СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс "Решение логических задач"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курс "Решение логических задач"»

Пояснительная записка.


В последние годы всё больше внимания уделяется проблемам развивающего обучения. Небывалый рост объёма информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно.

Математика является тем предметом на материале, которого можно проводить целенаправленную работу по развитию мышления учащихся, их творческих способностей. Изучение математики способствует развитию внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления, сообразительности.

Практико-ориентированные занимательные задания являются неотъемлемой частью духовного наследия народа. Это разнообразные задачи, созданные человечеством в течение многих лет и показывающие практическое применение математических знаний в повседневной жизни. Практико-ориентированные занимательные задания позволяют учащимся усвоить программный материал на более высоком уровне, способствуют развитию логического мышления.
Программа курса предполагает дифференцированный подход к использованию различных форм и методов проведения занятий.
Содержание курса определяется его названием. Но если вспомнить, что логика — это наука о правилах и способах рассуждений, то следует заметить, что название «Решение логических задач» является весьма условным. В самом деле, решение любой математической задачи (и не только математической) использует логические рассуждения.

Курс предназначен для изучения в 5 классе.

Цель курса.

Формирование у учащихся творческого мышления, логического мышления, сообразительности, интереса к предмету, представления о математике как части общечеловеческой культуре.


Задачи курса.


Расширение математического кругозора учащихся.

Формирование навыков перевода различных задач на язык математики.

Развития внимания и наблюдательности.

Повышение уверенности в собственных силах.

Освоение учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления.

Помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможность овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.


Учащиеся курса должны уметь.


Применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Решать задачи комбинированного и творческого характера.

Уметь ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Правильно пользоваться понятиями и терминами, которые специфичны для изучаемого курса.

Проводить обобщения, выдвигать гипотезы.

Уметь находить информацию в разных источниках, отбирать и систематизировать ее.


Изучение курса будет способствовать:

развитию творческих способностей учащихся, особенно в таких направлениях их деятельности, как умение анализировать и сравнивать, применять метод аналогий;

формированию у учащихся более глубокого интереса к математике, их стремлению к поиску знаний, к пониманию возможностей применения математики в практической деятельности человека.

Структура курса:

(34 ч, 1 ч в неделю)




«Занимательное» в математике (5ч.)

«Магические» фигуры. Ребусы, головоломки, кроссворды. Математические фокусы и софизмы. Занимательный счет. Математические игры.Итоговое занятие по теме: консультация


Логические задачи (13ч).

Понятие « истинно и ложно», « отрицание».Высказывания, противоречащие друг другу.

Высказывания, содержащие в себе и истину, и ложь одновременно. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний.Задачи, решаемые с конца.Задачи на переливание.Задачи на взвешивание.Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Задачи на делимость чисел.Задачи на принцип Дирихле.Задачи, решаемые с помощью графов.Игровые задачи. Комбинаторные задачи.Итоговое занятие.

Задачи на разрезание (6ч).

Простейшие геометрические фигуры.Задачи на разрезание.Задачи на разрезание

Закончить рисунок по образцу. Лабораторная работа «Игра-головоломка «Танграм».




Занимательные задачи на дроби (4ч).

Старинные задачи на дроби. Задачи на совместную работу.


Олимпиадные задачи (5ч).

Решение олимпиадных заданий. Решение заданий математической игры «Кенгуру».


Итоговое занятие – Мини - олимпиада (1 ч).


















Тематическое планирование курса


Содержание материала.

Кол. ч.

сроки


  1. «Занимательное» в математике


(5ч)


1

Числа.

1


2

Составление выражений.

1


3

Головоломки.

1


4

Числовые ребусы.

1


5

Другие задачи.

1



  1. Логические задачи


(13ч)


6

Чётность.

1


7

Геометрия в пространстве.

1


8

Переливание.

1


9

Взвешивание.

2


10

Логические задачи.

2


11

Задачи-шутки и прочее.

2


12

В худшем случае.

2


13

Принцип Дирихле.

2



  1. Задачи на разрезание


(6ч)


14

Рисование фигур на клетчатой бумаге.

2


15

Разрезание фигур на равные части.

2


16

Игра с пентамино.

2



  1. Занимательные задачи на дроби


(4ч)


17

Старинные задачи на дроби.

1


18

Задачи на совместную работу.

1



  1. Олимпиадные задачи


(5ч)


19

Решение олимпиадных заданий.

2


20

Решение заданий математической игры «Кенгуру».


3



  1. Итоговое занятие – Мини - олимпиада


(1 ч)



Всего часов:

34







Список литературы.


Литература для обучающихся:


  1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

  2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.

  3. Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.

  4. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.

  5. Онучкова, Л.В. Введение в логику. Логические операции [Текст]: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.

  6. Б.А.Кордоменский, «Математическая смекалка», учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений

  7. Нагибин, Ф.Ф., Канин, Е.С. Математическая шкатулка [Текст]: Пос. для уч-ся.- [Изд. 4-е, перераб. и доп.] .- М.: Просвещение, 1984.



Литература для учителя:


  1. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад: развитие творческой сущности учащихся [Текст] /Автор – сост. Н.В. Заболотнева.- Волгоград: Учитель, 2006.

  2. И.Л.Соловейчик. «Я иду на урок математики», Пособие для учителя математики «Первое сентября» 2001 г

  3. Газета «Математика в школе» Издательского дома «Первое сентября»


Дополнительная литература:


  1. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / глав. ред. М.Д Аксёнов. - М.: Аванта + , 2002.

  2. Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин.- М.: Педагогика, 1989.




















Ожидаемый результат обучения:






Обучающие, посещающие данный курс, в конце учебного года должны уметь:

  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя различные методы: метод рассуждений; метод таблиц; метод графов; метод блок-схем; метод бильярда; метод кругов Эйлера.

  • оценивать логическую правильность рассуждений;

  • распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;

  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

  • уметь составлять занимательные задачи;

  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!