СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 7 классе на тему "Л.Н.  Андреев. «Баргамот и Гараська».

Просмотр содержимого документа
«Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська».»

Тема: Л.Н. Андреев. «Баргамот и Гараська». Вн. чт.: В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши».

Образовательная цель:

  1. формировать информационную компетенцию и компетенцию разрешения проблем

  2. проследить, какими приемами комического пользуется автор при создании образов-персонажей

  3. расширить знания уч-ся о рассказе как литературном жанре

  4. проконтролировать уровень знаний уч-ся по изученным темам

  5. формировать навык работы с конспектом

  6. Создать условия для развития коммуникативных ролевых навыков общения в группе и в паре.

Развивающая цель:

  1. развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь

  2. развивать долговременную память в процессе деятельности

  3. развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

Воспитательная цель: прививать любовь к чтению и интеллектуальному труду


этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ресурсы

мотивационный

Постановка познавательных задач. «Хочу пожелать»

Участвуют в создании благоприятной среды, подбирают ассоциации


анализ работ прошлого урока

анализ работ

Инструктаж, консультирование

анализ работ прошлого урока (викторина, ср), выставление отметок, возможные вопросы

тетради

дневники

мотивационный

Стратегия самостоятельный выход на тему урока и постановка целей урока, использование опыта ученика, использование «подмостков».

- совсем недавно мы читали рассказ Л. Андреева «Кусака». О чем был этот рассказ? Вспоминая «Кусаку», каким был автор этого рассказа?

сегодня Мы будем говорить о другом рассказе Андреева.

Пользуясь имеющимся у вас опытом работы с текстом, определите цели своей деятельности на уроке.

Ученики записывают дату, классная работа, работают с ответами на вопросы












афиширование целей урока, работа с речевыми шаблонами.


тетради

речевой шаблон

операционный

1.прием «обучаемся в парах»: 1 вариант с. 281 (комическое, виды смеха) 2 вариант – с. 281-282 (приемы создания комического)








2. Слово учителя об истории создания рассказа.
















3. обсуждение времени действия рассказа










4.Словарная работа

консультирование по возможным непонятным словам в рассказе





5.Стратегия «Действовать систематично». Фокусируем внимание на правилах работы в группе.

Задание: выполнить задание на карточках в группах, заполнив таблицу (15 мин). Наблюдение за выполнением задания; создание коллаборативной среды.

Слежу за работой в группе, при необходимости оказываю консультирование. Для «менее успешных» предлагаю воспользоваться карточками-поддержками.

по вариантам изучаю теоретический материал, составляя в тетрадях опорную схему. в парах обмениваются изученным материалом. афиширование противоположных вариантов.

комическое – описание смешного в ХТ, способность ХТ или его картин рождать смех у читателя.

Виды: юмор (добрый), сатира (злой), жизнерадостный, иронический, низкий, интеллектуальный, обрядовый (карнавальный)

Приемы комического: гипербола, контраст, уподобление, пародия, комическое положение

слушают информацию,, попутное делают записи в тетрадях. афиширование

написан в 1898 году по просьбе редакции газеты «Курьер» специально для пасхального номера, первый шаг писателя к литературной славе. герои имели реальных прототипов, но сюжет, вероятно, вымышленный. фамилия главного героя – от прозвища по внешнему облику (бергамот – сорт груши). сначала рассказ был принят без восторга, сам автор о нем мнения среднего. но потом его признали украшением всего пасхального номера, сравнивая автора с Чеховым.

- что вам известно о Пасхе, в которое происходит действие рассказа?

дают ответы на вопросы Пасха, или Светлое Христово Воскресенье является главным событием всего года. Святая церковь отмечает праздник очень торжественно. Готовятся христиане к этому празднику долго и тщательно с помощью Великого поста.

Название праздника «Светлое Христово Воскресенье» обозначает главное событие Евангелия - воскресение из мёртвых Господа нашего Иисуса Христа.

Ночь перед Пасхой считается самой тихой ночью года. Природа словно замирает, чтобы ничего не мешало свершиться чуду.

Разговеться- по прошествии поста поесть скоромной пищи.

Благостная весть- приятная весть, весть, приносящая благо

Великопостные колокола- звон таких колоколов размеренный, а на Пасху- весёлый перезвон.

Обедня- церковная служба у православных, совершаемая утром или в первую половину дня.

5.групповая работа по анализу текста рассказа

1 группа: характеристика Баргамота (внешность, характер, профессия, образ жизни, семья, какими приемами создается комичность образа) с. 296-297

«Городовой Барагмот, или иначе, городовой бляха №20 по своему внешнему виду напоминал мастодонта, т. е. крупное ископаемое животное, т. к. был толстый, высокий, сильный, громогласный. Обидно городовому, что все проносят мимо куличи, яйца, идут в церковь, а он голоден и не может, как все, участвовать в празднике».

«Он при всей своей грозности мягкий и безобидный человек. Хороший семьянин. В свободное время любит копаться в огороде. Что-то вроде нежности поднимается в его душе, когда он представлял себе, как подрит своему сынишке Ванюшке крашеное яичко». гипербола, комическое положение

2 группа: характеристика Гараськи (внешность, характер, профессия, образ жизни, семья, какими приемами создается комичность образа) с. 299-300

местный пьяница, жил по огородам, подворовывает, но поймать не могли, тощее тело, отрепья на нем, на щеке царапина

комическое положение, контраст

3 группа: нравы жителей Пушкарной улицы. как меняется она накануне Пасхи? Почему? с. 297-298

«Пушкари известны своим пьянством, сквернословием, но в этот день они другие». жили разные ремесленники, драки, пьянство. потянулись в церковь чистые, благообразные, в пиджаках и жилетах, бережно несли куличи и пасхи.

4 группа: анализ сцены у фонаря. какие приемы комического использует автор? как проявляются характеры героев в этой сцене?

жестокость Б – подчинение закону, потом жалость, как к родному брату, человечность Г

5 группа: жена Баргамота, черты характера (с. 303). какова ее роль в сюжете рассказа и в создании образов главных героев?

удивление, женское мягкосердечие, деликатность, уважение – отношение по отчеству, слезы Г. его стыдливость, конфузится

6 группа: определить идею рассказа (изменение человеческих душ)

Учебниктетради







карточки

тетради















рефлексивно-оценочный

1.стратегия «дискуссионная карта». инструктаж, консультирование

2.Стратегия «Синквейн» на тему «Баргамот и Гараська». Инструктаж по выполнению стратегии.

Наблюдение за выполнением задания; создание коллаборативной среды.

2.стратегия «Свободное письмо»

актуальна ли тема рассказа в наше время?

3.Стратегия «Одноминутное эссе». Провожу инструктаж по стратегии. Наблюдаю за выполнением задания.

ученики работают с дискуссионной картой : изменится ли жизнь Г после Пасхи? определяют свою позицию, афицирование

Ученики составляют синквейн, ТиО делятся своими работами, все работы сдают учителю.







письменно выполняют задание в тетради

афиширование по желанию


3.Ученики в течение минуты анализируют свою деятельность на уроке, свои результаты и их причины. афиширование по желанию

- чему научил меня рассказ Андреева?

- у меня получилось, потому что

- у меня не получилось, потому что

тетради

Домашнее задание

Инструктаж по домашнему заданию: читать с. 307-340, 287-292

Записать домашнего задания в дневник, возможные вопросы

Учебник, дневник



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!