СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л. Андреев " Кусака" " Мы в ответе за тех, кого приручили"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует к переживанию и сопереживанию, что является проявлением духовности.

Просмотр содержимого документа
«Л. Андреев " Кусака" " Мы в ответе за тех, кого приручили"»

3


Конспект урока по произведению Л. Андреева «Кусака» 7 класс

Тема урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Цели:

  1. Выявить отношения между людьми и собакой.

  2. Показать роль композиции пейзажа, роль портретных зарисовок.

  3. Воспитывать способность к переживанию и сопереживанию, что является

проявлением духовности.

Оборудование: портрет писателя, рисунок с изображением собаки.

План урока:

  1. Орг. момент.

  2. Вступительное слово. Эмоциональная подготовка к восприятию нового материала.

  3. Выявление первоначального восприятия.

  4. Анализ 1ой главы. Окончательная потеря веры собаки в людей.

  5. Анализ 2-3 глав. Возвращение веры к людям.

  6. Анализ 4-5 главы. Кусака вновь обманута…

  7. Вывод.

  8. Домашнее задание.

Ход урока

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.

Однако жестокого сколько ещё вокруг?

Мы часто твердим, что собака – друг человека.

Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?

Эдуард Асадов


  1. Орг. момент.

  2. Вступительное слово. Эмоциональная подготовка к восприятию нового материала.

- Ребята, на доске записан эпиграф. Давайте прочитаем его. Эти замечательные строки принадлежат перу Эдуарда Асадова.

  1. О чём эти строки?

  2. Какова их основная мысль?

  3. Ответьте на вопрос: «Человек всегда ли собаке друг»?

  4. Согласны ли вы с утверждением, что «собака – друг человека»?

- Вспомните, кто из писателей создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга («Муму» И.Тургенев, «Каштанка» А.Чехов, «Булька» Л.Толстой). Во всех этих рассказах собака предстает как верный, ласковый, добрый друг человека.

Дома вы познакомились с еще одним рассказом о четвероногом друге – «Кусака», который написал Леонид Андреев в 1901 году.

Леонид Николаевич Андреев родился в 1871 году в городе Орле, умер за границей в 1919 году. Талант Андреева даже в самые ранние годы отмечали и Толстой Л. Н. , и Чехов А. П., и Короленко В. Г. И многие другие писатели.

Леонид Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Во многих произведениях отразились воспоминания детства и юности («Весной», «Петька на даче», «Кусака» и др.).

В письме К. И. Чуковскому, написанном до 19 июля 1902 г., Андреев подчеркивал: "Мне не важно, кто "он" - герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно: что он за человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни. Более того в рассказе "Кусака" героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни"

  1. Выявление первоначального восприятия.

  1. Какие чувства вызвал у вас рассказ?

  2. Какие моменты в рассказе вас особенно затронули?

  3. Где вам было радостно? Грустно?

  1. Анализ 1ой главы. Окончательная потеря веры собаки в людей.

  • Как зовут главную героиню рассказа? (у нее не было собственного имени).

  • Зачитайте 1ый абзац. Сколько картин можно составить по нему? (3-4 картины: 1) Зима. Стоят дома, из труб которых идет дым. Рядом с домами – гордые и сильные собаки. Они оскалили свои пасти на Кусаку – забитую, худую; 2) На улице много ребят, они что-то кричат, у них подняты руки вверх, в руках камни и палки, которые вот-вот полетят в сторону собаки, которая прижалась к земле.)

  • Как первый раз было обмануто её доверие? (Пропойца – мужик с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога…).

  • Как это повлияло на её дальнейшую жизнь, на её характер? Покажите это, используя текст (С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать…)

  • Для чего в конце 1 ой главы дается пейзаж? (сопоставлена природа и чувства, настроение Кусаки).

  1. Анализ 2-3 глав. Возвращение веры к людям.

  • Что изменилось в жизни собаки с наступлением весны? (из города приехали дачники). Выделите слова, которые говорят о приезде дачников (громкий говор, скрип колес, топот людей, кто-то кричал, кто-то пел, смеялся…)

  • Расскажите при каких обстоятельствах Кусака познакомилась с людьми? (В саду она увидела девочку Лёлю, на которую набросилась и ухватила за платье).

  • Найти и зачитать эпизод знакомства девочки с собакой. Почему же Кусака всё-таки укусила Лёлю?

  • Почему собака, боявшаяся людей, охраняет их ночью? Зачитайте этот эпизод.

  • Давайте попробуем передать глазами Кусаки эпизод, когда Леля просит ее подойти ближе (Я стала понемногу привыкать к людям, уже стала подходить ближе. Очень боялась подойти к той девочке, что настойчиво зовет меня… недоверие брало верх надо мной. Девочка сделала мне уйму комплиментов по поводу моей внешности…и я, забыв прежние обиды, растаяла…)

  • Почему собаке «было больно от непривычной ласки, словно от удара»?

  • Какие изменения произошли с Кусакой с момента появления дачников? (Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?).

  • Какие чувства испытает Кусака в этот момент жизни? (чувство радости, любви).

  • Почему её радость неполная, чем она ограничена? (Страх не совсем еще выпарился огнем ласк из ее сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. И долго еще всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить. Она не умела ласкаться. Другие собаки умеют становиться на задние лапки, тереться у ног и даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но она не умела).

VI. Анализ 4-5 главы. Кусака вновь обманута…

  • Выразительно прочитайте описание осени в начале IV главы. В нем нет Кусаки, но от чего так сжимается наше сердце? (осень предвещает что-то недоброе, холодное).

  • Давайте прочитаем по ролям разговор Лели с мамой.

  • Какие слова в четвертой главе говорят о том, что сожаление Лели было не совсем искренним? (- Жа-а-лко, - повторила Леля, но не заплакала.)

  • Как вы отнеслись к Леле в самом начале рассказа?

  • Изменилось ли теперь ваше мнение?

  • Какого поступка вы ожидали от Лёли?

  • Почему, по-вашему, она его не совершила?

  • Что делала собака после отъезда людей? (Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная - вернулась на дачу. Там она проделала еще одну новую штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке).

  • Сможет ли Кусака еще раз довериться людям?

- С каким чувством вы закрыли последнюю страницу?

- Как вы думаете, будет ли Леля сожалеть о том, что оставила Кусаку на даче?

VII. Вывод.

Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает. В рассказе «Кусака» Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны. Давайте с сегодняшнего начнем понимать то, что мы в ответе за тех, кого приручили. Ведь не только у людей есть душа, не только люди умеют страдать…

VIII. Домашнее задание. Сочинение на тему: «Мы в ответе за тех, кого приручили»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!