СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квест"Лингвистический лабиринт"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие было проведено учащимися 6 класса для учителей русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Квест"Лингвистический лабиринт"»

Квест «Лингвистический лабиринт»

Ход мероприятия:

Ведущий 1:

…Гаснет умная словесность,
Разговорная краса.
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо,
Не скудела в наши дни.

Ведущий 2: Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, которые помогают сделать разговор более чётким и понятным, либо же образным и извилистым, а предложения – изящными.

Ведущий 1В природе есть такая закономерность: что-то эволюционирует, т.е. изменяется и совершенствуется, а что-то исчезает. Так и в русском языке…  Одни единицы  прочно обустроились, заняли свою нишу в лингвистической системе, другие только-только получают гражданство,  а некоторые находятся на грани исчезновения. Об одном из таких  «видов» мы сегодня поговорим. А о каком, вы должны будете догадаться. Внимание на на нашу сцену. 

  • «Они украшают нашу речь, делают ее более выразительной, образной».
    2. «Чтобы их употреблять, нужно знать их значение, иначе предложение потеряет смысл».
    3. «Они равны по значению одному слову и воспроизводятся в речи в готовом виде».
    4. «А-а, это которые мы в шестом классе изучали, там картинки были такие прикольные».
    5. «Некоторые возникли в нашем языке, другие пришли из Библии, мифологии, художественных произведений».
    6. «Когда мы их изучали, я плевал в потолок и бил баклуши, а на контрольной мне хотелось волком выть».
    7. «Да это же устойчивые выражения».
    8. Это слово начинается на «ф», а заканчивается на «м». 9.
    Мы очень устойчивы
    И просим настойчиво:
    На слова нас не менять
    Прямо так употреблять



Ведущий 2: Скажите, как вы думаете, чему будет посвящена наша игра?

Ответ: Речь идёт о фразеологизмах.

Ведущий 1: Что такое фразеологизмы? С какой целью мы их употребляем в своей речи?

Ответ: Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. 

Ведущий 1:Спасибо, уважаемые учителя! Сегодня мы приглашаем вас на игру

« Лингвистический лабиринт», совершим увлекательное путешествие в мир фразеологизмов.

Ведущий 2: Прежде чем отправимся в увлекательное путешествие, определимся с командами. ( у кого в руках - синий или голубой скрепыш , садится за 1 стол, у кого в руках красный скрепыш ---садится за 2стол)

(учителя садятся)

Ведущий 2. Правила игры ( презентация)

Знакомим вас с правилами игры. Перед вами 6 станций, вы должны их пройти. За правильно выполненное задание вы будете получать кубики, будьте внимательны: вы должны будете из них составить изображение одного из современных фразеологизмов.

Ведущий 1. Итак, первое задание. Прежде чем мы отправимся в наше увлекательное путешествие, разыграем право первого хода. Держите ушки на макушке, слушайте внимательно.

Ведущий 2. Внимание!!! Перед вами девчушки-фразеушки!

( выступление девчушек)

Ведущий 2. А теперь проверим, как вы слушали, какие фразеологизмы вы услышали? Команда, которая дала больше всего правильных ответов, имеет право первого хода.

1.Ушки на макушке. 2. Уши вянут 3. До ушей краснеет. 4. Бить баклуши . 5.Реветь белугой 6. Дать зарок. 7. Рот закрыть на замок. 8.  В одноухо залетает, в другое вылетает.9.Медведь на ухо наступил. 10.  После дождика в четверг. 11. Не хлопать ушами. 12. Верьте своим ушам

  Ведущий 1.   Вы успешно справились с этим заданием, пора и в путь.

Внимание!!! Перед вами Черный ящик

Шесть загадок волшебного сундучка (ложка, лук, тарелка, решето, дудка, мешок).

– Назовите фразеологизм, содержащий название предмета из сундучка ( ведущий поочерёдно показывает предметы из сундучка). Подсказка – шуточный вопрос.

  1. Ею кофе, чай мешают и медленное действие совершают. Что это? Через час по чайной ложке – помалу, очень медленно, долго (о чьём-либо медленном действии).

  2. С этим овощем дружит горе. Что это? Горе луковое – незадачливый, нерасторопный человек.

  3. В какой посуде чувствуют себя неловко? Быть не в своей тарелке – быть в плохом, подавленном настроении, чувствовать неловкость.

  4. В этой посуде воду не носят, зато в ней полно чудес. Что это? Чудеса в решете – невероятно, необыкновенно; о чём-либо необыкновенном, странном.

  5. Под какой музыкальный инструмент плясать никому не хочется? Плясать под чужую дудку – действовать не по своей воле, а по произволу другого, во всём подчиняться кому-либо.

  6. В нём можно купить кота, но не утаишь шила. Что это? Купить кота в мешке – приобрести неизвестно что.

Ведущий 2 Вы успешно справились с этим заданием. Продолжаем наш путь. Мы на станции

«Перепутанные фразеологизмы»

Задание: восстановите фразеологизмы ( задание в конвертах)

Прочитайте, что у вас получилось.

1 команда. 1.Вертится на языке. 2. Ветер свистит в карманах. 3. В ежовых рукавицах. 4.Как в воду канул. 5. Куда Макар телят не гонял.

2 команда. 1.На ночь глядя. 2. Бить баклуши. 3. Душа уходит в пятки. 4. Заметать следы. 5. Расхлебывать кашу.



Ведущий 1. Да, какие же вы молодцы! И с этим заданием очень быстро справились. Посмотрим, как вы преодолеете следующую станцию.

3 станция Загадки ( распечатка)

Ведущий 2 . Да, немало заданий вы выполнили, можно и отдохнуть. Объявляем привал!

Физминутка

Ведущий 2 Отдохнули? Пора и за работу. Впереди серьезная станция. «Фразеологический зверинец»

Закончите фразу, называем по очереди. Спасибо, какие же вы молодцы!

Ведущий 1 А сейчас внимание на сцену. Ваша задача: назвать фразеологизмы и пословицы, которые вы услышали.

5 станция Сценка.

6 станция

Ведущий 2 Устали? Последний рывок! Отгадайте, какой фразеологический оборот изобразил художник.

Ведущий 2 Молодцы! Со всеми заданиями вы так блестяще справились. Иначе и быть не могло. Чтобы открыть ключом ворота, нужно назвать итоговые фразеологизмы.

Какие современные устойчивые словосочетания у вас получились?

1.Бессмертный полк 2. Тотальный диктант

Ведущий1. Подведем итоги. Как же вы сегодня работали?

Ведущий 2 Огромное вам спасибо, что вы сегодня так весело и задорно с нами поиграли. Надеемся, что вам понравилось и вы захотите к нам прийти еще. Только учтите, что в следующий раз вам точно придется нелегко, мы уже работаем над маршрутом, который пройдет не в одном кабинете , а по всей школе.

















Ставьте ушки на макушке

Слушайте внимательно.

Мы частушки – фразеушки

Пропоём старательно.



В одноухо у ребят

Тема залетает,

Не проходит двух минут

В другое вылетает.

До ушей краснеет Вася –

Петь не получается,

Уши вянут у других –

А он во всю старается.



Медведь ухо отдавил

Васе при рождении.

А теперь мычит, рычит

На уроке пения.



Ах, Андрюша парень бравый.

Дома он баклуши бьёт.

А как двоечку получит,

То белугой заревет.

Мне тихонько на уроке

Сказал Мишка, мой сосед,

Что мою вернёт он фишку

После дождика в четверг.

Эй, болтушки хохотушки

Дайте вы нам всем зарок,

Подходя к любой дороге,

Рот закройте на замок.

Мы пропели фразеушки,

Верьте вы своим ушам

Не ушами надо хлопать,

А учиться лучше вам.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!