СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квадрат.Периметр фигуры

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; научить чертить квадрат, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата)

Просмотр содержимого документа
«Квадрат.Периметр фигуры»

Урок№

Тема: Квадрат

Тип урока: формирование новых знаний.

Цели: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; научить чертить квадрат, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата);

Планируемые результаты: 

Предметные:  выполнять чертёж квадрата; распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку; находить периметр квадрата.

Метапредметные: проверять результаты вычислений; анализировать условие задачи; достраивать часть до заданной геометрической фигуры.

Личностные: положительное отношение к урокам математики; умение признавать собственные ошибки.

Оборудование: учебник, презентация к уроку.



Ход урока

I.Мотивирование к учебной деятельности.
Сели удобно, начинаем работать.
Урок математики.
II. Актуализация знаний.
1.Проверка домашнего задания.
- Урок начнём с проверки домашнего задания (Самоконтроль)
- Что было задано на дом?
- У кого возникли затруднения при выполнении дом. задания?
- Тогда проверим.

СЛАЙД 1-2:

1. Сравни свою работу с образцом.
2. Найди ошибки и исправь их.
3. Дай качественную оценку своей работе
- Молодцы, ребята! Вы меня убедили, что умеете решать примеры и задачи. Но справитесь ли вы со следующим заданием?
2. Устный счет.

1. Задачи на логику.

  • У девочки живут собака, кот, канарейка и золотая рыбка. Сколько у её питомцев лап, крыльев, голов, хвостов? (10, 2, 4, 4)

  • У Ани было 100 рублей. Она купила книгу за 60 руб. и ручку за 20 руб. Сколько рублей она получит сдачи? (20 руб) 100-60-20; 100-(60+20)

  • Бабушка связала 6 пар рукавичек. Сколько было рукавичек на левую руку? (6)

  • Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2)

  • У меня 3 фотографии. На 2 из них моя мама, и на 2 я. Может ли такое быть? (Да)

2. Игра «Кто быстрее» (Каждый ученик получает листок с примерами. Задача учащихся – решить примеры как можно быстрее и не допустить ошибок)

14+6 34-4 37+13

27+3 20-3 76-6

- Какое число лишнее? Почему?

Что вы можете рассказать об этом числе?

-Составьте числовые выражения с ответом 17.

Почему мы с вами повторили состав числа 17.

Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число и чистописание – 17.

III Самоопределение к деятельности

Слайд 3:

- Что вы видите на экране? (геометрические фигуры).

- Назовите их.

- Какая фигура лишняя? Почему?

- Вспомним, почему фигура “прямоугольник” так называется? Расскажите все, что знаете о прямоугольнике.(4 стороны, 4 прямых угла, 4 вершины, противоположные стороны равны).

- А что вы можете сказать о квадрате?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какова цель урока?

(Тема урока: Квадрат.

Цель урока: познакомиться со свойствами квадрата; научиться чертить квадрат в тетради; учиться решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата).

IV Изучение нового материала. Практическая работа.

1. Практическая работа. Работа в парах.

- Давайте сравним их. Что общего и чем различаются.

а а


а в

4 стороны



4 стороны 4 стороны

4 вершины 4 вершины

4 прямых угла 4 прямых угла

Противоположные стороны = Все стороны =


- Что знаем о сторонах прямоугольника? (Противоположные стороны =)

- А знаем ли мы, какие стороны у второй фигуры. (Нет)

- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Измерить по линейке)

- А ещё как? Вспомните, как мы работали с прямоугольником. (Наложением одной стороны на другую, сгибанием)


2. Постановка учебной задачи

Возьмите такую же фигуру у себя на столе. (Учащиеся берут квадрат)

Какие действия мы должны выполнить, чтобы сравнить длины сторон фигуры?

Сравним длины сторон наложением. (Сгибаем)

- Какой можете сделать вывод? (Все стороны равны)

- Можно ли считать вторую фигуру прямоугольником? (ДА)

- Кто знает, как называется прямоугольник у которого все стороны равны? (КВАДРАТ)


ВЫВОД: Так что же такое квадрат? (Прямоугольник, у которого все стороны равны)

3. Работа по учебнику

Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Сравним с выводом авторов учебника.

Найдите в учебнике и прочитайте, что такое квадрат. (с. 34)

- Так чем же отличаются друг от друга квадрат и прямоугольник?

- Найдите квадраты среди других прямоугольников? С.34 №1 (1,4)

Но прежде чем вы начнёте работать, давайте ещё раз проговорим, какие действия вы должны выполнить, чтобы доказать, что эта фигура - квадрат?  (Алгоритм)


Составляется алгоритм: ( на доске)

а) Сосчитать углы, вершины;

б) Проверить, все ли углы прямые;

в) Измерить стороны;

г) Сделать вывод, как называется?

4. Самостоятельная работа.

- У кого это задание не вызвало затруднения? А кому ещё не всё удалось?

Попробуем сделать выводы. Отвечайте «да» или «нет».

Прямоугольник и квадрат:

  1. геометрические фигуры (да)

  2. многоугольники (да)

  3. имеют по четыре стороны (да)

  4. имеют по 4 угла (да)

  5. все углы прямые (да)

Вывод: прямоугольник – тоже квадрат. (нет). Почему?

А наоборот, квадрат – тоже прямоугольник? (да)


V. Первичное закрепление

А где в жизни нам встречаются предметы в форме квадрата? Назовите их.

Слайд 4


Физминутка


VI. Включение в систему знаний и повторение.

1.Будем учиться чертить квадрат, находить его периметр.

№ 1 Начертите в тетради квадрат.

Наибольшее однозначное число уменьшите на количество дней в неделе.

(9-7=2см)

- Можно ли начертить, зная длину 1 стороны?

- Что такое периметр фигуры?
- Кто догадался, как найти периметр квадрата?

- Сколько слагаемых? Почему? Какие они? Почему?

Р кв. = а+а+а+а

Найдите периметр квадрата. 2+2+2+2=8см

2. Работа по учебнику

№3, с.34

3.Работа в группах.

1. Каждой группе раздаётся лист белого картона, клей и кусочки разрезанной фигуры.

Используя все части:

1 группе составить квадрат;

2 группе – прямоугольник;

3 группе-любой четырёхугольник.

( Работы вывешиваются на доску)

2. Работа с полосками (на партах 4 больших полосок, 3 средних, 5 маленьких)
- У вас на партах набор полосок. Сконструируйте из них квадрат.

- Кто-то взял маленькие полоски и составил маленький квадрат, кто-то из больших полосок – большой квадрат, но никто не взял средние полоски. Почему? (Их три, а у квадрата 4 одинаковые стороны).


VII. Рефлексия деятельности.

  • С какой новой геометрической фигурой мы познакомились?

  • Какая фигура называется квадратом?

  • Всё ли было понятно?

  • Какое задание было самым трудным? Самым интересным?

  • С какими трудностями вы столкнулись?

  • О чём расскажете дома?

  • Что мы должны были научиться делать? Получилось ли это у вас?

  • Поднимите руку, кто теперь знает, что такое квадрат?

  • А как вы думаете, мы уже всё узнали про квадрат?

  • Конечно же,  нет. В дальнейшем на уроках математики и геометрии мы узнаем много нового об этой интересной фигуре. Но это будет позже.

  • Кому сегодня на уроке было работать легко? Оцените свою работу.


VIII. Итог урока.

Слайд 4

Выберите из утверждений те, которые считаете верными.

Любой прямоугольник – это квадрат.

Любой квадрат – это прямоугольник.

Любой четырехугольник – это многоугольник.


IX. Д.з. с. 34 № 3, № 7.

Дополнительное задание (по желанию)

Коля, Петя и Миша решили из квадрата сделать другую геометрическую фигуру. Коля отрезал 1 угол и получил треугольник, Петя – четырёхугольник, а Миша – пятиугольник. Как они это сделали? Попробуйте выполнить такое задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!