СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа по РКИ "Настоящее и прошедшее время глагола".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для групп по изучению русского языка как иностранного.Методические приемы РКИ.

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа по РКИ "Настоящее и прошедшее время глагола".»

Московский институт открытого образования


Факультет международного образования


кафедра ЮНЕСКО









Курсовая работа на тему: Настоящее и прошедшее время

глаголов.
















Работу выполнила слушатель : Морозова И.Г.


Научный Руководитель : Шорина Т.А.







Москва 2011 г.


Понятие русский язык как иностранный(РКИ) в качестве термина стал использоваться во второй половине ХХ столетия в связи с широким развитием практики обучения иностранных учащихся.

В настоящее время русский язык как иностранный входит в парадигму понятий, утвержденных законодательными актами Российской Федерации:

-русский язык как государственный язык России;

-русский язык как родной;

-русский язык как неродной;

-русский язык как иностранный.

Русский язык является одним из мировых языков наряду с такими языками ,как английский ,немецкий,французский,китайский,японский и другие.

Русский язык остается средством повседневного общения не только для русскоязычных граждан,проживающих в бывших республиках СССР,но и для граждан стран,для которых он не является родным. Причина этого экономическая. Для многих представителей этих стран,испытывающих сейчас экономические трудности,знание русского языка означает возможность найти работу в России.

Русский язык как учебный предмет,в задачу которого входит обучение иностранцев,призван формировать новую языковую личность,рассматриваемую как многокомпонентную систему,освоившую или осваивающую тот или иной язык и обладающую определенными языковыми способностями, которые формируются в процессе освоения языка.

В содержательном плане РКИ включает языковые аспекты: фонетику, лексику, морфологию, синтаксис и перевод,а также текст и виды речевой деятельности. Русский язык как иностранный тесно связан между аспектами языка, так как нельзя обучать грамматике без лексики и фонетики,синтаксические единицы формируются под влиянием лексических единиц.

Русский язык как иностранный профессионально ориентирован, поэтому существует РКИ для филологов и нефилологов, РКИ для делового общения ,туризма и т.д.

РКИ воспринимается иностранным учащимся через призму родного языка,поэтому процесс взаимодействия языковых систем , речевых механизмов и воздействия родного языка вызывает явление,получившее название интерференция,которая выражается в отклонениях от нормы и системы изучаемого языка под влиянием родного.

Методика обучения РКИ включает не только основы обучения языковым знаниям,умениям и речевому общению,но и знакомит преподавателей с национально-культурной семантикой, а также с основными закономерностями межкультурной коммуникации.

Русский язык как иностранный изучают граждане зарубежных государств: дети,дети русских эмигрантов,школьники,абитуриенты,деловые люди,туристы,нефилологи-гуманитарии,студенты технического профиля,все ,кто интересуется историей,литературой,музыкой и др.

Именно поэтому русский язык как иностранный и существует как учебный предмет. Являясь прежде всего неродным языком для тех ,кто его изучает,он преподается иностранным гражданам в России или за рубежом.

А.Н.Щукин выделяет в системе обучения несколько профилей обучения,подразумевая под профилем обучения «сложившийся тип подготовки по языку и смежных с ним специальных и общеобразовательных дисциплин в зависимости от особенностей учебного процесса и потребностей учащихся в изучаемом языке».* Автор далее указывает, что «в настоящее время в методике преподавания РКИ сложились и получили обоснование следующие профили обучения:

-дошкольный

-школьный

-филологический

-нефилологический

-курсовой

-повышения квалификации

-заочный

-дистанционный

В последнее время успешно формулируются идеи дошкольного и школьного обучения и это продиктовано жизненной необходимостью. В последние годы значительно увеличился приток мигрантов в Москву. Вместе со взрослыми приезжают и дети,которые должны обучаться в Московских школах. Их нужно обучить речевому общению,пользованию языком как средством коммуникации.

В ноябре 2000 года Департаментом образования был издан приказ №875 от 22.11.2000 года «Об открытии групп по изучению русского языка как иностранного для обучающихся в образовательных учреждениях города Москвы».В этом документе был поставлен вопрос о создании условий для проведения работы по языковой адаптации детей,не владеющих или слабо владеющих русским языком.

Были разработаны программы разного уровня для работы в школах и детских садах. Целью этих программ является подготовка детей,для которых русский язык является иностранным, к поступлению в школу с обучением на русском языке, а также знакомство с русской культурно-языковой и литературной традицией.

Для достижения конкретных целей и задач обучения преподавания РКИ существуют основные методические принципы:


1.Сознательность обучения. Заключается прежде всего в том , что учащиеся должны осмысленно воспринимать теоретические факты изучаемого языка,не только заучивать,но и понимать правила фонетики,лексики,грамматики ,интенсивно и много работать над упражнениями,помогающими автоматизировать навыки,а далее самостоятельно конструировать различные высказывания.

Сознательный подход к формированию умений и навыков должен пронизывать весь процесс обучения. Как отмечал Л.С.Выготский,изучение иностранного языка «начинается с осознания языка и произвольного овладевания им и завершается свободной спонтанной речью».

Только сознательное овладение языковым материалом содействует формированию речевых навыков и умений,активизирует речевую активность учащихся,делает процесс обучения коммуникативным.

2.Коммуникативная направленность обучения также является основополагающим принципом современной методики преподавания русского языка как иностранного.

Обучение носит коммуникативный характер в том случае, если вся работа направлена на формирование у учащихся речевых навыков и умений,необходимых для осуществления речевой деятельности-процесса общения. Коммуникативный подход предполагает не пассивное накопление знаний о языке, а активное владение языковым материалом, умение построить собственное высказывание на изучаемом языке.

3.Принцип ситуативно-тематической подачи материала.Задача преподавателя научить учащихся высказываться по определенным темам и ситуациям. Для этого преподаватель предлагает множество ситуаций, создавая условия для речевого общения. Необходимо,чтобы на уроке постоянно возникала потребность в общении.

Например, иностранным учащимся с трудом даются русские глаголы движения ,они не понимают,когда надо сказать Я иду или Я еду,а когда Я хожу или Я езжу. Можно разыграть диалог :

    • Где ты ?

    • Я иду к метро.

    • Я еду в трамвае и скоро буду у тебя.

Ситуативно-тематический подход к отбору и подаче материала предполагает одновременное изучение единиц различных языковых уровней, классов, слов.


4.Функциональный принцип — предполагает что все факты языка должны рассматриваться с точки зрения их небходимости для выражения мысли. Поэтому отбирается тот лексическо-грамматический материал, такие синтаксические конструкции, на основе которых осуществляется коммуникативная деятельность учащихся в условиях коммуникативно-речевых ситуаций.

Например, при изучении лексической темы «Моя семья» учащиеся должны овладеть такими типами структур,как Мой отец — водитель;У меня есть брат и две сестры; Моя сестра не учится,потому что она маленькая. И т. п.

5.Принцип системности необходим в работе с детьми -иностранцами. Формированию языковой системы в сознании учащегося должна быть подчинена вся стратегия обучения. Постепенно овладевая языком,учащийся постигает языковую структуру,сферу и закономерности ее употребления,закреплять в памяти до уровня автоматизма элементы изучаемого языка.

Принцип системности призван обобщить языковые единицы,привести их в порядок,придать им стройность,определить закономерности функционирования языковых единиц различных уровней.

6.Концентрическое распределение материала реализуется в учебном процессе в условиях,когда известный,изученный и усвоенный материал пополняется новым,неизвестным,позволяет идти в обучении от легкого к более сложному, от известного , что нашло уже практическое применение , к неизвестному.

Концентрическая подача языковых единиц позволяет с самого начала обучения на простом материале шлифовать у учащихся речевые навыки,развивать и активизировать их. Затем, по мере усложнения речевых заданий и ситуаций языковой материал расширяется, пополняется, становится более трудным.

7.Лексика и грамматика изучаются на синтаксической основе. В работе с иностранными учащимися функциональный подход обусловил параллельное обучение синтаксису и морфологии, лексике и грамматике Учащемуся предлагается речевой образец с лексическими единицами. По аналогии с данным речевым образцом он должен путем имитирования или варьирования компонентов этого образца строить однотипные предложения.

Синтаксические конструкции активизируются на знакомой учащимся лексике, а лексические знания закрепляются на усвоенных синтаксических конструкциях.

8.Принцип использования родного языка учащихся. Рациональное использование родного языка помогает переносу знаний, умений и навыков из родного языка в изучаемый язык , помогает преодолеть специфические трудности, обусловленные несоответствием родного и изучаемого языков. Рассматривая явления, отсутствующие в родном языке учащегося, преподаватель объясняет их значение через ближайший эквивалент и дает достаточное количество упражнений, чтобы навык употребления явления в речи сформировался достаточно прочно. Рекомендуется пользование родным языком учащихся при объяснении таких грамматических категорий, которые совсем отсутствуют в этом языке.

9.Учитывать условия, конкретные цели и этапы обучения необходимо, так как все это определяет содержание и методы обучения. Например, наличие или отсутствие языковой среды существенно влияет на изучение языка и методики его преподавания. В условиях языковой среды учащийся повсюду слышит русскую речь и сам постоянно вовлекается в речевое общение, поэтому языковая среда является помощником при овладении языком.

Соответственно конечным целям обучения отбирается языковой материал, круг ситуаций общения, преимущественные формы речи и виды речевой деятельности, к которым должен быть подготовлен учащийся в результате обучения.

10.Принцип учета индивидуально-психологических особенностей обучаемой личности является одним из ведущих принципов обучения иностранным языкам, так как индивидуальной, неповторимой является речь ученика как средство выражения личности говорящего, его переживаний, чувств , эмоций. Индивидуализированные программы обучения учитывают способность учащегося самостоятельно или несамостоятельно выполнять задания, способность его к анализу, тип памяти и т. д.

Индивидуализированный подход способствует более глубокому усвоению учебного материала и повышению качества обучения.


Обучение русскому языку иностранцев в соответствии с перечисленными принципами не только способствует формированию речевых навыков и умений, но и повышает их общеобразовательную подготовку. Преподавание русского языка неотделимо от ознакомления учащихся с культурой,историей,обычаями и традициями народа. В связи с этим при обучении русскому языку реализуется еще одна цель-воспитательная. Учащиеся в процессе обучения получают страноведческие знания, знакомятся с российской действительностью, образом жизни россиян.


Разработка урока для групп по изучению русского языка как иностранного.


Тема урока: «Настоящее и прошедшее время глагола».


Цель урока - научить:

-понимать , как образуются в русском языке формы настоящего и -прошедшего времени

-что обозначают эти формы

-употреблять эти формы в составе предложения

Ход урока:

  1. вводное слово преподавателя

  2. объяснение и закрепление нового материала

  3. совершенствование языковых умений и навыков

  4. закрепление языковых умений и навыков

Грамматические темы: настоящее и прошедшее время глаголов


Лексические темы: в школе и дома, времена года, занятия, животные .


1.Организационный момент. Здравствуйте ребята. Начинаем урок. Сегодня на уроке мы поговорим о временах глаголов.


2.Объяснение новой темы.

Задание .Слушайте и повторяйте вместе со мной:


Я сейчас читаю .Я сейчас работаю. Я делаю домашнее задание.

Я говорю на русском языке. Я учу новые слова. Я смотрю мультфильм.


Если действие происходит сейчас,то слово,обозначающее действие имеет окончание -У-Ю-

-Скажите и напишите в настоящем времени глаголы: стоять, повторять,изучать,лежать,понимать,отдыхать,знать,играть.

Задание 2.Смотрим таблицу,понимаем и запоминаем окончания.


Кто-субъект читать писать

Я

читаю

пишу

Ты

читаешь

пишешь

Он/она

читает

пишет

Мы

читаем

пишем

Вы

читаете

пишете

Они

читают

пишут


Задание 3.Выучить вместе с учениками стихотворение для физкультминутки, употребляя глаголы вместе с личными местоимениями.


Я иду и ты идешь -раз,два,три (шагают на месте)

Я пою и ты поешь-раз,два,три (хлопают в ладоши три раза)

Мы идем и мы поем -раз,два,три (подпрыгивают три раза)

Так мы шли,шли,шли -белый гриб нашли(наклоняются,удивляются)

Раз грибок,два грибок,три грибок — все положим в кузовок(складывают грибы в корзинку)

Ответьте на вопросы :

  • Что ты делаешь на уроке?

  • Что делает твой друг?

  • Что делаем мы на уроке?

  • Что я делаю дома?

  • Что делает моя сестра?

  • Что делают дети?

  • Что делает мама?

  • Что делает папа?

  • Что делает бабушка?

Задание 4 .Прошедшее время.

Сейчас я читаю,а что я делала вчера? -Вчера я читала.

Продолжить по образцу,поставить глагол в прошедшее время.

Образец: Что делать? Что делал ?(вчера)

дума/ть + Л = думаЛ

играть

читать

рисовать

писать

работать

смотреть

Вывод: Суффикс -Л- обозначает прошедшее время. Сначала находим начальную форму глагола,которая отвечает на вопрос что делать? Затем прибавляем суффикс -Л- к начальной форме глагола.

УПРАЖНЕНИЯ.

Задания 5 и 6 можно предложить сделать по вариантам. Ученики первого варианта выполняют задания к тексту «Лягушка», а ученики второго варианта выполняют задания к тексту «Зимой в лесу».

Задание 5.Прочитайте текст. Найдите глаголы ,поставьте глаголы в прошедшем времени. Расскажите текст.

ЛЯГУШКА.

Жить-быть на свете лягушка. Она сидеть в болоте и ловить комаров.
Однажды она сидеть на кочке под дождиком. Вдруг в воздухе раздаться звук. Это быть утки. Они спуститься в болото. Лягушка спрятаться.

Жила-была на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила комаров.

Однажды она сидела на кочке под дождиком. Вдруг в воздухе раздался звук. Это были утки. Они спустились в болото. Лягушка спряталась.


Задание 6.Прочитайте текст. Найдите глаголы, поставьте глаголы в настоящем времени. Расскажите текст ,употребляя глаголы настоящего времени.


ЗИМОЙ В ЛЕСУ.

Наступить зимнее утро. Под ногами хрустеть снег. По полянке пробегать зайчик. Стайка птиц пролетать над опушкой. Хорошо пахнуть в лесу смолой и хвоей.

Наступает зимнее утро. Под ногами хрустит снег. По полянке пробегает зайчик. Стайка птиц пролетает над опушкой. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей.

Задание 7.Составьте предложения и запишите их в тетрадь,подчеркните глаголы,определите время глаголов.

Пришла, зима , холодная.

Снег ,пушистый , выпал.

Ярко ,зимнее , светит ,солнце.

Задание7. Окончания глагола в прошедшем времени.


ОН летел

ОНА летелА

ОНО летелО

ОНИ летелИ


Задание 8.Спишите,вставьте пропущенные буквы. Определите род имен существительных. Задавайте вопросы от существительных к глаголам.


Солнце(оно)(что делало?) светил.... Девочка(она) (что делала?) читал....Ученица(она) (что делала?)танцевал....Собака(она) (что делала?)лаял....

Корова(она) (что делала?) мычал.....Мама (она) (что делала?) рассказывал....Медведь(он) (что делал?) спал...Лето(оно) (что сделало?) наступил....

Машина(она) (что делала) ехал....Сестра(она) (что сделала? заболел....Учительница(она) (что делала?) говорил...Брат(он) (что сделал?) подарил...

Задание 9. Прочитайте текст,поставьте ударения. Подчеркните глаголы в настоящем времени синим карандашом ,а глаголы в прошедшем времени красным карандашом.

БЕЛОЧКА.

Живет в лесу белочка. Гнездо у белки на сосне в дупле. Она сушит грибы и ягоды. Настала холодная зима. Снегом замело поля и тропинки. А белочка в тепле грызет орешки.

Задайте вопросы к каждому предложению текста.

Где живет белочка?

Где гнездо у белки?

Что сушит белка?

Какая настала зима?

Чем замело поля и тропинки?

Где белочка грызет орешки?


Задание 10.Прочитайте загадки и угадайте о каком времени года они рассказывают ? Найдите глаголы,определите время глаголов.


Я раскрываю почки, в зеленые листочки

Деревья одеваю ,посевы поливаю,

Движения полна ,зовут меня …..(весна)


Несу я урожаи ,поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю ,деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек, я..... (осень)


Дел у меня немало — я белым одеялом

Всю землю укрываю,в лед реки убираю,

Белю поля ,дома, а зовут меня …. (зима)


Солнце печет ,липа цветет,

Рожь поспевает,когда это бывает ? (лето)


Задание11.Вместо точек напишите окончания глаголов в настоящем времени.


Мой друг говор....по- русски. Мы дела...это упражнение.

Они чита....книгу. Книга леж.... на столе.

Мы понима....русскую речь. Ученица повтор.... правило. Мальчик сто.... у доски. Друзья игра.... на перемене.

Она рису.... картину. Ребята помога.....другу. Они записа....текст.


Задание12. Работа с текстом.

Прочтите текст. Ответьте на вопросы.


Четыре бабочки.

Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка,белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка.

Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка — на мак. Желтая на одуванчик , а черная села на сучок дерева. Летала птица , летала , но не увидела бабочек.

Вопросы к тексту:

1.О каком времени года говорится в тексте?

2.Как светило солнце ?

3.Что росло на лугу?

4.Кто летал над цветами?

5.Кто прилетел на луг?

6.Что хотела птица?

7.Куда сели бабочки?

8.На какой цветок села белая бабочка ?

9.На какой цветок села красная бабочка?

10.На какой цветок села желтая бабочка?

11.Куда села черная бабочка ?

12.Почему птица не увидела бабочек?


Задания к тексту:

- Найдите в тексте глаголы прошедшего времени

- Замените глаголы прошедшего времени глаголами настоящего

времени.

-Перескажите текст, используя глаголы настоящего времени.

    • Котенок.

У Васи и Кати была кошка. Весной кошка пропала, и дети не могли ее найти.
Однажды они играли и услышали над головой мяуканье. Вася закричал Кате:
- Нашел кошку и котят! Иди сюда скорее.
Котят было пять. Когда они подросли. Дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками. Они кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Они отвлеклись, а котенок играл один. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок, глупый. Сгорбил спину и смотрит на собак.
Собаки хотели схватить котенка, но Вася подбежал, упал животом на котенка и закрыл его от собак.


Домашнее задание: Рассказывать текст «Котенок». Составить небольшой рассказ о животном. Употребить глаголы в настоящем и прошедшем времени.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!