Профориентационный квест
Ускоряющийся темп изменений в мире, обществе, науке, технике и возрастающая конкуренция на рынке труда, появление новых профессий требуют от педагога поиск новых и оригинальных методов, повышающих эффективность профориентационной работы в образовательной организации.
Как показывает практика, современные дети лучше усваивают информацию в процессе самостоятельного получения, анализа и систематизации материала. Учитывая это, в профориентационной работе очень эффективным является такой метод работы как профориентационный квест
Квест — это увлекательная командная игра, с определенным сюжетом, в специально подготовленном помещении или на подготовленной площадке. Для победы участникам требуется решать умственные задачи, мыслить логически, применять ловкость, работать в команде. Сюжеты квестов могут быть самыми разнообразными – от популярных фильмов и компьютерных игр до неповторимых авторских сценариев.
В ходе профориентационного квеста участники не только приобретают знания, необходимые для осознанного выбора профессии, но и помещаются в специально-созданные условия, которые способствуют раскрытию способностей ребенка, развитию личностных качеств, проявлению творческой инициативы, формированию универсального способа решения жизненных проблем.
Познакомившись с легендой квеста, ребята получают задание: решая предложенные головоломки, отвечая на каверзные вопросы, выполняя различные задания, собрать ключевое задание.
Дети с большим интересом и азартом выполняют задания, стараясь опередить соперников. Участие в профориентационном квесте дает возможность учащимся получить новые знания о профессиях, приобрести коммуникативные навыки, умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.
Истинное сокровище для людей
– найти себя в труде.
П. Капица
Цель мероприятия:расширить знания обучающихся о мире профессий.
Задачи мероприятия:
способствовать приобретению подростками знаний о профессиях;
систематизировать знания учащихся о профессиях;
развивать познавательные процессы, наглядно-образное мышление;
воспитывать уважение к труду и людям труда;
сплочение команды в процессе преодоления трудностей;
организация досуговой деятельности обучающихся.
Формат проведения квест-игры: он-лайн.
Оборудование: раздаточный материал для каждой станции, компьютер с выходом в интернет.
Участники квест-игры: обучающиеся 5-8 классов; состав команды: 5-7 человек; количество команд: 3-5.
Время проведения игры: 60 минут.
Описание квест-игры: каждая команда проходит 8 станций. По итогам прохождения каждой станции командам направляются карточки с наименованием одного из навыковsoftskills (так называемый «гибкий» навык, который пригодится в любой профессии).
Ход квест-игры
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какую профессию вы выберете, кем станете в будущем?
Каждому школьнику в старших классах предстоит выбрать свой профессиональный маршрут, и для того, чтобы не ошибиться в этом выборе, необходимо хорошо разбираться в многообразии мира профессий.
Сегодня вам, ребята, предстоит принять участие в интересном и увлекательном путешествии в мир Профессий.
Вам предстоит пройти 4 станций, выполнить задания и собрать 8 карточек с наименованиями навыков softskills.
Каждая команда получает маршрутный лист с указанием и описанием станций.
Если задание решено верно, то команда получает карточку с наименованием одного из навыков softskills. Если неверно, то команда имеет возможность вернуться к данной станции и исправить решение. Победителем считается команда, которая быстрее и правильнее всех выполнит все задания и соберет все карточки.
Итак, начинаем.
Станция 1. «Азбука профессий»
В таблице представлены все буквы алфавита, на каждую букву необходимо написать профессию.
А. (альпинист, акробат, артист) | П. (повар, портной, писатель) |
Б. (бульдозерист, банщик, брокер) | Р. (разведчик, режиссёр, рыбак) |
В. (водитель, водолаз, врач) | С. (строитель, садовод, спасатель) |
Г. (горничная, гравёр, грузчик) | Т. (тьютор, технолог, товаровед) |
Д. (дегустатор, дизайнер, доярка) | У. (учитель, укротитель, укладчик) |
Е. (егерь, естествоиспытатель) | Ф. (флорист, фармацевт, фермер) |
Ж. (журналист, животновод, железнодорожник) | Х. (хореограф, хирург, художник) |
З. (зоолог, зоотехник, землемер) | Ц. (цветовод, цветокорректор, цементатор) |
И. (инженер, иллюстратор, иллюзионист) | Ч. (часовщик, чертежник) |
К. (копирайтер, косметолог, кондитер) | Ш. (швея, шахтёр, швейцар) |
Л. (логопед, летчик, лесничий) | Щ. (щебёнщик) |
М. (маркетолог, менеджер, медиатор) | Э. (эколог, энергетик, экспедитор) |
Н. (нотариус, нейрохирург, неонатолог) | Ю. (юморист, ювелир, юрисконсульт) |
О. (оператор, оценщик, окулист) | Я. (языковед) |
«Перепутаница»
На данной станции обучающимся предлагается распутать слова, обозначающие профессии будущего:
Тиси-ремфер (сити-фермер);
Неринже-логтехн (инженер-технолог);
Биокослогмо (космобиолог);
Гогроигпеда (игропедагог);
Тордиаме (медиатор);
Тордерамо (модератор).
Станция № 2. «Ключевые слова»
Вы должны назвать, к какой профессии можно отнести перечисленные ниже слова:
Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай (агроном);
Новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты (журналист);
Природа, человек, чистота, мусор, загрязнения, планета, окружающая среда (эколог);
Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники (архитектор);
Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье (портной);
Булочка, торт, пирожное, крем, желе, пралине, духовой шкаф, формочки (кондитер).
«Профессии в пословицах и поговорках»
На этой станции вам предстоит отгадать, о какой профессии идет речь в пословицах или поговорках.
Морской волк, во всем знает толк (моряк).
Куй железо, пока горячо (кузнец).
Не котел варит, а стряпуха (повар).
Пляши, Матвей, не жалей лаптей (танцор).
Власть всякого ограничена законом (юрист).
Голова всему начало, где ум, там и толк (ученый).
Пишут не пером, а умом (писатель).
Учи других и сам научишься (учитель).
Станция № 3. «О какой профессии идет речь?»
Это слово пришло к нам из английского языка. Это человек приветствует гостей своего заведения, выявляет их вкусовые предпочтения, информирует об ассортименте, предлагает гостям подходящие варианты напитков, принимает заказы и разливает порции алкогольных и безалкогольных напитков, включая приготовленные им самим коктейли.(Бармен)
Человек этой профессии обеспечивает регулирование движения транспорта, транспортных потоков на улицах и дорогах, создание условий для предупреждения дорожно-транспортных происшествий. (Инспектор ГИБДД)
Это слово пришло к нам из немецкого языка и дословно означает «живописец».Этот специалист работает в строительных организациях, ремонтно-строительных и жилищно-коммунальных управлениях, готовит под окраску бетонные, деревянные и металлические конструкции, окрашивает их вручную или при помощи валиков, краскопультов, пистолетов и других приспособлений, наклеивает обои. (Маляр)
Это слово пришло к нам из французского языка и в переводе имеет одно из значений «акробатическая имитация падения в цирке». Работа человека этой профессии – это не только падения, но и масса других сложных и опасных действий, которые выполняются на лошади или в автомобиле, в самолете и поезде. (Каскадёр)
По определению толкового словаря В.И. Даля «…это человек-купец, торгующий деньгами и денежными бумагами, занимающийся учетом векселей и переводом платежей из одного места и государства в другое и удерживающий за такую услугу оговоренный процент в свою пользу». О ком идет речь? (Банкир)
Название этой профессии происходит от имени древнеримской богини цветов и весеннего цветения. Искусство составлять букеты и цветочные композиции известно с давних времён. Одно из первых руководств по составлению букетов, гирлянд и венков на русском языке было опубликовано в 1913 году. В настоящее время эта профессия является одной из самых востребованных. (Флорист)
«Шутливые вопросы»
Кто погружается в работу «с головой»? (водолаз)
Кто работает «со вкусом»? (дегустатор)
Кто «играет на публике»? (актёр)
Кто живёт и работает «припеваючи»? (певец)
Кто из учёных «ворон считает»? (орнитолог)
Кто «горит на работе»? (пожарный)
Кто «познаётся в беде»? (спасатель)
Кто нас «вгоняет в пот»? (банщик)
Кто работает «с огоньком»? (пиротехник)
Кто «на все руки мастер»? (перчаточник)
Станция № 4. «Самая-самая»
На этой станции необходимо назвать профессии, характеризуемые словами «самая…»:
Самая зелёная… (озеленитель);
Самая цветочная… (флорист, цветовод);
Самая красивая… (визажист, ювелир, стилист);
Самая смешная… (клоун, пародист);
Самая чистая… (уборщица, посудомойщица, дворник);
Самая детская… (воспитатель, учитель);
Самая общительная… (журналист, диктор);
Самая серьезная… (военнослужащий, полицейский, врач-хирург).
«Группы профессий»
Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия: «человек - природа», «человек – человек», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – знаковая система». Задание состоит в следующем: необходимо распределить перечисленные ниже профессии по типам взаимоотношений:
«человек - природа» | инженер-геолог, метеоролог, техник-топограф, лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед-зверовод, садовод |
«человек – человек» | секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер-кассир, гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый |
«человек – техника» | электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь-сантехник, каменщик, арматурщик, техник-строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист-рулевой, бортинженер, пилот |
«человек – художественный образ» | скульптор, художник-живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер |
«человек – знаковая система» | оператор ЭВМ, программист, техник-математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист |
Приложение
к сценарию квест-игры
Карточки с наименованиями навыков softskills:
Умение учиться;
Умение управлять собой;
Критическое мышление;
Ориентация на результат;
Коммуникация;
Экологическое мышление;
Мультиязычность;
Мультикультурность;
Бережливое производство.
Источники, используемые для подготовки сценария:
А. Захарова, «Эти разные профессии»/ А. Захарова// «Сценарии и репертуар». - 2013 год. - выпуск 4-й. -С. 3-16;
В лабиринте профессий/ред.-сост. Л. И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2010. – 128 с. – (Праздник в школе).
Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. – М.: ВАКО, 2008. – 288 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
http://azps.ru/porientation/indexpg.html
https://pro-poslovicy.ru/poslovicy-i-pogovorki-o-raznyx-professiyax/
https://s-mind.ru/golovolomka-o-professiyax/