы выведены на слайд)

Силу применять легче, чем разум.

У сильного всегда бессильный виноват.

Всякий человек в деле познаётся.

Быть сильным – хорошо, быть умным – вдвое лучше.

Сила без ума – небольшое богатство.

Кто злым попускает, сам зло творит.

Не называй дурное хорошим, а черное - белым.



Последний день Масленичной недели.



Прощенное воскресение. В этот день принято прощать того, кто просит о прощении.


Татарин – солдат, которого наказывают, всё время повторяет: «Братцы, помилосердствуйте!»)


О милосердии, о том, что нужно быть добрее и человечнее. Иван Васильевич не может понять, что такого сделал татарин, чтобы с ним так жестоко обращались.


Выполняют задание.

Объясняют, почему выбрали те или иные пословицы.


Подведение итогов урока

Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека.

Картина истязания солдата вызывает чувство острой жалости к нему, отвращения к издевательствам, к бесчеловечности. Ключевое слово рассказа – стыд.

Как вы думаете, прав автор, когда говорит о том, что главному герою стало стыдно за поведение полковника?

Почему любовь к Вареньке пошла на убыль?








Да, прав.



Герой, отказавшись от военной карьеры, прожил жизнь в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра. Не личное счастье, любовь, а поиск истины и добра – смысл его жизни.


Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Домашнее задание

Запишите задание на дом:

Ответить на вопросы и выполнить задания учебника.

Подготовить письменные характеристики одного из героев рассказа (на выбор):

  1. Иван Васильевич до бала и после.

  2. Полковник с дочерью на балу и полковник во время наказания солдата.

Записывают домашнее задание.

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Рефлексия

Мы с вами хорошо поработали, узнали новые факты о жизни Л.Н. Толстого, а также познакомились с его рассказом «После бала».

Вам понравился урок? Было ли интересно?

У вас на столе лежит 3 смайлика, поделитесь с соседом и все классом своим настроением.



Отвечают на вопросы.

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!