СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л. Н. Толстой. Этапы творческого пути. Духовные искания в годы юности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит познакомить учащихся с биографией писателя; способствует вос­питанию стремления к самосовершенствованию

Просмотр содержимого документа
«Л. Н. Толстой. Этапы творческого пути. Духовные искания в годы юности»

Тема. Л. Н. Толстой. Этапы творческого пути. Ду­ховные искания в годы юности

Цель: познакомить учащихся с биографией писателя; вос­питывать стремление к самосовершенствованию

Оборудование: портреты Л. Н. Толстого, фотоальбом «Музей-усадь­ба Толстого в Ясной поляне».


Художник для того, чтобы дей­ствовать на других, должен быть ищущим, чтоб

его произведение было исканием...Только если он ищет, зритель, слушатель, чита­тель, сливаются с ним в поисках.

Л. Толстой. «Дневник писателя»

(19 декабря 1900 г.)


Он был типичным русским

стран­ником по натуре и по своим писа­тельским

и этическим исканиям.

Д. Лихачев

ХОД УРОКА


I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Внимательно посмотрите на портрет Толстого и поделитесь своими впечатлениями.

Сравните их с впечатлениями других людей. Стефан Цвейг описывая портрет Толстого в книге «Три певца времени», подчеркивает обыденность лица великого писателя: «С таким анонимным общерусским лицом можно председательствовать за министерским столом так же, как и пьянствовать в толпе бродя: продавать на рынке булки или в шелковом облачении митрополита осенять крестом коленопреклоненную толпу: нигде, ни в каком обществе, ни в каком месте России это лицо никому не могло броситься в глаза чем-либо из ряда вон выходящим... Именно потому, что Толстой воплощает в себе всю Россию, у него не исключительное, а только чисто русское лицо». Только одну деталь Цвейг отмечает особо в этом лице: глаза, взгляд писателе «Вся озаряющая сила этого человека собрана воедино в его взгляде,— так же как у Достоевского вся красота сконцентрировав в мраморной выпуклости его лба... Тот, кто обладает таким взором, видит истину; ему подвластны и мир, и познавание. Но не будет счастлив тот, кто обладает этим вечно правдивым, вечно бодрствующим взором». Д. Лихачев назвал Толстого «типичным русским странником по натуре и по своим писательским и этическим исканиям».

Действительно, творческий путь Толстого — это бесконечно поиск истины и стремление к идеалу. «Чтоб действовать на других, художник должен быть ищущим»,— писал сам Лев Николаевич в своем дневнике.

Знакомясь с биографией писателя, постараемся увидеть основные вехи, главные устремления на пути его духовных исканий, а также отражение их в творческом процессе.


II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Слово учителя с элементами беседы.

Задание учащимся.

По ходу рассказа учителя заполнить таблицу «Творческий путь и духовные искания

Л. Н. Толстого».


Творческий путь и духовные искания Л. Н. Толстого


Даты

Произведения

Направление духовных и творческих поисков писателя


I этап. «Жизнь творца и счастливого человека»


1852

«Детство»

Автобиографическая трилогия.

Изображая становление человеческой личности в непосредственных связях с жизнью, Толстой стремится осмыслить поведение человека в свете определенных моральных норм, показывает противоречивость внутреннего мира человека, который стремится утвердиться в обществе и одновременно остаться независимым.

Черты таланта:

а) интерес к внутреннему миру человека, изображение диалектики души;

б) беспощадная правдивость в изображении душевных противоречий;

в) поиски нравственного кодекса, правил поведения


1854

« Отрочество »


1857

«Юность»


1855

«Севастопольские рассказы»

Реалистическое изображение войны и психологического состояния человека на войне. «Герой моей повести... — правда». Впервые возникает обобщенный образ народа




1856

«Утро помещика».

Столкновение помещичьей и крестьянской психологии


1860

«Люцерн»


1863

«Казаки»

Конфликт между дворянством и народом. Природа и человек, живущий по законам природы — высшая ценность.

Стремление к простоте и естественности


1862 —

1869

Роман-эпопея «Война и мир»

Изображение истории народа и роли отдельной личности в ней. «Настоящая жизнь» должна совпадать с интересами

простых людей. Определение критериев ценности человеческой личности:

а) отношение к родине, народу, природе;

б) способность к самоанализу;

г) глубина переживаний;

д) нравственные искания


1873 - 1877

Роман «Анна Каренина»

Отражение проблем современной эпохи.

Ощущение кризиса, грядущих катастроф, поиски выхода.

Начало душевного кризиса: «Жизнь остановилась и стала жуткой»


Вывод. Шестнадцатилетний период жизни Л. Толстого от женитьбы до окончания двух романов — единственный период в жизни писателя, ког­да он жил в мире с собой и своей работой. 10 лет плодотворного творче­ства принесли ему мировую славу, он в четыре раза увеличивает свое состояние, воспитывает детей и расширяет дом. Он не копается в себе, а изучает мир. «Я не копаюсь в своем положении и в своих семейных отно­шениях. Это состояние дает мне ужасно много умственного простора». Именно тогда, когда во внешней жизни Толстой достиг всего, начинается его духовный кризис.


II этап. Духовный кризис. «Жизнь остановилась и стала жуткой»

80-е

90-е годы

«Исповедь»

«Я жил дурно» Переоценка ценностей, уход от искусства, обращение к религии, отказ от собственности, стремление к народной жизни. Призыв к уничтожению зла и насилия без применения силы

1887

1886

«Власть тьмы»

«Смерть Ивана Ильича»

Противопоставление жизни народа и жизни господ, Толстой выносит обвинение миру, построенному на угнетении, калечащему вечную природу человека

1890

«Дьявол»

1890-1898

«Отец Сергий»

1889-1899

Роман «Воскресенье»

1890

1903

1904

«Живой труп»

«После бала»

«Хаджи-Мурат»

Утверждает личную нравственную ответственность человека за свои слова и поступки. За несовершенство мира. Стараясь следовать своему угнетению, отчуждается от семьи, от общества, уходит из Ясной поляны

Вывод. Тридцать лет, от пятидесятого года до конца своих дней Толстой жил в поисках смысла жизни и познания её, в борьбе за непостижимое. Он поставил задачу – спасти этой борьбой не только себя, но и всё человечество.

«То, что он взялся за эту задачу, заставляет причислить его к лику героев, пожалуй, даже святых. То, что он изнемог под её тяжестью, делает его самым человечным из людей». (Стефан Цвейг)



2. Сообщения учащихся.

«Юношеские дневники Толстого. Стремление к самосовершен­ствованию».


III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать «Севастопольские рассказы»

Прочитать часть I тома I романа «Война и мир».

Темы для беседы на уроке: светское общество, семья Ростовых, семья Болконских.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!