КВЕСТ-ИГРА «БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ!»
Пешко О.С., учитель истории и искусства (ОиМХК),
педагог дополнительного образования
СШ №33 г.Бреста
Знать и помнить, нельзя забыть!
Занятие направленно на изучение геноцида белорусского народа, трагедии еврейского народа – Холокоста, на формирование эмоционально-критического восприятия событий и фактов, на формирование коммуникативных навыков. В основу занятия положен ряд интерактивных приемов. Квест состоит из нескольких этапов.
Целевая аудитория: учащиеся 9–11-х классов.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Цель: формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности через игровую деятельность.
Задачи: создать условия для расширения знаний учащихся о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, о Брестском гетто, о Холокосте, о Праведниках народов мира;
Формировать толерантность и гуманизм, уважительное отношения к правам человека, к правам меньшинства.
Методы обучения: беседа, дискуссия, игра-погружение, тест, творческое задание.
Образовательные технологии: игровая, информационно-коммуникационная, квест-технология.
Ход занятия
Организационный этап. Историческая справка
Без прошлого нет и будущего.
И пока будет жива людская память –
Уроки войны не должны повториться.
СТАНЦИЯ 1. ГЕНОЦИД БЕЛОРУССКОГО НАРОДА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
Людские потери в годы войны. Вставьте пропущенные слова.
За годы войны экономике страны был нанесён огромный материальный ущерб, НО самой болезненной и тяжелой потерей явилась гибель людей. На территории Беларуси существовало около -1- лагерей советских военнопленных и -2- мест принудительного содержания населения. Только в деревне -3-, где находился один из самых больших по количеству уничтоженных там людей нацистских лагерей смерти, погибло 206 500 человек. Причем в отличие от Освенцима, Майданека и Треблинки в нем находилось главным образом местное население. Кроме того, в -4- населенных пунктах были созданы еврейские гетто. В минском гетто содержалось около -5- человек, из которых уцелели единицы. Белорусские ученые говорят о том, что в Беларуси в современных границах за годы войны было уничтожено -6- евреев.
Считается, что в период оккупации в Германию на принудительные работы было вывезено около -7- человек (в том числе 24 тыс. детей).
Статистика свидетельствует: если до войны в Беларуси в ее нынешних границах проживало 9,2 млн человек, то в конце 1944 г. — -8-человек. По данным ЧГК по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, всего на территории БССР убито -9- человек гражданского населения и военнопленных. Однако впоследствии выяснилось, что сведения о людских потерях по ряду районов были значительно занижены, а также, что данные по некоторым лагерям для военнопленных — неточные. В эту цифру также не включены пропавшие без вести или попавшие в плен и погибшие там бойцы Красной Армии из числа белорусских жителей. Не учтены также вывезенные в Германию и погибшие там мирные жители. В настоящее время некоторые исследователи считают, что с учетом косвенных потерь за годы Великой Отечественной войны погибло от 2,5 до 3 и более млн жителей Беларуси, т. е. не менее, чем каждый третий.
Вставляемый вместо пропусков текст
Вместо пропусков -1- 260
Вместо пропусков -2- 350
Вместо пропусков -3- Тростенец
Вместо пропусков -4- 186
Вместо пропусков -5- 100 тыс.
Вместо пропусков -6- 715 тыс.
Вместо пропусков -7- 400 тыс.
Вместо пропусков -8- 6,3 млн
Вместо пропусков -9- 2 219 316
СТАНЦИЯ 2. ПАМЯТЬ И БОЛЬ БЕЛОРУССКОЙ ЗЕМЛИ. ХАТЫНЬ. (Вставьте пропущенные слова)
Память и боль белорусской земли. -1- - годовщина начала Великой Отечественной войны. -2- миллионов советских жертв, из них чуть меньше 9 миллионов - военные потери. На белорусской земле было разрушено и сожжено -3- населенных пунктов, из которых более 5 тысяч - вместе с населением во время карательных операций. в республике есть 7 мемориалов на месте сожженных белорусских деревень.
Предыстория: утром -4- года в 6 км от Хатыни партизаны уничтожили немецкую штабную автомашину, в которой находился гауптман Ганс Вёльке - один из офицеров 118-го охранного полицейского батальона вермахта в Плещеницах. В тот же день солдаты этого батальона и бойцы карательного подразделения -5- вошли в деревню, в которой проживало около -6- человек. Жителей согнали в сарай, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. В огне сгорели 149 жителей, из них 75 детей. Трое детей во время облавы успели убежать в лес, две девушки выбрались из горящего сарая, еще два мальчика выжили в огне; из взрослых выжил лишь один - кузнец -7-. Деревня не была восстановлена.
Память сотен деревень, сожженных фашистами во время войны, решили "мемориализировать" только через -8- после великой победы (до этого был лишь небольшой памятник). В конкурсе, который стартовал в марте 1967 года, победил коллектив авторов: Юрий Градов, Валентин Занкович, Леонид Левин, Сергей Селиханов. Открытие комплекса состоялось -9-.
Доминанты комплекса: шестиметровая скульптура -10- (прообразом стал Иосиф Каминский, который держит на руках своего погибшего сына); гранитные плиты, символизирующие рухнувшую крышу сарая; открытые калитки, нижние венцы срубов на месте -11- домов и обгорелые печные трубы с колоколами, которые звонят каждые полминуты; кладбище в количестве-12- белорусских деревень, разделивших судьбу Хатыни; символические деревья жизни с названиями -13- деревень, которые были возрождены; Стена Памяти - мемориальные плиты с названиями -14-(количество) лагерей смерти и мест массового уничтожения в Беларуси; Вечный Огонь и три березки (на месте четвертой - пустое углубление: погиб каждый четвертый житель страны).
Вставляемый вместо пропусков текст
-1- 22 июня
-2- Двадцать семь
-3- 9 тысяч 200
-4- 22 марта 1943
-5- СС "Дирлевангер"
-6- 150
-7- Иосиф Каминский
-8- двадцать лет
-9- 5 июня 1969 года
-10- "Непокоренный человек"
-11- 26
-12- 185
-13- 433
-14- 26
Карта сожжённых деревень
СТАНЦИЯ 3. БРЕСТСКОЕ ГЕТТО (ВИКТОРИНА)
Вопросы | Ответы |
1.Как называется место принудительного переселения евреев? | 1. Еврейское гетто |
2. Назовите время функциони рования Брестского гетто? | 2. 16 декабря 1941 — 18 октября 1942 |
3. Что было приказано носить евреям на рукаве? | 3. Белую повязку с шестиконечной звездой |
4. В границах каких улиц находилось гетто в Бресте? | 4. Гетто находилось в границах улиц Советской, Маяковского, Кобринской (Кирова) и Госпитальной (Интернациональной). |
5. Чем было огорожено гетто? | 5. Гетто было огорожено колючей проволокой |
6. Назовите места в Бресте и возле него, где убивали евреев. | 6. Евреев убивали в районе станции Берёза-Картузская, на Бронной горе, в лагере смерти Собибор, около местечка Речица, в районе форта № 8 (микрорайон Дубровка) |
7. Назовите приблизительное количество замученных и убитых евреев в Брестском гетто. | 7. Замучены и убиты от 17 000 до 20 000 евреев… |
8. Где в Бресте находится памятник погибшим евреям? | 8. На улице Карбышева, недалеко от кинотеатра Беларусь |
9. На памятнике убитым евреям есть надпись о количестве погибших. Назовите количество погибших евреев. | 9. 34 тысячи |
10. Сколько евреев Бреста осталось в живых? | 10. 19 человек |
СТАНЦИЯ 4. «ПРАВЕДНИКИ НАРОДОВ МИРА»
В Брестском районе четыре человека были удостоены почетного звания «Праведник народов мира» от израильского мемориального института -1- «в знак глубочайшей признательности за помощь, оказанную -2- народу в годы Второй мировой войны»:
Курянович Игнатий — за спасение Смоляра Моше в Бресте;
Головченко Петр и Софья, и Макаренко Пелагея — за спасение семьи Манкеров и Энгельмана Миши в Бресте.
Опубликованы неполные списки евреев, убитых в Брестском районе. Памятники жертвам геноцида евреев установлены в Бресте, Домачево (Монумент-3-) , Томашовке, Чернавчицах и Лыщицах.
Мемориальный камень в память -4- евреев - жителей Бреста и близлежащих населённых пунктов, убитых нацистами в 1941-1942 гг. установлен на улице -5- - ранее улица Длинная (Dluga), находившейся в центре -6-. Поблизости от этого мемориала немцы неоднократно проводили -7- евреев.
Вставляемый текст
-1- «Яд Вашем»
-2- еврейскому
-3- «Протест» в память убитых детей
-4- 34 000
-5- Куйбышева
-6- Брестского гетто
-7- массовые убийства
СТАНЦИЯ 5. ВКЛЮЧЕНИЕ БССР В СОСТАВ СТРАН — ОСНОВАТЕЛЬНИЦ ООН.
В апреле -1- года на международной конференции в городе -2- было принято решение о включении БССР и УССР в состав стран — основательниц Организации Объединенных Наций (ООН). Этим признавались большой вклад Советских Беларуси и Украины в разгром нацизма, понесенные ими в ходе войны колоссальные -3- . На конференцию была направлена делегация во главе с народным комиссаром иностранных дел БССР -4-. 26 июня 1945 г. при участии белорусской делегации состоялось подписание Устава ООН. По ее предложению в 1946 г. была принята резолюция ООН -5- . После завершения Великой Отечественной войны по условиям Договора между СССР и Польшей о государственной границе в августе 1945 г. Польше были переданы -6- Белостокской и три района Брестской областей. Установилась граница, существующая и по сегодняшний день. 9 мая 1945 г. стало Днем победы советского народа в Великой Отечественной войне. Этот день отмечается в Республике Беларусь как государственный праздник. Белорусы проявили патриотизм, мужество и самопожертвование. -7- уроженцев Беларуси удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а 73 стали полными кавалерами ордена Славы. Эта победа досталась народам Советского Союза дорогой ценой. Погибло более -8- советских людей. Только на территории Беларуси захватчики расстреляли, замучили, повесили, сожгли заживо, уничтожили в газовых камерах более -9- человек. По уточненным данным, людские потери Беларуси составили не менее 2,8—3 млн человек, т. е. погиб каждый -10- белорус. Нужно всегда помнить о тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за свободу и независимость нашей страны.
Источник: Учебное пособие «История Беларуси», 9 кл.
Вставляемый вместо пропусков текст
-1- 1945
-2- Сан-Франциско
-3- людские жертвы и материальные потери
-4- К.В. Киселевым
-5- «О выдаче и наказании военных преступников»
-6- 15 районов
-7- 449
-8- 27 млн
-9- 2,2 млн
-10- третий
СТАНЦИЯ 6. «ИСКУССТВО И ВОЙНА».
Выполнить задания онлайн, перейдя по ссылкам. https://learningapps.org/display?v=pta8dje0v22
https://learningapps.org/display?v=pv7ayzqtj22
Подведение итогов. Награждение победителей
Рефлексия.
2