Просмотр содержимого документа
«Л. Н. Толстой. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя. Изображение суровой правды войны, героизма, патриотизма русских солдат и офицеров в «Севастопольских рассказах».»
Тема. Л. Н. Толстой. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя. Изображение суровой правды войны, героизма, патриотизма русских солдат и офицеров в «Севастопольских рассказах».
Цель: продолжить изучение биографии писателя на примере конкретного периода жизни и отражения его в «Севастопольских рассказах»; развивать речь и навыки анализа художественного произведения; подготовить к восприятию следующих произведений писателя.
Оборудование: портрет Л. Толстого — офицера русской армии; иллюстрации к «Севастопольским рассказам».
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Вопросы к учащимся.
1) Почему легко запомнить день, месяц и год рождения Л. Н. Толстого? (Дату рождения писателя по старому стилю можно обозначить так: 28.08.28.)
2) Портрет какого писателя Толстой в юности носил на груди вместо нательного креста? (Портрет Жан-Жака Руссо.)
3) Как называются произведения, составляющие автобиографическую трилогию Толстого? Как звали главного героя трилогии? («Детство», «Отрочество», «Юность»; Николенька Иртеньев».)
4) В обороне какого города Толстой принимал участие? В каком произведении он отразил впечатления этого периода? («Севастопольские рассказы».)
5) Кого Толстой считает главным героем «Севастопольских рассказов»? («Герой моей повести...— правда».)
6) Когда и где были опубликованы «Севастопольские рассказы»? (Середина 1850-х годов, журнал «Современник».)
7) Какие произведения Толстого о войне предшествовали «Севастопольским рассказам»? («Набег», «Рубка леса».) Какова главная мысль этих рассказов? (Противоестественность войны.)
8) В чем особая ценность «Севастопольских рассказов» для современников Толстого? (Они написаны от лица очевидцев в виде репортажа с места событий.)
III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
Индивидуальные сообщения учащихся.
Передать краткое содержание рассказов с чтением наиболее ярких эпизодов.
1) «Севастополь в декабре»;
2) «Севастополь в мае»;
3) «Севастополь в августе» 1855 года».
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
1) «Севастопольские рассказы» стали важным этапом в формировании писательского таланта Л. Толстого: в русской литературе было положено начало реалистическому изображению войны и психологического состояния человека на войне.
2) Л. Толстой показал новый взгляд на войну как на тяжелую работу.
3) Художественным открытием явилось восприятие войны с точки зрения простых солдат.
4) Формируется генеральная мысль последующего творчества Л. Н. Толстого:
а) солдаты, простой народ — главная сила, которая порождает героический дух защитников города;
б) только лучшие из офицеров близки к народной массе; общение с народом определяет их нравственную ценность.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Прочитать по учебнику замысел романа «Война и мир».
2. Выписать из учебника определение жанра романа-эпопеи.
3. Прочитать часть I тома I романа «Война и мир».
Темы для беседы на уроке: светское общество, семья Ростовых, семья Болконских.