СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Курск - город православных традиций"

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Курск - город православной культуры" содержит информацию об истории храмов города Курска, о первых монастырях, о развитии православия.  Ученик 7 класса Прокопов Аким отразил собранные материалы в конкурсной работе.Материал может быть использован на уроках ОРК, а также во внеклассной работе

Просмотр содержимого документа
«"Курск - город православных традиций"»

МБОУ «СОШ №50 им. Ю. А. Гагарина»  «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ – МОЯ ИСТОРИЯ ЖИВАЯ»  Тема: «Курск – город православных традиций»     Автор работы: Прокопов Аким, 13 лет, 7В класс  Руководитель: Панькова Ольга Владимировна,  olga_pankova_75@mail.ru  8 951 321 6667

МБОУ «СОШ №50 им. Ю. А. Гагарина»

«МОЙ КРАЙ РОДНОЙ – МОЯ ИСТОРИЯ ЖИВАЯ»

Тема: «Курск – город православных традиций»

Автор работы: Прокопов Аким, 13 лет, 7В класс

Руководитель: Панькова Ольга Владимировна,

[email protected]

8 951 321 6667

 По некоторым свидетельствам, Посемье, к которому относился и наш город «Курск», приняло христианство вслед за Киевом. В истории нашей епархии, к примеру, называется точная дата крещения курян – 990 год, то есть через два года после крещения князем Владимиром столицы Древней Руси.  Какими были раннехристианские храмы наших предков, можно лишь предполагать. О них почти не осталось свидетельств. Монголо-татарское нашествие стерло храмы с лица земли – деревянные постройки полыхали в пожарищах. К середине XIII века Курск был полностью уничтожен, на его месте осталось пепелище .

По некоторым свидетельствам, Посемье, к которому относился и наш город «Курск», приняло христианство вслед за Киевом. В истории нашей епархии, к примеру, называется точная дата крещения курян – 990 год, то есть через два года после крещения князем Владимиром столицы Древней Руси.

Какими были раннехристианские храмы наших предков, можно лишь предполагать. О них почти не осталось свидетельств. Монголо-татарское нашествие стерло храмы с лица земли – деревянные постройки полыхали в пожарищах. К середине XIII века Курск был полностью уничтожен, на его месте осталось пепелище .

 С полным правом можно утверждать, что из пепла город возродила обретенная икона Божьей Матери «Знамение» Курская Коренная. Молва о ее чудесах в XVI веке достигла столицы.  Царь Федор Иоаннович повелел в 1597 году принести образ для поклонения в Москву. Тогда же он наряду с указом об устроении монастыря там, где была обретена икона – в Коренной пустыни, повелевает возобновить и древний город Курск.  Между тем, городская крепость начала устраиваться за год до этого указа. Первая деревянная же церковь Рождества Богородицы в Коренной пустыни была освящена уже в 1618 году.

С полным правом можно утверждать, что из пепла город возродила обретенная икона Божьей Матери «Знамение» Курская Коренная. Молва о ее чудесах в XVI веке достигла столицы.

Царь Федор Иоаннович повелел в 1597 году принести образ для поклонения в Москву. Тогда же он наряду с указом об устроении монастыря там, где была обретена икона – в Коренной пустыни, повелевает возобновить и древний город Курск.

Между тем, городская крепость начала устраиваться за год до этого указа. Первая деревянная же церковь Рождества Богородицы в Коренной пустыни была освящена уже в 1618 году.

 Как раньше выглядели монастыри, которыми постепенно обрастала курская земля? До начала XVII века в основном все они были деревянными, огорожены простым плетнем, крыты соломой или дранкой. Это были центры привлечения населения для обживания «московских окраин». Таким образом монастыри вырастали в «диком поле», а многочисленные льготы по платежам собирали вокруг них новые поселения. Это было что-то вроде натурального хозяйства. Почти все курские монастыри XVI–XVII веков пекли свой хлеб, жили рыбной ловлей, охотой, пчеловодством и скотоводством.

Как раньше выглядели монастыри, которыми постепенно обрастала курская земля? До начала XVII века в основном все они были деревянными, огорожены простым плетнем, крыты соломой или дранкой. Это были центры привлечения населения для обживания «московских окраин». Таким образом монастыри вырастали в «диком поле», а многочисленные льготы по платежам собирали вокруг них новые поселения. Это было что-то вроде натурального хозяйства. Почти все курские монастыри XVI–XVII веков пекли свой хлеб, жили рыбной ловлей, охотой, пчеловодством и скотоводством.

 Были в окрестностях Курска и пещерные монастыри. Краеведы еще более ста лет назад находили их следы, до нас дошли некоторые описания. Так, памятный календарь Курской губернии за 1888 год сообщает: «...в двух верстах от села Шмарного в Старооскольском уезде в 40 саженях от проселочной дороги в меловой горе пещера с очень неудачным входом. От него идет спуск до коридора, длиной 3 аршина, затем коридор делится на три прохода с арками, разделенными колоннами, и высеченными по бокам углублениями разной формы, в которых свободно может поместиться человек.

Были в окрестностях Курска и пещерные монастыри. Краеведы еще более ста лет назад находили их следы, до нас дошли некоторые описания. Так, памятный календарь Курской губернии за 1888 год сообщает: «...в двух верстах от села Шмарного в Старооскольском уезде в 40 саженях от проселочной дороги в меловой горе пещера с очень неудачным входом. От него идет спуск до коридора, длиной 3 аршина, затем коридор делится на три прохода с арками, разделенными колоннами, и высеченными по бокам углублениями разной формы, в которых свободно может поместиться человек.

Высечены по стенам кресты и углем написаны разные изречения. В восточной стороне (по проходу) нечто вроде церкви; потолок куполообразный, в центре как бы иконостас с царскими дверями, от которых уцелела правая колонна и нижняя часть левой. Все это высечено из мела. Длина переходов до 15 саженей».

Высечены по стенам кресты и углем написаны разные изречения. В восточной стороне (по проходу) нечто вроде церкви; потолок куполообразный, в центре как бы иконостас с царскими дверями, от которых уцелела правая колонна и нижняя часть левой. Все это высечено из мела.

Длина переходов до 15 саженей».

 Далее вашему вниманию будут представлены сохранившиеся до настоящего времени старинные, а также современные храмы Курска и рассказана их история.

Далее вашему вниманию будут представлены сохранившиеся до настоящего времени старинные, а также современные храмы Курска и рассказана их история.

 Точное время основания монастыря неизвестно. Первое упоминание датируется 1623 годом, где монастырь упоминается уже действующим, точное состояние монастыря в источниках не упоминается. Однако в письменных источниках 1629 — 1631, монастырь упоминается как вполне развитый: при монастыре действует храм во имя Живоначальной Троицы с приделом Вознесения Господня, монастырь имеет множество построек, сестры занимаются благотворительностью, а вокруг монастыря селятся ремесленники.  Все постройки монастыря были уничтожены пожаром 1680 года, но уже в 1695 был заложен каменный храм во имя Живоначальной Троицы, на том же месте, где прежде стоял деревянный. Троицкий Женский Монастырь

Точное время основания монастыря неизвестно. Первое упоминание датируется 1623 годом, где монастырь упоминается уже действующим, точное состояние монастыря в источниках не упоминается. Однако в письменных источниках 1629 — 1631, монастырь упоминается как вполне развитый: при монастыре действует храм во имя Живоначальной Троицы с приделом Вознесения Господня, монастырь имеет множество построек, сестры занимаются благотворительностью, а вокруг монастыря селятся ремесленники.

Все постройки монастыря были уничтожены пожаром 1680 года, но уже в 1695 был заложен каменный храм во имя Живоначальной Троицы, на том же месте, где прежде стоял деревянный.

Троицкий Женский Монастырь

 Храм расположен на месте ранее существовавшего мужского Троицкого монастыря, основанного при Борисе Годунове и по его грамоте, датированной 1597 годом. Монастырь был разорён и сожжён литовскими войсками в эпоху смутного времени (1612 год).  Прежняя, стоявшая на этом месте монастырская церковь была деревянной. Современное здание храма возведено в 1742 году (в некоторых источниках встречаются другие, более ранние, даты постройки — 1733 или 1740 годы), в 1782 году перестроено силами прихожан, в XIX веке расширено двумя боковыми пристройками: северный придел — в 1829 году, а южный — в 1842 году. В зимнее время для богослужения использовался нижний храм, а летняя церковь, более светлая и просторная, находилась на втором этаже. Церковь Святой Троицы

Храм расположен на месте ранее существовавшего мужского Троицкого монастыря, основанного при Борисе Годунове и по его грамоте, датированной 1597 годом. Монастырь был разорён и сожжён литовскими войсками в эпоху смутного времени (1612 год).

Прежняя, стоявшая на этом месте монастырская церковь была деревянной. Современное здание храма возведено в 1742 году (в некоторых источниках встречаются другие, более ранние, даты постройки — 1733 или 1740 годы), в 1782 году перестроено силами прихожан, в XIX веке расширено двумя боковыми пристройками: северный придел — в 1829 году, а южный — в 1842 году. В зимнее время для богослужения использовался нижний храм, а летняя церковь, более светлая и просторная, находилась на втором этаже.

Церковь Святой Троицы

 .  Первое упоминание о храме Введения Пречистой Богородицы с приделом святых мучеников Флора и Лавра в Ямской слободе относится к 1628 году. В 1647 году церковь была разорена крымскими татарами, а священник захвачен ими. Современное здание храма построено в 1761 году, частично передаёт черты предыдущего. Новую церковь построили повыше от расположения прежней.  Храм являлся центром пригородной Ямской слободы. В 1872 году была перестроена каменная колокольня. Каждый год во время Крестного хода из Коренной пустыни в Знаменский собор Курска чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» на ночь с 12 на 13 сентября оставалась в Введенской церкви. Храм Введения Пресвятой Богородицы

.

Первое упоминание о храме Введения Пречистой Богородицы с приделом святых мучеников Флора и Лавра в Ямской слободе относится к 1628 году. В 1647 году церковь была разорена крымскими татарами, а священник захвачен ими. Современное здание храма построено в 1761 году, частично передаёт черты предыдущего. Новую церковь построили повыше от расположения прежней.

Храм являлся центром пригородной Ямской слободы. В 1872 году была перестроена каменная колокольня. Каждый год во время Крестного хода из Коренной пустыни в Знаменский собор Курска чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» на ночь с 12 на 13 сентября оставалась в Введенской церкви.

Храм Введения Пресвятой Богородицы

 Храм заложен в 1813 году в честь святой Екатерины на новом тогда Херсонском кладбище по прошению купца 2-й гильдии С. А. Александрова, строительство осуществлялось на его средства и было завершено к 1819 году. Храм был освящён лишь в 1836 году в честь Всех Святых (а не святой Екатерины), поэтому праздновались два престольных праздника.  В 1899 году епархиальный архитектор Слесарёв разработал проект пристройки северного и южного приделов, однако до начала Первой мировой войны этот проект был осуществлён лишь наполовину: произведена пристройка только северного придела.  В 1992 году по проекту архитекторов И. Л. Брагина и Д. А. Кубрина был пристроен южный придел, на прежнем месте восстановлена колокольня. Южный придел был освящен во имя Алексия, человека Божиего. .  Всехсвятский храм

Храм заложен в 1813 году в честь святой Екатерины на новом тогда Херсонском кладбище по прошению купца 2-й гильдии

С. А. Александрова, строительство осуществлялось на его средства и было завершено к 1819 году. Храм был освящён лишь в 1836 году в честь Всех Святых (а не святой Екатерины), поэтому праздновались два престольных праздника.

В 1899 году епархиальный архитектор Слесарёв разработал проект пристройки северного и южного приделов, однако до начала Первой мировой войны этот проект был осуществлён лишь наполовину: произведена пристройка только северного придела.

В 1992 году по проекту архитекторов И. Л. Брагина и Д. А. Кубрина был пристроен южный придел, на прежнем месте восстановлена колокольня. Южный придел был освящен во имя Алексия, человека Божиего.

.

Всехсвятский храм

 Храм святителя Николая Чудотворца г. Курска был построен в 1814 году стрельцами как выражение благодарности Богу и Святителю Николаю, верному помощнику во дни сражений в нашествием наполеоновских войск в Россию, которые в это время были изгнаны из пределов нашего Отечества.  Храм строился на средства поселян Стрелецкой слободы. Постройка его в архитектурном плане нецелостная, приделы в честь святителя Тихона - епископа Воронежского и прп. Косиана Римлянина построены несколько позже. Это видится по самому внутреннему архитектурному строению.  . Храм святителя Николая Чудотворца

Храм святителя Николая Чудотворца г. Курска был построен в 1814 году стрельцами как выражение благодарности Богу и Святителю Николаю, верному помощнику во дни сражений в нашествием наполеоновских войск в Россию, которые в это время были изгнаны из пределов нашего Отечества.

Храм строился на средства поселян Стрелецкой слободы. Постройка его в архитектурном плане нецелостная, приделы в честь святителя Тихона - епископа Воронежского и прп. Косиана Римлянина построены несколько позже. Это видится по самому внутреннему архитектурному строению.

.

Храм святителя Николая Чудотворца

 В начале XVII века на месте храма был «убогий дом» — место, где находили последний приют бездомные. В 1619 году здесь был основан Божедомский монастырь, посвящённый святым Илье Пророку и Николаю Чудотворцу.  Деревянный храм, находившийся на месте современного Воскресенско-Ильинского храма был приходским для семьи Исидора и Агафии Мошниных, родителей будущего Серафима Саровского.  В 1768 году на месте деревянной церкви было построено нынешнее здание, а церковь стала называться церковью Ильи Пророка. После слома в 1788 году Воскресенского собора Знаменского монастыря церковь Ильи Пророка получила его престол, сменив название на Воскресенский собор. . Воскресенско-Ильинский храм

В начале XVII века на месте храма был «убогий дом» — место, где находили последний приют бездомные. В 1619 году здесь был основан Божедомский монастырь, посвящённый святым Илье Пророку и Николаю Чудотворцу.

Деревянный храм, находившийся на месте современного Воскресенско-Ильинского храма был приходским для семьи Исидора и Агафии Мошниных, родителей будущего Серафима Саровского.

В 1768 году на месте деревянной церкви было построено нынешнее здание, а церковь стала называться церковью Ильи Пророка. После слома в 1788 году Воскресенского собора Знаменского монастыря церковь Ильи Пророка получила его престол, сменив название на Воскресенский собор.

.

Воскресенско-Ильинский храм

Храм Вознесения Господня  .  Храм возведён на средства прихожан и жертвователей в 1887—1888 годы. Новый Вознесенский храм, расположенный на возвышенном участке, стал главной достопримечательностью слободы.  В 1888 с горы Афон были привезены иконы Божией Матери Скоропослушница и великомученика Пантелеимона. В 1893 году усилиями приходского священника Иоанна Ершова в церковной ограде было построено одноэтажное каменное здание церковно-приходской школы. В начале XX века в приходе также состояли земское училище и школа грамоты в деревне Гремячка.

Храм Вознесения Господня

.

Храм возведён на средства прихожан и жертвователей в 1887—1888 годы. Новый Вознесенский храм, расположенный на возвышенном участке, стал главной достопримечательностью слободы.

В 1888 с горы Афон были привезены иконы Божией Матери Скоропослушница и великомученика Пантелеимона.

В 1893 году усилиями приходского священника Иоанна Ершова в церковной ограде было построено одноэтажное каменное здание церковно-приходской школы. В начале XX века в приходе также состояли земское училище и школа грамоты в деревне Гремячка.

 Кафедральный собор Иконы Божией Матери «Знамение» (Знаменский собор) — православный храм на территории Курского Знаменского Богородицкого мужского монастыря, построенный в 1816—1826 годы в честь победы в Отечественной войне 1812 года.  Храм был возведён в стиле классицизма и имеет традиционную крестово-купольную конструкцию.  На протяжении длительного времени собор является почётным местом хранения почитаемой чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение», из собора ежегодно совершается крестный ход с перенесением иконы «Знамение» в Курскую Коренную Рождество-Богородичную пустынь.  . Знаменский собор

Кафедральный собор Иконы Божией Матери «Знамение» (Знаменский собор) — православный храм на территории Курского Знаменского Богородицкого мужского монастыря, построенный в 1816—1826 годы в честь победы в Отечественной войне 1812 года.

Храм был возведён в стиле классицизма и имеет традиционную крестово-купольную конструкцию.

На протяжении длительного времени собор является почётным местом хранения почитаемой чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение», из собора ежегодно совершается крестный ход с перенесением иконы «Знамение» в Курскую Коренную Рождество-Богородичную пустынь.

.

Знаменский собор

Храм в честь Великомученика  Георгия Победоносца  .  Храм задумывался как памятник погибшим в боях на Курской дуге воинам, заложен в 1998 году в 55-ю годовщину Курской битвы.  В 2002 году указом митрополита Курского и Рыльского Ювеналия был организован приход во имя святого великомученика Георгия Победоносца.  Строительство по проекту курских архитекторов Валерия Михайлова и Павла Пахомова окончено в 2008 году.  Храм был освящён 5 октября 2008 года, в год 65-летия Курской битвы, архиепископом Курским и Рыльским Германом.

Храм в честь Великомученика

Георгия Победоносца

.

Храм задумывался как памятник погибшим в боях на Курской дуге воинам, заложен в 1998 году в 55-ю годовщину Курской битвы.

В 2002 году указом митрополита Курского и Рыльского Ювеналия был организован приход во имя святого великомученика Георгия Победоносца.

Строительство по проекту курских архитекторов Валерия Михайлова и Павла Пахомова окончено в 2008 году.

Храм был освящён 5 октября 2008 года, в год 65-летия Курской битвы, архиепископом Курским и Рыльским Германом.

 В 1998 году в КГПУ по инициативе его студентов и преподавателей была создана православная община во имя Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. Было принято решение о строительстве храма в честь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на территории университета в его внутреннем дворике. Народный художник Российской Федерации Вячеслав Клыков выполнил эскиз будущего здания.  24 мая 1998 года архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий совершил закладку камня на месте будущего строительства храма. В 2002 году в день апостола Андрея Первозванного в фундамент была заложена металлическая капсула с грамотой: «Во славу Животворящей Троицы. 2002 год от Рождества Христова». Строительство продолжалось с 1999 по 2007 год.  Храм Святых равноапостольных  Кирилла и Мефодия

В 1998 году в КГПУ по инициативе его студентов и преподавателей была создана православная община во имя Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. Было принято решение о строительстве храма в честь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на территории университета в его внутреннем дворике. Народный художник Российской Федерации Вячеслав Клыков выполнил эскиз будущего здания.

24 мая 1998 года архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий совершил закладку камня на месте будущего строительства храма. В 2002 году в день апостола Андрея Первозванного в фундамент была заложена металлическая капсула с грамотой: «Во славу Животворящей Троицы. 2002 год от Рождества Христова». Строительство продолжалось с 1999 по 2007 год.

Храм Святых равноапостольных

Кирилла и Мефодия

6 января 1997 год – создан православный Приход храма. 22 февраля 1997 год – первое Богослужение в здании временного храма. 1998 год – выделено место на обширном поле в Северо-Западном микрорайоне под строительство храма. В знак этого важного события был водружен Поклонный Крест. 1999 год – основан Паломнический отдел епархии, который работает при храме. 18 мая 2000 год – освящена часовня в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». 30 сентября 2005 год – первое Богослужение в новом храме. 30 сентября 2007 год – освящение Престола 30 сентября 2011 год - освящение архиепископом Курским и Рыльским Германом и архиепископом Берлинским и Великобританским Марком колоколов.  . Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови  и матери их Софии

6 января 1997 год – создан православный Приход храма. 22 февраля 1997 год – первое Богослужение в здании временного храма.

1998 год – выделено место на обширном поле в Северо-Западном микрорайоне под строительство храма. В знак этого важного события был водружен Поклонный Крест.

1999 год – основан Паломнический отдел епархии, который работает при храме.

18 мая 2000 год – освящена часовня в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

30 сентября 2005 год – первое Богослужение в новом храме. 30 сентября 2007 год – освящение Престола

30 сентября 2011 год - освящение архиепископом Курским и Рыльским Германом и архиепископом Берлинским и Великобританским Марком колоколов.

.

Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови

и матери их Софии

 29 августа 2008 года архиепископ Курский и Рыльский Герман освятил закладной камень в основание нового храма во имя святых Царственных страстотерпцев в Курске. Проект храма исполнен архитекторами и конструкторами курской творческой мастерской Валерия Михайлова.  27 сентября 2009 года Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом (Капралом) освящены кресты для куполов храма.  6 июня 2010 года в присутствии делегации РПЦЗ во главе с архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком (Арндтом) были освящены колокола.  Храм освящен 11 декабря 2010 года архиепископом Германом.  . Храм Святых Царственных Страстотерпцев

29 августа 2008 года архиепископ Курский и Рыльский Герман освятил закладной камень в основание нового храма во имя святых Царственных страстотерпцев в Курске. Проект храма исполнен архитекторами и конструкторами курской творческой мастерской Валерия Михайлова.

27 сентября 2009 года Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом (Капралом) освящены кресты для куполов храма.

6 июня 2010 года в присутствии делегации РПЦЗ во главе с архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком (Арндтом) были освящены колокола.

Храм освящен 11 декабря 2010 года архиепископом Германом.

.

Храм Святых Царственных Страстотерпцев

  Источники информации:   1. « Курск: Краеведческий словарь – справочник». Курск, «ЮМЭКС», 1992.  2. https://azbyka.ru/palomnik/ Курск_%28храмы%29  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Список_храмов_и_часовен_Курской_области  4. http://www.dddkursk.ru/number/785/planet/001510  5. https://must-see.top/

Источники информации: 1. « Курск: Краеведческий словарь – справочник». Курск, «ЮМЭКС», 1992. 2. https://azbyka.ru/palomnik/ Курск_%28храмы%29 3. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Список_храмов_и_часовен_Курской_области 4. http://www.dddkursk.ru/number/785/planet/001510 5. https://must-see.top/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!