СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа "Социально-нравственное воспитание дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность исследования. Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. По мнению Т.И. Бабаевой, именно в этом возрасте необходимо задать нравственные ориентиры социального развития ребенка. Она подчеркивает неразрывную связь процесса социально-нравственного развития ребенка. 

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа "Социально-нравственное воспитание дошкольников"»







СОДЕРЖАНИЕ


Введение ………………………………………………………………..…………4

1.Социально-нравственное воспитание дошкольников как психолого-педагогическая проблема.

1.1 Сущность и механизмы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………………….....7 1.2 Особенности формирования привычек социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста………………………………………..13

2. Исследование психологических особенностей осознания и выполнения старшими дошкольниками социально-нравственных норм .

2.1 Организация и планирование исследования ……………………………...19

2.2 Результаты педагогического исследования……………….……………….27

Заключение ……………………………………………………...……………….29

Список использованной литературы……………………….…………………..31

Приложения












Актуальность исследования. Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. По мнению Т.И. Бабаевой, именно в этом возрасте необходимо задать нравственные ориентиры социального развития ребенка. Она подчеркивает неразрывную связь процесса социально-нравственного развития ребенка.

В настоящее время все большее количество детей в детских садах нуждается в коррекционной работе психологов. Причиной является неумение детей взаимодействовать друг с другом, со взрослыми, нежелание принимать и следовать нравственным нормам поведения. По мнению Е.В. Рылеевой, многие воспитатели забыли, что дошкольный возраст является ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития и воспитания ребенка.

В психолого-педагогической науке накоплен обширный материал о путях и средствах социального и нравственного воспитания личности на разных возрастных этапах (Ю.П.Азаров, Р.С.Буре, Н.Ф.Голованова, С.М.Иванов, И.С.Кон, А.Д.Кошелева, В.Г.Максимов, И.С.Марьенко, А.В.Мудрик, Я.З.Неверович, Н.Д.Никандров, И.В.Павлов, Т.Н.Петрова, Ю.П.Сокольников, Л.П.Стрелкова, М.И.Шилова, С .Якобсон и другие).

Проблема формирования социально- нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную психолого-педагогическую проблему. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.

Исходя из вышеизложенного, а также анализа научной литературы, были сформулированы цель, объект, предмет исследования, обозначены задачи работы.

Все это обуславливает тему нашего курсового исследования: «Социально-нравственное развитие дошкольников, личностная готовность детей к школе»

Целью данной работы является изучение эффективных форм и методов, а также условий воспитания и формирования социально-нравственных чувств и представлений поведения у детей дошкольного возраста как личностной готовности к школьному обучению.

Объект данной работы ­–процесс социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет изучения ­– деятельность педагога-воспитателя, направленная на воспитание привычек социально-нравственного поведения у детей дошкольного возраста.

Цель, предмет и объект исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Выявить сущность социально-нравственного воспитания и формирования привычек нравственного поведения как психолого-педагогического процесса;

2. Изучить методы и формы воспитания привычек социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста;

3. Выработать рекомендации для педагогов-воспитателей детей дошкольного возраста по формированию привычек социально-нравственного поведения.

Гипотеза исследования состояла в предположении, что если использовать сказкотерапию на занятиях с детьми дошкольного возраста, то это может способствовать социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста при наличия педагогической программы с использованием разнообразных жанров сказки в социально-нравственном воспитании ребенка.

Методы исследования: анализ литературных источников по данной проблеме; наблюдение; психолого-педагогическое исследование детей; интерпретация полученных данных; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

База исследования: Тарановская средняя школа, класс предшкольной подготовки (КПП) дети в возрасте 5-6 лет.


















Социальное развитие детей дошкольного возраста— это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», — считает И.Ф. Харламов [3; 381].

Термин «нравственность» образуется от слова «нравы». Нравы — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы – не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Педагогика в области нравственного воспитания выделяет такие педагогические понятия как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания.

В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

Овладение нравственными представлениями и понятиями — длительный и сложный процесс. Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием. Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений младших школьников, с другой – к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т.п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим [4; 72].

В сознании ребенка образ какого-либо явления нравственной жизни может возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Ребенок может воссоздать, вновь «увидеть» тот или иной поступок своего друга, который когда-то наблюдал. И более того, он может представить его поступок в определенных ситуациях. В этом случае действуют представления. По мнению Спиркина, в представлениях «сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление» [7; 16].

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Нравственное развитие дошкольника включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного Морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

Для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему норму необходимо соблюдать.

В дошкольном возрасте встречаются совершенно различные уровни такого понимания. Чем младше ребенок, тем чаще он объясняет необходимость выполнения нормы, ссылаясь на возможные последствия при ее соблюдении для себя или на требования взрослых, например: «Надо говорить правду, а то узнают и накажут», «Надо Делиться игрушками. А потом кто-нибудь тебе тоже даст». В 5-7 лет ребенок понимает общественный смысл нравственной нормы. осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми.

Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве — это кардинальный принцип педагогики.

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки младшего школьника Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 5-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании дошкольников играет учебная деятельность. На уроках они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.

Единству воспитания нравственного сознания и поведения А.С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания [1; 206].

Воспитание нравственного поведения — это формирование нравственных поступков и нравственных привычек.

Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников.

Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.








Итак, процесс социально-нравственного воспитания — это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Психолого-педагогический обзор литературы показывает, что относительно детей дошкольного возраста достаточно разносторонне разработана проблема морального развития и воспитания ребенка (Р.С. Буре, А.В. Запорожец, И.В. Княжева, В.К. Котырло, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Ж. Пиаже, Т.А. Репина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.). В исследованиях по изучаемой проблеме рассматриваются вопросы, касающиеся моральных представлений, знаний и суждений; морального поведения; моральных чувств дошкольников[10; 206].

Ж. Пиаже был одним из первых, кто подверг глубокому и детальному изучению моральные представления, знания и суждения детей (т.е. моральное сознание). Он установил, что в процессе развития моральное сознание детей проходит две стадии: 1) объективной морали, 2) субъективной морали. Именно для детей дошкольного возраста типична и характерна объективная мораль. Под объективной моралью Ж. Пиаже отмечал такую мораль, когда ребенок считает безнравственным тот поступок, который имеет наиболее серьезные объективные последствия и совсем не обращает внимания на мотивы и намерения, скрывающиеся за поступком. Ж. Пиаже вскрыл причины, порождающие объективную мораль (эгоцентризм детской мысли ребенка; интеллектуальное принуждение взрослого) и особо подчеркнул их следствие – возникновение у детей внешних представлений о правилах и нормах.

В дальнейшем нравственные представления, знания и суждения дошкольника изучались уже в сопоставлении с моральным поведением (С.Н.Карпова, В.К. Котырло, Л.Г. Петрушина, Е.В. Субботский) и выделяются особенности, свойственные детям дошкольного возраста: в развитии моральные представления «опережают» моральное поведение (С.Н. Карпова, Л.Г.Петрушина, С.Г. Якобсон); у дошкольника наблюдается явное расхождение между вербальным и реальным поведением (Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон); наличие моральных представлений является необходимым, но не решающим фактором и условием в соблюдении нравственных норм (Т.А. Репина, С.Г.Якобсон), а решающее значение отводится способности ребенка условно разграничивать позиции объекта и субъекта и выступать в каждой из них[12, 84].

В исследованиях достаточно широко рассматривается проблема моральных чувств ребенка (А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, И.В. Княжева, Я.З. Неверович, Т.А. Репина, В. Штерн и др.). Учеными подчеркивается, что моральные чувства дети выражают и проявляют во внимании к нуждам и интересам другого, в способности считаться с положением другого, выражать сочувствие к чужим бедам и радостям. Ими отмечается, что эмоциональная сфера занимает на протяжении старшего дошкольного детства центральное место (В.В. Зеньковский); моральная активность имеет эмоциональный характер (В.В. Зеньковский); эмоции и чувства доминируют над разумом и являются пусковыми в поведении (А.В. Запорожец, А.Д.Кошелева, М.Н. Матюшина, С.Г. Якобсон) [16; 107].

Таким образом, в центре внимания проблемы морального развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста оказываются следующие вопросы: психологические механизмы становления и развития моральных чувств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности морального развития дошкольника; педагогические условия и средства, способствующие формированию поступков нравственного поведения у детей.

Сегодня достоверно известно, что нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения [12; 63].

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания, по мнению Б.Т. Лихачева, является понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребенком [8; 463].

Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитие нравственного сознания предполагает знание моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства нравственного сознания - активный процесс отражения ребенка своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация  переживание  осмысление ситуации и мотивов  выбор и принятие решения  стимул  поступок.

Дети часто не склонны к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их случайным решениям. Выбор, поведения осуществляется ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обуславливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать сознательный выбор и реализовать волевое действие. Смысл воспитания у детей свободной социально-нравственной воли в том, чтобы научить их владеть собой, помочь обрести внутреннюю свободу, решимость непреклонного действия в соответствии с нравственным чувством и убеждением, утверждения в отношениях с людьми моральных норм. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Воспитание помогает ребенку прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением.

Начальный уровень, практически внутренне бесконтрольный, характеризуется зависимостью поведения от неосознанных импульсов и внешних воздействий. Постепенно, через эмоциональную подсознательную сферу психики, формируются привычки и привычные формы поведения. На этом уровне развития возникает возможность некоторого самоконтроля над поведением благодаря привычкам, укреплению привычных действий. На базе привычного поведения, под влиянием целенаправленного педагогического воздействия у ребенка развивается нравственное мышление. Вместе с ним и с его помощью, на базе нравственных чувств, сознания и воли образуются нравственность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Эти свойства и качества личности представляют собою психические преобразования, которые возникают в результате активного взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений. Они устойчиво проявляется ребенком в этих отношениях, сознаются, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках и привычных формах поведения. Высшим уровнем нравственного поведения является сознательное владение собой, сохранение твердости, верности нравственным убеждениям, особенно в кризисных и экстремальных ситуациях. Для детей постоянно такие ситуации возникают в процессе жизни.

Успех социальнонравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. Это раскрывает моральный климат в коллективе. Педагог сводит до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. Возникновение противоречий в жизненных отношениях ребят и внешним миром и между собой порождает напряженность переживаний, что проявляется в противодействиях, сопротивлению воспитанию, в скрытых и открытых конфликтах. Ошибочно рассматривать противоречивость в поведении и сознании старших дошкольников как явление случайное или только как результат недоработок в воспитании.

Педагоги, изучая причины невыполнения правил поведения детьми, выделяют три основных варианта воспитательного воздействия:

1. дети не знают некоторых правил. Это причина простая и легко устранимая;

2. дети знают правила, но не умеют их выполнять. Значит надо не только рассказывать, но и показывать, как можно вести себя в подобной ситуации, как надо выполнять это правило.

3. дети знают правила, знают как их выполнять, но не выполняют. Это происходит потому, что некоторые правила дети считают ненужными и неважными. Кроме того, дети видят, что взрослые не придерживаются единства в требованиях, предъявляемых детям, или дети не выполняют правила из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию[7, 14].

В преодолении ребенком внешних и внутренних противоречий заключается сама суть социально-нравственного становления личности ребенка дошкольного возраста. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом формируются черты характера, нравственные качества.

Дошкольный возраст является начальным и, следовательно, крайне важным этапом в процессе усвоения механизмов нравственного поведения и становления нравственных привычек.

Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты социально-нравственного воспитания и формирования привычек нравственного поведения у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что проблема воспитания привычек социально-нравственного поведения у детей 5-6 возраста не нова и в этой области сделано немало открытий.

По этой причине сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания социально-нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм.

Таким образом, процесс нравственного воспитания имеет в настоящее свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, педагог начальной школы в совместной с родителями воспитательной деятельности способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать у него нравственные представления и привычки нравственного поведения.


В нашем исследовании приняли участие 10 детей класса предшкольной подготовки Тарановской средней школы (5 девочек и 5 мальчиков), возраст выбранных испытуемых – от 5 лет 7 мес. до 6 лет 1 мес.

В констатирующем эксперименте каждый ребенок участвовал в 2-х экспериментальных ситуациях с идентичным социально-нравственным содержанием:

  1. ситуация рассказа (5 ситуаций с выбором способа поведения);

  2. наблюдение за способом поведения в реальной ситуации.

В эксперименте анализировался уровень сформированности у детей исследуемых социально-нравственных норм, выяснялись психологические особенности выполнения детьми нравственных норм. Вы­яснение особенностей осуществлялось путем сравне­ния поведения детей в двух планах их взаимоотноше­ний: в ситуации рассказа (проявление познавательного ас­пекта) и в реальной жизненной ситуации (проявление социально-нравственных мотивов поведения).

Основными задачами констатирующего экспери­мента были:

1) выяснение психологических особен­ностей выполнения социально-нравственных норм детьми в их взаимоотношениях;

2) установление наличного уровня сформированности некоторых поступков социально-нравственного поведения у старших дошкольников 5-6 лет.

Занятие: Формирование социально-нравственных чувств и представлений посредством сказки

“Погляди вокруг себя,

Как прекрасна та земля,

Где живешь сейчас малыш,

В детский сад с утра спешишь.

По дороге проходя, сказку

Встретишь иногда,

Ну, а дальше чудеса!...”

Все согласятся с тем, что сказка – неизменный спутник детства, так как воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности дошкольника.

А детство невозможно представить без сказок.

С самого раннего возраста дети с захватывающим интересом слушают разные сказки. Сказки покоряют детей богатством вымысла, своими образами, удивительными переплетениями фантастического и реального.

Герои сказок летают на коврах-самолетах, побеждают чудовищ и ничем не отличаются от обычных людей. Это удивительное сочетание правды и вымысла, которое учит отличать “добро” и “зло”, дает возможность малышу встать на место положительного героя, а также возможность выбора собственной позиции.

Сказка учит ребенка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества.

Также сказка корректирует мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты.

Сказки позволяют не только их слушать, но и играть с ними, и слышать их, и дописывать, и делать салат из сказок, и развязывать “узелки” сказочных “клубочков”.

Например: “Ребята, попробуйте развязать узелок? Сколько сказок свернулось в клубок?”

“Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может”. (“Курочка Ряба”, “Колобок”, “Репка”).

А вот такие задания помогают развивать и память, и речь:

- Угадайте сказку по трем словам:

1) Коза, козлятки, волк (“Волк и 7 козлят”)

2) Курочка, петушок, зернышко (“Петушок и бобовое зернышко”)

Или: В какой сказке есть такие слова?

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная? (“Морозко”)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться

Разве вкусная вода.

В ямке из копытца (сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”).

Можно использовать разнообразные приемы работы со сказкой:

- находить математическое начало в сказках, то есть составлять задачки из сказок:

“Жили-были дед и баба,

И была у них курочка Ряба.

Снесла курочка одно яйцо

Простое, одно золотое”.

Вопрос: Сколько яиц снесла курочка Ряба?

А как захватывает детей работа с шифром или мнемотаблицами. Сначала вместе с детьми делаем таблицы, а дальше дети делают самостоятельно.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно улучшает обучение и решает задачи, направленные на:

  1. развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

  2. перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

  3. развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Рассмотрим работу с мнемотаблицей на примере сказки “Теремок”(Приложение 1).

Этап 1 – рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано.

Этап 2 – осуществление так называемое перекодирование информации.

- домик - крыша

- волк зубами щелк

- медведь и т.д.

Этап 3 – после перекодирования осуществляется пересказ– самостоятельно.

Из приведенных примеров видно, что сказка может и учить, и лечить, и воспитывать, и развивать, и путешествовать зовет с собой.

Да, дети любят путешествовать со сказочными героями или в сказочную страну. Сейчас мы убедимся в этом, я приведу один пример: Конспект урока в первом классе на тему: “Путешествие в сказочную страну”

Цель занятия: Дать детям понятие о значимости чистой воды; научить их понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки; закрепить умение работать с техникой “живая” капля. Воспитывать социально-нравственные качества (сострадание, сопереживание, желание помочь, умение порадоваться).

Предварительная работа:

Чтение сказок, работа с карточками – символами, рисование “живая” капля.

Развивающая среда:

Дерево, 3 яблока, картины с сюжетами сказок, краски разного цвета, грязная вода, бутылочки, фильтры (вата, марля), фонарик, физическое оборудование (дорожки с пробками, пуговицами и реечками, следы).

Ход занятия

Сегодня в гостях у нас солнечный зайчик.

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладошками по лбу, по носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай нежно, чтобы не спугнуть. Он пробежал по голове, шее, животику, по рукам и ногам. Он забрался за шиворот, погладь его и там! Он не озорник – но он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним. Подружились. Попробуйте догнать его глазками.

- Солнечному зайчику очень понравилось, что вы его быстро находили глазками. Он приглашает вас в сказочную страну.

- Отправляемся.

- Но прежде чем отправиться в сказочную страну нам нужно выбрать каждому из трех дорог – одну, по которой мы пойдем. Все дороги волшебные, все они будут наделять волшебной силой и добротой:

Первая дорога – самая легкая, но и силы она даст вам немного (следы и кочки).

Вторая дорога - потруднее (физическое оборудование – ткань с пуговицами и палочками).

Третья дорога - самая трудная (дорога из железных пробок), но зато она наполнит вас огромной силой, ловкостью и энергией.

- Дети выбирают дороги.

Вхождение в сказку:

Чтобы почувствовать прилив силы и ловкости по дорогам нужно идти без обуви и делать небольшие шаги.

Да и в сказочной стране тепло, мы можем ходить там и без обуви. Ну вот мы и в сказочной стране.

Вопрос? Что мы видим на елочке? (яблоки разного цвета). А какого цвета яблочки? А как вы думаете, почему эти яблочки висят на елке.

Ответы детей.

Я открою вам один секрет – это “дерево добрых поступков”.

Давайте вспомним с вами, что означали цвета для сказки:

Зеленый – хочу помочь;

Красный – радость;

Желтый – “мне жалко”.

Вопросы:

- А кто лежит под елочкой? (камень)

А какой он?

А хотите почувствовать какой он?

Упражнение с камнем:

Воспитатель прикладывает камень к щеке каждого ребенка (холодный, гладкий).

А как можно согреть камень? (говорят дети).

А давайте, ребята, согреем его руками своими, говоря вот такие слова:

“Камень, камень, возьми, пожалуйста, тепло моих рук и души”.

Каким стал камень? (воспитатель прикладывает к щеке детей).

- Ребята, а раз мы находимся в сказочной стране, значит этот камень из какой-то сказки.

Давайте мы подойдем к столу и найдем картину, где есть камень (дети выбирают).

Почему именно вы выбрали эту картину?

- Вспомнил ли кто-нибудь название этой сказки? (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

- Кто сидит на камне, а как вы думаете, на камне сидеть хорошо или плохо? (а возле воды камень какой? холодный, мокрый).

А почему Аленушка сидит на камне, что случилось?

Какие чувства вы испытываете к Аленушке?

Какое яблоко бы мы сорвали? (желтое – пожалеть).

- А давайте, ребята, мы ей отдадим камень теплый, который мы согрели. И пожалели ее – “Упражнение “Слезы Аленушки”.

Дети становятся парами. Один другому гладит руки (меняются).

Не перестает плакать Аленушка?

- А давайте мы подарим ей добрые слова: Какая она? (заботливая, добрая, трудолюбивая).

Вот и повеселела Аленушка, а глаза у нее грустные, почему?

Какой поступок хотели бы сейчас совершить – какое яблоко сорвем? (помочь) – зеленое.

А как же козленочка превратить обратно в мальчика Ваню.

А мне сейчас по секрету одна волшебная фея сказала, что нужно напоить козленочка чистой водой.

А где взять чистую воду? (кругом лес, все исхожено следами и истоптано копытами).

В сказке чьи были копытца, еще кроме козлиного? (лошадиное, коровье).

А чьи еще могут повстречаться копытца в лесу?

- Да, а где в лесу нам взять чистую воду, во всех копытцах она грязная.

А я вам открою еще один секрет: “Грязную воду можно очистить? Может и вы знаете как? (ответы детей).

Опыты с водой – очищаем воду через марлю, через вату, через угли.

Смотрим, у кого вода чище стала, почему?

Вот эту воду мы и дадим козленочку выпить.

- А какое сейчас у вас настроение, когда вы помогли Иванушке! (радостное) какое мы яблочко сорвем! Красное! Яблоко радости.

А что мы успели сделать, чтобы порадоваться? (помогли Иванушке, пожалели Аленушку).

В сказочной стране бывают чудеса, пока мы с вами делали добрые дела, прошел цветной дождь. Давайте сделаем необычные рисунки и подарим Аленушке и ее братцу Иванушке.

- Рисуем с детьми, используя прием кляксографии (капаем кляксу и раздуваем ее).

“На что похоже?”.


Заключение: Всю волшебную силу мы истратили, поэтому попрощаемся со всеми и вернемся по тем же дорогам домой, а осветит их нам солнечный зайчик.

Из этого занятия видно, что сказка помогает воспитывать нравственные качества, закрепить технику рисования, понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки.

А если работу эту вести комплексно, то она помогает воспитывать личностные качества у младших школьников.

Вот такая разнообразная работа со сказкой в игровой форме позволяет и нам, и малышам становиться добрее и умнее.

“И нельзя без сказок

Нам прожить друзья,

Ведь со сказкой проще нам найти

Слова для любимых деток или малыша”.







Данные первого этапа были зафиксированы. На втором этапе велось наблюдение за поступками детей в реальной ситуации, т.е. велось стороннее наблюдение за поступками детей в течение нескольких дней (непосредственную помощь оказывал учитель первого класса).

В результате наблюдения было установлено, что дети в типичных ситуациях – утреннее приветствие, поведение за столом, умение делиться игрушками, привычка извиняться за плохой поступок, помощь учителю по его просьбе в уборке игрушек, книг – проявили себя следующим образом:

  1. здороваются с воспитателем и другими работниками школьного учреждения (в большинстве случаев) – 6 человек, здороваются только с воспитателем– 3 человека, не здоровается (здоровается только после напоминаний) – 1 чел.,

  2. дружно играют, делятся игрушками, в том числе и своими (принесенными из дома) – 7 чел., из них делятся только с лучшими друзьями – 5 чел.,

  3. всегда культурно ведут себя за столом без присутствия воспитателя– 5 чел., под присмотром учителя– 7 чел., не соблюдают нормы поведения за столом – 1 чел.,

  4. самостоятельно извиняются (без требования учителя) за неправильные поступки – 3 чел.,

  5. помогают во всем воспитателю по его просьбе (и сами предлагают свою помощь) – 7 человек.

Представим соотношение результатов 1-ого и 2-ого этапов исследования в виде диаграммы, где цифрами 1-5 обозначены заданные в исследовании нравственные поступки (рис.1Приложение 2.).





Данное сравнение позволило установить, что уровень сформированности некоторых привычек социально-нравственного поведения у участвовавших в эксперименте детей можно оценить следующим образом (табл. 1. Приложение 3.).

Таким образом, оценив уровень сформированности некоторых привычек социально-нравственного поведения детей в классе предшкольной подготовки, учитель может определить направления групповой и индивидуальной работы с детьми, включая ее в примерное планирование.


В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими моральными принципами. Поэтому психолого-педагогическая проблема социально-нравственного воспитания при подготовке к начальной школе на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Формирование социально-нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования социальной нравственности детей.

В ходе решения задач, поставленных перед работой, изучены сущность, формы и методы воспитания социально-нравственного поведения дошкольников старшего звена.

Мы пришли к выводу, что для успешного формирования социально- нравственных представлений и поступков необходимо:

- полное понимание сущности социально-нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;

- знание «механизмов» формирования нравственности;

- умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать творчески и применять на практике эффективные пути и средства социально-нравственного воспитания и т.д.

Решающее значение для социально-нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.

Социально-нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.

Эффективность социально-нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы образовательного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

Список использованной литературы



  1. Абрамова Г. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

  2. Алексеева М. и др. Воспитание социальной активности //Дошкольное воспитание.- 2005.-№11.-С.31-35.

  3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2009.

  4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1998.

  5. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1999.

  6. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2007.

  7. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 2008.

  8. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ,2001

  9. Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 2001.- 176 с.

  10. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для ст-тов пед. институтов. В 2-х частях. 4.1 / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.-М.: Просвещение, 1998.- 256 с.

  11. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,2007.

  12. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 2009.

  13. Князева О. Новое направление в дошкольном образовании развитие социальной компетенции дошкольников. //Дошкольное воспитание.-1998.-№9.-С. 2-6.

  14. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. //Дошкольное воспи-тание.-1999.- №10.-С. 41-53.

  15. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.

  16. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С.98-104.

  17. Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. - М., 1992. - 176 с.

  18. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Юрайт, 2003. – 607с.

  19. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Формирование основ социальной активности в детском возрасте.- М.: Прометей, МГПИ, 1990.- 220 с.

  20. Миронов Н. Моральное чувство: его формирование с помощью художественной литературы. // Дошкольное воспитание.-2003.- №10.-С. 41

  21. Парамонова Л., Алиева Т., Арушанова А. Дошкольник в мире диалога: воспитание толерантности. // Дошкольное воспитание.-2009.- №5 .-С. 70-73.

  22. Прохорова Г. Азбука настроений.// Дошкольное воспитание.-1999.-№8.-С. 35-40.

  23. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.: 2002. – 144с.

  24. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. 2001. № 1. С.56-63.

  25. Феоктистова Т., Шитякова Н. О программе духовно-нравственного воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание.-1999.- №6.-С. 711.















Приложение 1.


Рисунок 1. Схема мнемотаблицы по сказке «Теремок»


















































Приложение 2





Рисунок 1 – Сравнительные результаты двух этапов эксперимента

































Приложение 3.



Таблица 1.Уровень сформированности привычек социально-нравственного поведения


Норма поведения

Знают норму поведения, %

Сформирована устойчивая привычка поведения,%

Знают норму, но привычка не сформирована, %

Приветствие (привычка здороваться)

80

60

20

Привычка делиться с друзьями в игре

70

70

-

Навык культурного поведения за столом

90

70

40

Привычка осознанно извиняться за нехорошие поступки

60

30

30

Привычка помогать взрослым по их просьбе

70

70

-























36



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!