СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс " Рациональные уравнения"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курс " Рациональные уравнения"»

Программа дополнительного курса


«Рациональные уравнения»



для физико-математического профиля























I.Пояснительная записка.


Программа разработана для 10 классов физико-математического профиля. Дополнительный курс посвящен одной из самых важных тем математики: «Рациональные уравнения и способы их решения».

В условиях профилизации и модернизации школы появилась необходимость повышения качества школьного образования и создание специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию и специализацию учащихся.

Программа состоит из двух частей:

  1. целые алгебраические уравнения;

  2. дробно-рациональные уравнения.

Тема уравнения рассматривается на протяжении всего курса алгебры 7-9 классов небольшими кусками, и только некоторые способы их решения. Данный курс систематизирует и обобщает знания по теме, углубляет и расширяет их. Также рассматриваются различные способы решения уравнений. Настоящая программа предусматривает полное развитие целостной математической составляющей в обучении алгебры, предоставляет возможности учащимся свободного выбора своего образовательного пути.

Содержание курса позволяет ученику любого уровня обученности активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя. Эта программа будет способствовать совершенствованию и развитию математических знаний и умений, формированию интереса к предмету, пониманию роли математики в деятельности человека.

Данный материал поможет оценить свои возможности по математике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения, а также поможет готовиться к ЕНТ. В курс заложена возможность дифференцированного обучения, как путем использования упражнений различного уровня сложности, так и на основе различной степени самостоятельного освоения нового материала.



















Цель курса:

  • прочное сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, связанных с решением рациональных уравнений, приобщение учащихся к творческой и исследовательской деятельности;

  • способствовать развитию интеллектуальных и коммуникативных качеств, необходимых для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Задачи курса:

  1. Систематизирование и обобщение теоретических знаний, связанные с понятием рациональные уравнения;

  2. Формирование необходимых практических навыков и умений у учащихся для решения различных уравнений;

  3. Развитие умений коллективно-познавательного труда, логического и творческого мышления;

  4. Развитие навыков исследовательской деятельности, повышение математической культуры учащегося.

Используемые технологии:

  • лекционно-семинарская система обучения;

  • модульное обучение;

  • исследовательский метод в обучении;

  • индивидуальные формы работы;

  • дифференцированное обучение.

Решение индивидуальных заданий на разных уровнях усвоения: применения способа решения по образцу; с последующей проверкой по эталону; применение самостоятельно выбранного способа решения; самооценка учащимися своей деятельности на занятии (рефлексия).


Ожидаемые результаты:


Учащиеся должны знать

что такое уравнение, корень уравнения, равносильные уравнения, уравнения – следствия, посторонний корень, потерянный корень уравнения;

уметь

решать уравнения по видам и решать их предлагаемыми способами, выбирать более рациональный способ решения, если возможно одно и тоже уравнение решать различными способами.



















II. Тематическое планирование курса.


содержание

Количество часов

1-2

Уравнение, корень уравнения, равносильность уравнений. Потерянные и постоянные корни. Целое алгебраическое уравнение.

2

3-6

Решение уравнений разложением на множители: способ группировки; выделение полного квадрата; применение формул сокращенного умножения. Проверочная работа.

4

7-10

Подбор корня уравнения по свободному члену и старшему коэффициенту. Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу.

4

11-14

Решение уравнение методом неопределенных коэффициентов. Схема Горнера. Тест

4

15-18

Метод выделения новой переменной. Понижение степени.

4

19-22

Однородные уравнения. Возвратные уравнения четвертой степени.

4

23-24

Неприведенные уравнения и способы их решения.

2

25-28

Дробно-рациональные уравнения, решение их способом подстановки.

4

29-32

Нестандартные способы решения дробно-рациональных уравнений.

4

33-34

Итоговая контрольная работа.

2






















III. Содержание занятий.

Занятие № 1, 2

Рассмотреть определение целого уравнения, корня уравнения, определение равносильных уравнений, теоремы, с помощью которых переходим к равносильным уравнениям, примеры, когда при переходе от одного уравнения к другому теряется корень или появляется посторонний корень.

Занятие № 3, 4, 5, 6

Изучить способы решения уравнений разложением на множители.

  1. Способ группировки.

  2. Способ выделения полного квадрата.

Например, в уравнении

x³ - (a + b + c)x² + (ab + ac + bc)x – abc = 0;

x³ - ax² - bx² - cx² + abx + acx + bcx - abc = 0;

x²(x - a) - bx(x - a) -cx(x - a) + bc(x - a) = 0;

(x - a)( x² - bx - cx + bc) = 0; (x - a)(x(x - b) - c(x - b)) = 0;


(x - a)(x - b)(x - c) = 0; х – a = 0 или x – b = 0 или x – c = 0; х = a, x = b, x = c.



Занятие № 7, 8, 9, 10

  1. Если уравнение

a0xn + a1xn-1 + a2xn-2 +…+ an-1x + an = 0 (1) с целыми коэффициентами имеет

целый корень, то этот корень является делителем свободного члена.

  1. Если уравнение (1) с целыми коэффициентами имеет рациональные корни вида , тогда число p является делителем свободного члена an, а q – делителем старшего коэффициента a0.

  2. Если старший коэффициент уравнения с целыми коэффициентами a0 =1, то все рациональные корни – целые, если они существуют.

Рассмотреть деление многочлена на многочлен, чтобы понизить степень многочлена, а также Теорема Безу

Остаток от деления многочлена

P(x)=a0xn + a1xn-1 + a2xn-2 +…+ an-1x + an

на двучлен x - a равен P(a), тогда

P(x)=(a - x)P1(x), если P(x) делится на x - a без остатка и

P(x)=(a - x)P1(x) + R(x), где R(x) – остаток.









Занятие № 11, 12, 13, 14

Рассмотреть решение уравнений методом неопределенных коэффициентов.

Например, x4 - 6x3 + 6x2 + 10x – 3 = 0

Уравнение приведенное, рассмотрим делители свободного члена -3 делится на ±1; ±3

х = -1 и х = 3

корни уравнения представим в виде (х + 1)(х - 3)(x2 + px + q) = 0

(x2 - 2x - 3)(x2 + px + q)=x4 - 6x3 + 6x2 +10x - 3

x4 + (p-2)x3 + (q - 2p - 3)x2 - (2q + 3p)x - 3q= x4 - 6x3 + 6x2 + 10x - 3

p – 2 = - 6 p = - 4

-3q = -3 q = 1

(x + 1)(x - 3)(x2 - 4x + 1) = 0; x2 - 4x + 1 = 0; D

Рассмотреть схему Горнера

Если многочлен

P(x)=a0xn + a1xn-1 + a2xn-2 +…+ an-1x + an

При делении на х - а, дает Q(x) неполное частное и R- остаток, то коэффициент Q(x) можно найти по схеме

a0

a1

a2

an-1

an

b0 = a0

b1 = a1 + ab0

b2 = a2 + ab1

bn-1 = an-1+abn-2

bn= an+ abn-1 bn=R

Q(x) = b0xn-1 + b1xn-2 +…+ bn-1x + bn


Занятие № 15, 16, 17, 18

Рассмотреть метод введения новой переменной.

  1. ax2n + bxn + c = 0, t = xn

  2. Уравнение вида (x + a)(x + b)(x + c)(x + d) = m

Если a + b = c + d или a + c = b + d или a + d = b + c, то решаем раскрытие скобок, где выполняется равенство, затем вводим переменную, получаем квадратное уравнение.

Например,

(x - 4)(x - 5)(x - 6)(x - 7) = 1680; - 4 – 7 = - 5 – 6;

(x - 4)(x - 7) (x - 5)(x - 6) = 1680;

(x2 - 11x + 28)(x2 - 11x + 30) = 1680; x2 - 11x + 28 = t.

Далее решаем уравнение вида t(t + 2) = 1680.


  1. Уравнение вида (x + a)(x + b)(x + c)(x + d) = mx2

Если ab = cd или ac = bd или ad = bc, то раскрываем скобки, где выполняется равенство, а затем делим на x2 ≠ 0 и вводим переменную и получаем квадратное уравнение.

(x - 1)(x - 2)(x - 8)(x - 4) = 4x2; (-8)(-1) = (-2)(-4);

(x - 1)(x - 8)(x - 2)(x - 4) = 4x2;

(x2 - 9x + 8)(x2 - 6x + 8) = 4x2 ∕x2; (x – 9 + )(x – 6 + ) = 4;

х + - 9 = t; t(t + 3) = 4; t2 + 3t – 4 = 0; t1 = 1; t2 = - 4.


х + - 9 = 1; x + - 10 = 0; x2 - 10x + 8 = 0;


x1 = 5 + ; x2 = 5 - ; x + - 9 = -4; x + - 5 = 0;

x2 -5x + 8 = 0 корней нет.


Занятие № 19, 20, 21, 22

Возвратным уравнением четвертой степени называется уравнение вида

ax4 + bx3 + cx2 + kbx + k2a = 0, a ≠ 0, если k = 1, то уравнение имеет вид

ax4 + bx3 + cx2 + bx + a = 0, такое уравнение называется симметрическим.

3x4 - 5x3 - 30x2 - 10x + 12 = 0∕ x2, т.к. x = 0 не корень

3x2 - 5x – 30 - + = 0; 3(x2 + ) -5(x + ) -30 = 0; х + = t.

Возведем в квадрат.

x2 + 2x + = t2; x2 + = t2 – 4; 3(t2 - 4) - 5t – 30 = 0; 3t2 - 5t – 42 = 0.


D = 25 + 504, t1 = ; t2 = - 3; x + = ; x + = - 3.

x1,2 = x1 = -1, x2 = -2

Уравнение вида au2 + bu + c 2 = 0 называется однородным, где a,b,c – числа, a u и некоторые функции от х.

Разделим обе части уравнения на 2 ≠ 0

a( )2 + b( ) + c = 0; ( ) = t = at2 + bt + c = 0.


Получили квадратное уравнение.


Занятие № 23, 24

Некоторые способы решения неприведенных уравнений.

Уравнение вида: 21x3 + x2 - 5x – 1 = 0/ x3; 21 + - - = 0;

= t; 21 + t- 5t2 - t3 = ; t3 + 5t2 – t – 21 = 0.

Далее найдем корни среди делителей свободного члена.

t = - 3; (t + 3)(t2 + 2t - 7) = 0; t2 + 2t – 7 = 0; t1,2 = - 1 2


= - 3; х = - ; = - 1+ 2 ; х = ; = -1 - 2 ; х = .


4x3 - 10x2 + 14x – 5 = 0/*2; 8x3 - 20x2 + 28x – 10 = 0;


(2x)3 - 5(2x)2 + 14(2x) – 10 = 0; 2x = t; t3 - 5t2 + 14t – 10 = 0;


t = 1; 2x=1; x= .

Решая эти уравнения, выполняем такое преобразование, чтобы уравнения стали приведенными.


Занятие № 25, 26, 27, 28

Дробно-рациональное уравнение можно представить в виде =0, где P(x) и Q(x) – многочлены.

У равнение =0 равносильно системе

P(x)=0

Q(x)≠0

Решение уравнений способом подстановки.

Рассмотрим уравнения вида:

1. + =2,9; t = ;


2. + = ; t=x2-3x+3;


3. x3+ =3 (x+ ); t= x+ ;


4. =1,2/ x2; = ; x + = t;


5. + = ; x2+2x+2=t; + = .


Занятие № 29, 30, 31, 32

Нестандартные способы решения уравнений.

1. Уравнения, решаемые выделением квадрата двучлена, например,

х2+ =8.

2. Уравнения, решаемые как однородное

AU2(x)+BU(x) (x)+C 2(x)=0 / 2(x)≠0 ; А( )2+B( )+C=0;

Введем переменную =t, получим At2+Bt+C=0,

далее решаем квадратное уравнение.

3. Решение уравнений, выделением целой части дробей, например,

- = -

Целую часть можно выделить делением числителя на знаменатель, т.е.

многочлена на многочлен или в числителе выделить квадрат двучлена, а затем

выделить целую часть.

4. Решение уравнений вида

(x-a)4+(x+b)4=c, заменим х = t-

получим после упрощения биквадратное уравнение.


Занятие № 29, 30

Нестандартные способы решения дробно-рациональных уравнений.

Цель урока: формирование практических навыков и умений при решении дробно-рациональных уравнений; развитие логического и творческого мышления; воспитание умения выбрать оптимальные способы решения, умение работать в коллективе.

На занятии использована методика взаимообмена заданиями (модульное обучение).

1. Подготовка учебного материала.

1.1. Блок дидактических карточек по изучаемому материалу, в

блоке 10 карточек по две одинаковые.

Карточка состоит из двух частей:

  • Задание по самостоятельному изучению нового материала, выделяются те моменты, на которые надо обратить внимание.

  • Задание (уравнение), которые надо выполнять самостоятельно.

1.2. Листок учителя, планирование и содержание карточек по способам

решения уравнений.

1.3. Листок самооценки в каждой группе.

2. Организация работы группы учеников.

Все учащиеся разбиваются на группы по 4-5 человек, всего 5 групп.

В каждой группе назначается ответственный за работу. Если группа самостоятельно не справляется, то задает вопросы учителю. Освоив задание карточки №1, группа переходит к решению карточки №2 и т.д.Маршрут для каждой группы расписан учителем.

3. Учет.

Те уравнения, которые учащиеся решают самостоятельно, должны

быть записаны в тетрадь.

4. Контроль.

4.1. Самооценка за каздую карточку (их 5).

4.2. Самостоятельная работа по выбору: предложены уравнения,

ученики решают любые два.

Самостоятельная работа

1 вариант

1. х2+ =40; 2. - = ; 3. + - - =-


4. (x-3)4+(x+1)4=256; 5. x3+ =8 (x+ ).


2 вариант

1. х2+ =5; 2. ( )2-57( )2=


3. + = + ; 4. (х+3)4+(х+5)4=16; 5. х3 - =5 (х - ).





























Карточка № 1

Уравнения, решаемые выделением квадрата двучлена.

ОДЗ х≠0

х2+ =8

Прибавим 2х к обеим частям уравнения

х2+2х + = 8+2х ; (х + )2 = 8+ 2 ;


( )2-2 -8=0; =t; t2-2t-8=0; t1=4; t2=-2;


=4; x2-4x+4=0; (x-2)2=0; x-2=0; x=2.


=-2; x2+2x-2=0; x1=-1+ ; x2=-1- .


Ответ: 2; -1+ ; -1- .


Решите уравнение самостоятельно х2+ =27.






















Карточка № 2

Уравнения, решаемые как однородное.

AU2(x)+BU(x) (x)+C 2(x)=0 / 2(x)≠0

А( )2+B( )+C=0;

Далее введем переменную =t, получим At2+Bt+C=0,

далее решаем квадратное уравнение.

Пример.

( )2+( )2= . ОДЗ: х≠±2

Перепишем уравнение так:

( )2- +( )2=0/ ( )2≠0

( )2- +1=0; =t; t2- t+1=0;


2t2-5t+2=0; t1=2; t2= =2; x2-x-2=2(x2+x-2); x2+3x-2=0;


x1= ; x2= = ; 2(x2-x-2)= x2+x-2; x2-3x-2=0;


x1= ; x2= .

Ответ: ; ; ; .


Решите уравнение самостоятельно: 3( )2+8( )2=














Карточка № 3

Решение уравнений, выделением целой части.

ОДЗ х≠-1; х≠-3; х≠-2;х≠-4.

- = -

Выделив в числителе квадрат двучлена, можно разделить числитель на

знаменатель.

- = - ;

х+1+ -(х+2)- =х+3+ -(х+4)- ;

Упростим:

- = - ; = ; х(х -х(х =0;


х(х =0; х(4х+10)=0; х=0 или х=-2,5


Ответ: 0; -2,5.


Решите уравнение самостоятельно:

+ = +























Карточка № 4


Решение уравнений вида (x-a)4+(x+b)4=c, заменим x=t- ,

получим биквадратное уравнение (х-4,5)4+(х-5,5)4=1.


х=t - ; x=t+5; (t+ )4+(t- )4=1; (t2+t+ )2+(t2-t+ )2=1;


Воспользуемся формулой

(a+b+c)2=a2+b2+c2+2ab+2ac+2bc;

t4+t2+ +2t3+ t2+ t+t4+ t2+ -2t3+ t2- t=1;

2t4+3t3- =0/8; 16t4+24t2-7=0; t2=a; a ≥ 016a2+24a-7=0; D=256.

a1= ; a2=- не удовлетворяет условие a≥0; t2= = t=±


Если t= , то х= +5; х=5,5 t=- , то х=- +5; х=4,5


Ответ: 5,5 ; 4,5.


Решите уравнение самостоятельно: (х- )4+(х+ )4=82



Карточка № 5


Решите уравнение х3+ =13(х+ ); ОДЗ х≠0. Введем переменную х+ =t;



По формуле (a+b)3=a3+b3+3ab(a+b) возведем в куб

(х+ )3=t3; x3+ +3x ( х+ )=t3; x3+ +3t= t3= x3+ =t3-3t;

Получим

t3-3t-13t=0; t3-16t=0; t(t2-16)=0; t(t-4)(t+4)=0; t1=0 или t2=4 или t3=-4

х+ =0 корней нет х+ =4; х2-4х+1=0; х1=2+ ; х2=2- .

х+ =-4; х2+4х+1=0; х1=-2+ ; х2=-2- .

Ответ: 2+ ; 2- ; -2+ ; -2- .


Решите уравнение самостоятельно: х3 - = 2(х - )


Контрольная работа (на 2 урока).

Цель работы: проверить знания и умения по теме «Рациональные уравнения».

1 вариант

1. Решите уравнение (х+1)(х+2)(х+3)(х+4)=3.

2. Решите возвратное уравнение х43+4х2+5х+25=0.

3. Произведя замену переменной, решите уравнение

= .

4. Используя однородность, решите уравнение

2-5х-4)2-3(х3-5х2-4х)+2х2=0.

5. Найдите все целые корни уравнения х5+5х4-9х3+41х2+32х-60=0.

2 вариант

1. Решите уравнение (х-2)(х-4)(х-6)(х-8)=105.

2. Решите возвратное уравнение х43-10х2+2х+4=0.

3. Произведя замену переменной, решите уравнение

+ =1.

4. Используя однородность, решите уравнение

2+3х-2)2-2(х3+3х2-2х)-3х2=0.

5. Найдите все целые корни уравнения х5-4х4-18х3+40х2+113х+60=0.


Уравнения, которые встречаются на ЕНТ.

1. Если х0 - корень уравнения х3+3х2+х-5=0, то равно. Ответ: 3.

2. х0 - корень уравнения 8х3 + 36х2 + 54 х = 98, то равно. Ответ: 1.

3. Произведение корней уравнения х4 + х3 – 1 = 0 равно. Ответ:

4. Сумма корней уравнения + + = равна. Ответ: 3,6

5. Среднее арифметическое корней уравнения (х2 - 2х)2 - (х - 1)2 + 1 = 0 равно.

Ответ: 1.

6. Сумма различных корней уравнения х(х + 1)(х + 2)(х + 3) = 0,5625 равна.

Ответ: -13,5.

  1. Произведение корней уравнения 18х4 - 3х3 - 25х2 + 2х + 8 = 0 равно. Ответ: - .

  2. Сумма корней уравнения (х2 + 27)2 - 5(х2 + 27)(х2 + 3) + 6(х2 + 3)2 = 0, умноженная на 59 равна. Ответ: 0

  3. Модуль разности корней уравнения - = равен. Ответ: 4.

10. Сколько корней имеет уравнение + =1. Ответ: 2.

11. Среднее арифметическое корней уравнения

5( )2 - 44( )2 + 12 = 0 равно. Ответ: -4,5

  1. Если х1 – меньший, а х2 – больший корень уравнения

= , то равно. Ответ: 2.

  1. Произведение корней уравнения + - - = - равно.

Ответ: 4

  1. Если х0 – корень уравнения 3х3 - 4х2 + 5х – 18 = 0, то значение равно. Ответ: 5.

  2. Определить количество корней уравнения = 1. Ответ: 1.



























Литература

  1. Национальный центр тестирования. Учебно- методическое пособие.

  2. М.Л. Галицкий, М.М. Мошкович, С.И. Шварцбурд Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа. М.: Просвещение. 1990г.

  3. В.Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович Задачник – практикум по алгебре. М.: ШколаПресс.1995г.

  4. Д.Письменный Готовимся к экзамену по математике. М.: Айрис Пресс Рольф. 2001г.

  5. М.И.Сканави Сборник задач по математике под редакцией М.И. Сканави. М.: Высшая школа. 1998г.

  6. Ю.Н. Макарычев, Н.Г., Миндюк, К.И.Нешков. Адгебра – 9, учебник для 9 класса с углубленным изучением математики. М.: Мнемозина. 2006г.

  7. С.В. Процко, А.И. Азаров, С.А. Барвенов. Интенсивный курс подготовки к тестированию. Математика Минск. ТетраСистемс. 2005г.

  8. Н.Л. Виленкин, О.С. Нвашов-Мусатов, С.И. Шварцбурд. Алгебра и математический анализ 10 класс. М.: Мнемозина, 2004г.

  9. Л.И. Звавич, Л.Я. Шляпочкин, М.В. Чинкина Дидактический материал. Алгебра и начала анализа 8-11 классы. Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики. М.: Дрофа, 2001г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!