Актуализация знаний | Л.Н. Толстому удавалось удивительно верно и точно описывать людей во всех своих произведениях. Этому он учился всю жизнь путем самопознания и самоанализа. Он с юности вел подробные дневники. После его смерти они были опубликованы. Толстой фиксировал в дневнике свои недостатки, «преступления правил». Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечетком писании, необдуманности, невоздержанности… Можем ли мы, поглядев на себя со стороны, заглянув в себя, поручиться, что не имеем подобных недостатков? Особое внимание писатель всегда уделял истории. В ранней юности она казалась ему лишь набором разрозненных дат и событий. Со временем Толстой пришёл к философскому осмыслению истории. Писатель в своём творчестве не только отражал исторические события, но и воспроизводил суть современной ему жизни. | Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Нет. | Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели | Давайте послушаем замечательную музыкальную композицию. Скажите, где мы можем услышать такую музыку? Верно. Это «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. (Слайд с портретом композитора). Сегодня, в центре нашего внимания – рассказ Л.Н. Толстого «После бала», один из самых известных в наследии автора. В рассказе отражены основные мысли писателя о добре и зле, о правде и справедливости. В своих героях он показал качества людей разных характеров и типажей. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Запишите её в тетрадь. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. На балу. Проанализировать рассказ «После бала» и его героев. | Регулятивные Коммуникативные |
Первичная проверка понимания изученного | Что же, перейдём непосредственно к самому рассказу и ответим на некоторые вопросы: Почему этот текст по своему жанру является рассказом? Какое? Почему автор акцентирует внимание в заглавии на событиях, происшедших после бала, хотя сцена бала описана более детально и занимает большее количество страниц? Ненадолго обратимся к истории и вспомним, о каком времени пишет Толстой? (слайд с портретом Николая I) Какое значение имеет время написания рассказа? Почему Л.Н. Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа «После бала»? | В центре повествования всего лишь 2 эпизода: бал и после бала. Одно важное событие из жизни героя. В рассказе описывается бал у губернского предводителя, влюбленность героя и потрясение от жестокости случившегося после бала. Именно после бала происходит событие, изменившее всю жизнь героя. О сороковых годах 19 века, о времени правления Николая I, прозванного Николаем Палкиным. Толстой обращается к событиям семидесятипятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят вопиющий произвол и жестокость, на каждом шагу попираются законы справедливости и человечности. Более всего его волновало, что «образованные» люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!» | Личностные Регулятивные Познавательные |
Закрепление новых знаний и способов действий | Хорошо. Давайте теперь посмотрим на самих героев и проведём работу над текстом. Но для этого давайте вспомним, что такое контраст. Какие герои противопоставляются? Я предлагаю вам разделиться на две группы, каждой из которых даётся задание ответить на вопросы, связанные с этими героями. Первая группа отвечает на вопросы с цитатами из текста об Иване Васильевиче, а вторая – о полковнике. (Вопросы на раздаточных листах) Общий вопрос: Как начинается рассказ? В чём необычность такого начала? Для первой группы: Что мы знаем об Иване Васильевиче в начале рассказа? Какое значение это имеет? Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Для второй группы: Многие исследователи видят основу конфликта произведения в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображён в маске, а после бала – в истинном свете, без маски. Так ли это? На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивает его поведение по отношению к дочери на балу? Вы справились с заданием! Теперь мы знаем, как и почему автор противопоставляет этих героев. Основываясь на выполненном задании, скажите, какова основная проблема рассказа «После бала»? Всё верно, молодцы! | Это художественный приём в литературе, основанный на противопоставлении. В рассказе противопоставляются Иван Васильевич и полковник. Рассказ начинается внезапно, с реплики главного героя. Толстой сразу вводит читателя в курс обсуждаемых проблем. Разговор ведётся о нравственных ценностях, о том, «…что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди…». Лаконичное внезапное начало вводит читателя в действие, создает впечатление, что мы слышим разговор. Примерные ответы: Мы узнаем, что это «всеми уважаемый» человек, что ему присуща «манера отвечать на свои собственные… мысли», это думающий человек, погруженный в свой внутренний мир. Узнаем также, что Иван Васильевич – очень искренний и правдивый рассказчик. Таким образом, у читателя возникает доверие к рассказчику Ивана Васильевича. Герой растерялся, не мог поверить в происходящее, предполагал, что полковник «что-то знает такое», чего не знает. Он был настолько ошеломлён, что не мог отдать себе отчёт в том, что произошло: «… мне было до такой степени стыдно, что, не зная куда смотреть, как будто я был уличён в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой. В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым – он на самом деле мил, красив и добр, конечно, по отношению к людям определённого круга. Полковник искренне любит дочь и заботится о ней. По замечанию и предположению Ивана Васильевича, полковник носит домодельные, а не модные сапоги, чтобы одевать и выводить Вареньку в высший свет. И Варенька платит отцу любовью и даже гордиться им. Полковник искренен и на балу, когда радостный, счастливый танцует с дочерью или подводит её к влюблённому в неё молодому человеку, и после бала, как ревностный николаевский служака, по давно, тщательно продуманному порядку прогоняет сквозь строй провинившегося солдата. Здесь поднята проблема двуличия человека на примере полковника, который при людях добрый, а на службе оказывается практически монстром. А также проблема того, как влияет на изменение личности человека случай, как случилось с главным героем. | |
Применение новых знаний и способов действий | Ребята, а кто слушал внимательно: в какое время происходит действие рассказа? А как называется этот день? Кто из героев всё время повторяет слова о прощении? Так о чём ещё размышляет Толстой? Посмотрите на слайд, прочитайте пословицы и выберите из них, какие будут характеризовать содержание произведения. (Пословицы выведены на слайд) Силу применять легче, чем разум. У сильного всегда бессильный виноват. Всякий человек в деле познаётся. Быть сильным – хорошо, быть умным – вдвое лучше. Сила без ума – небольшое богатство. Кто злым попускает, сам зло творит. Не называй дурное хорошим, а черное - белым. | Последний день Масленичной недели. Прощенное воскресение. В этот день принято прощать того, кто просит о прощении. Татарин – солдат, которого наказывают, всё время повторяет: «Братцы, помилосердствуйте!») О милосердии, о том, что нужно быть добрее и человечнее. Иван Васильевич не может понять, что такого сделал татарин, чтобы с ним так жестоко обращались. Выполняют задание. Объясняют, почему выбрали те или иные пословицы. | |
Подведение итогов урока | Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека. Картина истязания солдата вызывает чувство острой жалости к нему, отвращения к издевательствам, к бесчеловечности. Ключевое слово рассказа – стыд. Как вы думаете, прав автор, когда говорит о том, что главному герою стало стыдно за поведение полковника? Почему любовь к Вареньке пошла на убыль? | Да, прав. Герой, отказавшись от военной карьеры, прожил жизнь в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра. Не личное счастье, любовь, а поиск истины и добра – смысл его жизни. | Личностные Регулятивные Коммуникативные |