ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КВИЗ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «НА ПОЛЕ ЗНАНИЙ»
Учитель русского языка и литературы
МАОУ «Школа №200»
г. Белогорск Амурской области
Солодовник Анжела Викторовна
ПРАВИЛА ИГРЫ
6 туров, в каждом туре по 3 задания. на обдумывание одного задания даётся 1 минута, ответы оформляются на листах.
1 тур «ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ»
2 тур «ВСЁ ОБО ВСЁМ»
3 тур «ВОЛШЕБНАЯ МОРФОЛОГИЯ»
4 тур «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА»
5 тур «ВСЕГО ПОНЕМНОГУ»
6 тур «КОНКУРС КАПИТАНОВ»
1 ТУР
«Памятные даты»
15 баллов
200-летию Бородинской битвы посвящается
8 сентября День воинской славы России –
День Бородинского сражения
1. Объясните, почему в первом предложении частица не к слову «даром», а в третьем предложении у слова «даром» приставка не .
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!
2. Вставьте буквы в слова из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», соедините стрелкой слова с их значением.
боевой станок, на котором укрепляется ствол орудия
Р…дут
к…ртечь
л…фет
б…вак
к…вер
стоянка войск под открытым небом
высокий головной убор военных из твёрдой кожи
квадратное земляное укрепление на поле боя
небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии
3. Замените слова из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» синонимами.
досадно
ликовать
басурманы
1. Объясните, почему в первом предложении частица не к слову «даром», а в третьем предложении у слова «даром» приставка не .
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром ( слово «не даром» отрицает, что что-то было сделано даром, бесплатно) Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия (в значении «не зря», «нужно», правильно»)
Про день Бородина!
2. Вставьте буквы в слова из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», соедините стрелкой слова с их значением.
к а ртечь
Р е дут
л а фет
б и вак
к и вер
квадратное земляное укрепление на поле боя
стоянка войск под открытым небом
высокий головной убор военных из твёрдой кожи
небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии
боевой станок, на котором укрепляется ствол орудия
3. Замените слова из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» синонимами.
Досадно – обидно, неприятно
Ликовать - радоваться
Басурманы - враги
2 ТУР
«всё обо всём»
10 баллов
1. Вставьте пропущенные буквы в словах ( и или е) и запишите слова, от которых они образованы или близкие по значению.
1) ПР…ЁМНИК. устройство для получения и преобразования радиоволн в звуки, изображение.
2) ПР…ЕМНИК. Продолжатель чьей-либо деятельности или тот, кто занял место, должность своего предшественника.
3) ВОСПР…ЕМНИК. 1. В христианском обряде крещения: человек, которому передают на руки ребенка из купели; крестный отец. 2. Книжн. Человек, развивающий чьи-либо убеждения, идеи и т.п., последователь.
2. Укажите номера ответов, в которых дано верное объяснение написания слова.
1) ПРЕВОЗМОГАТЬ— приставка ПРЕ- пишется в значении ПЕРЕ-.
2) МУЖЕСТВЕННО (поступить)— в суффиксах наречий пишется -НН-.
3) ПОЛОЖИТЬ (на место)— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) поймал МЯЧ— в форме мужского рода имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) ВО-ПЕРВЫХ — числительное пишется через дефис с приставкой ВО-.
3. Найдите ошибки в данных предложениях и запишите верные варианты.
1) Садясь тебе писать письмо, меня переполняет нежность.
2) Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пятью пассажирами.
1. Вставьте пропущенные буквы в словах ( и или е) и запишите слова, от которых они образованы или близки по значению.
1) ПР и ЁМНИК - принимать (радиоволны)
2) ПР е ЕМНИК – пере нимать (опыт, знания)
3) ВОСПР и ЕМНИК – принимать (ребёнка из купели), воспринимать (чьи-то идеи, взгляды)
2. Укажите номера ответов, в которых дано верное объяснение написания слова.
1) ПРЕВОЗМОГАТЬ— приставка ПРЕ- пишется в значении ПЕРЕ-.
2) МУЖЕСТВЕННО (поступить)— в суффиксах наречий пишется -НН-.
3) ПОЛОЖИТЬ (на место)— написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) поймал МЯЧ— в форме мужского рода имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) ВО-ПЕРВЫХ — числительное пишется через дефис с приставкой ВО-.
3. Найдите ошибки в данных предложениях и запишите верные варианты.
1) Садясь тебе писать письмо, я переполняюсь нежностью.
Когда сажусь тебе писать письмо, меня переполняет нежность.
2) Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пятью пассажирами.
Прибыл поезд с двумястами шестьюдесятью пятью пассажирами .
3 ТУР
«волшебная Морфология»
7 баллов
1. Укажите, какими частями речи являются слова: краше, сильнее из первого предложения; каждый, должен, сейчас из второго предложения.
1) Что ты делаешь, чтобы Родина стала краше и сильнее?
2) Ответить на этот вопрос каждый из нас должен не завтра, не потом, а сейчас.
2. Укажите, в каком из сочетаний глагол заносить относится к совершенному виду.
1) заносить шкаф в комнату ;
2) заносить платье до дыр ;
3) заносить снегом ;
4) заносить данные в блокнот .
3. Укажите, какое из данных ниже существительных может употребляться как одушевлённое.
1 ) общество ;
2) содружество ;
3) множество ;
4) ничтожество ;
5) человечество .
1. Укажите, какими частями речи являются слова: краше, сильнее из первого предложения; каждый, должен, сейчас из второго предложения.
1) Что ты делаешь, чтобы Родина стала краше и сильнее? (прилагательные в простой сравнительной степени)
2) Ответить на этот вопрос каждый из нас должен не завтра, не потом, а сейчас. ( каждый – определительное местоимение, должен – краткое прилагательное, сейчас – наречие)
2. Укажите, в каком из сочетаний глагол заносить относится к совершенному виду.
1) заносить шкаф в комнату ;
2) заносить платье до дыр ;
3) заносить снегом ;
4) заносить данные в блокнот .
3. Укажите, какое из данных ниже существительных может употребляться как одушевлённое.
1 ) общество ;
2) содружество ;
3) множество ;
4) ничтожество ;
5) человечество .
4 ТУР
«занимательная Лексика»
8 баллов
1. Составьте фразеологизмы.
а) принять сидячее положение; б) предлог; в) часть тела, соединяющая голову с туловищем .
а) предлог; б) незначительный по весу; в) центральный орган кровеносной системы .
а) предлог; б) заявление об отстранении от участия в чём-нибудь; в) орган зрения.
2. Решите пропорции.
?
?
3. Составьте слова, переставив буквы.
КЛЕРОЗА
ЛАУЦИ
БАДУСЬ
1. Составьте фразеологизмы.
Сесть
на шею
С лёгким сердцем
Для отвода глаз
2. Решите пропорции.
3. Составьте слова, переставив буквы.
зеркало
УЛИЦА
СУДЬБА
5 ТУР
«всего понемногу»
9 баллов
1. Подчеркните лишнее слово в каждой строке.
Носок – мозоль – георгин.
Магистраль – вестибюль – бандероль. .
Тюль – гроздь – рояль .
ГЭС – ТЮЗ – МХАТ. .
Анапа – Сахара – Туапсе .
2. Укажите номера сложноподчиненных предложений.
1) Гроза прошла, и ветка белых роз в лицо дышала ароматом.
2) В льдистом, необыкновенно синем небе подымалось солнце, но иней на прибрежной траве ещё не растаял.
3) Там, где есть открытый ум и крепкая рука, всегда будет передний край.
4) Кто раз полюбил науку, тот любит её всю жизнь и никогда с ней не расстанется.
5) То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал .
3. Укажите номера сложносочиненных предложений.
1) Грибы редко попадались, зато мы вдоволь полакомились земляникой.
2) Приятно, когда на свете есть люди, которым хочется помочь.
3) В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях.
4) Мы богаты только тем, что даем, и бедны только тем, в чём отказываем.
5) Никакая привычка не цепляется за вас, если вы за неё не цепляетесь.
1. Подчеркните лишнее слово в каждой строке.
Носок – мозоль – георгин.
Магистраль – вестибюль – бандероль.
Тюль – гроздь – рояль.
ГЭС – ТЮЗ – МХАТ. .
Анапа – Сахара – Туапсе .
2. Укажите номера сложноподчиненных предложений.
1) Гроза прошла, и ветка белых роз в лицо дышала ароматом.
2) В льдистом, необыкновенно синем небе подымалось солнце, но иней на прибрежной траве ещё не растаял.
3) Там, где есть открытый ум и крепкая рука, всегда будет передний край.
4) Кто раз полюбил науку, тот любит её всю жизнь и никогда с ней не расстанется.
5) То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал .
3. Укажите номера сложносочиненных предложений.
1) Грибы редко попадались, зато мы вдоволь полакомились земляникой.
2) Приятно, когда на свете есть люди, которым хочется помочь.
3) В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях.
4) Мы богаты только тем, что даем, и бедны только тем, в чём отказываем.
5) Никакая привычка не цепляется за вас, если вы за неё не цепляетесь.
6 ТУР
Конкурс капитанов
5 баллов
1. Чем интересна с синтаксической точки зрения пословица?
Соли – не пересаливай,
хвали – не перехваливай.
2. Найдите ошибку в данном предложении и запишите верный вариант.
Такое домище: где же тут человека найдешь.
3. Исправьте пунктуационные ошибки.
1) Николай Озеров, комментируя матч вел репортаж с арены стадиона в Лужниках.
2) По традиции, выстроившись в середине поля команды приветствовали друг друга.
3) Орёл с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне.
1. Чем интересна с синтаксической точки зрения пословица?
Соли – не пересаливай,
хвали – не перехваливай.
(пословица состоит целиком из сказуемых,
по два однородных в каждом предложении)
2. Найдите ошибку в данном предложении и запишите верный вариант.
Такой домище: где же тут человека найдешь.
3. Исправьте пунктуационные ошибки.
1) Николай Озеров, комментируя матч , вел репортаж с арены стадиона в Лужниках.
2) По традиции, выстроившись в середине поля , команды приветствовали друг друга.
3) Орёл , с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне.