СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кузнечное дело в истории моей семьи.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по предмету "Исследовательская деятельность" (Краеведение)

Просмотр содержимого документа
«Кузнечное дело в истории моей семьи.»

Муниципальное Автономное Общеобразовательное учреждение

«Гимназия 1» г. Брянск

Номинация краеведение



Кузнечное дело

в истории моей семьи





Работу выполнил:

Ушаков Савва Максимович

ученик 8 «В» класса

МАОУ «Гимназия № 1» г. Брянска

Адрес: г. Брянскул ул. Менжинского, д. 6

Руководитель:

Иваничкина Полина Юрьевна

Преподаватель общественных дисциплин







г. Брянск

2019 год





Оглавление

  1. Введение………………………………………………………… 3 - 4

  2. Глава 1. История кузнечного ремесла на Брянщине …………. 5 - 12

  3. Глава 3. История кузнечного дела в истории моей семьи…….13 - 14

  4. Заключение……………………………………………………….15 - 17

  5. Список литературы………………………………………………18

  6. Приложения……………………………………………………….19 - 25


































Введение.

Испокон веков на Руси почиталось ремесло кузнеца. Отношение к нему было особенное. Занятие это всегда вызывало в народе затаенный интерес, труд мастера окружала некая дымка таинственности и загадочности. Не зря, наверное, в русских сказках и песнях самым хитрым и умным был мужик-кузнец. Да, было и такое название профессии как «Хытрец». Этот эпитет донесли до нас книги, датированные 1073 годом. По праву кузнечное дело тех времён можно назвать хитрым. Кузнецу приходилось различать металлы по цвету, определять их прочность по оттенку на изломе. Было что-то мистическое в самом процессе производства, когда из куска металла под воздействием сильных коротких ударов молота, получалось необычайной красоты или причудливой формы изделие.

Идея взяться запоисковую работу по теме: «Кузнечное дело» возникла после того, как я недавно просмотрел семейный альбом.

Почти каждая семья в наше время может похвастаться своим собственным домашним фотоальбомом, который без слов объяснит историю всей её жизни, ведь это своего рода машина времени, которая возвращает нас назад, или передаёт дух и характер прошедшей эпохи. Моя семья не исключение. В альбоме меня заинтересовала старая черно-белая фотография, на которой была запечатлена семья из четырёх человек. В центре был мужчина с большими пышными усами. Я захотел узнать, кто же это. Родители не смогли чётко ответить на мои вопросы. Единственное, чтовспомнил отец - на фотографии, скорее всего, запечатлен мой прапрадед по линии отца, который вроде бы был кузнецом. Поэтому мною было принято решение выяснить всё самостоятельно. Я с удивлением обнаружил, как мало нам известно об истории семьи.

Моя работа носит поисковый характер и скорее всего, не ограничиться одним годом. Целью моей работы в этом году является сбор и изучение материала по истории семьи. Необходимо опросить и записать воспоминания членов семьи о прабабушках и прадедушках, их жизни, увлечениях и профессиональных занятиях. Разгадать тайну семейной фотографии.

Задачи:

1.Изучение и воссоздание истории моей семьи:

а) собрать факты, подтверждающие, слова моего отца о том, что мой прадед, Пономарев Пётр Николаевич действительно был кузнецом;

б) выяснить, как мой прапрадед стал кузнецом.

2.Знакомство с историей кузнечного промысла на Брянщине.

Методы исследования:

  1. Сбор информации о кузнечном ремесле: работа в областной библиотеке им Ф. И. Тютчева, в Краеведческом музее, использование данных Интернета. 

  2. Сбор информации о прапрадеде: беседа с бабушкой по отцовской линии, Ушаковой Еленой Владимировной, с прабабушкой Куриловой Раисой Петровной и ее сестрой Ураковой Зоей Петровной.

На мой взгляд, данная тема актуальна, поскольку позволяет узнать не только историю семьи Ушаковых, но и узнать и собрать информацию о кузнечном ремесле на Брянщине, что способствует сохранению культурного наследия Брянского края.






















Глава 1.История кузнечного ремесла на Брянщине

Кузнечное дело во все времена было в почете. И это не удивительно, ведь изделия из металла применялись во всех сферах жизнедеятельности человека, и в домашнем быту, и в сельском хозяйстве, и в военном деле. Наша Брянщина не исключение. Раскопки городов, крепостей, сельских поселений и курганов эпохи Древней Руси на территории Брянской области дают богатый материал, чтобы представить, какими же творцами были кузнецы.

Давайте заглянем в самое начало истории человечества, чтобы проследить, как же мастерство кузнечного дела достигло сегодняшнего совершенства, в частности на территории Брянского края. Ещё раз стоит отметить, что доподлинных сведений об истоках данного ремесла нет, и как пишет академик Б.А. Рыбаков, данные о ранней истории всех ремесел в Древней Руси основаны лишь на результатах археологических раскопок.

Человек поселился на территории современной Брянской области давно. Археологи считают, что это произошло от 120 до 70 тысяч лет тому назад, когда на равнинных берегах Десны и её притоков господствовал мягкий и тёплый климат. Это позволило древним людям спуститься с гор и предгорий Кавказа, Карпат и Крыма, где становилось уже тесно, и переселиться на северные равнины. Самое известное поселение древнего человека в наших краях — стоянка у села Хотылёво Брянского района, открытая брянским археологом Ф.М. Заверняевым. Хотылёвская стоянка расположена на реке Десне в Брянском районе. Здесь в 1960-1964 гг. производились раскопки, где были обнаружены кремневые изделия. В основании правого берега реки на глубине 15—20 м собрано огромное количество рубил, остроконечников и всевозможных скребел. Данная стоянка относится к каменному веку, когда основным занятием жителей согласно исследованиям ученых, была охота на слонов, бизонов, гигантских оленей, диких лошадей.

Затем произошли большие изменения в климатических условиях. Наступление последнего валдайского оледенения привело к тому, что в это время край представлял холодную, почти безлесную равнину. Вместо древних слонов и носорогов появились мамонты и шерстистые носороги, гигантский олень сменился северным. Тогда же, как утверждают археологи, люди научились использовать и добывать огонь. Кремнёвые орудия труда и охоты (ручные рубильца, скрёбла, остроконечники, резцы, наконечники копий) - вот тот перечень предметов, которые были необходимы тогда человеку.

Таяние Великого ледника двенадцать тысяч лет назад привело к началу современной геологической эпохи. Когда растаяли все ледники, вымерли мамонты и шерстистые носороги, территория края покрылась лесами, в которых стали обитать лоси, благородные олени, косули, дикие кабаны, медведи, бобры, выдры и другие животные. Человек снова должен был менять образ жизни. Там, где не было условий для земледелия и скотоводства, люди продолжали охотиться и рыбачить. В это время изобретают лук, стрелу, приручают целый ряд животных, начинают заниматься рыбной ловлей, и в то же время совершенствуют обработку каменных орудий. Совершился переход от старокаменного века — палеолита к веку новокаменному — неолиту.

В новокаменном веке заметно возросло население Восточной Европы, в том числе и на Брянщине. Этому способствовали в первую очередь улучшившиеся климатические условия, но также повлиял тот факт, что человек научился пилить камень, сверлить, шлифовать, полировать. В употребление входят такие усовершенствованные орудия труда, как топоры, клинья, долота, тесла. Многие предметы вооружения: наконечники копий, дротиков, стрел и ножи делались с ювелирной точностью. Появляется мотыжное земледелие, раннее скотоводство, гончарное и ткацкое производство и обработка дерева.

Во втором тысячелетии до нашей эры в жизни нашего человечества произошли важные изменения. На смену каменному веку, длившемуся долгие тысячелетия, пришел век металла. Из меди и олова человек научился получать бронзу, он стал отливать из нее орудия труда и оружие. Но на Брянщине месторождений ни меди, ни олова нет. Наши предки впервые познакомились с бронзовыми изделиями при военных столкновениях с среднеднепровскими племенами, которые в конце III тысячелетия до н.э. вторглись на будущую территорию Брянской области, двигаясь вверх по рекам Ипути, Судости, Десне, в поисках свободных от местного населения земель под пастбища для крупного рогатого скота. Однако, хотя к концу II тысячелетия до н.э. и появляются крупные бронзовые изделия на нашей территории: наконечники стрел и копий, ножи, кинжал с прорезной рукоятью, это является результатом легкого обмена со степняками-скотоводами, которые обладали богатствами залежами медных и оловянных руд (степи Донца, Южный Урал, Казахстан, Алтай).

Потому новый этап в культурном развитии Брянских земель связан именно с освоением другого металла — железа. Открытие способа получения железа знаменовало окончательный переход людей из каменного века в век металла. Железо изготовляли из болотных руд, месторождения которых имелись во многих местах. М.А. Нетыкса в своей книге «Краткое руководство кузнечного дела» в 1894 году писал: «Болотная руда имеет вид землистый, желтого, бурого или бурокоричневого цвета; она осаждается на дне озера и если до нее дорываются в сухом месте, то это может служить явным доказательством, что здесь когда-то была вода. Руда эта довольно бедна(35%) и дает очень плохие сорта железа, а потому ее лучше всего перетапливать в чугун».(стр. 7)

Несмотря на такие свойства болотной руды, каждое селение теперь могло обеспечить себя твердым металлом. Железный топор был куда острее каменного и даже бронзового. Им легче было расчищать лес для пашни, а железный сошник, поставленный в деревянный плуг, облегчил обработку ее. Первые металлурги, варившие железо в очагах и сыродутных горнах, вполне удовлетворялись теми незначительными, но повсеместными запасами сырья, которыми современная промышленность пренебрегает, а карты полезных ископаемых просто не отмечают. (38 стр). Интересно, что залежи болотной руды как раз приходились на лесную зону.(приложение карта руд). Надо заметить, что в этот период скотоводство и земледелие прочно вошли в жизнь племен, населявших край. 

Спокойная жизнь на поселении была прервана в первые века или в середине I тысячелетия нашей эры, когда на лесную Брянщину стали проникать иноземные племена, в частности, одними из тех, кто проникали, были скифы-степняки, заселявшие тогда Приднестровье. Брянская, как Орловская и Черниговская области, находятся на границе двух ландшафтных зон — лесостепи и леса. «Островками» степи в лесной зоне являются так называемые ополья, языками врезающиеся в большие лесные массивы. В двух таких опольях - Вара-Судостьском и Стародубском и встречены наконечники стрел степняков. По этим-то степным коридорам и могли конные отряды кочевников. Встреча степняков с местными земледельцами нередко заканчивалась завоевательным опустошением. Однако в итоге скифы осели на земле и занялись ее обработкой, а их влияние на производственную деятельность местных племен было немалым.

Интересно, что историки признают это время для скифов периодом расцвета. Так, например, А.Г. Навроцкий пишет, что начиная с VII в. до н. э. центром металлообработки была Скифия, ремесленным центром которой было Каменское городище. Археологами обнаружены там жилища ремесленников, их мастерские с инструментами и приспособлениями: льячки для литья цветных металлов, кузнечные инструменты и изделия. Добыча железной руды, как было установлено, производилась на территории современного Криворожского бассейна, отстоящего от Каменского городища на 60 км. Наряду с литьем и ковкой у скифов было широко налажено изготовление золотых и серебряных украшений и всевозможной утвари при помощи чеканки, штамповки и литья по выплавляемым моделям.(стр. 6) Скифские литейщики хорошо владели искусством литья бронзы преимущественно по восковой модели. В жёстких литейных формах отливались лишь наиболее массовые предметы, как, например, стрелы. (стр. 41, Рыбаков). Следует сказать, что кузнецы Скифии широко применяли кузнечную сварку для увеличения размеров заготовки, соединения разнородных металлов для улучшения качества лезвий режущих и рубящих орудий. Они изготовляли ножи, у которых между двумя более мягкими пластинами заковывалась пластина из более твердой стали, в результате чего получались ножи с самозатачивающимся лезвием. Скифские кузнецы умели ковать и дамасские стали, в которых перемешивались слои железа и высокоуглеродистой стали, что создавало на боковой поверхности изделия узор из темных и светлых полос.

Это были интересные факты о скифской эпохи, однако вернёмся к нашей Брянщине.Итак, в конце первого — начале второго столетия нашей эры по Десне и по Ипути подвинулись из южных областей раннеславянские племена. Археологам известно, что переселение сюда этих племён проходило мирно, о чём свидетельствуют многочисленные неукрепленные их поселения в поймах рек бассейна Десны, особенно на берегах Судости. Здесь, на невысоком возвышении в пойме левого, низкого берега Судости, было расположено и знаменитое Почепское селище. С юга, из плодородной лесостепи, эти племена принесли на лесной север навыки пашенного земледелия.
Землю обрабатывали сообща, община же хранила и распределяла продукты труда. Жители Почепского селища выращивали просо, несколько видов пшеницы, ячмень, горох, рожь, коноплю, из которой получали волокно для верёвок и ткани, а также маслянистые семечки. Судя по раскопкам, Почепское селище в центральной части было застроено небольшими жилыми землянками, а ближе к краям — различными хозяйственными сооружениями и ямами. При исследовании остатков этих землянок и сооружений найдено множество изделий из железа, бронзы, глины, кости и камня. Рядом с жилыми землянками вскрыты остатки железоделательной мастерской. Она занимала большое деревянное помещение с углубленным в центральной части полом. В южной половине располагались горны. Об этом свидетельствовали остатки оплавленных гнезд с небольшими глиняными развалинами. Рядом с ними найдены остатки сильно деформированных тиглей для плавки цветного металла, капли застывшего литья и мелкие предметы, видимо, предназначавшиеся для переплавки. Особенно много встречалось кусков железа, шлака. 

Во II- III веках нашей эры начинается цепная реакция «великого переселения народов». Магистральные его пути не задели Брянской земли, но отраженные волны этой гигантской «перетряски народов» прошлись и по ее лесам.В итоге древнерусские племена, обитавшие в пределах края к концу I тысячелетия нашей эры, известны на основании летописных данных как радимичи, вятичи и северяне наряду с другими древнерусскими племенами. 

Северяне - действительно древнейшее из достоверно известных по названию славянских племенных союзов, заселивших Брянщину во второй половине I тысячелетия нашей эры. Их древности известны на юго-востоке области, по Судости и Десне вплоть до Брянска еще с VIII века нашей эры.
Их политическим и культурным центром стало Кветуньское городище под Трубчевском, где в плодородном ополье, поселения располагались особенно густо. Есть они и западнее и севернее — в Погарском, Почепском и Выгоничском районах (Посудичи, Юдиново, Случевск, Погар, Рогово, Почеп, Полужье). Немного позднее: северяне расселяются и восточнее, в пределах современных Суземского, Севского, Комаричского, Брасовского, возможно Навлинского районов Брянской области.

Карачевский, часть Брянского, Дятьковского и Навлинского районов представляют собой юго-западную окраину землей вятичей. На западе области, в полесьях (Красногорский, Гордеевский, Злынковский, Новозыбковский, Суражский, Клетнянский, Клинцовский, часть Климовского, Мглинского, Унечского, Дубровского районов) в это же время появляются поселения радимичей. Племя вятичей, расселившихся по Оке, происходит от их родоначальника по имени Вятко. Предком радимичей, живших по реке Сож, притоке Днепра, считался Радим. За Днепром по Десне расселились северяне, но их имя происходит не от слова «север», а от области «Север», или «Северия».

Стоит отметить, что важнейшее место в хозяйстве северных племен 4 – 8 веков занимало изготовление железа и железных орудий. К сожалению, сама техника выплавки металла из руды известна нам для этого времени плохо, так как почти нет исследованных сыродутных горнов. (стр. 87 Рыбаков). По всей видимости, горны ставились где-то поблизости к залежам болотной руды.

Основой хозяйства славянских племен в рассматриваемый период являлось земледелие. Брянские земледельцы той эпохи выращивали просо, мягкую и твердую пшеницу, ячмень, овёс, озимую рожь, лён, коноплю, различные бобовые культуры и овощи (капусту, репу, редьку, лук, огурцы, чеснок.Урожай убирали железнымисерпамим на короткой деревянной рукоятке, с округлым клинком и слегка загнутым внутрь носом. Наряду с ними использовались косы-горбуши с короткой деревянной рукоятью, которыми можно было косить на обе стороны. Использовались они, как полагают, в основном для сенокоса. Утварь, видимо, изготавливалась в основном из дерева и иных растительных материалов. Из других предметов обихода чаще всего встречаются железные ножи длиной 5-10 см, во множестве найденные на поселениях и в могильниках.

В этот период развивается и ремесло, в XI веке ориентированное в основном на заказ, а с XII века — на рынок. Некоторые его виды, в частности выплавка железа из болотных руд, из-за повышенной опасности пожара развивались вдали от больших поселений — в поймах рек, у болот и озёр, ближе к источникам сырья, в отдельных маленьких посёлках.

Итак, изготовление утвари и одежды являлось почти исключительно домашним промыслом, специализированным разве что внутри большесемейного коллектива.

Работа с металлом требовала наличия и длительного сохранения определенных навыков и, очевидно, уже издавна носила характер специализированного ремесла. Особое место в этой связи занимало кузнечное дело. В славянском мифологизированном сознании образ кузнеца окружен легендами и поверьями. Кузнечное дело народные верования связывали с обладанием тайным знанием и чародейской сверхъестественной силой. Ключевой «кузнечный» миф — о происхождении самого кузнечного ремесла от мифического героя и правителя Сварога (или Божьего Коваля — змееборца из позднейших преданий).

Литье же меди, бронзы и других металлов не имело в это время серьезного хозяйственно значения и применялось почти исключительно для изготовления украшений, но следы литья находят почти на каждом городище в виде тиглей для плавки, льячек для разливания горячего металла и литейных форм. Из украшений, сделанных как раз таким способом, известны серьги, височные кольца разных типов, подвески, которые крепились к головным уборам, различные фибулы.Имеется немало находок металлических частей поясов, имевших важное значение как элемент одежды у славян (пряжки, бляшки из бронзы, серебра и железа, нередко фигурные).





















Глава 2. Кузнечное дело и история моей семьи.

Мы не коренные жители Брянщины. Мои бабушка и дедушка переехали сюда после войны. Сегодня ближайшие наши родственники проживают в соседней Калужской области. Прапрадед родом из Архангельской области.

6 сентября 1896 года в деревне Кожинская Холмогорского района Архангельской области в семье зажиточных крестьян родился мой прапрадед Пономарёв Пётр Николаевич. В соседней деревне Ракула Пётр закончил 3 класса церковно-приходской школы, после окончания которой был направлен в Питер для обучения разным наукам. За успешное окончание обучения он был награжден часами на цепочке.

Прапрадед воевал в Первой Мировой войне и был ранен. За храбрость он получил медаль «За храбрость» от царя Николая Второго. Подробности данного факта малоизвестны, поскольку позднее об этом говорить опасались.

В 1920 году Пётр взял в жены Екатерину Алексеевну Гурьеву родом из деревни Ракула и увёз к себе в деревню Кожинская, где в период проживания у них родились 14 детей. Однако в живых остались только 9 из них, так как на тот период не было возможности своевременно оказывать медицинскую помощь, да и времена были тяжёлые. Работал Пётр бригадиром в колхозе имени Калинина.

Так как семья у Петра была большая, то он вынужден был искать большой дом, который вскоре нашёл. В декабре 1941 года глава семьи перевез своих домочадцев в бывшее поповское поместье, а сам он был призван в годы Второй Мировой войны на трудовые работы в город Архангельск, так как после ранения в ногу воевать он не мог. После окончания войны Пётр был также бригадиром в своем колхозе. Тогда же в деревне была кузница, в которой после войны некому было работать, но кузнец в деревне нужен был всегда. Именно поэтому мой прапрадед принял решение обучиться кузнечному мастерству, причем почти все азы этого дела он познавал самостоятельно, без всякой помощи. Пётр настолько полюбил свою кузницу, что практически до конца своих дней работал в ней. Умер он 16 ноября 1960 года.

Моя прабабушка вспоминает, что ее отец был очень волевой человек, сильный, смелый, ответственный, всегда готовый прийти на помощь любому, нуждающемуся в ней. В кузнице он проводил много времени, поскольку работы после войны в деревне было много, надо было не только восстанавливать дома, но и заниматься полевыми работами, а для этого необходимы были инструменты для обработки земли.

Я очень горжусь, что в моей семье были такие герои своего времени. Да, именно герои, не побоюсь сказать, ведь именно благодаря таким людям, каким был мой прапрадед, Россия смогла встать на ноги после войны.













Заключение

Мужички любили собираться в кузне как на сход: покурить, порешать мирские дела. Но более всего - полюбоваться работой кузнеца - мастера по ручной ковке. С восхищением они смотрели, как у того перекатывались мускулы под глянцевой загорелой кожей, как играючи он выстукивал пудовым молотом на наковальне звонкую мелодию: « А ну поддай! А ну поддай!» Нравилось даже ожидание того мгновения, когда раскаленное до малинового цвета железо, зашипев в лохани и послав напоследок фейерверк искр, покрывало всю избушку белесоватым паром. Потому профессия кузнеца с незапамятных времен и окружалась каким-то мистическим ореолом.

  Профессия кузнеца связывалась с волшебством и даже с суеверным ужасом, что и нашло отражение в мифологии почти у всех народов. Одним из ярчайших персонажей греческой мифологии бог - кузнец Гефест не только ковал мечи, но и в совершенстве владел техникой выколотки, чеканки, виртуозно инкрустировал бронзовые изделия золотом, оловом и серебром.

Дальше из золота сделал он дивный, большой виноградник,

Сладким плодом отягченный; висели на нем черные гроздья;

Ветви держались кругом на серебряных длинных подпорках.

За виноградником темный подставил он ров, обнесенный

Вокруг оловянной оградой…

Так описывает Гомер в « Илиаде» изготовление легендарным кузнецом боевого щита для героя Ахилла.

Кроме Гефеста, вошедшего у греков в число двенадцати верховных богов, в древнеримской мифологии богом огня, покровителем кузнечного дела был Вулкан, у кельтов - Суцелл, у этрусков - Сефлай, у германцев – Виланд. Один из героев карело-финского эпоса « Калевала», кузнец Илмаринен, был настолько искусным мастером, что

…выковал уж небо,

Крышу воздуха сковал он,

Так, что нет следов оковки

И следов клещей не видно.

В русской и западнославянской мифологии богом огня был Сварог, покровительствующий кузнецам. "На Руси, — пишет академик Б.А. Рыбаков, - народ окружил кузнецов множеством легенд и поверий, называя их: кузнец-колдун, "хитрец". Кузнец не только мог выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В эпических сказаниях именно кузнец является победителем дракона - Змея Горыныча, которого он приковывает за язык".

Чего только не умел в древности кузнец! Вот и верили деревенские жители, что кузнец может, если захочет, выковать все, даже… свадьбу. Так, в некоторых европейских странах существовал обычай, по которому молодых людей, вступающих в брак против воли родителей, можно было обручить только в кузнице. Во время ритуала бракосочетания кузнец время от времени ударял молотом по наковальне. И каждый удар молота как бы символически скреплял торжественные слова брачного ритуала. Считалось, что семейные узы, скрепленные в кузнице, так же прочны, как стальные поковки искусного кузнеца. До сих пор подобные свадьбы «при наковальне» совершаются в не большом шотландском городке Гретена-Гри. Разумеется, современные люди, лишенные мистических представлений, сохранили это обычай в знак уважения к ремеслу кузнеца и старинной народной традиции.

К нему, кудеснику, нередко обращались красны девицы, пытаясь добиться расположения полюбившегося им парня. Все они хорошо знали слова заклинания: « По край святого моря-океана стоит свят-злат кузнец Сергей Чудотворец; куёт и сковывает сталь с укладом и уклад с железом. Я, раба Божия, подойду, поклонюсь и помолюсь: «Как ты куёшь и сковываешь сталь с укладом и уклад с железом, так прикуй и привари его, раба Божия, ко мне, рабе Божией...»

Конечно, такому представлению о кузнеце способствовала некоторая таинственность его профессии, постоянная связь с огнем и водой - с двумя почитаемыми стихиями. И действительно, талант, и искусство художника-кузнеца в соединении с этими стихиями рождали из обычного металла истинные произведения декоративно-прикладного искусства, которые можно сравнить с прекрасной звонкой песней. И эти застывшие песни, пришедшие к нам из глуби веков, украшают теперь многие музеи мира. И каждый современный художник-кузнец мечтает выковать свою песню.

А зачем нужны кузнецы в настоящее время? В России находится огромное количество музеев, архитектурных ценностей…Но к сожалению, со временем они приходят в негодность, и чтобы их не потерять, нужны кузнецы. Они могут изготовить копию архитектурного изделия или поправить его. Но кузнечное дело также нужно и для изготовления элементов художественной ковки, украшающих офисы, дома, загородные коттеджи и широко использующихся в ландшафтном дизайне. Кованые изделия поражают нас своей красотой, и, кажется, что человеческие руки не могут сделать такого. Мы видим различные кованые заборы, ворота, оригинальные завитки - элементы, из которых они создаются, и все это благодаря современным технологиям и специальному кузнечному оборудованию, которые позволяют изготавливать кованые изделия в мастерской или небольшом цеху. Сегодня кованые изделия пользуются особым спросом у крупных предприятий и небольших фирм, у состоятельных домовладельцев и горожан среднего достатка. 

Итак, моё изучение истории кузнечного дела на Брянщине подошло к концу. Еще летом я увлекался египтологией, считая это очень увлекательным и занимательным занятием. Сейчас я понимаю, что, конечно, это интересно, но есть то, чем я хотел бы заниматься в будущем. Я хочу стать археологом и изучать историю своей Родины. Ведь, как оказалось, существует огромное число тайн, которые скрывают недра нашей земли.

Список литературы.


1.  Кизимова. Живое искусство народных умельцев. Из истории старинных ремёсел и народных промыслов Брянского края.

Белые Берега: «Белобережье», 2006 .

2. Навроцкий А. Г. «Кузнечное ремесло». – М.: Машиностроение, 1988.
3. Рыбаков Б. А. «Ремесло древней Руси». – М.: Издательство АН СССР,
1948.
4. Терехова Н. Н., Розанова Л. С. , Завьялов В.И. , Толмачева М. М..
«Очерки по истории древней железообработки в Восточной Европе».
– М.: Металлургия, 1997.

5. По следам народного искусства. М: Просвещение, 1993.















































Приложение1.. Вещи из личной коллекции. Фото сделал автор.







Железный топор начала 20 века.

Изделие брянских кузнецов.





Железные гвозди. Изделие брянских кузнецов.





Фрагменты: кованные кресты и образок.









Возможно, это кованый крючок для сундука.





?Мне кажется, это железные ременные пряжки.













Пряжки ремня?





Пуговицы.







Фрагмент браслета


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!