СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсы.Практическая работа: разработка технологической карты урока."Численность населения мира.Естественный прирост. Демографическая политика"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока географии в 10 классе.

Разработка для курсовой подготовки.

Просмотр содержимого документа
«Курсы.Практическая работа: разработка технологической карты урока."Численность населения мира.Естественный прирост. Демографическая политика"»

Практическая работа: разработка технологической карты урока


Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Борщ

Елена Александровна

Место работы

МБОУ СШ 73 имени ПС Дейнекина г Ульяновска

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)


Тема урока

«Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика»

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

Осознание значимости и общности демографических проблем человечества; сформированность умений самооценки и принятия решений по изменению собственного поведения в связи с переоценкой ценностей; наличие опыта разрешения проблемных ситуаций; владение толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать.

Метапредметные

Познавательные УУД: находить достоверные сведения о населении мира в источниках географической информации; объяснять, оценивать и прогнозировать демографические процессы современного мира на основе приобретённых знаний и умений.

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в процессе учебной деятельности; выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; применять на практике все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; интерпретировать географические аспекты социально-экономических статистических данных.

Предметные

Развивать географическое мышление для определения географических аспектов изменения численности и особенностей современного процесса воспроизводства населения мира; сформировать систему комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях размещения населения; объяснять особенности динамики численности населения мира; прогнозировать изменение численности населения мира.

Ключевые слова Население,  воспроизводство,демография; естественное движение населения; два типа воспроизводства населения; демографическая ситуация; демографический взрыв и демографический кризис, демографическая политика.


Краткое описание

Урок с элементами практической работы

На уроке формируются представления о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населении, о продолжительности жизни; закономерности динамики численности населения мира.

Оборудование: ноутбуки, компьютер, проектор,  калькуляторы, презентация, видеофрагмент «7 млрд. человек».

Рабочие материалы для обучающихся (УМК): учебник «Экономическая и социальная география мира»  10-11 класс В.П. Максаковский, атласы 10-11 класс, маршрутные листы.



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

РЭтап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Почему при изучении хозяйства невозможно обойтись без знакомства с населением?

Почему население изучается даже раньше, чем хозяйство?

Разместите на доске в правильной последовательности таблички с понятиями «природа», «хозяйство», «население». Объясните предложенную вами последовательность. Как вы думаете, какие вопросы, мы будем изучать в этом разделе?

Почему важно изучать население?

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Ребята!

Давайте вместе погрузимся в изучение «Численности населения мира». Почему эта тема так важна? Для начала, давайте представим, что наша планета — это огромный мир, населенный миллиардами людей. И вот вопрос: сколько нас тут, на Земле? Давайте вместе подумаем, как можно узнать ответ на этот вопрос. Численность жителей — это один из важнейших параметров нашей планеты, который оказывает огромное влияние на ее развитие и состояние. Какие факторы могут влиять на количество в разных странах и регионах? А как она влияет на экономику, социальную сферу и экологию? Сегодня мы будем исследовать разные аспекты этой темы, узнаем, как ученые определяют количество жителей, какие типы воспроизводства существуют, и как демографическая политика влияет на жизнь людей в разных государствах. Подготовьтесь к интересному и познавательному уроку, на котором мы отправимся в мир чисел, статистики и географии проживания людей. Давайте начнем наше исследование!

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Целеполагание и мотивация учебной деятельности.

Эпиграф: «Население планеты – это калейдоскоп особенностей».Что означают эти слова?

Исходя из эпиграфа, определите, с чем мы должны сегодня познакомиться и свяжите с темой урока.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Просмотр видеофрагмента «7 млрд. человек» и презентации «Воспроизводство населения».

Организация беседы, постановка проблемных вопросов;-организация работы с таблицами, картами атласа, диаграммами, текстом учебника;-организация записей в тетради.

Задание

Рассмотрите рисунок 7 и таблицу 2 на стр. 66 и сделайте вывод, что происходит с численностью населения мира.Какова численность населения на данный момент?

По каким данным судят о количестве населения? Где родился 7млрд. житель планеты?Выскажите свою точку зрения о причинах роста населения в современную эпоху.

Используя «визитную карточку» стран мира назовите 10 крупнейших по населению стран мира в порядке убывания их показателей. Найдите и покажите их на карте атласа.

Запишите их в тетрадь.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Задание

Ребята, что вы понимаете под понятием «воспроизводство населения»?

Какие причины обуславливают уровень рождаемости и смертности людей?

Что такое «естественный прирост»? как его можно определить? (вводится «формула воспроизводства населения»)

(С уточнением учителя ответы на задания записываются в тетрадь учащихся)

Проблемный вопрос:

Среди стран, которые имеют отрицательные показатели естественного прироста, Свазиленд (Африка), хотя известно, что на этом континенте очень высокая рождаемость. Чем вы объясните, что в Свазиленде происходит сокращение численности населения? Ответ записывается в тетрадь.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

На нашем уроке присутствуют журналисты газеты «Мир людей – мир для людей», они выпустили спецвыпуск газеты и хотят  познакомить нас с интересными фактами о населении мира.

- Ребята, а какие показатели влияют на численность населения?

Вспомним, что такое рождаемость, смертность, естественный прирост.

 -Посмотрите на слайд, на нем вы видите формулу ЕП, обратите внимание, что измеряется ЕП в промилле.

-Выполните задание в маршрутных листах, используя таблицы учебника стр.406, 407 (таблица 12, 13).

Выписать 3 страны с низким 3 страны с высоким ЕП, обратите внимание, что он измеряется в промилле.  (таблица 12, 13).

В каких- то странах, численность населения растет быстро, а в каких- то медленно, это зависит от воспроизводства населения.

 -Читаем определение в учебнике на стр.62 записываем в тетрадь

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания.

География-обществознание

Восстановите смысловое значение предложения:

Первая в истории России _________ была проведена при участии государственного деятеля П.П. Семёнова-Тян-Шанского.

Учёт _________ (Б) вели и античные полисы, и средневековые государи.

Варианты ответов:

закон, перепись, состав; населения, мужчин, детей.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Выберите все высказывания с информацией о естественном движении населения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1.  В Китае число новорождённых в 2021 г. составило 10,62 млн, численность населения страны увеличилась до 1,4126 млрд человек.

2.  Российское гражданство в 2021 г. получили более 735 тыс. иностранцев.

3.  В 2021 г. численность городского населения мира достигла 4,38 млрд человек или 56% от общей численности мирового населения.

4.  По данным Росстата в 2021 г. в России превышение смертности над рождаемостью составило 1,043 млн человек.

5.  По прогнозам демографов Республики Корея к 2050 г. 44% населения страны составят люди в возрасте старше 65 лет.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Вопросы по теме

«Демографическая политика»

1.Система мероприятий, с помощью которых государство влияет на естественное движение населения в желательном для себя направлении, называется…………………

2.В странах с первым типом воспроизводства демографическая политика направлена на ……… через………

2.В странах со вторым типом воспроизводства демографическая политика направлена на ……… Самые большие усилия в этом отношении прилагают две самые большие страны………………………

4.В нашей стране демографическая политикасопровождается следующими мероприятиями: ………………………….

5. Страны не проводящие активной демографической политики …………….…..

Перечень «ключевых» слов:

Демография», «рождаемость – смертность = естественный прирост», Индия, «Демографическая зима», Китай, «Демографическая весна», Германия, «Старение нации», Россия, «Демографический кризис», «Омоложение населения», США, «Депопуляция», Бразилия, «Демографический взрыв», Болгария, «перепись населения», Индонезия, «демографическая политика», Саудовская Аравия, «льготы, пособия на детей», Пакистан, «сокращение рождаемости», Ирак, Иран, Аргентина, 7 млрд, «естественный прирост», «миграционный прирост», смертность, рождаемость, низкие показатели, высокие показатели, развитые страны, развивающиеся страны,

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами




БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Прием «Что лишнее и почему?»

1.Япония,Великобритания, США, Франция, Нигерия -высокий естественный прирост населения

2.Афганистан, Сомали, Франция, Эфиопия, Чад -низкий естественный прирост населения.


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Элемент шеринга «Поделись мнением»:

 - Что понравилось?  - Что вызвало интерес?

- Какие трудности возникли?

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Т3, п1,ответить на вопросы после параграфа.

1.Подготовиться к дискуссии «Что произойдёт, если численность населения будет угрожающе велика?»

2.Социологическое исследование в своих семьях.

Составить диаграмму о количестве детей в семьях прабабушки, бабушки, мамы и вашей семьи в будущем. Выявите причины изменения количества детей в семье. Узнайте, где жили ваши предки (в городе или в селе) какое образование у ваших родителей, бабушки, прабабушки.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!