СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа на тему: «Психолого-педагогические условия развития речи младшего школьника в процессе учебной деятельности»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа на тему: «Психолого-педагогические условия развития речи младшего школьника в процессе учебной деятельности»»

12


Департамент образования администрации Владимирской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Владимирской области

«Юрьев-Польский индустриально-гуманитарный колледж»





КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:

«Психолого-педагогические условия развития речи младшего школьника в процессе учебной деятельности»





Выполнила:
Петрова Валерия Александровна

обучающаяся 3-А группы

Руководитель:

Сморгунова Надежда Фёдоровна

преподаватель специальных дисциплин



Юрьев-Польский

2019





Введение

Развитие речи - большая и сложная область методики родного языка. Сложная потому, что касается такого явления как речь человека, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом, а также со школьными предметами - русским языком и литературой, которые прежде всего служат задачами развития речи учащихся. [3, с. 3]

В Федеральном Государственном Основном Стандарте начального общего образования указаны цели изучения русского языка: развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании. Это нашло свое отражение в современных подходах к обучению речи. Коммуникативная компетентность-это способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. При сравнении требований к общим учебным умениям и навыкам с предметными требованиями к уровню подготовки выпускников начальной школы, обозначенными в ФГОС, можно сделать вывод, что развитие речи обучающихся - одно из важнейших направлений в работе учителя по реализации требований, стоящих перед современной школой [1, с. 13].

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в младшем школьном возрасте наблюдается активное развитие речи ребёнка, встает проблема соответствия развитости речевых функций у детей и требованиями, предъявляемыми школой. Из чего следует необходимость изучения развития речи у младших школьников.

Немаловажное значение придавали проблеме формирования правильной речи педагоги и психологи: Жан Пиаже, Александр Романович Лурия, Лев Семенович Выготский, Сергей Леонидович Рубинштейн и другие. Они изучали механизмы речи, основные этапы её развития, факторы, определяющие речевое развитие, причины речевых нарушений.

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития устной и письменной речи младших школьников в процессе учебной деятельности.

Объект исследования: учебная деятельность младшего школьника.

Предмет исследования: процесс развития речи младших школьников в условиях обучения.

Для достижения цели сформулированы следующие задачи:

1.Определить понятия «речь», её виды через анализ психолого-педагогической литературы.

2.Охарактеризовать особенности речевого развития детей младшего школьного возраста.

3.Выявить условия для развития речи младших школьников в процессе учебной деятельности.

4.Изучить методы и приемы развития устной и письменной речи в начальной школе.

Для достижения поставленных задач использованы следующие методы исследования: анализ, индукция, сравнение, моделирование, обобщение.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников.











Глава 1 Психолого-педагогические основы формирования устной и письменной речи у младших школьников

1.1 Речь, её виды

Под речью принято понимать форму общения, сложившуюся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей, опосредствованной языком.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Процесс использования языка для общения называют речью. (Маклаков А. Г.)

Исследователи выделяют три основных функции речи:

- Коммуникативную – осуществление общения между людьми с помощью языка. В коммуникативной функции выделяют функцию сообщения и функцию побуждения к действию.

- Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях – сознательных формах психической деятельности. Понятие высшей психической функции введено. Отличительной особенностью высших психических функций является их произвольный характер.

- Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса – внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи [9, с. 127].

Существует несколько взаимосвязанных видов речи. Различают внешнюю речь, к которой, в свою очередь относятся устная, письменная и внутренняя речь.

Устная речь отличается не только тем, что она выражена в звуках, но главным образом тем, что она служит целям непосредственного общения с другими людьми. Это всегда обращенная к собеседнику речь.

Устная речь может протекать в трех основных формах: восклицания, монологической речи и диалогической речи. Первую форму – восклицание, нельзя считать подлинной речью: она не является передачей какого-либо сообщения о событии или отношении с помощью кодов языка. Речевые восклицания являются, скорее, аффективными речевыми реакциями, непроизвольно возникающими в ответ на какое-либо неожиданное явление [7, с. 237].

Устная речь имеет следующие формы:

1. Монологическая речь – развернутая речь человека, обращенная к другим людям; устное повествование или развернутое высказывание на заданную тему. Это речь оратора, лектора, докладчика или любого другого человека, который взял на себя задачу рассказывать о каком-либо факте, событии, происшествии. Монологическая речь требует высокой речевой культуры, она должна быть грамматически оформлена, также она требует специальных умений и речевой культуры не только от того, кто ее строит, но и от слушателей.

Монологическая речь произошла от диалогической речи. Диалог – исходная, универсальная составляющая речевого общения.

2. Диалогическая речь – речь, поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать) ее. Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность [2, с. 329].

Психологические данные свидетельствуют о том, что устная диалогическая речь имеет своеобразную грамматическую структуру. Устная диалогическая речь может исходить из готового внутреннего мотива, замысла или мысли, поскольку в устной диалогической речи процесс высказывания разделен между двумя людьми.

В целом диалогическая речь более простая, чем монологическая: она свёрнута, в ней многое подразумевается благодаря знанию и пониманию ситуации собеседником.

Иной характер носит письменная речь. Это речь, которая по своей структуре является наиболее развернутой и синтаксически правильной. Она обращена не к слушателям, а к читателям, непосредственно не воспринимающим живую речь автора и не имеющим возможность уловить её смысл по интонации и другими фонетическим выразительным средствам устной речи (например, жестами). Именно поэтому письменная речь становится понятной только при условии строгого соблюдения грамматических правил данного языка. (Гаупп Р.)

Письменная речь требует, возможно, более полного раскрытия всех существенных связей выражаемых ею мыслей. Чтобы быть понятной читателю, письменная речь должна наиболее точно и полно выражать своё содержание с помощью лексических и грамматических средств. Большое значение имеет само построение письменной речи, наличие строгого плана, продуманного подбора различных языковых средств. Поэтому практика письменной речи является необходимым условием развития точного и правильного мышления. Письменная речь появляется в результате специального обучения, которое начинается с сознательного овладения всеми средствами письменного выражения мысли. На ранних ступенях её формирования ее предметом является не столько мысль, которая подлежит выражению, сколько те технические средства написания звуков, букв, а затем слов, которые никогда не являлись предметом осознания в устной диалогической или в устной монологической речи. На этих этапах у ребёнка происходит формирование двигательных навыков письма.

Внутренняя речь – это речь про себя, с нею мы не обращаемся к другим людям. Внутренняя речь имеет весьма существенное значение в жизни человека, будучи связана с его мышлением. Она органически участвует во всех мыслительных процессах, направленных на решение каких-нибудь задач. Для неё характерно отсутствие полной звуковой выраженности [13].

Знания о видах речи необходимы учителю начальных классов, так как в основе устного ответа по предмету лежит информационная речь; необходимо также знать её компоненты. Учитель начальных классов должен овладеть данными понятиями для формирования навыков устной речи у детей.

1.2 Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста

У младших школьников развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, мышления).

К моменту поступления в школу у ребенка меняется ведущий вид деятельности с игровой на учебную. Учебная деятельность – это один из видов деятельности учащихся, направленный на усвоение теоретических знаний и способствующий интенсивному развитию мышления. В процессе обучения словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормальный развитый ребенок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний – от 3000 до 7000 слов [10, с. 269].

Развитие речи идет не только за счёт тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и даёт оценку этого звучания.

У младших школьников появляется ориентировка на системы родного языка. Звуковая оболочка языка – предмет активной, естественной деятельности для ребенка шести – восьми лет. К шести – семи годам ребенок уже в такой мере овладевает в разговорной речи сложной системой грамматики, что язык, на котором он говорит, становится для него родным.

Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность. Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы», обучения речи к программе, предлагаемой школой [6, с 246].

Шести-семилетний ребенок уже способен общаться на уровне контекстной речи – той речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говорится, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Пересказ услышанной истории, собственный рассказ о случившемся доступны младшему школьнику.

Речь человека не бесстрастна, она всегда несет в себе экспрессию – выразительность, отражающую эмоциональное состояние. Эмоциональная культура речи имеет огромное значение в жизни человека. Речь может быть выразительной. Но может быть небрежной, чрезмерно быстрой или замедленной, слова могут произноситься угрюмы тоном или вяло и тихо. (Драгунова Т. В.)

Конечно, как и все люди, ребенок использует ситуативную речь. Эта речь уместна в условиях непосредственного включения в ситуацию. Но учителя интересует, прежде всего, контекстная речь, именно она – показатель культуры человека, показатель уровня развития речи ребенка. Если ребенок ориентирован на слушателя, стремиться подробнее описать ситуацию, о которой идет речь, стремиться пояснить местоимение, так легко опережающее существительное, это значит, что он уже понимает цену выразительному общению.

У детей семи-девяти лет наблюдается некая особенность: уже достаточно освоив основы контекстной речи, ребенок позволяет себе говорить не для того, чтобы выразить свои мысли, а просто лишь для того, чтобы удержать внимание собеседника. Это происходит обычно с близкими взрослыми или сверстниками во время игрового общения.

Особое значение имеет правильность речи, т.е. её соответствие литературной норме.

Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Письменная речь предъявляет свои требования к написанию слов. Ребенок должен научиться тому, что «пишется» совсем не обязательно как «слышится» и что нужно разделять то и другое, запоминать правильное произношение и написание.

Овладевая письменной речью, дети открывают для себя, что тексты бывают разными по своей структуре и имеют стилистические различия: повествования, описания, рассуждения, письма, эссе, статьи и прочее. (Выготский Л.С.)

Конечно, в начальной школе ребенок только осваивает письменную речь как средство коммуникации и самовыражения, ему ещё трудно соотносить контроль за написанием букв, слов и выражением своих мыслей. Однако ему представляется возможность сочинять. Это самостоятельная творческая работа, которая требует готовности понять заданную тему; определить её содержание; накапливать её содержание, выделять главное; излагать материал в необходимой последовательности; составлять план и придерживаться его, отбирать нужные слова, антонимы, синонимы и фразеологизмы; строить синтаксические конструкции и связный текст; орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаками препинания, делить тексты на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требование; осуществлять контроль, обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в сочинениях других учеников, исправлять свои и чужие ошибки.

Чтение – это первый и основной навык, которому ребенок должен обучиться в первом классе. Все остальное обучение в той или иной степени опирается на умение читать. Навык чтения должен обязательно предшествовать обучению письму. Если ребенок плохо читает, он никогда не научится грамотно писать. Есть мнение, что когда чтению и письму детей учат одновременно и параллельно (то есть в соответствии с программой общеобразовательной школы), то обычно получают стойкую дисграфию (часто вместе с дислексией). Нарушается формирование того и другого навыка. Нормально обучаются только те дети, которые пришли в школу читающими (хотя бы только по слогам) [14].

В процессе обучения чтению (вне зависимости от того, в каком классе это приходится делать) необходимо использовать короткие, написанные крупным шрифтом и сопровождающиеся иллюстрациями тексты. Картинка должна полностью отражать смысл текста.

Постепенного обучения чтению фактически не происходит. Если по окончании первого класса навык оказывается несформулированным, то ребенок так и остаётся плохо читающим (и, естественно, безграмотно пишущим). Самостоятельно он больше не продвигается в чтении.

1.3 Требования к речи учащихся в начальной школе

Развивая речь учащихся, школа придерживается ряда совершенно ясных, четко определенных требований к речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.

Во-первых, это требование содержательности. Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, из картин, радиопередач. Пользуются успехом в начальных классах также сочинения на основе творческого воображения (опыт Василия Александровича Сухомлинского, под руководством которого дети сами сочиняли прекрасные сказки, приобрел всемирную известность).

Необходимо также учитывать возрастные возможности и интересы младших школьников; общие рассуждения.

Методика развития речи учащихся требует тщательной подготовки материала для рассказов, сочинений: сбора материала, его обсуждения, дополнения, отбора, выделения главного, расположения в нужной последовательности.

Вторым требованием к речи является её логика: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являются следствием неясного, нечеткого знания материала, непродуманности темы.

Указанные два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к ее языковому оформлению.

Точность речи (третье требование) предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства — такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.

Отсюда вытекает четвертое требование — богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание. В начальных классах, конечно, еще не могут быть предъявлены высокие требования к богатству языка школьников, но и эта задача всегда должна предусматриваться в учебной работе.

Пятое требование — ясность речи, т. е. ее доступность слушателю и читателю, ее ориентированность на восприятие адресатом. Говорящий или пишущий сознательно, или подсознательно учитывает и возможности, и интересы, и другие качества адресата речи. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами. (Рамзаева Т. Г.)

Речь лишь тогда воздействует на слушателя или читателя, когда она выразительна (шестое требование), т. е. ярка, красива, убедительна. Устная речь воздействует на слушателя интонациями; и устная, и письменная — общим настроением рассказа, отбором фактов, выбором слов, их эмоциональными окрасками, построением фразы. И ясность, и выразительность речи предполагают также ее чистоту, т. е. отсутствие лишних слов, «слов-паразитов» (ну, значит, понимаешь и т. п.), просторечных слов и прочее.

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи— ее соответствие литературной норме. Различают правильность грамматическую (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной — произносительную, орфоэпическую. Немалое значение в борьбе за правильность у школьников развивается умение совершенствовать культуру речи — обнаруживать и исправлять недостатки своих устных и письменных высказываний.

Все перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают в комплексе. Все они применимы к учащимся начальных классов, и их соблюдение не должно откладываться на старшие классы [11, с. 385].

Также выделяют требование в оформлении мысли, в ее выражении. «Внешняя речь, — писал Л. С. Выготский, — есть процесс превращения мысли в слово, материализации мысли». Следовательно, психологической основой речи служит мысль и условием ее развития является обогащение мысли. Лишь на основе развитой системы понятий, на основе овладения системой умственных действий возможно успешное развитие речи. Поэтому в методике развития речи учащихся столь большое внимание уделяется подготовке материала, его обработке, отбору, расположению, логическим операциям.

Однако и понятийное мышление не может успешно развиваться без языкового материала, без речевого оформления и выражения. В отвлеченном мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные признаки, свойства явлений реального мира. Понятия же обозначаются словами (или словосочетаниями), следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения материальную оболочку.

Знание слова (словосочетания), обозначающего понятие, позволяет человеку оперировать этим понятием на уровне внешней речи (в значительной степени — и на уровне внутренней речи), т. е. мыслить, осуществлять понятийное мышление. (Жинкин Н. И.)

Вывод по Главе 1

1. Речь служит важнейшим средством изучения процесса мышления.

2. Младший школьный возраст является сенситивным периодом в овладении новых знаний, умений, навыков и очень благоприятным периодом в речевом развитии ребенка.

3. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность, которая определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей.

4. Организация работы по развитию речи должна иметь комплексный подход.

5. Целенаправленное изучение в школе языка вызывает существенные изменения в речевой деятельности детей.







Глава 2 Психолого-педагогические основы формирования устной и письменной речи у младших школьников

2.1 Трудности развития устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста

Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Хорошее знание русского языка необходимо для изучения других предметов в школе. Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит «активным могучим средством всестороннего развития личности ребенка» (А.И. Сорокина).

В настоящее время в первых классах обучается много детей с нарушениями звукопроизношения. У них недостаточно сформирован грамматический строй речи, временные и пространственные представления об окружающем мире, бедный словарный запас.

По данным психолого – педагогических и клинических исследований трудности в обучении встречаются у 60% учащихся начальных классов. Речевые нарушения в сочетании с отрицательными особенностями личностных и коммуникативных качеств ученика, отклонений в поведении, обуславливают общее отставание в усвоении школьной программы.

Проблема усвоения письменной речи во многом объясняется особенностями учебной деятельности младших школьников: им свойственна недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке.

Для учащихся с нарушениями письменной речи характерными являются и недостатки психомоторного развития: общая неловкость, неточности в координации движений.  У них недостаточно сформированы временные и пространственные представления. В результате недостатков в формировании графомоторных навыков дети оказываются неготовыми к овладению письмом. В школе у них формируется плохой почерк, они долго не могут ориентироваться в пространстве листа, путают строчки и клеточки. Отмечается также повышенный мышечный тонус, который мешает ребенку работать в одном темпе с классом.

У детей страдает импрессивная и экспрессивная речь. Развитие импрессивной речи характеризуется недостаточностью дифференциации речевых звуков. Это затрудняет понимание смысла отдельных слов, предложений.

Экспрессивной речи свойственны аграмматизмы в сочетании с бедным словарным запасом.  Дети затрудняются в понимании сюжета рассказа, в пересказе содержания, в установлении причинно – следственных связей. Им трудно составить рассказ по серии сюжетных картинок, описать конкретную ситуацию. (Жикин Я. И., Лурия А.Р.)

У младших школьников в обычные возрастные сроки бывают недостаточно сформированы фонематический анализ и синтез, что приводит к затруднениям в понимании устной речи, ошибкам при чтении и на письме. Речевые высказывания состоят из простых предложений. Плохо сформированным является умение делить речевой поток на предложения.  

У детей наблюдаются многочисленные варианты трудностей овладения чтением: замедленный темп формирования навыка чтения; нарушения технической и смысловой стороны; большое количество ошибок в процессе чтения.

В психолого – педагогических исследованиях указываются основные причины недостаточной сформированности навыка письма:

- много нарушений в устной речи;

- плохая сформированность фонематических процессов;

- низкая познавательная активность [5, с. 66].

Для младших школьников характерно частичное расстройство процессов чтения и письма – это дислексия и дисграфия. Их основными симптомами являются специфические ошибки, которые не носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального и сенсорного развития или с нерегулярностью школьного обучения. Синдромы дислексии и дисграфии – это довольно сложные явления, возникающие на пересечении биолого-пихологических и социокультурных закономерностей.

Специалист по коррекционной педагогике Садовникова Ирина Николаевна выделяет три группы дисграфических ошибок:

- ошибки на уровне буквы и слога; (специфика этих ошибок: пропуск; перестановка; вставка букв либо слогов).

- ошибки на уровне слова; (специфика этих ошибок: слитное написание слов и их произвольное деление; искажение слов)

- ошибки на уровне предложения. (специфика этих ошибок: нарушения связи слов «аграмматизмы»; отсутствие обозначения предложений (заглавных букв и точек); неумение выделить ведущее слово в словосочетании приводит к ошибкам согласования) [12, с. 124].

При анализе письменных работ младших школьников можно выделить характерные ошибки, связанные с недостаточностью

- фонематического (звукового) анализа:

- пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов (лсица, карасный, водчика);

- фонематического восприятия:

- замена букв, обозначающих мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные;

- смешение букв по кинетическому сходству (п-н, п-и, у-и, ш-щ. ц-щ);

- ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры предложения:  

- слитное написание слов;

- раздельное написание слов;

- пропуск слова;

- ошибки, связанные с неумением выделять предложения из текста

- частые пропуски точек в конце предложения;

- замена заглавной буквы на строчную;

- написание каждого нового предложения со строчной буквы.

Отдельно выделяются орфографические ошибки.

Основным направлением в работе учителя в начальной школе является коррекция нарушений чтения и письма и оказание консультативной помощи родителям [6, с. 380].

Таким образом, актуальной задачей педагогической работы является своевременное предупреждение и устранение недостатков в устной и письменной речи у младших школьников. Высокий результат достигается благодаря взаимосвязи и преемственности в работе специалистов всех звеньев (учитель, психолог, логопед, родители).

2.2 Приемы и методы развития устной и письменной речи в начальной школе

На уроке в школе учитель может использовать ряд заданий и упражнений, способствующих общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию строя речи и др.

В устной речи различают правильность орфоэпическую и произносительную. Работа над орфографической грамотностью и произносительной стороной речи продвигает ребенка в общем развитии речи.

Для устной речи имеет специальное значение дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии - произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать) выразительно (экспрессивно), ясно, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и пр. Возможные дефекты речи (плохое выговаривание отдельных звуков) - должны вовремя исправляться логопедами. Выразительность и ясность речи предполагают также ее чистоту - избегание просторечивых слов и выражений, слов-паразитов («вот», «значит», «как сказать», «понимаешь», «ну» и пр.) Все эти требования применимы именно к младшим школьникам, когда они входят в учебную деятельность и вмешивание учителя воспринимают как должное.

Эффективным средством развития экспрессивной речи являются скороговорки. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей.

Разучивание стихотворений способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.

Без специального обучения ребенок не сможет провести звуковой анализ даже простейших слов. Это и понятно: само по себе речевое общение не ставит перед ребенком задач, в процессе решения которых развивались бы эти специфические формы анализа. Ребенка, который не умеет проводить анализ звукового состава слова, нельзя считать отставшим. Он просто не обучен.

Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино - и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.

Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице дома. Если детям трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется применять следующий прием - предложить разыграть в лицах прочитанный рассказ или сказку. При этом в первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между учащимися. После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.

На развитие выразительной, грамматически правильной построенной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей и пр. в исполнении актеров, владеющих мастерством художественного слова.

Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова, актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание. Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.

Для письменной речи определяющее значение имеет ее правильность. Различают правильность орфографическую, грамматическую (построение предложений, образование морфологических форм) и пунктуационную. Ребенок овладевает письмом вместе с овладением письменной речью. (Ушинский К.Д.)

Анализ методической литературы позволяет классифицировать разнообразие методов развития речи с учетом формируемых умений [15].

Первая группа методов – имитативная, включает в себя и анализ образцовых текстов, и синтез собственных языковых конструкций, и поисковая деятельность (выбор слов и других средств языка), и обобщение, и даже творчество (пересказы и письменные изложения с изменением и творческим дополнением, инсценирование, драматизация и др.). При всей популярности имитативного метода он лишь подготавливает обучающихся к другим методам развития речи.

Из коммуникативной функции языка выводится вторая группа методов развития речи – коммуникативные методы. Данная группа методов опирается на теорию речевой деятельности, в частности на анализ речевого акта: метод учитывает его ступени – и ситуативную, и мотивационную, и восприятие адресата, и обратную связь. Коммуникативные методы имеют свой набор приемов и типов упражнений: создание речевых ситуаций, речевые игры, походы и экскурсии, словесное рисование, ведение дневников, создание сюжетов по воображению и, конечно же, творческие попытки в прозе, стихах, драматических жанрах.

Данный метод формирует и реализует систему умений учащихся:

– связанные с темой сочинения, с ее пониманием, раскрытием;

– подчинить свое сочинение определенному замыслу;

– собирать, накапливать материал;

– в языковой подготовке текстов;

– составлять текст;

– совершенствовать написанное.

Методом развития речи, вытекающим из дидактической установки, являются новые способы деятельности обучающихся, их новые умения формируются на основе правил и закономерностей. Это метод конструирования текста, который опирается на закономерности языка.

Данный метод располагает обширным набором приемов и типов речевых упражнений, большинство из которых выполняют подготовительную или вспомогательную функции: они вплетаются в процесс подготовки речевого упражнения на разных его этапах:

Словарная работа- толкование значения слов, их оттенков, работа с синонимами, антонимами, паронимами, фразеологизмами, работа со словарями, исправление ошибок словоупотребления;

Работа над словосочетанием- составление словосочетаний с конкретными слова, проверка сочетаемости слов, введение словосочетаний в текст, обнаружение и исправление ошибок в словосочетаниях, упражнения на предупреждение подобных ошибок;

Работа над предложением- составление предложений на заданную тему с использованием заданных слов, составление предложений по схемам-моделям, распространение предложений, изменение их структуры, выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах, свободное составление предложений и фраз и др.;

Логическая работа- работа с понятиями и построение их определений, сравнение предметов природы по их признакам, построение обобщений и рассуждений, исправление логических ошибок.

Упражнения, опирающиеся на теорию текста- моделирование структуры текста, отработка типов связей в тексте, составление текстов различных жанров, передача сюжета в диалогической форме.

Данные упражнения на основе конструктивных приемов носят учебный, тренировочный характер.

Все три группы методов лаконично сочетаются в работе обучающихся и учителя, создают базу для развития речи школьников, которая тесно связана с курсом русского языка, литературы, риторики и с социальной деятельностью детей.

Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передает законченную тему (т.е. представляет единое целое), организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.

Единицами связной речи считается рассказ, статья, роман, монография, доклад, отчет, а в условиях школы – развернутый устный ответ учащегося на поставленный учителем вопрос, письменное сочинение или изложение. В отдельных случаях в связной речи может быть приравнено отдельное предложение, если оно отвечает требованиям законченности, цельности (например, загадка).

Выделяют следующие виды упражнений в связной речи, принадлежащей самим учащимся:

– развернутые ответы на вопросы (в том числе и в ходе беседы);

–различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанных произведений, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм и лексики, если высказывания учащихся в основном отвечают указанным выше требованиям;

–записи по наблюдениям (если ведутся систематически);

–устный пересказ прочитанного в его различных вариантах;

–устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу, по данному плану, сюжету;

–рассказывание художественных текстов, заученных наизусть, запись таких текстов по памяти;

–импровизация сказок, начатки литературно-художественного творчества – сочинение стихов, рассказиков;

– письменные изложения образцовых текстов (художественных, публицистических, научно-популярных);

– перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения);

– различные виды драматизации, устного рисования, иллюстрирования прочитанных рассказов, воображаемая экранизация прочитанных произведений или собственных рассказов;

– письменное сочинение (разнообразных типов).

Среди видов упражнений значительное место занимают изложения и сочинения, относящиеся к числу творческих приемов развития письменной связной речи обучающихся. Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов, М. С. Соловейчик рассматривают изложение как сочинение репродуктивного характера, отмечают некоторые особенности, связанные с выбором текста для различных видов изложений, языковым оформлением, его оценкой, а также с ходом проведения уроков обучения изложению. По мнению Т. Г. Рамзаевой значимость работы над изложением становится сегодня как упражнения, приобщающее детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты способствуют формированию правильности речи, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье.

Изложения – это пересказы прочитанного. Они, как и сочинения, формируют и совершенствуют связную речь учащихся. Изложение образцовых текстов приучает детей логически мыслить, четко и ясно передавать содержание по плану, т.е. отбирать и располагать материал в соответствии со своим замыслом. Изложение позволяет ознакомить школьников с особенностями описания, повествования и рассуждения, дает образцы эмоционально окрашенной и деловой речи. Многие умения, связанные с написанием сочинений, дети приобретают в работе над изложением.

Сочинение – это творческая работа, оно требует самостоятельной мысли ребенка, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в составляемый текст. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил.

Материалом для детских сочинений чаще всего служит их жизненный опыт – наблюдения, игры, развлечения, труд, походы, экскурсии. Постепенно в содержании сочинений дети начинают вводить материал, почерпнутый или из книг, радиопередач, рассказов учителя. Они учатся соединять, синтезировать свой живой, непосредственный опыт с яркими описаниями и интересными фактами, почерпнутыми из художественной и научно-популярной литературы.

Весь процесс составления детьми текстов сочинений и их написания должен быть целенаправленным, чтобы каждая новая работа, предлагаемая учащимся, способствовала их умственному и речевому развитию.

Вывод по Главе 2

В настоящее время в начальной школе нередко встречаются младшие школьники с нарушениями речи (звукопроизношениия). Из-за этого наблюдаются многочисленные варианты трудностей овладения чтением: замедленный темп формирования навыка; нарушения технической и смысловой стороны; большое количество ошибок в процессе чтения.

Для учащихся с нарушениями письменной речи характерными являются недостатки психомоторного развития: общая неловкость, неточности в координации движений. Также у детей страдает импрессивная и экспрессивная виды речи.  Нередко наблюдается частичное расстройство процессов чтения и письма – это дислексия и дисграфия, возникающие на пересечении биолого-психологических и социокультурных закономерностей.

Таким образом, чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Поэтому главной задачей учителя является своевременное предупреждение недостатков в устной и письменной речи младших школьников. А для этого необходимо использовать на уроках и внеурочной деятельности различные методы и приёмы развития речи в начальной школе, которые нам предлагают ученые (упражнения, изложения, сочинения и т.д.)






















Заключение

Изучив теоретическую литературу, мы выяснили, что развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Речь – это сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь – это и вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Психологи выделяют разные виды речи, такие как: устная, письменная, внешняя, внутренняя.Знания о видах речи, ее компонентах необходимы учителю начальных классов, так как в основе устного ответа по предмету лежит информационная речь. Особенностями развития речевой деятельности младшего школьника является соблюдение всех требований и правильной организации работы над развитием речи. Только при соблюдении их можно обогатить и окультурить речь школьника, сделать ее выразительной и грамотной. Для благоприятного развития речи младших школьников нужно создать следующие психолого-педагогические условия:

1. Потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем развитии. Следовательно, условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.

2. Наличие содержания, материала, то есть того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание. Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал.

3.Тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной. Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть главным образом слов, их сочетаний, различных оборотов речи.

4. Вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду. В результате слушания речи и использования ее в собственной практике у ребенка формируется подсознательное «чувство языка». Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде.

5. Создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, восприятие хороших образцов речи, достаточно разнообразных и содержащих необходимый языковый материал, с другой - создание условий для собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть.

Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы. Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы. Школа учит детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах.

Во-вторых, это усвоение навыков чтения и письма - важнейших речевых навыков, необходимых каждому члену современного общества.

Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями письменной речи, в отличие от устно-разговорной, стилями и жанрами.

Третья задача школы — это совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.

Для решения указанных задач нужна планомерная работа учителя и учащихся, с определенной дозировкой материала, с последовательным планированием как общей, «большой» перспективной цели (которая обобщенно может быть определена как «хорошая речь»), так и частных, «малых» целей каждого отдельного урока, каждого упражнения по развитию речи с использованием разнообразных приемов и методов.


Список использованных источников

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования текст с изм. и доп. на 2015 г./ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2015. – 53с.

2.Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку: учебное пособие для студентов высшего и среднего педагогического заведения. – М.: Издательский центр «Академия»,2016. – 400с.

3.Богуславская Н.Е. Методика развития речи на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 2015. – 245с.

4.Выготский Л.С. Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений младшего школьника/ Под редакцией В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 2016. – 536с.

5.Левина Р.Е. О нарушениях письма у учащихся массовой школы // Специальная школа. – 2015. – Вып. 1. – 74 с.

6.Леонтьев А. А. Психология общения – 3-е изд. – М.: Смысл, 2016. – 365 с.

7. Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. –– М: Изд-во Моск. ун-та, 2015 - 320 с.

8.Львов М.Р. Методика преподавания русскому языку в начальной школе: Учебные пособия для студентов высшего педагогического учебного заведения. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 464с.

9.Маклаков А.Г. Общая Психология. – М.: Спб.: Питер, 2016. – 585с.

10.Мухин В.С. Возрастная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 456с.

11.Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2015. — 431 с.

12.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М.: Владос, 2016. – 326с.

13. https://studwood.ru/613104/psihologiya/vnutrennyaya_rech

14.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/10/19/trebovaniya-k-znaniyam-umeniyam-i-navykam

15. https://studfiles.net/preview/2365000/page:5/








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!