СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работы студентов специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям)

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

наглядное пособие по оформлению и написанию курсовой работы

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работы студентов специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям)»

ГОБУ СПО Амурской области «Белогорский технологический техникум

пищевой промышленности»









Курсовая работа


МДК 01.01.Организация коммерческой деятельности


Тема: Сущность розничного товарооборота и его показателей при реализации хлебобулочных изделий

Выполнил: Е.Л. Белеменко





Преподаватель: Т.Е. Дуракова











Белогорск 2013








ГОБУ СПО Амурской области «Белогорский технологический техникум пищевой промышленности»


Задание

на курсовую работу по специальности

100701 Коммерция (по отраслям)


Студенту Белеменко Елене Леонидовне

Группа 41кд Отделение заочное


Выполнить курсовую работу на тему

Сущность розничного товарооборота и расчет его показателей при реализации хлебобулочных изделий


Содержание работы А. Расчетно-пояснительная записка

Введение

  1. Теоретическая часть

1.1 Сущность розничной торговли и ее классификация

1.2 Сущность и виды розничного товарооборота, его состав.

1.3 Сущность оборачиваемости товаров, времени и скорости товарного обращения

1.4 Сущность запасов в процессе воспроизводства, классификация запасов на розничном предприятии

    1. Система показателей розничного товарооборота

1.6 Краткая характеристика реализуемых товаров

2 Практическая часть

    1. 2.1Анализ динамики товарооборота

    2. 2.2Анализ влияния факторов на объем товарооборота

    3. 2.3Анализ структуры товарооборота

    4. 2.4Анализ ритмичности работы предприятия

    5. 2.5Анализ показателей товарооборачиваемости

    6. 2.6Анализ валового дохода предприятия

Заключение

Список литературы

Дата выдачи задания « 20» декабря 2012 г.

Срок окончания «____»_______________2013 г


Председатель предметной комиссии____________________________

Руководитель курсовой работы________________________________

Содержание


Введение


Теоретическая часть


1.1 Сущность розничной торговли и ее классификация

6

1.2 Сущность и виды розничного товарооборота, его состав

7

1.3 Сущность оборачиваемости товаров, времени и скорости товарного обращения


1.4 Сущность запасов в процессе воспроизводства, классификация запасов на розничном предприятии

9

1.5 Система показателей розничного товарооборота

11

    1. Краткая характеристика реализуемых товаров

16

Практическая часть


    1. 2.1Анализ динамики товарооборота

19

    1. 2.2Анализ влияния факторов на объем товарооборота

20

    1. 2.3Анализ структуры товарооборота

22

    1. 2.4Анализ ритмичности работы предприятия

23

    1. 2.5Анализ показателей товарооборачиваемости

27

    1. 2.6Анализ валового дохода предприятия

29

Заключение


Список литературы



















Введение

Товарооборот – это объем продаж товаров торговой организацией в денежном выражении за определенный период времени, т.е. процесс обращения товаров. Товарооборот подразделяется на оптовый, розничный и оборот общественного питания. Розничным товарооборотом называется выраженный в денежной форме объем продаж товаров населению для удовлетворения его личных потребностей, а также реализация товаров в порядке мелкого опта различным учреждениям, организациям, предприятиям для обслуживаемых ими контингентов. Экономическая сущность розничного товарооборота выражается отношениями, связанными с обменом денежных средств на товары. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, и от него зависит объем валового дохода и прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности.

В связи с тем, что в настоящее время постоянно изменяется конъектура потребительского рынка по составу розничных предприятий, поэтому необходимо знать сущность розничного товарооборота т.к. он является одним из главных финансовых показателей работы розничного предприятия. Актуальность курсовой работы будет состоять в теоретическом изучение сущности и показателей товарооборота и расчета каждого показателя по определенным видам товаров, что будет способствовать формированию профессиональных компетенций (управление товарными запасами и потоками, определение статистических величин, индексов, расчет финансовых показателей).

Целью курсовой работы МДК 01.01 «Организация коммерческой деятельностью» является:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений, профессионального опыта;

  • углубление теоретических знаний в соответствии с заданной темой: сущность розничного товарооборота и расчет его показателей при реализации хлебобулочных изделий;

  • формирование умений при расчете экономических показателей и написании выводов;

  • формирование профессионального опыта в использовании справочной документации, компьютерных прикладных программ;

  • развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • подготовка к выпускной квалификационной работе.

В ходе курсовой работы освоены следующие профессиональные компетенции: ПК 1.2. На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать на хранение; ПК 1.4. Идентифицировать вид, класс и тип предприятий розничной и оптовой торговли; ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статические величины, показатели вариации; ПК 1.9. Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков.

Предметом изучения курсовой работы является сущность розничного товарооборота, товарных запасов, товарооборачиваемости.

Объектом исследования в курсовой работе будет расчет показателей товарооборота при реализации хлебобулочных изделий.

Источниками написания курсовой работы будут специальная литература по МДК 01.01 «Организация коммерческой деятельности»; журналы и периодическая печать по торговой деятельности; компьютерные прикладные программы (WORD, EXCEL) база Интернет.

Курсовая работа состоит из трех частей: теоретическая часть, практическая часть, заключение.

1 Теоретическая часть

1.1Сущность розничной торговли и её классификация

Предприятие розничной торговли – это торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного или дальнейшего использования (ГОСТ Р). При торговом обслуживании покупателей в розничных торговых предприятиях осуществляется деятельность продавцов при непосредственном взаимодействии с покупателями, направленная на удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара или услуги. Оказываемые услуги торговли должны быть безопасны для жизни и здоровья покупателей, сохранности их имущества и охраны окружающей среде.

Предприятия розничной торговли в соответствии с введенным с 2002 г. ГОСТом классифицируют по их видам и типам.

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров виды магазинов определяются как специализированные, неспециализированные и универсальные.

Специализированный магазин – это предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров – хлебобулочные изделия, молочные товары, обувь, одежду и т.п.

К неспециализированным магазинам относят магазины с комбинированным или смешанным ассортиментом товаров. Магазин с комбинированным ассортиментом товаров – это предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности покупателей .

Универсальный магазин – это предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров.

Поскольку товары делятся на товары повседневного, периодического и эпизодического спроса, то и выбор товарного профиля магазинов также должен быть связан с подразделением товаров в зависимости от частоты спроса.

Действующая классификация предусматривает следующие типы предприятий розничной торговли:

гипермаркет: предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары, универсального ассортимента по форме самообслуживания;

универмаг: предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары универсального ассортимента, использующее различные формы торгового обслуживания покупателей;

универмаг «Детский мир»: предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары универсального ассортимента для детей и использующее различные формы торгового обслуживания покупателей;

гастроном: предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента с преобладанием в нем гастрономии с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок;

магазин «Продукты» (минимаркет): предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых хлеб, кондитерские товары гастрономия и т.д.; с индивидуальным обслуживанием через прилавок.

Для каждого вида и типа магазина рекомендуется определенный перечень услуг, которые могут оказываться покупателям в конкретном магазине. Этот перечень содержит более 30 различных видов услуг.


1.2 Сущность и виды розничного товарооборота, его состав

Товарооборот представляет собой процесс обмена товаров на деньги. С одной стороны, он характеризует объем деятельности предприятия, от него зависят величина валового дохода и прибыли. С другой стороны, через товарооборот происходит смена форм стоимости товаров, в результате которой возмещаются затраты производства и создаются условия для его развития.

Различают розничный и оптовый товарооборот. Розничный товарооборот характеризует продажу товаров через торговую сеть и предприятия питания за наличный и безналичный расчет. Экономическое содержание населению в обмен на его денежные доходы. Население оплачивает товары в основном наличными деньгами, часть покупок совершается с помощью чеков и кредитных карт.

Под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям, как правило, населению для удовлетворения личных потребностей. На этом процесс обращения товара завершается – товар поступает в сферу потребления и перестает быть товаром.

Классификация розничного товарооборота по дополнительным критериям на определенные формы может быть представлена и схематично. (рис. 1.2.1)





















Рисунок 1.2.1 Схема классификации розничного товарооборота

В соответствии с Государственным стандартом РФ № 242-ст. от 11 августа 1999 г. под розничным товарооборотом понимается объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного и домашнего пользования. Кроме того, в розничный товарооборот включается продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам и т.д.) через которые осуществляется совместное потребление товаров. В розничный товарооборот включается также продажа через розничную сеть товаров юридическими лицами за наличный расчет.

В состав розничного товарооборота не включается:

  • отпуск отдельным категориями товаров, полностью оплаченных юридическими лицами товаров рабочим и служащим в счет заработной платы;

  • стоимость возвращенных населением товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;

  • продажа населению проездных билетов, талонов на все виды транспорта;

  • продажа населению почтовых марок, конвертов с маркой, почтовых открыток отделениями связи.

В рассмотренном вопросе о составе розничного товарооборота определены общие моменты и показатели. Для определения розничного товарооборота необходимо рассмотреть показатели его определения.


1.3 Сущность оборачиваемости товаров, времени и скорости товарного обращения

Оборотные средства торгового предприятия – это стоимостный эквивалент оборотных фондов и фондов обращения. Основным критерием эффективного использования оборотных средств, служит критерий оборачиваемости. Под оборачиваемостью средств в торговых предприятиях понимают период времени, в течение которого оборотные средства переходят из товарной формы в денежную и наоборот.

Оборачиваемость оборотных средств может измеряться длительностью одного оборота средств и числом их оборотов в течение периода (частным случаем оборачиваемости оборотных средств является товарооборачиваемость). Чем короче период оборачиваемости и чем выше скорость оборачиваемости оборотных средств, тем больше кругооборотов совершают оборотные средства, тем меньше в них потребность у торговых предприятий.

Оборачиваемость оборотных средств (дни), длительность одного оборота или время обращения

Одн = Соб : Родн = Соб n : Р

(1.3.1)

где Соб – средняя величина оборотных средств за период, руб., шт.;

Родн – однодневный товарооборот за период, руб., шт.;

n – количество дней в периоде, дн.;

Р – товарооборот за период, руб., шт..

Оборачиваемость оборотных средств, в количестве оборотов (разы) за период, или скорость обращения

Ор = Р : Соб

(1.3.2)

Скорость обращения всегда обратно пропорционально показателю времени обращения через число дней в периоде:

Одн = n : Ор, или Ор = n : Одн

(1.3.3)

Это следует из простого расчета

Одн Ор = Собп : Р Р : Соб = n

(1.3.4)

Вместе с тем значение показателя оборачиваемости оборотных средств нельзя абсолютизировать. Высокая оборачиваемость оборотных средств может достигаться и за счет сужения ассортимента, и при отсутствии товарных запасов, и при острой нехватке товаров. В таком случае процесс реализации товаров совершается с перебоями, что является негативным фактом.

Эффективность использования оборотных средств, в торговых предприятиях определяется факторами, которые условно можно разбить на две группы: факторы, влияющие на состав и структуру оборотных средств; факторы, влияющие на скорость их оборачиваемости.

К первой группе можно отнести: торгово-хозяйственные факторы; факторы, связанные с организацией коммерческой работы и в частности с организацией поставок; факторы, связанные с организацией расчетов.

Ко второй группе относят такие факторы, как расширение ассортимента; ритмичность и регулярность поставок товаров, фасовка отдельных товарных групп.

Таким образом, при ускорении оборачиваемости оборотных средств появляется возможность изымать из торгово-хозяйственного оборота часть средств и направлять их на другие цели. Но при этом необходимо следить, чтобы ускорение оборачиваемости оборотных средств не происходило за счет снижения величины товарных запасов в торговой сети и сужения ассортимента товаров.


1.4. Сущность запасов в процессе воспроизводства, классификация запасов на розничном предприятии

Товарные запасы – это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения её из сферы производства к потребителю.

Согласно ГОСТ Р 51303-99, «товарные запасы – количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату».

Товарные запасы образуются на всех стадиях движения товаров: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий. Необходимость образования товарных запасов вызывается многими факторами. Наиболее существенны следующие: сезонные колебания в производстве и потреблении товаров; случайные колебания спроса и предложения товаров; несоответствие между, производственным и торговым ассортиментом товаров; особенности в территориальном размещении производства; условия транспортировки товаров; условия реализации товаров; интервалы завоза товаров; состояние материально-технической базы торговли, предопределяющей возможности для хранения товара.

Товарные запасы не приносят торговым организациям ничего кроме затрат и издержек, - доходы и прибыль дает товарооборот (реализация товарных запасов). Учитывая, что товарные запасы – это и замороженные средства, продавец объективно заинтересован в скорейшей реализации – сокращении времени пребывания товаров в форме запасов.

Товарные запасы могут быть классифицированы по целому ряду признаков:

  • по местонахождению (в оптовой или розничной торговле, в промышленности, в пути);

  • срокам (на начало и на конец периода, на любую дату периода);

  • единицам измерения (абсолютные – в стоимости и натуральном выражении, и относительные – в днях товарооборота);

  • назначению (текущего хранения – для обеспечения повседневных нужд торговли, сезонного назначения – для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения, досрочного завоза – для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях на протяжении периода между сроками завоза товаров, целевые товарные запасы – для осуществления определенных целевых мероприятий).

Классификация товарных запасов в предприятиях торговли представлена на схеме (рис. 1.4.1). Размер товарных запасов в значительной степени определяется объёмом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов – одна из важных задач предприятий торговли. При недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов на выплату процентов по ним, увеличение расходов на хранение запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий.




















Рисунок 1.4.1 Схема классификации товарных запасов



1.5 Система показателей розничного товарооборота

Экономическое содержание, состав и классификация розничного товарооборота. Розничный товарооборот – это количественный показатель, характеризующий объём продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы.

Розничный товарооборот отражает состояние национальной экономики, эффективность производства и управления процессом товародвижения, степень развития рынка и его конъюнктуру.

Рассмотрим влияние отдельных факторов внешней среды на размер розничного товарооборота (например, связанных с покупательными фондами населения и процентом их охвата розничным товарооборотом), используя метод цепных подстановок:

Т = ЧхПФср х ОХВ : 100 = Ч х (ПФср : Ч) (Т : ПФср) х 100

(1.5.1)

где Ч – численность обслуживаемого населения; ПФср – покупательные фонды населения (в среднем на одного человека);

ОХВ – процент охвата товарооборотом покупательных фондов;

Т – товарооборот.

Влияние на товарооборот изменения численности обслуживаемого населения рассчитывается по формуле:

Тч = Ч1 х ПФср0 х ОХВ0 : 100 – Ч0 х ПФср0 х ОХВ0 : 100

(1.5.2)

где 1 – показатели отчетного года;

0 – показатели базисного года.

Факторы внутренней среды торговых предприятий отражают:

  • эффективность использования экономического потенциала;

  • оборачиваемость товарных запасов;

  • развитие прогрессивных методов продажи товаров и т.п

Розничный товарооборот измеряется

  • стоимостными и натуральными показателями;

  • показателями его изменения (прироста, снижения);

  • показателями объёма продаж на душу населения.

Показатели реализации, товарных запасов и поступления балансово взаимосвязаны, что отражается формулами:

Зн + П = Р + Зк,

(1.5.3)

отсюда Р = Зн + П – Зк



Зн + П = Р + Впр + Уе + Зк,

(1.5.4)


отсюда Р = Зн + П – Впр - Уе – Зк,



где Зн, Зк – товарные запасы соответственно на начало и конец периода;

П – поступление (закупка) товаров, т, руб.;

Впр – прочие выбытия, т, руб.;

Уе – естественная убыль, т, руб.;

Р – реализация товаров, т, руб..

Товарные запасы, находящиеся в розничной торговой сети и на складах оптовых баз, необходимы для обеспечения ритмичной работы торговых предприятий, широкого ассортимента товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей (рис.1.5.1) .

Структура товарооборота соотношение между отдельными товарами и товарными группами в общем объеме товарооборота.

Изменение в структуре реализации наряду с ценами могут влиять на увеличение (или уменьшение) стоимостного значения товарооборота. Влияние изменений структуры на значение товарооборота устраняют, применяя так называемые индексы структурных сдвигов.

Индекс – это относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления в данных условиях отличается от уровня того же явления в других условиях. Различие условий может проявляться во времени (тогда говорят об индексах динамики), в пространстве (территориальные индексы), в выборе в качестве базы сравнения какого-либо условного уровня, например планового показателя, уровня договорных обязательств и т.п. Соответственно вводят индекс выполнения обязательств или, если плановый уровень сравнивается с уровнем предыдущего периода, – индекс планового задания.

Ритмичность производства — равномерный или возрастающий (если это предусмотрено планом) выпуск продукции по периодам (за месяц, декаду, сутки, час); важный качественный показатель производственной деятельности объединения, предприятия, цеха.

Показатель розничного товарооборота, его динамика определяют устойчивость финансового состояния торгового предприятия. Правильность и глубина выводов, сделанных по результатам оценки, определяет экономическую обоснованность прогнозов на предстоящий период. Следует помнить, что не только динамика показателя розничного товарооборота свидетельствует об эффективной работе торгового предприятия; розничный товарооборот должен рассматриваться вместе с другими показателями хозяйственной деятельности.



















Рисунок 1.5.1 Схема классификации товарных запасов



1.6 Краткая характеристика хлебобулочных изделий

Хлебобулочные изделия в зависимости от вида используемой муки могут быть ржаные, пшеничные, ржано-пшеничные и пшенично-ржаные.

По рецептуре изделия бывают простые, улучшенные и сдобные (только пшеничные). В рецептуру простых изделий входят мука, вода, дрожжи и соль. В рецептуру улучшенных изделий вводят дополнительное сырье — молочные продукты, сахар, патоку, солод и др.

В сдобных изделиях содержится много жира и сахара, кроме того, могут быть добавлены орехи, изюм, цукаты, яйца, сахарная пудра и д

К хлебу относят изделия из всех сортов ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки массой более 500 г (допускается выработка хлебцев массой 300 г); масса булочных изделий — менее 500 г.

Хлеб ржаной выпекают из сеяной, обдирной и обойной муки.

Хлеб ржаной простой выпекают из обойной муки формовым массой 0,5— 1,0 кг, из обдирной и сеяной муки — формовым или подовым массой 0,7—1,6 кг.

Хлеб ржано-пшеничный и пшенично-ржаной в зависимости от преобладания вида муки всех сортов выпекают простым и улучшенным по рецептуре.

Булочные изделия выпекают из пшеничной муки, массой менее 500 г. К ним относят батоны, плетеные изделия, булки, сайки, сдобные булочные изделия.

Ассортимент сдобных булочных изделий представлен несколькими группами.

Булочки — гражданские булочки (круглые с надрезом, штоли, штрицелли), булочки сдобные (круглые и четырехугольные), бриоши (в виде пирамиды с основанием из трех шариков и с одним шариком сверху).

Слоеные булочные изделия — булочки слоеные квадратной формы, конвертики слоеные с повидлом продолговато-овальные или квадратные, слойка Свердловская квадратной или прямоугольной формы.

Диетические хлебобулочные изделия предназначены для лечебного и профилактического питания. В зависимости от назначения подразделяют на семь групп.

Бессолевые хлебобулочные изделия предназначены для лиц с заболеваниями почек, сердечно-сосудистой системы, гипертонией и при гормонотерапии. Ахлоридный хлеб (без соли) — формовой и подовый; бессолевой обдирный хлеб — формовой и подовый; ахлоридные сухари.

Хлебобулочные изделия с пониженным содержанием углеводов — для больных сахарным диабетом, при ожоговых травмах, ожирении, ревматизме.

Хлебобулочные изделия с пониженным содержанием белка (безбелковые изделия) — для питания больных с хронической почечной недостаточностью и другими заболеваниями, связанными с нарушением белкового обмена. Безбелковый хлеб из пшеничного крахмала выпекают в формах, массой 300 г, безбелковый бессолевой хлеб — в формах, массой 200 г.

Хлебобулочные изделия с повышенным содержанием йода рекомендуются при заболеваниях щитовидной железы, сердечно-сосудистой системы, а также лицам, проживающим в районах с йодной недостаточностью. Повышенное содержание йода достигается за счет введения порошка морской капусты (ламинарии). Порошок морской капусты оказывает положительное влияние на кинетику обмена радиоизотопов, уменьшает их всасывание при обмене веществ благодаря содержанию альгиновой кислоты.





2 Расчетная часть

2.1Анализ динамики товарооборота

Для оценки динамики товарооборота предприятия необходимо взять данные за последние 3-5 лет об объеме и на основе их рассчитать базисные и цепные темпы роста и прироста, а также среднегодовой темп прироста. Объем товарооборота выражен в сопоставимых ценах, за основу которых принимаются цены базисного года. Индексы цен по предыдущим годам берутся из приложения 1 по данным статистического управления Амурской области. Товарооборот в сопоставимых ценах рассчитывается по формуле: Тс.ц.= Тт.ц./Iи.г. (2.1.1)

где, Тс.ц. - товарооборот в сопоставимых ценах по годам, т.руб.

Тт.ц. - товарооборот в текущих ценах, т. руб.

Iи.г - индексы инфляции за предыдущие годы

Базовый темп роста товарооборота указывает процент увеличения объема реализованной продукции (товара) по сравнению с базовым годом. Рассчитывается по формуле:

Тр.б.= Тт.ц.i/То.б.*100 (2.1.2.)

где, То.б.- базовый темп роста товарооборота, %

Тт.ц.i- товарооборот в сопоставимых ценах по годам, т.руб.

То.б.- товарооборот базовый, т.руб.

Цепной темп роста товарооборота рассчитывается как отношение текущего на предыдущий объем товарооборота в текущих ценах. Рассчитывается по формуле:

Тр.ц.= Тоi/То.(i-1)*100 (2.1.3.)

где, Тр.ц.- цепной темп роста товарооборота, %

Тоi,То(i-1)- объемы товарооборотов в сопоставимых ценах за текущий и предыдущий годы,т.р.

Среднегодовой темп роста определяется по формуле: Тр.сг.=Тр.б.iпг (2.1.4.)

где, Тр.сг - среднегодовой рост товарооборота, %

Тр.б.iпг- базисный темп роста товарооборота последнего года

Прирост товарооборота указывает, на сколько процентов возрос объем реализации за определенный период.

ПТсг= Тр.сг -100 (2.1.5.)

где ПТсг- темп среднегодового прироста товарооборота, %

Данные сводятся в расчетную таблицу

Таблица 2.1.1Динамика товарооборота

Год

 

Товарооборот

в текущих ценах

Индекс

цен

Товарооборот

в сопост. ценах

Базисный

темп роста,

Цепной

темп роста,

 

т.руб.

 

т. руб.

%

%

2009

1500

1

1500

100

100

2010

1650

1,2

1375

92

92

2011

1790

1,25

1432

95

104

2012

1813

1,3

1394,6154

93

97

 

 

 

 

 

 

Среднегодовой темп роста товарооборота 9,64%

Прирост среднегодового темпа роста товарооборота -90,35%

Вывод: Анализируя данные по товарообороту булочных изделий за четыре года из которых следует, что темп роста среднегодовой составляет 9,64% прирост среднегодового темпа товарооборота составляет 90,4%. Значить есть возможность расширить товарооборот за счет новинок в группе товаров хлебобулочных изделий


2.2 Анализ влияния факторов на объем товарооборота

Выполнение плана товарооборота необходимо рассматривать в разрезе основных номенклатурных групп реализации и в целом по предприятию. Анализ должен показать, по каким видам товаров спрос оказался неудовлетворительным, а какие товары пользуются повышенным спросом у покупателей. Одновременно необходимо установить основные факторы изменения товарооборота.

Для этого вначале определяем основные номенклатурные группы реализации за год по плановым и текущим ценам.

Таблица составляется по данным предприятия.

Таблица 2.2.1 Объем товарооборота по плану и факту за 2012 года



Группа товаров

 

Товарооборот плановый

Товарооборот фактический

Условный

товарооб.

кол-во

цена

сумма

кол-во

цена

сумма

пирожки

13000

12

156

12900

13

167,7

154,8

булочки

15000

13

195

15220

12

182,64

197,86

ватрушки

10000

12

120

11700

13

152,1

140,4

пироги

8000

160

1280

8300

158

1311,4

1328

итого

 

 

1751

 

 

1813,84

1821,06

После составления данной таблицы выявляем факторы, влияющие на объем товарооборота в текущем году. Для этого используется способ абсолютных разниц.

Таблица 2.2.2 Расчет влияния факторов на объём товарооборота

группа товаров

 

товарооборот, т.р.

выполнение

плана,%

Абсолютное отклонение,т.р.

план

услов.

факт

всего

масса

цен

пирожки

156

154,8

167,7

107,5

11,7

-1,2

12,9

булочки

195

197,86

182,64

93,7

-12,36

2,86

-15,22

ватрушки

120

140,4

152,1

126,8

32,1

20,4

11,7

пироги

1280

1328

1311,4

102,5

31,4

48

-16,6

итого

1751

1821,06

1813,84

103,6

62,84

70,06

-7,22



Вывод: Анализируя данные таблиц 2.2.1 и 2.2.2 по объёму товарооборота хлебобулочных изделий , можно сделать вывод, что плановое задание товарооборота перевыполнено на 3.6%. По товарам пирожки, ватрушки и пироги план выполнен, а план по булочкам не выполнен. Анализируя абсолютное отклонение можно заметить, что не выполнение связано по ценам и по качеству товара. Поэтому необходимо проанализировать детально эти показатели.




2.3 Анализ структуры товарооборота

Увеличение объема товарооборота по одним товарным группам и уменьшение по другим видам товаров приводит к изменению структуры товарооборота: удельный вес одних товаров увеличивается, других- уменьшается.Это сказывается на среднем уровне и сумме издержек обращения, валового дохода, прибыли и рентабельности. Поэтому необходимо учитывать, какие изменения произошли в структуре товарооборота по ассортиментному составу, и сделать соответствующие выводы.

Таблица 2.3.1 Анализ структуры товарооборота






Группа товаров

товарооборот,т.р.

Структура товарооборота,%

Отклон.+,-


 

план

факт

план

факт

 


пирожки

156

167,7

8,9

9,2

0,3


булочки

195

182,64

11,1

10,1

-1,1


ватрушки

120

152,1

6,9

8,4

1,5


пироги

1280

1311,4

73,1

72,3

-0,8


итого

1751

1813,84

100

100

0,0



















































































Вывод: Анализируя данные фактической и плановой структуры товарооборота хлебобулочных изделий можно сделать вывод, что предпочтения покупателей изменились в течении года. На булочки и пироги спрос снизился т.к. качество не удовлетворяет потребителей, а на пирожки и ватрушки спрос увеличился т.к. повысилось качество выпечки.


2.4 Анализ ритмичности работы предприятия

Анализ выполнения плана товарооборота проводят не только за год, а также по кварталам, месяцам, декадам, что помогает установить, насколько ритмично работает торговое предприятие.

В выполнение плана по ритмичности засчитывается фактическая доля товарооборота за i-й период но не больше плановой доли. Коэффициент ритмичности равен:

Критм.= Увф1+Увф2+,,,, (2.4.1.)

где К ритм.- коэффициент ритмичности,

Увф1,Увф2 - удельный вес товарооборота за анализируемый период, %

Проводится анализ за последний анализируемый год по кварталам.



Таблица 2.4.1 Анализ ритмичности товарооборота

Квартал

Товарооборот,т.р.

Удельный вес,%

Изменения,

 

план

факт

план

факт

=,-

I

437,75

453,46

25

25

0

II

437,75

417,1832

25

23

-2

III

437,75

489,7368

25

27

2

IV

437,75

453,46

25

25

0

Итого

1751

1813,84

100

100

0

Коэффициент ритмичности 98 0,98




































































































































































Вывод: Исследуя данные планового и фактического товарооборота по квартал можно сказать о ритмичности реализации хлебобулочных изделий. Ритмичность реализации составило 90%. Во втором квартале не было реализовано 2% от плана, это связано со срывом поставки продукции от поставщика, в третьем квартале поставщик дополнил объем поставок и произошло перевыполнение плана на 2% поэтому необходимо заключать более детальные договора купли-продажи с поставщиками.



2.5 Анализ показателей товарооборачиваемости Товарооборачиваемость указывается какой период капитал, вложенный в товар, совершает полный оборот, т.е. потраченные денежные средства на товар возвращаются после продажи товара снова в торговле предприятие денежным эквивалентом.

Для определения скорости обращения товаров рассчитывается несколько показателей:

а) коэффициент товарооборачиваемости - показывает, сколько полных оборотов совершили средства, вложенные в товары, за анализируемый период времени:

Коб.= То/Зср, (2.5.1.)

где Коб.- количество оборотов, раз, шт.

То- товарооборот, т.р.

Зср.- сумма средних запасов на предприятии, т.р.

б) продолжительность оборота капитала, вложенного в запасы, указывает через сколько дней товар после реализации превращается в деньги. Поб.= Зср.*Дп/То, (2.5.2.)

где Поб.- продолжительность одного оборота, дн.

Дп- длительность анализируемого периода, дн. Изменение товарооборачиваемости, как следует из приведенной формулы, может произойти за счет изменения среднего запаса и однодневного товарооборота. Для расчета влияния данных факторов необходимо иметь исходную информацию.








Таблица 2.5.1 Исходные данные для расчета товарооборачиваемости







Вид товара

Товарооборот,т.р.

Средний запас, т.р.

Дневной оборот,т.р.

 

план

факт

план

факт

план

факт

пирожки

156

167,7

3,9

4,49

0,43

0,46

булочки

195

182,64

4,80

4,95

0,53

0,50

ватрушки

120

152,1

2,83

4,08

0,33

0,42

пироги

1280

1311,4

30,85

34,75

3,51

3,59

итого

1751

1813,84

42,38

48,27

4,80

4,97









Таблица 2.5.2 Показатели товарооборачиваемости




Вид товара

 

Товарооборачиваемость,дн.

Изменение товарооборачиваемости,дн.


план

Услов.

факт

всего

тов/обор.

сред.зап.


пирожки

9,125

10,51

9,78

0,65

1,39

-0,73


булочки

8,979

9,264

9,89

0,91

0,28

0,62


ватрушки

8,614

12,39

9,78

1,16

3,78

-2,61


пироги

8,7965

9,90

9,6

0,87

1,11

-0,23


итого

8,8335

10,062

9,713

0,88

1,22

-0,34



Таблица 2.5.3 Расчет коэффициента товарооборачиваемости














Вид товара

 

Структура тов/об,%

Коэффиц. товар/обор.

Изменения

+,-




план

факт

план

факт




пирожки

8,91

9,25

40,00

37,31

-2,69




булочки

11,14

10,07

40,65

36,90

-3,75




ватрушки

6,85

8,39

42,37

37,31

-5,06




пироги

73,10

72,30

41,49

37,74

-3,76




итого

100,00

100,00

41,32

37,58

-3,74































































































































































Вывод: Анализируя показатели товарооборачиваемости можно сделать вывод, что товарооборот увеличился в днях на 0,88, это произошло за счет увеличения дневного оборота, а также увеличение среднего запаса, поэтому предлагаю работать по заявкам (величина спроса), а также расширять ассортимент новинками.


2.6 Анализ валового дохода предприятия

Основным источником доходов от торговой деятельности являются торговые надбавки по реализованным товарам. Сумма реализованных надбавок составляет валовой доход торгового предприятия.

Отношение суммы валового дохода к объему товарооборота, выраженное в процентах, называется средним уровнем валового дохода: УВД=ВД/То*100, (2.6.1.)

где УВД- средний уровень валового дохода, %

ВД- сумма валового дохода.т.р.

То- сумма товарооборота, т.р.

Сумма и средний уровень валового дохода - важнейшие показатели, от которых зависят финансовые показатели работы предприятия. Для проведения анализа, по влиянию товарооборота на величины валового дохода, надо иметь исходные данные:

Таблица 2.6.1 Исходные данные

Вид товара

 

Товарооборот,т.р.

Уровень валового дохода,%

Валовой доход т.р.

план

факт

план

факт

план

факт

пирожки

156

167,7

10

10

15,6

16,77

булочки

195

182,64

10

10

19,5

18,26

ватрушки

120

152,1

10

10

12

15,21

пироги

1280

1311,4

10

10

128

131,14

итого

1751

1813,84

10,00

10,00

175,1

181,38



Таблица 2.6.2.Данные об изменении суммы и уровня валового дохода

Вид товара

 

 

Структура тов/об,%

Изменение валового дохода,т.р.

Изменение

надбавок

%

план

факт

всего

за счет

 

 

товарооборота

уровня надб

пирожки

8,91

9,25

1,17

1,17

0

0

булочки

11,14

10,07

-1,23

-1,23

0

0

ватрушки

6,85

8,39

3,21

3,21

0

0

пироги

73,10

72,30

3,14

3,14

0

0

итого

100

100

6,28

6,28

0

0


Для определения изменения валового дохода за счет товарооборота необходимо сделать следующий расчет:

ИВДто = (Тоф - Топ)* УВДп/100, (2.6.2) где ИВДто- изменение суммы валового дохода за счет товарооборота, т.р.

Топ,Тоф - сумма товарооборота за плановый и фактический период, т.р.

УВДп- уровень валового дохода плановый, % Для определения изменения величины валового дохода за счет размера надбавок необходимо применить следующий расчет:

ИВДн = ИУВД * Тоф/100, (2.6.3)

где ИВДн- изменение суммы валового дохода за счет изменения величины надбавок, т.р.

ИУВД- изменение величины уровня валового дохода, % Изменение величины уровня валового дохода определяется по формуле: ИУВД = УВДф - УВДп, (2.6.4.)

где УВДп, УВДф - уровни валового дохода по плану и факту, %. Вывод: Анализируя данные валового дохода за год по хлебобулочным изделиям можно сделать вывод, что в целом он увеличился на 6,28 тыс. руб.
Увеличение товарооборота произошло по следующим видам товаров: пирожки (1,17), ватрушки (3,21), пироги (3,14). Рекомендую постоянно работать на ценообразование и пересматривать цены в течение года, по несколько раз применяя различные ценовые стратегии которые удобны для покупателя.






























































































































































































Заключение

Написав курсовую работу по МДК 01.01 «Организация коммерческой деятельности», я выяснила: что такое розничный товарооборот, в чем заключается его сущность, каков состав, значение товарооборота.

Провела анализ розничного товарооборота. Он осуществляется с целью выявления несоответствия сложившихся представлений в торговом предприятии о рынке с реальной ситуацией, чтобы произвести необходимые изменения. В ходе анализа определяется правильность оценки предприятием своих возможностей, а также правильность подходов к требованиям рынка. Выяснила, что представляет из себя каждый из видов анализа.

Планирование розничного товарооборота (прогноз продаж) включает как субъективный, так и объективный элементы. Процессы планирования – определение ключевых факторов экономической ситуации, подбор исходной информации.

Анализируя данные по товарообороту булочных изделий за четыре года из которых следует, что темп роста среднегодовой составляет 9,64% прирост среднегодового темпа товарооборота составляет 90,4%. Значить есть возможность расширить товарооборот за счет новинок в группе товаров хлебобулочных изделий

Исследуя данные по объёму товарооборота хлебобулочных изделий , можно сделать вывод, что плановое задание товарооборота перевыполнено на 3.6%. По товарам пирожки, ватрушки и пироги план выполнен, а план по булочкам не выполнен. Анализируя абсолютное отклонение можно заметить, что не выполнение связано по ценам и по качеству товара. Поэтому необходимо проанализировать детально эти показатели.

Рассматривая данные фактической и плановой структуры товарооборота хлебобулочных изделий можно сделать вывод, что предпочтения покупателей изменились в течении года. На булочки и пироги спрос снизился т.к. качество не удовлетворяет потребителей, а на пирожки и ватрушки спрос увеличился т.к. повысилось качество выпечки.

Исследуя данные планового и фактического товарооборота по квартал можно сказать о ритмичности реализации хлебобулочных изделий. Ритмичность реализации составило 90%. Во втором квартале не было реализовано 2% от плана, это связано со срывом поставки продукции от поставщика, в третьем квартале поставщик дополнил объем поставок и произошло перевыполнение плана на 2% поэтому необходимо заключать более детальные договора купли-продажи с поставщиками.

Выясняя показатели товарооборачиваемости можно сделать вывод, что товарооборот увеличился в днях на 0,88, это произошло за счет увеличения дневного оборота, а также увеличение среднего запаса, поэтому предлагаю работать по заявкам (величина спроса), а также расширять ассортимент новинками.

Анализируя данные валового дохода за год по хлебобулочным изделиям можно сделать вывод, что в целом он увеличился на 6,28 тыс. руб.
Увеличение товарооборота произошло по следующим видам товаров: пирожки (1,17), ватрушки (3,21), пироги (3,14). Рекомендую постоянно работать на ценообразование и пересматривать цены в течение года, по несколько раз применяя различные ценовые стратегии которые удобны для покупателя.

По проделанной работе выяснилось, что с точки зрения системного подхода, розничный товарооборот необходимо рассматривать в трех аспектах: как систему отношений общественного производства; как систему отношений обмена денежных доходов населения на товары народного потребления; как систему обратной связи с производством.

Пути повышения товарооборота: расширение ассортимента, внедрение новинок хлебобулочных изделий, оптимальный размер цены.

Cписок литературы


  1. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений .- 3-е изд., перер. и доп .- М.: Маркетинг, 2001.- 596с.

  2. Горфинкель В.Я. Курс предпринимательства: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997,- 439с.

  3. Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности : Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 324с.

  4. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. – М.: Маркетинг, 2000, 580с.

  5. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. – Учебник. – М.: Дашков и К, 2005, - 636с.

  6. Райсберг Б. Рыночная экономика. – М.: Деловая жизнь, 1993, 192с.

  7. Методические указания по выполнению курсовой работы «Риск в коммерческом предпринимательстве»/ Т.Е. Дуракова. Белогорск, 2006, с.45./

  8. Методические указания по выполнению курсовой работы «Сущность товарооборота и его показатели» / Т.Е. Дуракова. Белогорск, 2007, с.45./

  9. Требования по оформлению курсовой работы / В.М. Дзюба, Е.В. Сардыко, Белогорск, 2011, с.47/

















РЕЦЕНЗИЯ

На курсовую работу студента Белогорского технологического

техникума пищевой промышленности

Ф.И.О. студента


__________________________________________________________________

Тема курсовой работы

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Соответствие выполнения курсовой работы

заданию______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика выполнения разделов работы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Степень использования последних достижений науки, техники и передовых методов работы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка качества выполнения графической части работы

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Отзывы о работе в целом и оценка

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рецензент_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«________»_____________200 г






33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!