Тема. Л. Н. Толстой. Этапы творческого пути. Духовные искания в годы юности
Цель: познакомить учащихся с биографией писателя; воспитывать стремление к самосовершенствованию
Оборудование: портреты Л. Н. Толстого, фотоальбом «Музей-усадьба Толстого в Ясной поляне».
Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтоб
его произведение было исканием...Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель, сливаются с ним в поисках.
Л. Толстой. «Дневник писателя»
(19 декабря 1900 г.)
Он был типичным русским
странником по натуре и по своим писательским
и этическим исканиям.
Д. Лихачев
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Внимательно посмотрите на портрет Толстого и поделитесь своими впечатлениями.
Сравните их с впечатлениями других людей. Стефан Цвейг описывая портрет Толстого в книге «Три певца времени», подчеркивает обыденность лица великого писателя: «С таким анонимным общерусским лицом можно председательствовать за министерским столом так же, как и пьянствовать в толпе бродя: продавать на рынке булки или в шелковом облачении митрополита осенять крестом коленопреклоненную толпу: нигде, ни в каком обществе, ни в каком месте России это лицо никому не могло броситься в глаза чем-либо из ряда вон выходящим... Именно потому, что Толстой воплощает в себе всю Россию, у него не исключительное, а только чисто русское лицо». Только одну деталь Цвейг отмечает особо в этом лице: глаза, взгляд писателе «Вся озаряющая сила этого человека собрана воедино в его взгляде,— так же как у Достоевского вся красота сконцентрировав в мраморной выпуклости его лба... Тот, кто обладает таким взором, видит истину; ему подвластны и мир, и познавание. Но не будет счастлив тот, кто обладает этим вечно правдивым, вечно бодрствующим взором». Д. Лихачев назвал Толстого «типичным русским странником по натуре и по своим писательским и этическим исканиям».
Действительно, творческий путь Толстого — это бесконечно поиск истины и стремление к идеалу. «Чтоб действовать на других, художник должен быть ищущим»,— писал сам Лев Николаевич в своем дневнике.
Знакомясь с биографией писателя, постараемся увидеть основные вехи, главные устремления на пути его духовных исканий, а также отражение их в творческом процессе.
II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1. Слово учителя с элементами беседы.
Задание учащимся.
По ходу рассказа учителя заполнить таблицу «Творческий путь и духовные искания
Л. Н. Толстого».
Творческий путь и духовные искания Л. Н. Толстого
Даты
Произведения
Направление духовных и творческих поисков писателя
I этап. «Жизнь творца и счастливого человека»
1852
«Детство»
Автобиографическая трилогия.
Изображая становление человеческой личности в непосредственных связях с жизнью, Толстой стремится осмыслить поведение человека в свете определенных моральных норм, показывает противоречивость внутреннего мира человека, который стремится утвердиться в обществе и одновременно остаться независимым.
Черты таланта:
а) интерес к внутреннему миру человека, изображение диалектики души;
б) беспощадная правдивость в изображении душевных противоречий;
в) поиски нравственного кодекса, правил поведения
1854
« Отрочество »
1857
«Юность»
1855
«Севастопольские рассказы»
Реалистическое изображение войны и психологического состояния человека на войне. «Герой моей повести... — правда». Впервые возникает обобщенный образ народа
1856
«Утро помещика».
Столкновение помещичьей и крестьянской психологии
1860
«Люцерн»
1863
«Казаки»
Конфликт между дворянством и народом. Природа и человек, живущий по законам природы — высшая ценность.
Стремление к простоте и естественности
1862 —
1869
Роман-эпопея «Война и мир»
Изображение истории народа и роли отдельной личности в ней. «Настоящая жизнь» должна совпадать с интересами
простых людей. Определение критериев ценности человеческой личности:
а) отношение к родине, народу, природе;
б) способность к самоанализу;
г) глубина переживаний;
д) нравственные искания
1873 - 1877
Роман «Анна Каренина»
Отражение проблем современной эпохи.
Ощущение кризиса, грядущих катастроф, поиски выхода.
Начало душевного кризиса: «Жизнь остановилась и стала жуткой»
Вывод. Шестнадцатилетний период жизни Л. Толстого от женитьбы до окончания двух романов — единственный период в жизни писателя, когда он жил в мире с собой и своей работой. 10 лет плодотворного творчества принесли ему мировую славу, он в четыре раза увеличивает свое состояние, воспитывает детей и расширяет дом. Он не копается в себе, а изучает мир. «Я не копаюсь в своем положении и в своих семейных отношениях. Это состояние дает мне ужасно много умственного простора». Именно тогда, когда во внешней жизни Толстой достиг всего, начинается его духовный кризис.
II этап. Духовный кризис. «Жизнь остановилась и стала жуткой»
80-е
90-е годы
«Исповедь»
«Я жил дурно» Переоценка ценностей, уход от искусства, обращение к религии, отказ от собственности, стремление к народной жизни. Призыв к уничтожению зла и насилия без применения силы
1887
1886
«Власть тьмы»
«Смерть Ивана Ильича»
Противопоставление жизни народа и жизни господ, Толстой выносит обвинение миру, построенному на угнетении, калечащему вечную природу человека
1890
«Дьявол»
1890-1898
«Отец Сергий»
1889-1899
Роман «Воскресенье»
1890
1903
1904
«Живой труп»
«После бала»
«Хаджи-Мурат»
Утверждает личную нравственную ответственность человека за свои слова и поступки. За несовершенство мира. Стараясь следовать своему угнетению, отчуждается от семьи, от общества, уходит из Ясной поляны
Вывод. Тридцать лет, от пятидесятого года до конца своих дней Толстой жил в поисках смысла жизни и познания её, в борьбе за непостижимое. Он поставил задачу – спасти этой борьбой не только себя, но и всё человечество.
«То, что он взялся за эту задачу, заставляет причислить его к лику героев, пожалуй, даже святых. То, что он изнемог под её тяжестью, делает его самым человечным из людей». (Стефан Цвейг)
2. Сообщения учащихся.
«Юношеские дневники Толстого. Стремление к самосовершенствованию».
III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Прочитать «Севастопольские рассказы»
Прочитать часть I тома I романа «Война и мир».
Темы для беседы на уроке: светское общество, семья Ростовых, семья Болконских.