СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квест-игра "Местное самоуправление"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Квест-игра "Местное самоуправление" для команд учащихся 10-х классов включает девять этапов, на каждом из которых участники команд получают интересные и занимательные задания по теме "Местное самоуправление". Квест-игра предполагает выполнение командами проблемных заданий, включенность каждого участника команды, активность и состязательность, способствует формированию у старшеклассников политической и правовой культуры. 

Просмотр содержимого документа
«Квест-игра "Местное самоуправление"»

Территориальная избирательная комиссия Горшеченского района Курской области, Администрация поселка Горшечное Горшеченского района Курской области,

МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина»








Сценарий Квест-игры

«МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»

для учащихся 10-х классов.








Подготовил: учитель обществознания

МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная

школа имени Н.И.Жиронкина»

Тихонов Алексей Петрович.












Горшечное

2021

Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций. Среди полномочий органов местного самоуправления - управление муниципальной собственностью, охрана общественного порядка, организация коммунально-бытовых и социально-культурных услуг и пр.

Местное самоуправление осуществляется либо непосредственно путем прямого волеизъявления граждан (выборы, референдумы, собрания, сходы), либо через органы местного самоуправления. Основным выборным органом местного самоуправления в муниципальных образованиях (городах, селениях, поселках, других населенных пунктах) является представительный орган из депутатов (например, совет, дума), который избирается всенародно на муниципальных выборах. Другими органами местного самоуправления являются глава муниципального образования, избираемый всенародно или представительным органом, и исполнительный орган – местная администрация.

Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня власти. Население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления в соответствии с законом. При этом решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке. Однако система местного самоуправления – это не государство в государстве: она интегрирована в общую систему управления делами общества и государства, занимает в ней особое место, обладая самостоятельностью. Поэтому можно говорить лишь об известных пределах автономии органов местного самоуправления в решении местных дел - в тех пределах, которые устанавливает законодательство.


Организатор Квест-игры: Территориальная избирательная комиссия Горшеченского района Курской области, Администрация поселка Горшечное Горшеченского района Курской области, МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина».


Дата и время проведения: 21 апреля 2021 года в 14.30.


Место проведения: актовый зал и учебные кабинеты МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина».


Участники Квест-игры: команды 10 «А» и 10 «Б» классов МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина» и команда 10 класса МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа №2».


Методическое обоснование мероприятия


Важнейшим условием развития современного демократического правового государства является политическая и гражданская социализация подрастающего поколения. Существенную роль в решении этой задачи играет школа. Именно в процессе образования обучающиеся  должны не только получить необходимые знания, но и научиться пользоваться ими в реальной жизни, сформировать активную гражданскую позицию.

Старшеклассники – это та категория обучающихся, которые стоят на пороге взрослой жизни. Особый интерес у них вызывают вопросы, связанные с деятельностью органов местного самоуправления. Данная Квест-игра направлена на расширение и углубление знаний старшеклассников о местном самоуправлении.

 

Цель Квест-игры:  содействие  успешной политической социализации старшеклассников, формирование у них политической и правовой культуры.


Задачи:

  • расширить знания обучающихся об основах местного самоуправления;

  • воспитать у обучающихся уважительное отношение к истории страны, региона и органов местного самоуправления поселка Горшечное Горшеченского района Курской области;

  • способствовать развитию общеучебных умений и навыков обучающихся в процессе коллективной творческой деятельности;

  • содействовать распространению активных форм работы в системе гражданско-правового воспитания.


Применяемые методические приемы:


Организованный диалог, интеллектуальный штурм, моделирование ситуаций. Анализ, синтез, интерпретация, сопоставление, самостоятельная работа с неадаптированными источниками, обобщение.

Командное участие позволяет создать атмосферу «включенности» каждого в работу, проявить активность, самостоятельность, побуждает учащихся к выполнению проблемных заданий, обобщению их субъективного опыта, способствует развитию организационно-познавательных учебных умений: ведение познавательной деятельности в коллективе, сотрудничество при решении учебных задач.


Основные понятия:  Конституция РФ, местное самоуправление, собрание депутатов, избирательное право, избирательный процесс, выборы, пассивное и активное избирательное право, избирательная система.




Оборудование и материалы, применяемые на мероприятии:


компьютер, мультимедийный проектор, выставка юридической литературы по местному самоуправлению, задания, грамоты, призы для награждения.


Квест-игра «ВЫБОРЫ» предполагает прохождение командами 9 этапов:


  1. «Я – Глава местного самоуправления»

  2. «Из истории местного самоуправления»

  3. «В мире мудрых мыслей»

  4. «Абракадабра»

  5. «Знаешь ли ты органы местного самоуправления»

  6. «Агитка»

  7. «Проверь себя»

  8. «Исторический»

  9. «Пойми меня».

1, 2 и 3 этапы команды проходят в кабинете №6. Оценивать участие команд в конкурсах будет жюри в составе:

  1. Малахова Татьяна Анатольевна – председатель территориальной избирательной комиссии Горшеченского района;

  2. Тимофеева Любовь Васильевна – учитель истории и обществознания МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина»;

  3. Скокова Надежда Владимировна – вожатая МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа №2».

4, 5 и 6 этапы команды проходят в кабинете №5. Оценивать участие команд в конкурсах будет жюри в составе:

  1. Лагутина Марина Сергеевна – член территориальной избирательной комиссии Горшеченского района, учитель истории и обществознания МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина»;

  2. Проскурина Ольга Евгеньевна – специалист Районного Дома школьников;

  3. Огнева Нина Ивановна - учитель истории и обществознания МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа №2».







7, 8 и 9 этапы команды проходят в кабинете №4. Оценивать участие команд в конкурсах будет жюри в составе:

  1. Винюков Дмитрий Леонидович - член территориальной избирательной комиссии Горшеченского района;

  2. Гребенкина Нина Александровна - учитель истории и обществознания МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина»;

  3. Нестеров Александр Иванович - учитель географии МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа №2».


Каждый состав жюри заполняет оценочный лист. По окончании Квест-игры объединенное жюри подводит итоги и награждает победителей. Сотрудник библиотеки проводит обзор литературы о местном самоуправлении.



1 этап: «Я – Глава местного самоуправления». Команда выполняет задания, предложенные членами жюри.


  1. Подготовьте пункты реальной предвыборной программы кандидата на должность Главы поселка Горшечное. Время – 5 минут, оценка – до 5 баллов.



  1. Назовите улицы поселка Горшечное, носящие имена писателей и поэтов. Время – 3 минуты, оценка – до 2 баллов.




  1. Составьте три вопроса для Главы поселка Горшечное в соответствии с его полномочиями. На каждый вопрос – одна минута, оценка – 1 балл за вопрос.


2 этап «Исторический».  Командам предлагается ответить на вопросы по местному самоуправлению (до 3 баллов за ответ).


  1. Почему День самоуправления в России отмечается именно 21 апреля?

Ответ: Потому что именно 21 апреля 1785 года Екатерина Вторая подписала важный документ – «Жалованную грамоту городам России». Это стало первым шагом в развитии местного самоуправления и соответствующего законодательства.

  1. Опыт каких стран использовала Екатерина II при подготовке «Жалованной грамоты городам России»?

Ответ: Екатерина стремилась к прогрессу, и использовала образцы документов, составленных в Швеции и Пруссии, а также материалы уставов и учреждений, созданных ещё при Петре I и Елизавете Петровне.

  1. 3.Кто из российских монархов внёс достойный вклад в дело развития местного самоуправления? Назовите конкретные факты.

Ответ: 1 января 1864 года Указом Александра II вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало создание новых органов местного самоуправления – земств (кроме волостей).

В 1870 году им же была проведена Городская реформа, и в городах России появились управы и думы, которые решали местные вопросы.

  1. Кто из российских императоров и почему свернул Земскую реформу 1864 г. и Городскую реформу 1870 г., проведённые Александром II?

Ответ: Александр III из-за трагической гибели своего отца Александра II свернул все реформы, и все зачатки самоуправления были уничтожены. Самоуправление было упразднено и в учебных заведениях.

  1. С какого года День местного самоуправления отмечается в нашей стране именно 21 апреля?

Ответ: С 2013 года День местного самоуправления отмечается 21 апреля в целях развития гражданского общества, укрепления принципов демократии и популяризации института местного самоуправления.

  1. Когда в нашей стране проходят выборы в органы местного самоуправления?

Ответ: В Единый день голосования, т.е., во второе воскресенье сентября.



3 этап «В мире мудрых мыслей». 


Команде предлагается объяснить смысл любых двух из шести высказываний (до 3 баллов  за объяснение).


«Приступая к любому делу, надо быть смелым, разумным и выносливым: смелым - для того, чтобы его начать, разумным - чтобы его исполнить, выносливым - чтобы сохранить»Драган Еремич (1925-1986), сербский философ и писатель.


«Как же можно научить массу людей пользоваться свободой в больших делах, когда они не привыкли к ней в малых?» Алексис Токвиль (1805—1859), французский историк и политолог.


«Не существует демократического или республиканского способа уборки мусора с улиц». Фиорелло Ла Гардиа (1882—1947), американский политик


«Того, кто хоть что - нибудь стоит, довольно трудно купить». Э. Севрус (род. В 1948 г.), русский писатель.



«Составлять сбалансированный бюджет — все равно что защищать свою добродетель: нужно научиться говорить «нет». Рональд Рейган (1911-2004), президент США



«Процветание города в целом принесет больше пользы отдельным гражданам, чем благополучие немногих лиц при всеобщем упадке». Фукидид (ок. 460 – ок. 400 до н.э.), древнегреческий историк.



4 этап «Абракадабра». Командам предлагается составить из набора букв слово правовой тематики и дать ему определение (1 балл за названный термин и 2 балла за его объяснение). Время – 5 минут.


1. лнеетюльб

1. бюллетень - документ конституционной важности, удостоверяющий голос избирателя (выборщика).

2. токаертэл

2. электорат - круг сторонников определенной организации, избирателей, голосующих за определённую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.

3. туцкятисони

3. конституция - основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу.

4. нредефемур

4. референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

5. акитилоп

5. политика - понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства.

6. лорпокот

6. протокол – это документ, фиксирующий какое-либо событие, факт или договорённость.

7. датенюлабли

7. наблюдатели - это представители заинтересованных в проведении выборов сторон, которые следят за соблюдением избирательных процедур.

8. яцитагаи

8. агитация - устная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политическим или другим действиям

9. робывы

9. выборы - демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации)

10. ралзебитьи

10. избиратель - гражданин, обладающий активным избирательным правом и место жительства которого расположено в пределах избирательного округа

11. тупадет

11. депутат - лицо, выбранное группой граждан в органы власти

12. даннгажри

12. гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

13. вонилегосоа

13. голосование - действие гражданина-избирателя, которым он отдает свой голос предпочтенному им кандидату в депутаты

14. пратпсо

14. паспорт - государственный документ, удостоверяющий личность и гражданство владельца

15. рьамло

15. мораль - сложившиеся в обществе правила поведения и традиции.

16. авроп

16. право - обязательные для исполнения правила поведения , установленные и гарантируемые законом.



 

5 этап: «Знаешь ли ты органы местного самоуправления?».

 

Команда должна правильно дать ответ на поставленный вопрос (за каждый правильный ответ 1 балл).

 

1.Какова структура органов местного самоуправления?

Собрание депутатов поселка Горшечное - представительный орган власти;

Глава поселка Горшечное;

администрация поселка Горшечное  — исполнительно-распорядительный орган муниципального образования;


контрольный орган муниципального образования – ревизионная комиссия поселка Горшечное.

2. Кто является Главой поселка Горшечное?

Ананьев Владимир Васильевич

3.Кто является заместителем Главы поселка Горшечное?

Шапаренко Светлана Александровна

4.Какие депутаты поселкового собрания вам известны?

Шепотько В.А., Боева В.В., Часовских Н.А., Безручко А.В., Уварова О.В. и др.

5.Какие вопросы решают органы местного самоуправления?

Формирование, утверждение и исполнение бюджета, владение муниципальным имуществом, установление и сбор местных налогов, организация электро-, газо -, тепло-, водоснабжения населения, строительство и ремонт дорог, уличное освещение, ремонт жилищного фонда, обеспечение качественными коммунальными услугами, благоустройство населенного пункта и др.

6.Что на территории поселка является муниципальной собственностью?

Управление хозяйственного обслуживания, сельский клуб, жилой фонд.

7.Что из современных средств коммуникации позволяет сделать прозрачной всю деятельность местных органов власти, в удобное для Вас время записаться на приём или дать наказ депутатам?

Сайт администрации поселка Горшечное.

8.На какой срок избираются местные депутаты?

На 5 лет.

9.С какого возраста можно баллотироваться в местные органы власти?

С 18 лет.

10.Кто по Федеральному Закону «О выборах» не имеет права быть кандидатом в депутаты в органы местного самоуправления?

1.Гражданин РФ, отбывающий срок наказания в учреждениях ФСИН;

2.Недееспособный гражданин; 3.Гражданин РФ, не достигший 18-летнего возраста.

4. Гражданин РФ с двойным гражданством или иностранный гражданин.




6 этап «Агитка» Командам предлагалось создать агитационный предвыборный текст кандидата на должность главы местного самоуправления, используя предложенный набор слов, и продекламировать его (по 1 баллу за каждое использованное слово, до 3-х баллов за логичность и артистизм)

Выборы, управленческий опыт, комфортная жизнь, благоустроенный поселок, реализация программы, забота о пенсионерах, обеспечение занятости, занятия физкультурой и спортом, компетентность чиновников, потребности жителей, наполнение бюджета, отчеты перед населением.



7 этап «Проверь себя» (1 балл за каждое задание). На данном этапе участники команд должны ответить на ряд вопросов, касающихся органов местного самоуправления. За правильный ответ выставляется 1 балл.


1. Установите соответствие в высказываниях китайского философа Лао-Цзы:

А. «Там, где великие мудрецы имеют власть, народ…»;

Б. «Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ ..»;

В. «Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ…»,

Г. «Там, где еще меньшие, народ …».

    1. презирает их

    2. не замечает их существования

    3. привязан к ним и хвалит их

    4. боится их

Ответ: «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньшие, народ их презирает.»

А-2    Б-3    В-4   Г-1


2. Во время экс­кур­сии в рай­он­ную управу уча­щи­е­ся 10 клас­са познакомились с ра­бо­той органа мест­но­го самоуправления. Какие из функ­ций и осо­бен­но­стей местного са­мо­управ­ле­ния названы ниже? Вы­бе­ри­те из приведённого спис­ка положения, от­ра­жа­ю­щие функции и черты мест­но­го самоуправления, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Органы мест­но­го самоуправления на­зна­ча­ют­ся городской администрацией.

2) Органы мест­но­го самоуправления могут уста­нав­ли­вать местные на­ло­ги и сборы.

3) Органы мест­но­го самоуправления ре­ша­ют вопросы мест­но­го значения.

4) Гражданам предо­став­ля­ют­ся равные права на осу­ществ­ле­ние местного самоуправления.

5) Органы мест­но­го самоуправления об­ла­да­ют законодательной властью.

6) Органы мест­но­го самоуправления вхо­дят в си­сте­му органов го­су­дар­ствен­ной власти.


3. Во время экскурсии в Городскую Думу Ростова – на Дону учащиеся 10- го класса ознакомились с работой органа местного самоуправления. Выберите из приведённого списка положения, отражающие функции и черты местного самоуправления, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Все органы местного самоуправления назначаются губернатором области;
2) Органы местного самоуправления могут устанавливать местные налоги и сборы в
соответствии с Налоговым кодексом РФ;
3) Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения;
4) Гражданам предоставляются равные права на участие в осуществлении местного самоуправления;
5) Органы местного самоуправления правомочны принимать законы;
6) Органы местного самоуправления входят в систему органов государственной власти.


4. Определите, какие проблемы будет решать государство (1), а какие - органы местного самоуправления (2).

1.Строительство очистных сооружений в поселкее; ( 2)

2.Капитальный ремонт улиц; (2)

3.Утверждение Налогового кодекса; ( 1)

4.Строительство новой школы; (2)

5.Выплата пенсий; (1)

6.Строительство тротуара; (2)

7. Заключение союзного договора России и Белоруссии; ( 1)

8. Мероприятия по реформированию армии; (1)



5. Определить, какие проблемы будет решать Совет депутатов (1), а какие - администрация поселка (2):

  1. Контроль за использованием муниципальной собственности; (2).

  2. Улучшение жилищных условий для гражданина А.; (2).

  3. Ремонт школьного здания; (2)

  4. Местное законодательство; (1)

  5. Помощь беженцу . которому негде жить и работать; (2

  6. Утверждение плана социально-экономического развития города; (1)

7. Утверждение городского бюджета. (1) 



8 этап. «Исторический»


Команде необходимо ответить на 10 вопросов - из трёх предложенных вариантов вам нужно выбрать верный. За правильный ответ – 1 балл.


  1. Народное собрание в Древней и средневековой Руси: вечеЗемский собор; земство.

  2. Сословно-представительный орган, образованный в середине XVI в.: Изборная палата; Земский соборБоярская дума.

  3. Когда был опубликован манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который «даровал» гражданские свободы и учреждал Государственную думу? 17 октября 1905 г.; 29 января 1649 г.; 1 января 1810 г.

  4. Глава «Избирательная система» впервые появилась: в Конституции СССР 1936 г.; в Конституции РФ 1993 г.; в Конституции РСФСР 1982 г.

  5. Первый федеральный закон современной России, закрепивший основные гарантии избирательных прав, был принят в: 1994 г.; 1997 Г.; 2002 г.

  6. По результатам реформы какого русского царя образовались земские избы в XVI в.? Ивана IVПетра I; Екатерины II.

  7. Кто из иностранных граждан в соответствии с Конституцией 1918 г. обладал избирательными правами? Проживающие на территории России и принадлежащие к рабочему классу или крестьянствуработники дипломатических представительств; члены коммунистических партий иностранных государств.

  8. С какого возраста допускались к выборам в земское самоуправление граждане в соответствии с Указом Александра II 1864 г.? с 25 летс 18 лет; с 35 лет.

  9. Какой ценз для избирателей и кандидатов был отменён после 1936 г.? Классовыйвозрастной; наличие гражданства.

  10. Какой из важнейших принципов избирательного права впервые был введён после 1987 г.? принцип состязательности кандидатовпринцип равных выборов; принцип тайного   голосования.


9 этап «Пойми меня».


Представитель команды путём случайного выбора получит две карточки с понятиями по местному самоуправлению, после чего он должен, не называя понятия на карточке, объяснить его с помощью мимики и жестов, а команда определить о каком понятии идет речь. Время - 3 минуты на одно понятие (за каждый отгаданный термин - до 3 баллов).


Термины: право, Конституция, выборы, местное самоуправление, депутат, политика, народ, демократия.













МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЖЮРИ.

Аудитория 1. Учебный кабинет № 6

Оценочный лист Квест-Игры «ВЫБОРЫ»

Члены жюри:

Малахова Татьяна Анатольевна – председатель территориальной избирательной комиссии Горшеченского района;

Тимофеева Любовь Васильевна – учитель истории и обществознания МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина»;

Скокова Надежда Владимировна – вожатая МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа №2».

Этапы:

«Я – Глава местного самоуправления»

«Из истории местного самоуправления»

«В мире мудрых мыслей»



Команды

«Я – Глава местного самоуправления»


«Из истории местного самоуправления»


«В мире мудрых мыслей»


10 «А» класс






10 класс школы №2






10 «Б» класс


















Аудитория 2. Учебный кабинет № 5

Оценочный лист Квест-Игры «ВЫБОРЫ»

Члены жюри:

Лагутина Марина Сергеевна – член территориальной избирательной комиссии Горшеченского района, учитель истории и обществознания МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина»;

Проскурина Ольга Евгеньевна – специалист Районного Дома школьников;

Огнева Нина Ивановна - учитель истории и обществознания МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа №2».

Этапы:

«Абракадабра»

«Знаешь ли ты органы местного самоуправления»

«Агитка»



Команды

«Абракадабра»


«Знаешь ли ты органы местного самоуправления»

«Агитка»

10 «Б» класс






10 «А» класс






10 класс школы №2




















Аудитория 3. Учебный кабинет № 4

Оценочный лист Квест-Игры «ВЫБОРЫ»

Члены жюри:

Винюков Дмитрий Леонидович - член территориальной избирательной комиссии Горшеченского района;

Нестеров Александр Иванович - учитель МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа №2»;

Ребрищева Галина Витальевна – библиотекарь МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина».

Этапы:

«Проверь себя»

«Исторический»

«Пойми меня».



Команды

«Проверь себя»

«Исторический»

«Пойми меня»

10 класс школы №2





10 «Б» класс





10 «А» класс










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!